ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИССЛЕДОВАНИЯ




Актуальность исследования. Социально-культурная ситуация современной России обусловливает становление качественно новой системы образования: происходит изменение парадигмы отношений образовательных учреждений и семьи в сторону приоритета семейного воспитания. В этих условиях учреждения образования призваны помогать семье воспитывать ребенка, что, в свою очередь, актуализировало выработку единой педагогической позиции в воспитании детей, необходимость организации взаимодействия с семьей с опорой на ценности, традиции и жизненный опыт семьи, урегулирования межличностных и внутрисемейных отношений.

Учреждения дополнительного образования детей представляют открытую социально-педагогическую систему, готовую к укреплению и расширению взаимодействия с семьей, выработку единой педагогической позиции в воспитании детей (О.Ю. Арсентьева, М.И. Болотова, В.П. Голованов, Л.Н. Ходунова, А.И. Щетинская).

Анализ существующего теоретического и практического опыта учреждений дополнительного образования детей свидетельствует о наличии необходимых резервов, способствующих, с одной стороны, развитию личности ребенка, с другой – оказанию помощи родителям в семейном воспитании, на основе использования инновационных механизмов взаимодействия в системе «педагог – ребенок – родитель». Однако следует отметить отсутствие действенных механизмов по организации эффективного взаимодействия педагогов и родителей, представленного в настоящее время фрагментарно, что определяет необходимость разработки и внедрения моделей по систематизации работы в данном направлении, обеспеченных необходимыми условиями.

Важную роль для настоящего исследования сыграли работы известных педагогов К.Н. Вентцеля, И.А. Ильина, П.Ф. Каптерева, П.Ф. Лесгафта, Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, В.П. Острогорского, В.В. Розанова, В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского, рассматривавших проблемы семьи и семейного воспитания. Различные аспекты взаимоотношений в семье, методы семейного воспитания ребенка в различные периоды его жизни представлены в философско-социологических исследованиях А.И. Антонова, И.В. Бестужева-Лады, В.А. Борисова, Ю.В. Васильевой, А.Г. Вишневского. Вопросы взаимодействия образовательных учреждений и семьи в воспитании подрастающего поколения нашли отражение в научных исследованиях С.И. Голод, П.А. Гурко, С.В. Дармодехина, Н.В. Лавриенко, М.С. Мацковского, А.Г. Харчева. Ученые Л.В. Архангельский, И.В. Бестужев-Лада, И.В. Власюк, А.Ф. Воловик, С.И. Голод, И.С. Кон, В.А. Петровский и др. единодушны в том, что, чем ярче ценностно-ориентационное единство семьи, тем выше ее потенциал.

Таким образом, в современной философской, психологической, педагогической науках имеется совокупность знаний по проблеме взаимодействия образовательных учреждений с семьей. Однако, имеющиеся ресурсы недостаточны, выявленная проблема требует теоретико-методологического и методического обоснования с учетом специфики организации образовательного процесса в учреждении дополнительного образования детей, деятельности педагога дополнительного образования.

Следовательно, актуальность проблемы взаимодействия учреждения дополнительного образования детей с семьей обусловлена рядом противоречий между:

o объективной потребностью общества в актуализации роли семейного воспитания и существующей традиционной системой взаимодействия образовательных учреждений с семьей;

o требованиями практики дополнительного образования детей в организации взаимодействия с семьей и недостаточным использованием имеющегося потенциала учреждений данного типа;

o потребностью педагогической практики в научно-методическом обеспечении процесса взаимодействия учреждения дополнительного образования детей ссемьей и недостаточной разработанностью его программно-методического содержания.

Выявленные противоречия позволили сформулировать проблему исследования, которая заключается в поиске педагогических условий, эффективных методов и средств взаимодействия учреждения дополнительного образования детей с семьей.

Актуальность и значимость рассматриваемой проблемы, недостаточность её теоретической и практической разработанности определили тему диссертационного исследования: «Педагогические условия взаимодействия учреждения дополнительного образования детей с семьей».

Цель исследования – обосновать педагогические условия, способствующие эффективному взаимодействию учреждения дополнительного образования детей с семьей.

Объект исследования – семейное воспитание в контексте современной социокультурной ситуации.

Предмет исследования - взаимодействие учреждения дополнительного образования детей с семьей.

