(констатирующий этап эксперимента)
Кол-во (чел.) | Средний арифметический балл, характеризующий взаимодействие | Уровни взаимодействия педагогов и родителей | |||||
Индифферентный | Репродуктивный | Сотруднический | |||||
чел. | % | чел. | % | чел. | % | ||
педагогов | 5,2 | ||||||
родителей | 4,6 |
Яндекс.ДиректВсе объявления Саморазвитие личности человека! Хотите узнать секреты саморазвития?тогда вам сюда! пока даром! пользуйтесь!murl.kz
Количественный анализ полученных результатов свидетельствует о преобладании репродуктивного уровня взаимодействия. Для выявления причинно-следственных связей и проектирования деятельности на этапе формирующего эксперимента нами осуществлялся качественный анализ параллельно с количественным. Несмотря на то, что общий уровень взаимодействия родителей с педагогами дополнительного образования детей репродуктивный, развитие мотивационной, когнитивной и деятельностной сфер явления неравнозначно. Наиболее развита мотивационная сфера взаимодействия субъектов, что свидетельствует (и подтверждается устными опросами, интервью, беседами) об открытости субъектов к взаимодействию, наличием у них установки на сотрудничество, на совместное творчество, на активную позицию в дополнительном образовании и воспитании детей.
Развитие у родителей когнитивной и деятельностной сфер значительно ниже мотивационной. Результаты качественного анализа опросника (самодиагностики), бесед, педагогических наблюдений свидетельствует об отсутствии у родителей знаний не только о возможных формах и методах взаимодействия с педагогами, но и осуществлении образовательного процесса. Родители пассивны в целеполагании образовательной, воспитательной, досуговой деятельности (отсутствие совместного проектирования), выстраивании индивидуального образовательного маршрута для своего ребенка, управлении образовательно-воспитательными потоками учреждения, организации и проведении совместных досуговых мероприятий и праздников.
|
В результате изучения особенностей партнеров по взаимодействию мы получили картину стартовых возможностей и желаний педагогов и родителей, а также определили направления работы, формы, методы, средства для реализации процессуальной модели организации взаимодействия педагогического коллектива ОДТДМ и семьи в контексте выявленных педагогических условий.
В процессе подготовки к проведению формирующего эксперимента нами было использовано педагогическое проектирование (разработан и реализован проект «Семья плюс»), которое выступало в качестве предварительной разработки основных этапов предстоящего педагогического взаимодействия, отражающих целевой характер ее компонентов.
Анализ результатов формирующего эксперимента показал, что реализация процессуальной модели организации взаимодействия учреждения дополнительного образования детей с семьей, обеспеченная выявленными педагогическими условиями, позитивно изменила характер взаимодействия педагогов и родителей, выводя его на уровень сотрудничества, выражающийся в:
· «равенстве партнерства», обеспечивающегося необходимым представительством сторон в реализации совместных проектов, программ, акций, а также в принятии решений, которые в той или иной мере затрагивают интересы каждой из сторон в реализации взаимодействия;
|
· «интеграции», обеспечивающей аккумулирование жизненно важной информации, создание единого информационного пространства;
· «автономности», обеспечивающей невмешательство сторон во внутренние дела друг друга;
· «коммуникативности» – организации совместных и самостоятельных необходимых связей с другими структурами для обеспечения реализации общих интересов.
Качественные изменения в характере взаимодействия педагогов ОДТДМ с родителями подтверждаются положительной динамикой мотивационной, когнитивной, деятельностной сфер субъектов взаимодействия, выявленной путем сравнительного анализа результатов самодиагностики.
Динамика уровней взаимодействия педагогов и родителей представлена в диаграмме 1.
Таким образом, положительные изменения, зафиксированные в ходе экспериментальной работы, дают основание сделать вывод об эффективности выделенных педагогических условий, которые являются необходимыми и достаточными для реализации процессуальной модели организации эффективного взаимодействия учреждения дополнительного образования детей с семьей.
Диаграмма 1