Шри Шримад Бхактиведанта Нараяна Махарадж
Путь Любви; Общество «Бхактиведанта», 2006. /
перевод с английского – 28 стр.
Брошюра составлена на основе лекции выдающегося вайшнава и духовного учителя современности Шри Шримад Бхактиведанты Нараяны Махараджа и адресована всем, кто посвятил себя духовному поиску, независимо от возраста, образования, национальности и вероисповедания.
Описывая и комментируя истории из древних священных писаний, которые в действительности имели место, Шрила Бхактиведанта Нараяна Махарадж раскрывает глубокие истины о сути настоящей любви и о том, как можно её обрести, следуя авторитетному практическому методу.
Общество «Бхактиведанта», 2006
От издателей
Шрила Бхактиведанта Нараяна Махарадж, испытывая глубокое сострадание к страждущим душам, явился в этот мир в 1921 году в штате Бихар, Индия, в деревне Теварипур, находящейся на берегу священной Ганги.
Совершенный гуру ученической преемственности святых учителей, идущей от Самого Господа Кришны, Шрила Нараяна Махарадж является выдающимся учеником Шрилы Бхакти Прагьяны Кешавы Госвами Махараджа, своего инициирующего духовного учителя, и Шрилы А.Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады, своего наставляющего духовного учителя, всемирно известного проповедника сознания Кришны.
В течение шестидесяти лет Шрила Нараяна Махарадж обучает бхакти-йоге, изначальной деятельности вечной души. И даже сейчас, в свои восемьдесят четыре года, он путешествует по всему миру, помогая практиковать йогу любви тем удачливым душам, которые посещают его лекции и фестивали. Искренне желая всем духовного благополучия, Шрила Нараяна Махарадж наставляет:
«Если вы хотите сделать свою жизнь успешной, счастливой и мирной, попытайтесь отдать всю вашу любовь и преданность Богу, Кришне. Проявите эту любовь ко всем живым существам, и постарайтесь прожить свою жизнь, помогая им. Если кто-то приходит с любовью, он хочет отдать все и ничего не берет взамен. Нам надо быть полностью бескорыстными в своих поступках, подобно дереву, которое дарует свою кору, корни, плоды, листья, древесину и прибежище всем, не ожидая вознаграждения».
Процесс обретения этой бескорыстной любви Шрила Нараяна Махарадж описывает в этой брошюре.
Брошюра составлена на основе публичной лекции Шрилы Бхактиведанты Нараяны Махараджа, произнесенной им в знаменитом Художественном Центре Кустард Фэктори, в Бирмингеме, Англия.
Его Божественная Милость
Шри Шримад Бхактиведанта Нараяна Махарадж
Его Божественная Милость
Шри Шримад А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада
Я молю о милости моего Гурудева, нитья-лила правишта ом вишнупад Шри Шримад Бхакти Прагьяну Кешаву Госвами Махараджа. Я приношу тысячи смиренных поклонов его лотосным стопам, а также тысячи смиренных поклонов лотосным стопам моего шикша-гуру, нитья-лила правишта ом вишнупад Шри Шримад Бхактиведанты Свами Махараджа.
Именно мой шикша-гуру открыл сокровищницу ведической мудрости современному миру. Ключ от нее находится в его руках и в руках моего Гурудева. Они дали мне этот ключ и благословили поделиться этим сокровищем со всеми вами.
c\C
Предисловие
Цель этой брошюры – представить слова тех, кто осознал божественные истины Вед, древних писаний Индии. Слово Веда буквально означает «окончательный вывод относительно всех тем, простых и необычных, связанных как с этим материальным миром, так и с трансцендентным».
Веды были составлены тысячи лет назад святыми, чьи сердца таяли от любви к страдающим душам этого мира. Такие святые благословлены чистым осознанием Абсолютной Истины и высшей цели жизни. Одним из них и является наш современник, автор этой публикации Его Божественная Милость Шрила Бхактиведанта Нараяна Махарадж, бескорыстно посвятивший всю свою жизнь служению тем, кто стремится обрести наивысшее счастье.
Нам хотелось бы в этом предисловии поделиться с вами высказываниями на тему чистой любви другого великого святого, Шрилы Бхактиведанты Свами Прабхупады, близкого друга и наставляющего духовного учителя автора. Шрила Нараяна Махарадж считает Шрилу Прабхупаду главным вдохновителем своих постоянных путешествий по всему миру с проповедью послания любви. Шрила Прабхупада пишет:
«Склонность любить – основной принцип жизни. Невозможно жить, не любя никого. Эта склонность присуща всем живым существам. Она есть даже у животных, таких как тигр, по крайней мере, в дремлющем состоянии. И, конечно же, она присутствует у человека. Современное человеческое общество призывает нас любить свою страну, семью или самого себя, однако остается неясным один момент – куда же следует направить свою любовь так, чтобы все были счастливы».