Гипотеза исследования: взаимодействие учреждения дополнительного образования детей с семьей способно обеспечить качественные изменения существующей системы работы образовательных учреждений данного типа с родителями ипослужить средством повышения уровня развития личности воспитанника при условиях:

· обеспечения субъектной позиции участников взаимодействия;

· совместного проектирования образовательной деятельности;

· организации взаимодействия субъектов образовательного процесса на основе сотрудничества и сотворчества.

Цель, объект, предмет и гипотеза определили необходимость постановки и решения следующих задач:

· Уточнить понятие «взаимодействие учреждения дополнительного образования детей с семьей».

· Выявить сущность взаимодействия учреждения дополнительного образования детей с семьей.

· Разработать и теоретически обосновать процессуальную модель организации взаимодействия учреждения дополнительного образования детей с семьей.

· Разработать научно-методическое обеспечение взаимодействия учреждения дополнительного образования детей с семьей.

Методологические и теоретические основы исследования составляют положение теории В.Н.Мясищева, согласно которому личность является продуктом системы значимых отношений; идеи педагогов-классиков в контексте исторического развития семейного воспитания в России (К.Н. Вентцель, И.А. Ильин, П.Ф. Каптерев, Я.А. Коменский, П.Ф. Лестгафт, В.П. Острогорский, И.Г. Песталоцци, В.В. Розанов, К.Д. Ушинский); научно-психологические основы семейной педагогики (А. Адлер, Н. Аккерман, В.Е. Каган, Л.С. Выготский, В.Н. Дружинин, С. Кеннеди, С.В. Ковалев, Л.Н. Леонтьев, Р.В. Овчарова, В.А. Петровский, С.Л. Рубинштейн, В. Сатир); индивидуальный подход к организации педагогического взаимодействия с семьей (Н.И. Болдырев, С.Г. Крамаренко, Т.А. Ильина, А.С. Макаренко, М.Н. Наседкина, В.А. Сухомлинский); аксиологический подход к образованию и воспитанию (Д. Анойкин, Т.М. Караханова, И.Б. Котова, Н.А. Лапин, Н.Д. Никандров, А. Сунгуров); ценностный подход во взаимодействии образовательного учреждения и семьи (С.Г. Вершловский, М.Г. Казакина, А.В. Кирьякова, З.И. Равкина, Н.С. Розов, Е.Н. Шиянов, В.А. Ядов); теория семьи (Л.Н. Антонов, И.В. Бестужев-Лада, А.Г. Волоков, С.И. Голод, С.В. Дармодехин, И.С. Кон, Н.В. Лавриенко, М.С. Мацковский, А.Г. Харчев); теория семейного воспитания (И.А. Арабов, А.Г. Асмолов, И.В. Гребенников); система педагогического образования родителей (Т.К. Ахаян, И.А. Хоменко), теория педагогического взаимодействия (Е.В. Бондаревская, В.А. Кан-Калик, С.В. Белова, В.Д. Семенов, А.И. Малащенко, В.Г. Рындак); теория и практика системы дополнительного образования детей (Л.К. Балясная, А.К. Бруднов, В.А. Горский, Г.М. Иващенко, А.Я. Журкина, А.В. Золотарева, М.Б. Коваль, О.Е. Лебедев, Р.А. Литвак, Н.А. Морозова, С.В. Сальцева, А.И. Щетинская).

Организация и этапы исследования. Исследование проходило поэтапно в период с 2000 по 2006 гг.

На первом этапе (2000-2002 гг.) – изучалось состояние рассматриваемой проблемы в научной литературе и педагогической практике: определялись методологические и теоретические аспекты исследования; его тема, объект, предмет, цель и задачи; выдвигались предположения и гипотезы; анализировались опыт деятельности учреждений дополнительного образования детей по проблеме исследования, нормативно-правовая и инструктивно-методическая документация; систематизировался понятийный аппарат исследования. Основные методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, передового педагогического опыта, проектирование, моделирование, прогнозирование, обсервационные (прямое, косвенное и включенное наблюдение), диагностические (беседа, анкетирование, интервьюирование, тестирование), констатирующие эксперименты.

На втором этапе (2002-2005 гг.) выявлялись педагогические условия, разрабатывалась и апробировалась процессуальная модель организации взаимодействия учреждения дополнительного образования с семьей; осуществлялась опытно-поисковая работа, в ходе которой производилось уточнение рабочей гипотезы. Методы исследования: анкетирование, тестирование, интервьюирование, наблюдение, обработка данных, формирующий эксперимент.

На третьем этапе (2005-2006 гг.) систематизировались, обобщались и анализировались результаты опытно-поисковой работы, оформлялись диссертационное исследование и научно-методические рекомендации. На данном этапе использовались методы статистической обработки материалов исследования, табличной и диаграммной интерпретации данных, сопоставительный анализ полученных результатов.

База исследования: областной Дворец творчества детей и молодежи им. В.П. Поляничко (г.Оренбург). В исследовании, на разных его этапах, приняло участие 50 педагогов дополнительного образования, 475 родителей.

Научная новизна полученных результатов исследования:

· Уточнено понятие «взаимодействие учреждения дополнительного образования детей с семьей» на основе выделения специфики деятельности учреждений данного типа (индивидуализация обучения и воспитания; широкая вариативность в выборе способов самореализации; атмосфера психологического комфорта; ситуация успеха; сотворчество детей и взрослых; ярко выраженный детоцентризм).

· Выявлена сущность взаимодействия учреждения дополнительного образования детей с семьей, заключающаяся в обеспечении субъектного сорганизованного единства мотивов, целей, ценностей в образовании, позволяющего выстраивать индивидуальную траекторию гармоничного развития ребенка (субъекты образовательного процесса - педагоги и родители, в центре отношений которых находится личность ребенка).

· Разработана процессуальная модель организации взаимодействия учреждения дополнительного образования детей с семьей, отражающая логику и внутреннюю динамику развития исследуемого процесса в контексте реализации системного, деятельностного и креативно-ценностного подходов.

· Обоснованы педагогические условия, обеспечивающие эффективность взаимодействия учреждения дополнительного образования детей с семьей, предполагающие:

o обеспечение субъектной позиции участников взаимодействия;

o совместное проектирование образовательной деятельности;

o организацию взаимодействия субъектов образовательного процесса на основе сотрудничества и сотворчества.

Теоретическая значимость исследования:

Яндекс.ДиректВсе объявления Кино, мультфильмы, сериалы Новинки видеопроката у вас дома. Сайт, где есть что посмотреть!zabava.ru 18+

· уточнено понятие «взаимодействие учреждения дополнительного образования детей с семьей» на основе дефиниций «семья», «взаимодействие», «образовательный процесс в учреждении дополнительного образования детей», обогащающее теорию дополнительного образования детей о совместной деятельности педагогов и родителей по гармоничному и всестороннему развитию личности ребенка;

· выявлена значимость интеграции воспитательного влияния семьи и учреждения дополнительного образования детей в становлении личности ребенка в условиях специально организованного взаимодействия педагогов и родителей;

· определено и раскрыто содержание этапов организации взаимодействия учреждения дополнительного образования детей с семьей на основе субъектной согласованности мотивов совместной деятельности в решении педагогических проблем; знаний о современных подходах в вопросах семейного воспитания и дополнительного образования детей и их практической реализации.

Практическая значимость исследования заключается в:

· разработке научно-методического обеспечения взаимодействия учреждения дополнительного образования детей с семьей, включающего: образовательный проект «Семья плюс», программу родительского университета «Содружество», сборники методических материалов: «Традиции семейного воспитания», «Слагаемые семейного воспитания», периодическое издание - научно-популярный бюллетень для родителей и детей «Семья плюс». Научно-методические материалы могут быть использованы в практике общеобразовательных учреждений, учреждений дополнительного образования детей как основа для организации взаимодействия учреждения дополнительного образования детей с семьей. Сборники материалов применяются педагогами при организации и проведении родительских собраний, встреч и бесед с родителями по вопросам семейного воспитания. Научно-популярный бюллетень для родителей и детей «Семья плюс» - периодическое издание, предназначенное для родителей в качестве сопровождения по вопросам воспитания в семье;

· обосновании диагностического инструментария, позволяющего определить уровень эффективности взаимодействия учреждения дополнительного образования детей с семьей в зависимости от развития мотивационной, когнитивной и деятельностной сфер субъектов взаимодействия.

На защиту выносятся следующие положения:

o Взаимодействие учреждения дополнительного образования детей с семьей – это полифункциональное, специально организованное, социально обусловленное целенаправленное общение педагога и родителей, характеризующееся субъектной согласованностью в выработке единых целей, средств и методов дополнительного образования, позволяющей осуществлять индивидуализацию и дифференциацию образовательного процесса в целях всестороннего развития личности ребенка.

o Процессуальная модель организации взаимодействия учреждения дополнительного образования детей с семьей отражает взаимосвязь и взаимообусловленность основных составляющих блоков: концептуального (цель, задачи, подходы), организационно-деятельностного (этапы, содержание, методы, средства, педагогические условия), диагностического (уровни взаимодействия, результат).

o Успешную реализацию процессуальной модели взаимодействия учреждения дополнительного образования детей с семьей обеспечивают педагогические условия:

o обеспечение субъектной позиции участников взаимодействия;

o совместное проектирование образовательного процесса;

o организация взаимодействия всех субъектов образовательного процесса на основе сотрудничества и сотворчества.

Личный вклад автора заключается в:

· осуществлении научно-теоретического анализа проблемы взаимодействия учреждения дополнительного образования детей с семьей;

· уточнении понятия «взаимодействие учреждения дополнительного образования детей с семьей»;

· разработке процессуальной модели организации взаимодействия учреждения дополнительного образования детей с семьей и ее экспериментальном обосновании;

· выявлении педагогических условий, обеспечивающих эффективность взаимодействия учреждения дополнительного образования детей с семьей;

· разработке научно-методического обеспечения взаимодействия учреждения дополнительного образования детей с семьей и диагностического инструментария изучения эффективности данного процесса.

Обоснованность и достоверность исследования обеспечивается соответствием исходных методологических и теоретических позиций, соответствием содержания экспериментальных исследований научным положениям, применением комплекса взаимодополняющих методов изучения проблемы, адекватных цели, предмету и задачам, длительностью экспериментальной работы, количественным и качественным анализом результатов экспериментальной работы.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные теоретические положения и полученные результаты были изложены автором в докладах и публикациях на региональной научно-практической конференции «Модернизация образования: проблемы и перспективы» (Оренбург, 2002); международной научно-практической конференции «Воспитание в XXI веке: новые подходы, преемственность традиций, перспективы» (Оренбург, 2004); научно-практической конференции «Учить учителя» (Самара, 2005); межрегиональной научно-практической конференции «Развитие и саморазвитие личности как субъекта образовательной деятельности» (Казань, 2006); Всероссийской научно-практической конференции «Мониторинг качества образования и творческого саморазвития конкурентоспособной личности» (Казань, 2006); семинарах и заседаниях кафедры педагогики дополнительного образования ОГПУ (Оренбург, 2003, 2005). Результаты исследования внедрены в образовательный процесс областного Дворца творчества детей и молодежи им. В.П. Поляничко, ряда учреждений дополнительного образования детей Оренбургской области.

Структура диссертации отражает логику, содержание ирезультаты ис­следования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Теоретические аспекты взаимодействия учреждения дополнительного образования детей с семьей. Анализ отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературы по семейному воспитанию обусловил необходимость рассмотрения семьи как субъекта воспитательной деятельности, сосредотачивая внимание на ее воспитательном потенциале, определяя содержание и формы взаимодействия с образовательными институтами в развитии личности ребенка (Ю.П. Азаров, И.В. Бестужев-Лада, Э.К. Васильева, С.И. Голод, И.В. Гребенникова, О.Л. Зверева, В.А. Кан-Калик, П.Ф. Каптерев, Т.А.Куликова, А.С. Макаренко, Л.М. Фридман, А. Фромм, А.Г. Харчев,Ю. Хямяляйнен).

За основу для нашего исследования мы взяли определение Л.Д. Столяренко. «Семья – это социально-педагогическая группа людей, предназначенная для оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении (продолжении рода) и самоутверждении (самоуважении) каждого ее члена».

Анализ существующего теоретического и практического опыта учреждений дополнительного образования де­тей свидетельствует о наличии необходимых резервов, способствующих, с одной стороны, развитию личности ребенка, с другой – оказанию помощи родителям в семейном воспитании на основе использования инновационных механизмов взаимодействия в системе «педагог- родитель»: повышение педагогического потенциала семьи через организацию родительских психолого-педагогических лекториев и консультаций; вовлечение родителей в образовательный процесс учреждения (коллектива); организация семейных клубов по интересам; демонстрация родителям личностных достижений ребенка; организация совместного досуга детей и родителей через проведение семейных праздников, соревнований и фестивалей, семейных кафе, клубов выходного дня; формирование родительских активов: попечительских советов, советов учреждения, родительских комитетов; организация практической помощи семьям в решении проблем детско-родительских отношений через систему психолого-коррекционных мероприятий с детьми и родителями.

Осознанность значимости воспитательного потенциала семьи и учреждения дополнительного образования детей во всестороннем развитии личности ребенка обусловили необходимость интеграции усилий педагогов и родителей в процессе их взаимодействия.

Анализ педагогических исследований категории «взаимодействие» (Г.И. Щукина, В.Я. Ляудис, Н.Ф. Родионова, А.П. Тряпицина, В.Г. Рындак, В.В. Горшкова, А.Н. Ксенофонтова, Т.Е. Конникова, З.И. Васильева, Т.П. Мальковская, Н.Н. Богомолова, Л.И. Новикова, М.Г. Казакине, С.Е. Хозе, Б.З. Вульфов, Л.И. Ваховский, Т.В. Волкова, С.М. Коссая, Г.М. Рогозин, Н.Г. Спицын, Л.А. Николенко) с учетом специфики данного процесса в учреждении дополнительного образования детей позволил уточнить понятие «взаимодействие учреждения дополнительного образования детей с семьей». Взаимодействие учреждения дополнительного образования детей с семьей – это полифункциональное, специально организованное, социально обусловленное целенаправленное общение педагога и родителей, характеризующееся субъектной согласованностью в выработке единых целей, средств и методов дополнительного образования, позволяющей осуществлять индивидуализацию и дифференциацию образовательного процесса в целях всестороннего развития личности ребенка.

Под «субъектами образовательного процесса» мы понимаем педагогов учреждения дополнительного образования детей и родителей, в центре отношений которых находится личность ребенка.

Анализ практики взаимодействия учреждений дополнительного образования детей с семьей позволил определить уровневость данного процесса в зависимости от характера отношений в системе «педагог-родитель». Для настоящего исследования важно то, что сотрудничество в системе «педагог-родитель» рассматривается, как высший уровень взаимодействия, характеризующийся:

· взаимопознанием – объективностью знаний личностных особенностей, интересов, увлечений, стремлением лучше понять и узнать друг друга;

· взаимопониманием – пониманием общей цели взаимодействия, единства задач, адекватностью оценок и самооценок, совпадением установок на совместную деятельность;

· взаимоотношениями – проявлением такта и внимания к мнению друг друга, эмоциональной готовностью к совместной деятельности, удовлетворенностью ее результатами, творческим сотрудническим характером отношений, стимулирующим инициативу и самостоятельность всех субъектов взаимодействия;

· взаимными действиями – осуществлением постоянных контактов, активностью участия в совместной деятельности, координацией действия на основе согласованности, помощью, поддержкой друг другу.

· взаимовлиянием – способностью приходить к согласию по спорным вопросам, учетом мнения друг друга при организации работы, действенностью обоснованных и корректных по форме обоюдных замечаний; восприятием воспитанниками своих родителей и педагога как примера для подражания.

Репродуктивный уровень взаимодействия характеризуется:

· наличием представления о взаимодействии в целом и желанием направлять свои усилия в данном направлении;

· проявлением у субъектов взаимодействия работоспособности, отдельных форм творческой активности, стремлением к овладению необходимыми психолого-педагогическими знаниями и педагогическими умениями;

· осознанием важности и необходимости взаимодействия для решения возникающих в образовательном процессе проблемных ситуаций.

Вместе с тем у субъектов взаимодействия отмечается недостаточная сформированность системы знаний, умений и навыков, необходимых для успешного взаимодействия.

Индифферентный уровень взаимодействия характеризуется:

· отсутствием взаимопонимания между педагогами и родителями, ярко выраженным отрицательным отношением к взаимодействию;

· слабым владением методами и приемами семейного воспитания;

· несформированностью системы знаний, умений, необходимых для взаимодействия;

· проявлением у субъектов образовательного процесса явно недостаточной активности к совместной деятельности;

· преимущественно стереотипным подходом субъектов образовательного процесса друг к другу.

Для определения уровня взаимодействия учреждения дополнительного образования детей с семьей мы разработали систему средств диагностики, направленную на выявление субъектной согласованности мотивов совместной деятельности в решении педагогических проблем; знаний о современных подходах в вопросах семейного воспитания и дополнительного образования детей и их практической реализации (методы самодиагностики, групповое оценивание, педагогическое наблюдение, интервьюирование, методы экспертных оценок, методы оценки продуктов деятельности субъектов исследуемого процесса, а также использованием адаптированных вариантов психологических тестов).

Яндекс.ДиректВсе объявленияСаморазвитие личности. Хотите расти и развиваться как личность? Прочтите все об этом.личностный‑рост.фк.org.ua



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: