Высшего профессионального образования
«РОССИЙСКАЯ ТАМОЖЕННАЯ АКАДЕМИЯ»
Кафедра экономики таможенного дела
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
По самостоятельной работе студентов
И проведению практических занятий
Дисциплина: «УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ В ТАМОЖЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Направление подготовки: 080100.62 «Экономика»
Профиль подготовки «Экономика предприятий и организаций (таможня)»
Квалификация (степень) выпускника – бакалавр
Москва
Государственное казенное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«РОССИЙСКАЯ ТАМОЖЕННАЯ АКАДЕМИЯ»
Кафедра экономики таможенного дела
УТВЕРЖДЕНО
на заседании кафедры
(протокол от «28» марта 2013 г. №11)
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
по самостоятельной работе студентов
и проведению практических занятий
Дисциплина: «УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ В ТАМОЖЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Направление подготовки: 080100.62 «Экономика»
Профиль подготовки «Экономика предприятий и организаций (таможня)»
Квалификация (степень) выпускника – бакалавр
Москва
Автор
Ю.Е. Гупанова, профессор кафедры экономики таможенного дела Российской таможенной академии, канд. экон. наук, доцент
Ответственный за выпуск:
Е.А.Терехова, и.о. заведующего кафедрой экономики таможенного дела Российской таможенной академии, канд. экон. наук, доцент
Рецензенты:
Е.Г. Анисимов, начальник научно-информационного отдела Российской таможенной академии, д-р техн. наук, д-р воен. наук, профессор;
О.А. Громенко, доцент кафедры управления Российской таможенной академии, канд. экон. наук
|
Ó Гупанова Ю.Е., 2013
Ó Российская таможенная академия, 2013
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
МОДУЛЬ 1. Основы управления качеством
В организации
Тема 1.1. Качество как фактор успешного функционирования предприятий и организаций
I. Задания для самостоятельной работы
1. Дать определение понятию качества с философских, социальных, технических, правовых и экономических позиций.
2. Выделить периоды развития подходов к содержанию понятия качества.
3. Изучить отечественные и зарубежные взгляды на категорию качества.
4. Определить роль качества в формировании конкурентоспособности продукции и предприятия.
5. Рассмотреть взаимосвязь между конкурентоспособностью и качеством.
6[*]. Изучить понятия «конкурентоспособность» и «конкуренция».
7*. Охарактеризовать виды конкурентоспособности: конкурентоспособность продукции, товара, предприятия, отрасли, региона, страны.
8*. Назвать виды и формы конкуренции.
9. Выявить взаимосвязь форм конкуренции с конкурентоспособностью продукции, конкурентоспособностью товара.
10. Определить составляющие элементы и системообразующие факторы конкурентоспособности продукции, товара, предприятия.
11*. Дать определение понятиям, относящимся к качеству, в соответствии с международными стандартами ИСО.
II. План практического занятия
(форма обучения – очная)
1. Понятие категории качества.
2. Периоды развития подходов к содержанию понятия качества.
3. Качество как составляющий элемент конкурентоспособности.
|
4. Виды и формы конкуренции.
III. Рекомендации по выполнению заданий и подготовке
к практическому занятию
Данная тема имеет большое значение в изучении курса, так как она является его основой и дает базовые понятия об управлении качеством.
При подготовке к практическому занятию необходимо уделить особое внимание категориально-понятийному аппарату. Изучив рекомендуемую литературу, дайте письменное определение предложенным на рассмотрение терминам.
Для ясного представления понятия качества следует рассмотреть определение данной категории с различных позиций: философской, социальной, технической, правовой, экономической позиции, выделить периоды в развитии подходов к содержанию понятия качества.
При изучении данной темы особое внимание следует уделить роли качества в формировании конкурентоспособности продукции и предприятия.
IV. Рекомендуемые источники
Нормативно-правовые документы
1. ИСО 8402-94. Управление качеством и обеспечение качества. Словарь.
2. ИСО 9000:2000. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь.
3. ИСО 9000:2005. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь.
Основная литература
1. Горбашко Е.А.Управление качеством: учебник для бакалавров. – М.: Издательство Юрайт, 2012.
Дополнительная литература
1. Барамзин С.В. Управление качеством таможенной деятельности: монография. – М.: Издательство Российской таможенной академии, 2009.
2. Официальный сайт Международной организации по стандартизации (ISO). Режим доступа: www.iso.org.
V. Контрольные вопросы для самопроверки
|
1. Что понимается под категорией качества с философских, социальных, технических, правовых и экономических позиций?
2. Назовите основные периоды в развитии подходов к содержанию категории качества.
3. Что понимается под термином «качество» в международном стандарте ИСО 9000:2005?
4. Какова роль качества в формировании конкурентоспособности продукции?
5. Назовите основные системообразующие факторы и составляющие элементы конкурентоспособности продукции и товара.
6. Что понимается под конкурентоспособностью предложения товара на рынке?
7. Действием каких факторов определяется конкурентоспособность организаций?
Тема 1.2. Управление качеством в организации: содержание, методология и терминология
I.Задания для самостоятельной работы
1. Изучить следующие термины и понятия:управление качеством продукции и услуги, механизм управления качеством, объекты и субъекты управления качеством, методы управления качеством, система управления качеством, стратегия качества, политика в области качества, стратегическое управление качеством, тактическое управление качеством.
2. Рассмотреть качество как объект управления.
3. Перечислить и охарактеризовать функции и методы управления качеством.
4. Привести примеры средств реализации методов управления качеством во внешней и внутренней среде предприятия.
5. Дать характеристику системного подхода к управлению качеством.
6. Определить принципы применения системного подхода к управлению качеством на предприятии.
7. Выделить подсистемы управления качеством.
8*. Выделить основные элементы стратегии качества.
9. Оценить роль качества в стратегии деятельности организации.
10*. Рассмотреть схему, иллюстрирующую контур стратегического управления качеством предприятия.
11*. Раскрыть содержание стратегического и тактического управления качеством на предприятии.
II. План практического занятия
(форма обучения – очная и заочная)
Дискуссия
1. Управление качеством: понятие, функции и методы.
2. Системный подход к управлению качеством.
3. Стратегическое и тактическое управление качеством на предприятии.
III. Рекомендации по выполнению заданий и подготовке
к практическому занятию
При подготовке к практическому занятию необходимо уделить особое внимание категориально-понятийному аппарату. Изучив рекомендуемую литературу, дайте письменное определение предложенным на рассмотрение терминам.
При изучении методов управления качеством необходимо привести примеры средств реализации методов управления качеством во внешней и внутренней среде предприятия.
При рассмотрении схемы, иллюстрирующей контур стратегического управления качеством предприятия, исследуйте взаимосвязь между стратегией, политикой и целями в области качества предприятия, а также системой управления качеством.
Интерактивная форма практического занятия предусматривает необходимость подготовки студентов к участию в учебной групповой дискуссии по вопросам плана практического занятия.
IV. Рекомендуемые источники
Нормативно-правовые документы
1. ИСО 9000:2005. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь.
2. ИСО 9001:2008 Системы менеджмента качества. Требования.
Основная литература
1. Горбашко Е.А. Управление качеством: учебник для бакалавров. – М.: Издательство Юрайт, 2012.
Дополнительная литература
1. Барамзин С.В. Управление качеством таможенной деятельности: монография. - М.: Издательство Российской таможенной академии, 2009.
2. Черныш А.Я., Гупанова Ю.Е., Симахин О.Г. Исследование проблемных вопросов управления качеством таможенных услуг: монография. - М.: Издательство Российской таможенной академии, 2012.
V. Контрольные вопросы для самопроверки
1. В чем заключается системный подход к управлению качеством, и на каких основных принципах он базируется?
2. Что понимается под механизмом управления качеством, и какие составляющие элементы он включает?
3. Назовите и раскройте функции и методы управления качеством.
4. Что понимается под стратегическим и тактическим управлением качеством?
Тема 1.3. Системы управления качеством. Рекомендации