«С детских лет человек любит своих родителей, затем братьев и сестер, и, постепенно его любовь распространяется на семью, общество, страну, нацию или даже на все человечество. Но потребность в любви нельзя удовлетворить даже любовью к человеческому обществу. Она не может проявиться полностью до тех пор, пока мы не поймем, кто является высшим объектом любви. Наша любовь распространяется подобно световым волнам или потокам воздуха, но ее пределов мы не знаем».
Шрила Прабхупада объясняет, что проблема, перед которой мы стоим – отсутствие знания о том, кого любить. Говоря о науке любви, он утверждает, что любовь каждого живого существа становится совершенной благодаря обретению любви к Высшему Существу, которое в Ведах носит имя Кришна.
«Мы потерпели неудачу, пытаясь создать мир и гармонию в человеческом обществе. Это не удается сделать даже такой могущественной организации, как Организация Объединенных Наций, потому что мы не знаем правильного метода. А метод очень прост».
«Если мы научимся любить Кришну, то легко обретем любовь к каждому живому существу. Это можно сравнить с поливом корней дерева или наполнением пищей желудка. И то и другое научно обосновано и практично, и каждый из нас убедился в этом на собственном опыте. Все прекрасно знают, что когда мы едим, или иными словами, наполняем желудок, образуемая в процессе переваривания пищи энергия очень быстро распространяется по всему телу. Подобно этому, как только мы поливаем водой корень дерева, питающая энергия быстро наполняет все его части, даже если оно очень большое. Невозможно напоить дерево, поливая лишь его ветви и листья, также как невозможно накормить различные части тела, минуя желудок».
«Коренная причина нашей неудовлетворенности заключается в том, что, несмотря на большие успехи в материальной жизни, наша дремлющая потребность любить не удовлетворена. Мы поливаем все части дерева, но не поливаем корень. Мы пытаемся любыми способами сохранить наше тело здоровым, забывая при этом снабжать пищей желудок.
«Забвение Высшей Души означает также забвение своей собственной души. Самоосознание и осознание Высшей Души, Господа Шри Кришны, всепривлекающего источника любви, происходят одновременно. Например, увидеть себя утром означает также увидеть восход солнца; без солнечного света невозможно увидеть самого себя. Взаимоотношения души с Высшей Душой являются истинными отношениями. Телесные отношения – причина материальных оков, тогда как духовные отношения – причина свободы. Взаимоотношения души с душой могут быть установлены через отношения с Высшей Душой. В темноте ничего невозможно увидеть. Но при солнечном свете мы видим и солнце, и все предметы, которые не были видны в темноте».
Также как и вся Ведическая литература, этот буклет предназначен для того, чтобы научить нас, как «повернуть тот единственный выключатель, чтобы все вокруг немедленно осветилось». Все истории, описанные здесь, в действительности имели место. Шрила Нараяна Махарадж приводит их из Пуран и Упанишад, составных частей Вед.
Шьямарани даси
Редактор английского издания
День явления Господа Чайтаньи
6 Марта, 2004
Путь Любви
Любовь к Недостойному Объекту
В древние времена жил очень разумный и красивый молодой царь по имени Бхартрихари, который отлично владел всеми видами искусств. В возрасте двадцати пяти лет он женился на прекрасной девушке, которую очень любил. Желая сделать ей приятное, он подарил ей чрезвычайно дорогое ожерелье, инкрустированное драгоценными камнями, стоимость которого по сегодняшним стандартам составила бы свыше миллиона долларов. Своими собственными руками он надел на нее это ожерелье и, обняв, сказал: «Моя дорогая, это ожерелье очень ценное. Пожалуйста, пусть оно всегда будет с тобой».
Царь Бхартрихари обожал свою жену, но она не испытывала к нему такой же привязанности. Она была привлечена его главнокомандующим, который также был необычайно красив. Поэтому, уже через несколько дней, желая доставить ему удовольствие, она отдала главнокомандующему свое ожерелье.
Главнокомандующий же был привязан к проститутке и не питал к царице особых чувств. Поэтому несколько дней спустя, он подарил это ожерелье проститутке. Проститутка, в свою очередь, испытывала большую симпатию к царю и, в надежде доставить ему удовольствие, подарила ему это самое ожерелье. Увидев ожерелье, царь был поражен и спросил, где она его взяла. Проститутка, дрожа от страха, молчала. Тогда разгневанный царь произнёс, «Если ты не скажешь правду, я прикажу снести тебе голову». Испуганная проститутка при-
зналась во всем царю, и тот, оставив её, взял ожерелье и отправился к главнокомандующему.
Царь Бхартрихари спросил его: «Откуда у тебя это? Если скажешь правду, я не причиню тебе вреда, но если попытаешься скрыть её, останешься без головы». Когда главнокомандующий рассказал ему всю правду, царь понял, что его любовь была направлена на объект, недостойный такой любви. Он тотчас отказался от всех мирских привязанностей и оставил свой дворец, царство и роскошные одежды, став духовной личностью, широко известной своей отрешенностью.
[Скорбь, горе и ненависть царя Бхартрихари возникли из-за того, что его сладкая привязанность, превратилась в горечь. Истинная же причина случившегося заключалась в его незнании, что высшим объектом любви является Бог. Через страдания, пережитые им, проходят практически все в этом мире, вследствие непонимания, что Бог – это Высшая Любовь. Одни думают, что Он вообще не существует, другие, что у Него нет формы и качеств, а третьи говорят, что в разных религиях существуют разные Божества и Боги. В дальнейшем мы увидим, что можно освободиться от всех страданий, вызванных враждебностью, завистью и ссорами, осознав, что существует только одна Божественная Реальность, которая и является всепроникающей, вечно-новой Любовью. – прим. ред.]
Есть Только Одна Семья
Все мы принадлежим семье единого Бога. Это не так, что в Англии один Бог, в Америке – другой, а в Индии – третий. Христиане, мусульмане и индусы не поклоняются разным Богам. Такие имена, как Аллах, Брахма, Иегова, Кришна и Яхве относятся к одному и тому же Богу, называемому разными именами, в зависимости от различий в языке и культуре.
Если мы любим одного и того же Бога, то почему мы ссоримся? Потому что не знаем, что такое истинная любовь. Мы естественным образом любили бы друг друга, если бы у нас была такая любовь и преданность к единому Верховному
Господу. Говорится, «Бог есть любовь, а любовь есть Бог». И в Ведической культуре существует утверждение: «Все должны быть счастливы».
Иисус также проповедовал эту философию. Он отправился в Индию, когда ему было около шестнадцати лет, и там посетил множество мест паломничества, таких как Вриндаван, Айодхью, Южную Индию и Джаганнатха Пури. В Пури он видел божества Джаганнатхи, Баладевы и Субхадры, и слышал, что к Господу Джаганнатхе («Джаганнатха» означает «Господь Вселенной») обращаются как к Кришне. В этой части Индии имя Кришна произносится как Крушна. Из-за различия языков, греческого и древнееврейского, это имя трансформировалось в Крушта, затем в Криста, а теперь оно произносится как Христос. Кришна, Крушна, Криста и Христос – это одно и тоже имя.
Во всей вселенной только один Бог, и Он не русский, не англичанин, не немец и не испанец. Он знает все языки, но в действительности даже нет необходимости изучать их все. На самом деле во всём мире есть только один истинный язык – язык любви. Глаза и руки могут говорить на этом языке, уши – понимать его, а улыбающееся лицо может сказать всё. Бог один, и Он – воплощение любви. Кришна – изначальное имя Бога, которое упоминается в древних Ведах. Это имя означает «всепривлекающий источник счастья». Все другие имена, такие как Сверхдуша, Будда, Аллах и Бог, включены в него.
Единство в Различии
Хотя мы все и являемся неотъемлемыми частицами одного и того же Верховного Господа, мы поделили эту Землю, заявляя: «Это моя страна! Это твоя страна!»
Несмотря на то, что каждый из нас индивидуальная личность, все мы зависим от одного и того же солнца, дышим одним и тем же воздухом. Это принцип единства в различии.
Единство заключается в том, что все мы – неотъемлемые частички Верховного Господа Кришны, отца всего, а различие проявляется в нашей индивидуальной вечной природе. Поскольку этот принцип единства в различии – вечная реальность, то мир и счастье мы сможем обрести только в этой реальности. Но для тех, у кого нет ни веры в Верховного Господа, ни любви к Нему и ко всем живым существам, этот принцип не будет иметь никакого смысла.