Тема 1.3. Системы управления качеством. Рекомендации




Высшего профессионального образования

«РОССИЙСКАЯ ТАМОЖЕННАЯ АКАДЕМИЯ»

Кафедра экономики таможенного дела

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

По самостоятельной работе студентов

И проведению практических занятий

Дисциплина: «УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ В ТАМОЖЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Направление подготовки: 080100.62 «Экономика»

Профиль подготовки «Экономика предприятий и организаций (таможня)»

Квалификация (степень) выпускника – бакалавр

 

Москва

Государственное казенное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«РОССИЙСКАЯ ТАМОЖЕННАЯ АКАДЕМИЯ»

 

 

Кафедра экономики таможенного дела

 

 

УТВЕРЖДЕНО
на заседании кафедры

(протокол от «28» марта 2013 г. №11)

 

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

по самостоятельной работе студентов

и проведению практических занятий

 

 

Дисциплина: «УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ В ТАМОЖЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

 

Направление подготовки: 080100.62 «Экономика»

Профиль подготовки «Экономика предприятий и организаций (таможня)»

Квалификация (степень) выпускника – бакалавр

 

 

 

 

Москва

 

Автор

Ю.Е. Гупанова, профессор кафедры экономики таможенного дела Российской таможенной академии, канд. экон. наук, доцент

 

 

Ответственный за выпуск:

Е.А.Терехова, и.о. заведующего кафедрой экономики таможенного дела Российской таможенной академии, канд. экон. наук, доцент

 

 

Рецензенты:

Е.Г. Анисимов, начальник научно-информационного отдела Российской таможенной академии, д-р техн. наук, д-р воен. наук, профессор;

О.А. Громенко, доцент кафедры управления Российской таможенной академии, канд. экон. наук

 

Ó Гупанова Ю.Е., 2013

Ó Российская таможенная академия, 2013


САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

МОДУЛЬ 1. Основы управления качеством

В организации

Тема 1.1. Качество как фактор успешного функционирования предприятий и организаций

I. Задания для самостоятельной работы

1. Дать определение понятию качества с философских, социальных, технических, правовых и экономических позиций.

2. Выделить периоды развития подходов к содержанию понятия качества.

3. Изучить отечественные и зарубежные взгляды на категорию качества.

4. Определить роль качества в формировании конкурентоспособности продукции и предприятия.

5. Рассмотреть взаимосвязь между конкурентоспособностью и качеством.

6[*]. Изучить понятия «конкурентоспособность» и «конкуренция».

7*. Охарактеризовать виды конкурентоспособности: конкурентоспособность продукции, товара, предприятия, отрасли, региона, страны.

8*. Назвать виды и формы конкуренции.

9. Выявить взаимосвязь форм конкуренции с конку­рентоспособностью продукции, конкурентоспособностью товара.

10. Определить составляющие элементы и системообразующие факторы конкурентоспособности продукции, товара, предприятия.

11*. Дать определение понятиям, относящимся к качеству, в соответствии с международными стандартами ИСО.

II. План практического занятия

(форма обучения – очная)

1. Понятие категории качества.

2. Периоды развития подходов к содержанию понятия качества.

3. Качество как составляющий элемент конкурентоспособности.

4. Виды и формы конкуренции.

 

III. Рекомендации по выполнению заданий и подготовке

к практическому занятию

Данная тема имеет большое значение в изучении курса, так как она является его основой и дает базовые понятия об управлении качеством.

При подготовке к практическому занятию необходимо уделить особое внимание категориально-понятийному аппарату. Изучив рекомендуемую литературу, дайте письменное определение предложенным на рассмотрение терминам.

Для ясного представления понятия качества следует рассмотреть определение данной категории с различных позиций: философ­ской, социальной, технической, правовой, экономической позиции, выделить периоды в развитии под­ходов к содержанию понятия качества.

При изучении данной темы особое внимание следует уделить роли качества в формировании конкурентоспособности продукции и предприятия.

 

IV. Рекомендуемые источники

Нормативно-правовые документы

1. ИСО 8402-94. Управление качеством и обеспечение качества. Словарь.

2. ИСО 9000:2000. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь.

