Реализация педагогических условий взаимодействия учреждения дополнительного образования детей с семьей.




Анализ теоретический и педагогического опыта позволил выявить педагогические условия исследуемого процесса: обеспечение субъектной позиции участников взаимодействия; совместное проектирование образовательной деятельности; организация взаимодействия субъектов образовательного процесса на основе сотрудничества и сотворчества. Перечисленные педагогические условия способствуют эффективному взаимодействию учреждения дополнительного образования детей с семьей, что подтверждается опытно-поисковой работой, осуществляемой в период с 2000 по 2006 годы.

В эксперименте приняли участие 50 педагогов дополнительного образования и 475 родителей воспитанников областного Дворца творчества детей и молодежи им.В.П. Поляничко (ОДТДМ).

В качестве первого условия мы рассматривали обеспечение субъектной позиции участников взаимодействия, где основной целью считали смену приоритетов и пересмотр личностных смыслов субъектов взаимодействия на основе рефлексивной самодиагностики. На данном этапе осуществлялся социологический анализ семей воспитанников, имеющий целью определение исходных данных портрета партнера по взаимодействию.

Ориентируясь на удовлетворение этих запросов, ОДТДМ определил восемь направлений-отделений дифференцированного обучения и воспитания: изучение английского языка в дошкольном образовательном комплексе «Полянка», дополнительное изучение немецкого, французского и испанского языков в «Центре межнационального общения», реабилитационный комплекс «Преодоление» по работе с детьми-инвалидами, валеологические курсы по программе «Не дай цветку сломаться», школа правоведения «Будущий юрист».

Для нивелирования стереотипов у педагогов в отношении семей воспитанников создавались условия для осознания неадекватности собственных профессионально-личностных установок в педагогической деятельности и неудовлетворенности прежними формами работы. Этому способствовали, в частности, создаваемые ситуации ценностно-смыслового самоопределения. Эффективными формами работы с педагогами, как показала практика, явились: лекции, способствующие накоплению теоретических знаний по проблеме взаимодействия с родителями; семинары-погружение, актуализирующие интересы педагогов во всестороннем и гармоничном развитии ребенка; семинары-рефлексия, способствующие включению педагогов в рефлексию взаимоотношений с родителями; педагогические мастерские, способствующие освоению педагогами способов и приемов проектирования образовательного процесса на основе ожиданий и предпочтений родителей и детей.

Анализ результатов наблюдений привели нас к убеждению в том, что любые аспекты взаимодействия педагогического коллектива и семьи должны быть четко определены. Всем сторонам взаимодействия следует договориться о своих правах и обязанностях по отношению друг к другу. В связи с этим возникла необходимость изучения имеющихся источников права, которые касаются проблемы взаимодействия учреждения дополнительного образования детей и семьи. Были сведены воедино все материалы, подобранные по данному направлению, и разработан спецкурс «Закон и правосознание» для овладения элементами правовой культуры педагогами и родителями.

Формирование правовой культуры участников взаимодействия – педагогов ОДТДМ и семьи – осуществлялось следующим образом.

· Были созданы условия для реализации педагогами права на выбор форм и методов обучения и воспитания, учебных программ и методических пособий. На этапе планирования каждый педагог имел возможность проконсультироваться со специалистами служб сопровождения ОДТДМ и учеными кафедры педагогики дополнительного образования Оренбургского государственного педагогического университета. Свою позицию вместе с разработанными планами педагог защищал на научно-методическом совете ОДТДМ, где не только проводился анализ отдельных положений, но и корректировались образовательные и воспитательные программы.

· Формирование правовой культуры родителей начиналось с обязательного личного знакомства с Концепцией и Уставом ОДТДМ, при необходимости с разъяснением по отдельным положениям при беседе во время приема ребенка в различные творческие коллективы ОДТДМ. Форму родительского самоуправления мы стремились соблюсти как в подготовке, так и в проведении родительских собраний, а также в работе родительских комитетов, родительского совета.

