Патрушева Елена Владимировна,
педагог-психолог
г. Арамиль, МОУ ДОД
«Центр детского творчества»
Цель: Ознакомить педагогов с формами и методами взаимодействия УДО и семьей.
Задачи:
1. Рассмотреть задачи и направления сотрудничество с семьей;
2. Ознакомить педагогов с формами взаимодействия с семьей.
Достичь гармоничных отношений с родителями, к сожалению, не всегда удается. Далеко не все образовательные учреждения выстраивают на должном уровне отношения с семьей. Из-за чего происходит отчуждение семьи от учреждений дополнительного образования, педагогов от семьи, а семьи — от интересов творческого и свободного развития личности ребенка.
Почему это важно? Потому что при объединении усилий педагогов и родителей ребенку обеспечивается двойная защита, эмоциональный комфорт, интересная и содержательная жизнь и в учреждении дополнительного образования и дома.
Задачи сотрудничества с родителями:
1. Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника.
2. Объединить усилия для полноценного развития и воспитания.
3. Создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки, взаимозаинтересованности и взаимопроникновения в проблемы друг друга.
4. Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.
5. Поддерживать уверенность родителей в собственные педагогические возможности.
В каком же направлении должен действовать педагог:
1. Необходимо выявить потребности родителей в педагогической поддержке, какая помощь и в чем именно им необходима, готова ли семья к активному взаимодействию с УДО.
2. Нужно выбрать наиболее эффективные формы взаимодействия с родителями.
|
3. Определиться в каком направлении, поддерживать семью.
Выделяют условно три направления:
· естественно-культурное (укрепление здоровья ребенка, развитие физических качеств, здоровый образ жизни, профилактика курения, наркомании и т.д.),
· социально-культурное направление (осознание и развитие особенностей ребенка, умений, навыков, проявление неординарности личности),
· социально-психологическое (решение проблем связанных с самоутверждением, самореализацией, социальной адаптацией, решение конфликтных ситуаций, связанных со сверстниками, родителями, педагогами).
Формы взаимодействия с семьей.
— Наглядная информация. Формы работы по педагогическому просвещению разнообразны. Наглядная информация в виде стендов и уголков универсальна и имеет огромные возможности по освящению педагогического процесса. В то же время она не предусматривает непосредственного контакта педагога и родителя. Поэтому важно форма и способ подачи информации, а так же её содержание.
Родителя нужно заинтересовать информацией, а для этого необходимо соблюдать следующие правила:
Оригинальность подачи информации. Вместо привычных заголовков, таких как «Советы родителям», лучше написать «Секреты воспитания ребенка», «Секреты родительского мастерства».
Разнообразие и частая смена рубрик в течение года.
Небольшие объемы текста. Большой объем информации невольно вызывает нежелание вникать в нее, тем более в состоянии усталости в конце рабочего дня. Если предлагать советы, то их должно быть не больше пяти.
Использовать иллюстрации, фотографии, репродукции. Особенно хорошо если эти фотографии из реальной жизни детей в УДО.
|
Формы наглядно-текстовой информации:
выставки тематические, посвященные какой-либо теме, связанной с семьей,
Групповые выставки детских работ (периодически),
Именные, индивидуальные выставки детских работ — резюме к выставке составляют совместно родитель с ребенком,
Галерея детских работ предполагает организованное посещение родителями выставки, по принципу экскурсии, которую ведут сами дети,
Галерея совместного семейного творчества.
2. Фотовитрины и фотоколлажи: стенды представленные фотографиями детей, отражающих их жизнедеятельность в УДО.
3. Передвижная библиотечка. Эта форма особенно оптимальна для родителей дошкольного и младшего школьного возраста. Передвижная библиотечка предполагает» чтение на месте», когда родители ожидают ребенка. Педагог может выставлять книги по актуальным проблемам воспитания детей, журналы, брошюры, буклеты и т. д.
4. Газета — новая форма наглядно-текстовой информации. Она привлекает своей красочностью, фотографиями детей, статьями, авторами которых являются сами дети, педагоги и сами родители. Газета может включать репортаж с места событий (конкурс, поход), интервью, практические советы, поздравления и благодарности, юмор и многое др.
Журнал — это новый способ установления диалога с семьей на начальном этапе установления сотрудничества.
— Собрания и лектории в последнее время становятся все более эффективной формой с родителями: «Родительская школа», «школа родительского мастерства», «Родительский факультет». Почему возникла эта форма работы с родителями? Ответ ясен: есть факультеты, где готовят химиков, инженеров, физиков, но нет такого факультета, где готовят родителей.
Возможна и такая форма как «Университет для родителей», который включает несколько факультетов, когда занятия проходят в течение года по направлениям: «Домашний доктор», «Психологические консультации», " семья и досуг» и др. Родители выбирают то направление, которое для них является более интересным и нужным на дано м этапе.
|
— Устный журнал данная форма взаимодействия с родителями требует от педагога меньшей подготовки, чем «Родительская школа», в этой форме задействованы несколько ведущих. Устные журналы всегда интересны родителям, так как в течение одного часа они получают необходимый объем нужной информации от разных специалистов.
Каждую страницу журнала готовит отдельный специалист: педагог, руководитель, педагог-психолог и т.д.
Каждая страница (выступление) длится не более 10 минут.
Устный журнал может быть посвящен одной теме или каждая страница — отдельной теме.
— Золотые фонды данная форма является интересной, но, к сожалению, она не достаточно популярна, так как требует определенные материальные затраты. В рамках это формы можно организовать следующие фонды:
«Семейная видеотека» Сюда входят документальные фильмы о природе, спорте, искусстве, детские художественные и мультипликационные фильмы, которые подходят для совместного просмотра родителей и детей.
Видеотека может включать не только фильмы, но и записи детских праздников, конкурсов, ярмарок, открытых занятий или просто жизнь детей в УДО.
«Семейная фонотека» включает записи классической музыки, звуки природы.
«Семейная библиотека» в этот фонд могут входить художественная и публицистическая литература, развивающие пособия, методические рекомендации по воспитанию детей, популярная педагогика и психология для родителей, периодические издания.
— Индивидуальная консультация эта форма самая распространенная и эффективная. На индивидуальных консультациях родители более охотно и откровенно рассказывают о тех огорчениях и беспокойствах, которые их тревожат. Консультации можно проводить по инициативе педагога (устное приглашение при встрече или по телефону, письменное приглашение) или по инициативе самих родителей.
В приглашении важно сформулировать цель беседы с родителем, недопустима такая формулировка, как «Зайдите ко мне, пожалуйста на следующей неделе», так как данное высказывание приводит родителей в состояние ожидания, мучительной неопределенности и неведения. Зная цель консультации, родитель сможет подготовится к ней не только психологически, но и информационно, собрать какие-либо сведения, вспомнить необходимые факты. Как минимум консультация длиться 20 минут. Консультация «между делом» в шумном общем коридоре никакой пользы не приносит. Успех беседы во многом зависит от педагогического такта, чуткости, способности заинтересовать родителя.
Мотив консультации: «Мы вместе против проблемы, но не против друг друга».
(Упражнение) — 15 минут
При организации консультации учитывать:
Управление расстоянием между родителем и педагогом,
Эффективная организация пространства,
Взгляд и невербальный язык общения,
Интонация и темп речи.
Залог успешной консультации
1. Искренне интересуйтесь родителями (задавайте им вопросы)
2. Приветствуйте их радостно и с энтузиазмом, тогда ваш настрой перейдет и к родителям.
3. Улыбайтесь.
4. Называйте родителей по имени и отчеству.
5. Будьте хорошим слушателем (умение слушать — успех любой консультации)
6. Держите паузу.
7. Внушайте родителю сознание его значимости и делайте это искренне.
8. Если вы вынуждены сделать выговор, начните с похвалы, комплимента.
9. Сначала говорите о собственных ошибках, а затем уже об ошибках родителей.
10. Выражайте родителям одобрение по поводу малейших их удач и отмечайте каждый их успех.
11. Не стремитесь, во что бы то ни стало отстоять собственную позицию.
12. Учитывайте личные интересы родителей.
— Дни открытых дверей этот день не только средство удовлетворения интереса к тому, как живут дети в УДО. Это прежде всего, способ познакомить родителей с содержанием, методами и приемами воспитания и обучения, условиями детской деятельности. Иногда «день открытых дверей» помогает преодолеть негативное или предвзятое отношение родителей к ребенку, его способностям, увидеть его в другом, ранее не известном свете. Может проводиться до 3 раз в год.
— Родительское собрание основная форма работы с родителями. В котором концентрируется весь комплекс психолого-педагогического взаимодействия образовательного учреждения и семьи. Однако проведение встреч в виде формальных отчетов и поучающих бесед имеет негативные последствия. Нужно использовать методы и приемы, которые активизируют внимание уставших родителей, способствуют более легкому запоминанию сути бесед, создают особый настрой на доброжелательный, откровенный, деловой разговор.
Использование вышеуказанных форм работы с семьей позволяет эффективно взаимодействовать педагогам с родителями. Таким образом, родители приобретают опыт педагогического сотрудничества, как с собственным ребенком, так и с педагогической общественностью в целом.