3. ИСО 9000:2005. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь.

Основная литература

1. Горбашко Е.А.Управление качеством: учебник для бакалавров. – М.: Издательство Юрайт, 2012.

Дополнительная литература

1. Барамзин С.В. Управление качеством таможенной деятельности: монография. – М.: Издательство Российской таможенной академии, 2009.

2. Официальный сайт Международной организации по стандартизации (ISO). Режим доступа: www.iso.org.

V. Контрольные вопросы для самопроверки

1. Что понимается под категорией качества с философских, социальных, технических, правовых и экономических позиций?

2. Назовите основные периоды в развитии подходов к содержанию категории качества.

3. Что понимается под термином «качество» в международном стандарте ИСО 9000:2005?

4. Какова роль качества в формировании конкурентоспособности продукции?

5. Назовите основные системообразующие факторы и составляющие элементы конкурентоспособности продукции и товара.

6. Что понимается под конкурентоспособностью предложения товара на рынке?

7. Действием каких факторов определяется конкурентоспособность организаций?

Тема 1.2. Управление качеством в организации: содержание, методология и терминология

 

I.Задания для самостоятельной работы

1. Изучить следующие термины и понятия:управление качеством продукции и услуги, механизм управления качеством, объекты и субъекты управления качеством, методы управления качеством, система управления качеством, стратегия качества, политика в области качества, стратегическое управление качеством, тактическое управление качеством.

2. Рассмотреть качество как объект управления.

3. Перечислить и охарактеризовать функции и методы управления качеством.

4. Привести примеры средств реализации методов управления качеством во внешней и внутренней среде предприятия.

5. Дать характеристику системного подхода к управлению качеством.

6. Определить принципы применения системного подхода к управлению качеством на предпри­ятии.

7. Выделить подсистемы управления качеством.

8*. Выделить основные элементы стратегии качества.

9. Оценить роль качества в стратегии деятельности орга­низации.

10*. Рассмотреть схему, иллюстрирующую кон­тур стратегического управления качеством предприятия.

11*. Раскрыть содержание стратегического и тактического управления качеством на предприятии.

 

II. План практического занятия

(форма обучения – очная и заочная)

Дискуссия

1. Управление качеством: понятие, функции и методы.

2. Системный подход к управлению качеством.

3. Стратегическое и тактическое управление качеством на предприятии.

III. Рекомендации по выполнению заданий и подготовке

к практическому занятию

При подготовке к практическому занятию необходимо уделить особое внимание категориально-понятийному аппарату. Изучив рекомендуемую литературу, дайте письменное определение предложенным на рассмотрение терминам.

При изучении методов управления качеством необходимо привести примеры средств реализации методов управления качеством во внешней и внутренней среде предприятия.

При рассмотрении схемы, иллюстрирующей кон­тур стратегического управления качеством предприятия, исследуйте взаимосвязь между стратегией, политикой и целями в области качества предприятия, а также системой управления качеством.

Интерактивная форма практического занятия предусматривает необходимость подготовки студентов к участию в учебной групповой дискуссии по вопросам плана практического занятия.

 

IV. Рекомендуемые источники

Нормативно-правовые документы

1. ИСО 9000:2005. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь.

2. ИСО 9001:2008 Системы менеджмента качества. Требования.

Основная литература

1. Горбашко Е.А. Управление качеством: учебник для бакалавров. – М.: Издательство Юрайт, 2012.

 

Дополнительная литература

1. Барамзин С.В. Управление качеством таможенной деятельности: монография. - М.: Издательство Российской таможенной академии, 2009.

2. Черныш А.Я., Гупанова Ю.Е., Симахин О.Г. Исследование проблемных вопросов управления качеством таможенных услуг: монография. - М.: Издательство Российской таможенной академии, 2012.

 

V. Контрольные вопросы для самопроверки

1. В чем заключается системный подход к управлению качеством, и на каких основных принципах он базируется?

2. Что понимается под механизмом управления качеством, и какие составляющие элементы он включает?

3. Назовите и раскройте функции и методы управления качеством.

4. Что понимается под стратегическим и тактическим управлением качеством?

Тема 1.3. Системы управления качеством. Рекомендации



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: