ОБЩЕСТВЕННОГО И ДОМАШНЕГО НАПРАВЛЕНИЯ В
ШКОЛЬНОМ ПЕРИОДЕ
Большая опасность заключается в преждевременном начале школьного учения. Легкая возбудимость
учащейся молодежи стоит в прямой зависимости от раннего посещения школы. Умственное воспитание
юношей не согласовано с постепенным развитием мозговой деятельности у них как в смысле
продолжительности умственной работы, так и в отношении требований, пред'являемых детскому мозгу.
---------------------------------------------------
1) Это утверждение идет в разрез с теми правильными толкованиями, которые проф. Роледер делает в
настоящей книге. Ниже он указывает, что крестьяне и крестьянские дети, отдавая много времени труду и
работе на свежем воздухе, менее подвержены увлечениям онанизмом.
Прим. переводчика С.Р.
---------------------------------------------------
Следствием этого является то, что мозг не в состоянии справиться со всей работой. В наших школах
развивают только фантазию, память, но до окончательного развития понимания, суждения, до выявления
способности давать заключения дело не доходит. Вот отчего даже у великих людей, у великих ученых мы
замечаем следы слабохарактерности - несомненное влияние слабости воли. Подобного рода воспитание
оказывает сугубо вредное влияние: с одной стороны, оно является следствием слабого физического
развития, при котором умственные занятия свидетельствуют о переутомлении данного суб'екта, с другой
стороны, наблюдается пробуждение половых позывов, раздражений и полового влечения.
Кант указывает, что отношения, в известной степени, вообще подчинены воле и что задачи воспитания
состоят в том, чтобы эту волю развить, внушить самообладание в случаях искушения и превратностей
|
человеческой жизни. Подобного рода воспитание, по определению Канта, должно иметь место в
дошкольном и школьном периоде, т.-е. в процессе развития умственного, физического и нравственного
здоровья.
Далее следует указать, что мы не обращаем достаточного внимания на индивидуальность ребенка. И это
совершенно не лежит в системе воспитания и развития ребенка, а в том, что в различных классах
находится очень много учащихся, количество которых доходит до 50-ти и более.
Сейчас, правда, в некоторых странах, благодаря вмешательству врачей, вопрос перегрузки школ
учащимися не находится в такой остроте.
Стр. 26 из 72
В отношении девиц, обучающихся в младших классах, воспитание умственных процессов не находится в
столь катастрофическом положении, как в высших классах.
Для того, чтобы преодолеть школьную программу, родители зачастую перегружают учащихся домашними
репетициями, приглашают для этой цели специальных менторов (педагогов). Современная гигиена
обусловливает ограничение в перегрузке детей занятиями, однако, высшие слои общества создают такое
окружение вокруг своих детей из специалистов-педагогов, что это идет в разрез со всеми условиями
гигиены умственного труда, устанавливаемыми школьными врачами. Еще вреднее система вдалбливания в
головы детей обязательных предметов: по мнению высшего общества, девушка должна уметь играть на
рояли, знать языки, изучать легкую литературу и уметь быть занимательной. Это никак не совпадает с тем
долгом, который стоит у нас в процессе воспитания детей, как педагогов. Наша задача должна сводиться к
|
другому: мы должны думать не над внешним воспитанием и лоском, а над тем, что мы готовим новое
поколение детей, у которых душа, тело, ум, нравственные и моральные побудители должны развиваться в
последовательной постепенности.
Отсюда ясно, конечно, что и половые процессы будут иметь свое начало и конец, согласовываясь с
указанными только что качествами.
Очень хорошо обстоит вопрос воспитания так называемых „низших" слоев населения. Вместо домашнего
умственного переутомления мы видим часто переутомление физическое. Крестьяне и дети их, находясь
все время среди природы и имея целый ряд обязательств по отношению к дому, чуть ли не с первых дней
сознательной жизни своей вынужденно отдаются физическому труду. Это, конечно, в значительной
степени, отвлекает их даже от инстинктивных половых эмоций (возбуждений). Правда, умственное
развитие придавлено нищетой и социальными бедами, но дух - дух крепок и здоров.
Кому неизвестно, что маленькие дети почти дошкольного возраста вовлекаются уже в серьезные ремесла.
К примеру, я укажу на случаи вовлечения детей в работу разрисовки фарфоровых игрушек в Тюрингене -
месте, где фарфоровые игрушечные изделия имеют свою промышленную базу. Сплошь и рядом мы видим,
что здесь дети, едва вернувшись из школы, приступают к разрисовке фарфоровых изделий, выполняя
весьма серьезный труд за краткий срок. Эти, казалось бы, тяжелые социальные условия, создающие
невероятную обстановку для развития правильного фивического воспитания детей, имеют, однако, свои
|
огромные положительные стороны: дети оказываются настолько переутомленными, что момент половых
влечений совершенно отсутствует. Вредная сторона школьной подготовки наблюдается, к счастью, редко
среди детей крестьянского населения. У этих детей фантазия не воспламенена никакими неожиданными
событиями, фантастическая литература не перегружает психики ребенка, а потому и часть представлений,
изобразительная часть детского ума, спит и не пробуждает в нем никаких инстинктов. Вот этот последний
вывод свой я сделал, главным образом, для педагогов и для того школьного персонала, который призван
следить за общим правильным регулированием детского воспитания. И здесь, конечно, литература играет
подавляющую роль, ибо нельзя преподносить детям, хотя бы по системе школьной и дошкольной
программ, необходимой литературы, в то же время резко влияющей на психологию ребенка.
Нам всем памятны те внезапные порывы, которые появляются у детей при чтении фантастических
рассказов, и хорошо, если эта литература влияла бы исключительно на определенную склонность детей к
любопытству, исканиям воздушных замков во вселенной - и только. Однако, с точки зрения врача, я должен
указать, что даже эта литература вызывает совершенно иную реакцию, она возбуждает мозг, и ребенок
спит тревожно. А разгоряченное тело его вызывает и другие специфические ощущения, и тогда рука
ребенка совершенно инстинктивно ищет удовлетворения в онанизме.