Родителями осуществлялся контроль за режимом работы ОДТДМ, качеством предоставляемых образовательных услуг, поступлением и расходованием финансовых средств, поступающих за счет родительских взносов. Мнение родителей учитывалось в планировании и осуществлении образовательного процесса. Таким образом, в соответствии с основной целью стимулирующего этапа обеспечивалась субъектная позиция участников взаимодействия посредством смены приоритетов и пересмотра личностных смыслов, нивелирования стереотипов и установок на основе рефлексивной самодиагностики, формирования правовой культуры.

Второе условие – совместное проектирование образовательной деятельности – использовалось нами как средство социального и интеллектуального творческого саморазвития всех субъектов взаимодействия (педагогов, родителей, детей). Рассмотренные подходы к совместному проектированию дали нам возможность составить ориентировочную основу совместного проектирования образовательного пространства. Мы апробировали метод ситуационного анализа, который непосредственно связан с личностно значимыми производственными ситуациями и представляет субъектам взаимодействия возможность принимать решения в условиях, близких к реальности. В нашем исследовании ситуационный анализ применялся с целью формирования умений совместного проектирования дополнительного образования у педагогов и родителей. Данные умения выражаются в:

· постановке диагностичной цели образовательного процесса с учетом индивидуальных особенностей воспитанников;

· прогнозировании ожидаемых результатов педагогического и родительского воздействия;

· обеспечении «видения» целостности содержания образовательного процесса;

· умении отбирать и трансформировать содержание предметного материала в контексте идей гуманитаризации образования;

· анализе образовательной деятельности.

Педагоги и родители активно включались в диалоги, обсуждения, дискуссии, открывая для себя преимущества диалогических форм взаимодействия, все меньше абсолютизировали собственный опыт и все чаще стремились к его рефлексии, начинали ощущать удовлетворение от командной работы, от других форм соучастия и сотворчества в анализе ситуаций и в совместной выработке решений, благодаря чему менялась профессионально-личностная установка на субъект-субъектное взаимодействие, ценностно-личностные отношения, поиск взаимопонимания.

В качестве третьего условия мы выделяем организацию взаимодействия субъектов образовательного процесса на основе сотрудничества и сотворчества.

Теоретического анализ проблемы исследования показал, что взаимодействие учреждения дополнительного образования детей с семьей имеет уровневый характер, а процесс его совершенствования обеспечивается сотрудничеством и сотворчеством педагогов и родителей в гармоничном и всестороннем развитии ребенка.

Специфика, предметное разнообразие направлений деятельности учреждения дополнительного образования детей (музыкальное, художественное, спортивное, прикладное творчество, туристическое) обусловило возникновение разнообразных форм работы педагогов с семьей. Нами разработана программа конструктивных творческих контактов педагогов с родителями воспитанников по организации совместной деятельности в учреждении «педагог-ребенок-родитель».

Для достижения цели программы содержание совместной деятельности педагогов с родителями воспитанников было распределено по отдельным направлениям структурных подразделений Дворца. Таким образом, сформировался ряд творческих объединений: «Мастерская для родителей» театра моды «Галатея», «Рождественская мастерская» отдела «Истоки»; семейный диа-клуб «Надежда», клуб молодых инвалидов «Доверие» Детского ордена милосердия; «Школа молодого родителя» дошкольного образовательного комплекса «Полянка»; клуб семейного досуга «Отдыхаем всей семьей» молодежного центра «Визит» и др.

Программой предусматривались различные формы работы: лекции, беседы, родительские собрания, дискуссии, конференции, деловые и ролевые игры, практические и тренинговые занятия, анализ педагогических ситуаций, встречи за круглым столом и др.

Все вышеперечисленные формы способствовали гуманизации взаимоотношений всех субъектов взаимодействия, формированию ценностного единства семьи и педагогов в воспитании детей, расширению информационного поля в вопросах воспитания, овладению технологиями совместной творческой деятельности, формированию прикладных умений, демонстрации практических достижений.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: