I.Задания для самостоятельной работы
1. Изучить следующие термины и понятия:система менеджмента качества, валидация, верификация, процесс, интегрированная система менеджмента, Всеобщее управление качеством.
2. Изучить основные положения международных стандартов ИСО серии 9000.
3. Назвать внешние и внутренние предпосылки, стимулирующие предприятия к внедрению МС ИСО серии 9000.
4. Рассмотреть модель системы менеджмента качества, основанную на процессном подходе.
5*. Раскрыть основное содержание МС ИСО серии 14000 и их роль в создании системы экологического менеджмента на предприятии.
6. Рассмотреть положения основных отраслевых стандартов в области менеджмента качества.
7. Обосновать основные преимущества интегрированных систем менеджмента и роль стандартов менеджмента качества в их формировании.
8*. Раскрыть основные принципы TQM.
9. Ознакомиться с алгоритмом формирования системы менеджмента качества на предприятии.
II. План практического занятия
(форма обучения – очная и заочная)
Дискуссия
1. Системы менеджмента качества на основе международных стандартов ИСО серии 9000.
2. Системы экологического менеджмента на основе международных стандартов ИСО серии 14000.
3. Отраслевые системы менеджмента качества.
4. Интегрированные системы менеджмента.
5. Концепция всеобщего управления качеством (TQM).
6. Анализ видео- и аудиоматериалов, разработанных Международной организацией по стандартизации (ISO).
III. Рекомендации по выполнению заданий и подготовке
к практическому занятию
При подготовке к практическому занятию особое внимание следует уделить терминологии в области менеджмента качества. ИСО 9000:2005 описывает основные положения систем менеджмента качества и устанавливает терминологию для систем менеджмента качества. Диаграммы понятий, представленные в приложении к стандарту ИСО 9000:2005, дают графическое представление взаимоотношений между терминами в конкретных областях, связанных с системами менеджмента качества.
|
Изучив рекомендуемую литературу, дайте письменное определение предложенным на рассмотрение терминам.
При подготовке к практическому занятию студент должен ознакомиться с содержанием стандартов ИСО серии 9000 и стандартов ИСО серии 14000.
Интерактивная форма практического занятия предусматривает необходимость подготовки студентов к участию в учебной групповой дискуссии по вопросам плана практического занятия.
IV. Рекомендуемые источники
Нормативно-правовые документы
1. ИСО 9000:2005. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь.
2. ИСО 9001:2008. Системы менеджмента качества. Требования.
3. ИСО 9004:2009. Система менеджмента качества. Руководящие указания по улучшению деятельности.
4. Серия международных стандартов ИСО 14000.
Основная литература
1. Горбашко Е.А. Управление качеством: учебник для бакалавров. – М.: Издательство Юрайт, 2012.
Дополнительная литература
1. Барамзин С.В. Управление качеством таможенной деятельности: монография. - М.: Издательство Российской таможенной академии, 2009.
2. Официальный сайт Международной организации по стандартизации (ISO). Режим доступа: www.iso.org.
3. Информационный портал по международной стандартизации Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии. Режим доступа: https://iso.gost.ru
|
4. Сайт серии стандартов ISO 9000 и ISO 14000 и менеджмента качества и сертификации. Режим доступа: www.iso.staratel.com.
V. Контрольные вопросы для самопроверки
1. Какие стандарты входят в состав комплекса МС ИСО серии 9000?
2. В чем заключается основное отличие процессного подхода от функционального подхода?
3. Каковы основные требования к созданию систем управления качеством в организациях?
4. Каковы основные преимущества интегрированных систем менеджмента?
5. Какие основные принципы концепции всеобщего управления качеством (TQM)?
Тема 1.4. Разработка систем управления качеством
в организациях
I. Задания для самостоятельной работы
1. Назвать и раскрыть основные этапы деятельности по формированию и внедрению систем менеджмента качества на предприятиях в соответствии с МС ИСО серии 9000.
2. Рассмотреть модель документального оформления системы менеджмента качества в соответствии с МС ИСО серии 9000.
3. Перечислить виды документов системы менеджмента качества соответствующей МС ИСО серии 9001:2008.
4*. Описать значение термина «документированная процедура» в соответствии с МС ИСО серии 9001:2008.
5*. Дать определение понятию «записи» и описать требования, предъявляемые к ним в соответствии с МС ИСО серии 9000.
6. Рассмотреть примеры записей СМК, соответствующей требованиям МС ИСО 9001:2008.
7*. Привести доводы о необходимости разработки систем управления качеством в организациях.
8. Сформулировать проблемы внедрения и развития систем менеджмента качества на отечественных предприятиях.
II. План практического занятия
|
(форма обучения – очная)
1. Формирование системы управления качеством в организации: этапы и содержание в соответствии со стандартами ИСО серии 9000.
2. Документирование системы управления качеством.
3. Проблемы внедрения и развития систем менеджмента качества на отечественных предприятиях.
III. Рекомендации по выполнению заданий и подготовке
к практическому занятию
При подготовке к первому вопросу подробно рассмотрите этапы формирования и внедрения систем менеджмента качества на предприятиях в соответствии с МС ИСО серии 9000.
Особое внимание уделите этапу IV «Документирование системы менеджмента качества предприятия», т.к. одно из важнейших требований МС ИСО серии 9000 – обеспечение строгого документального оформления порядка выполнения всех работ в рамках создаваемой и функционирующей системы менеджмента качества.
Аргументируйте свою позицию по вопросу необходимости разработки систем управления качеством в организациях. Прокомментируйте выявленные проблемы внедрения и развития систем менеджмента качества на отечественных предприятиях. Предложите возможные пути их решения.
IV. Рекомендуемые источники
Нормативно-правовые документы
1. ИСО 9000:2005. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь.
2. ИСО 9001:2008 Системы менеджмента качества. Требования.
3. ИСО 9004:2009. Система менеджмента качества. Руководящие указания по улучшению деятельности.
Основная литература
1. Горбашко Е.А. Управление качеством: учебник для бакалавров. – М.: Издательство Юрайт, 2012.
Дополнительная литература
1. Барамзин С.В. Управление качеством таможенной деятельности: монография. – М.: Издательство Российской таможенной академии, 2009.
2. 3. Клименко К.К. ISO 9000 – это просто. Открытый портал STANDARD.RU, 2001-2012. Режим доступа: https://www.standard.ru/article.phtml?i=9.
V. Контрольные вопросы для самопроверки
1. Какие основные этапы деятельности по формированию и внедрению систем менеджмента качества на предприятиях установлены стандартами ИСО серии 9000?
2. Какие виды документов системы менеджмента качества на предприятии необходимо оформить в соответствии с МС ИСО серии 9000?
3. Что означает термин «документированная процедура» в соответствии с МС ИСО серии 9001:2008?
4. Что необходимо учитывать руководству предприятия при разработке политики в области качества?
5. Какие проблемы внедрения и развития систем менеджмента качества существуют на отечественных предприятиях?
МОДУЛЬ 2. ПОРЯДОК И ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ В ТАМОЖЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Тема 2.1. Таможенная деятельность как услуга: содержание, категориально-понятийный аппарат
I. Задания для самостоятельной работы
1. Рассмотреть роль качества в повышении эффективности деятельности таможенных органов.
2. Раскрыть содержание таможенной деятельности, подходы к пониманию таможенной деятельности как услуги.
3. Раскрыть сущность и содержание основных понятий управления качеством таможенных услуг: таможенная услуга, качество таможенной услуги, управление качеством таможенной услуги.
4. Изучить концептуальную модель управления качеством таможенных услуг
5*. Определить взаимосвязь теории управления качеством таможенных услуг с другими направлениями таможенной науки.
6*. Исследовать подходы к определению сущности таможенной услуги и ее качества.
7. Рассмотреть классификации таможенных услуг.
8. Определить элементы, составляющие качество таможенной услуги.
9*. Дать характеристики объекту и субъекту управления качеством таможенных услуг.
10. Выявить проблемные вопросы формирования концептуальных основ управления качеством таможенных услуг.
II. План практического занятия
(форма обучения – очная)
Дискуссия
1. Управление качеством как фактор успешного функционирования таможенных органов.
2. Категориально-понятийный аппарат управления качеством таможенных услуг.
3. Проблемные вопросы понимания сущности таможенной деятельности и таможенных услуг.
III. Рекомендации по выполнению заданий и подготовке
к практическому занятию
При подготовке к практическому занятию необходимо уделить особое внимание понятийно-категориальному аппарату. Изучив рекомендуемую литературу, дать письменное определение предложенным на рассмотрение терминам.
При изучении данной темы особое внимание следует уделить роли качества в повышении эффективности деятельности таможенных органов.
Во время самостоятельной работы необходимо более детально изучить проблемные вопросы понимания сущности таможенной деятельности и таможенных услуг.
Интерактивная форма практического занятия предусматривает необходимость подготовки студентов к участию в учебной групповой дискуссии по вопросам плана практического занятия.
IV. Рекомендуемые источники
Основная литература
1. Гупанова Ю.Е. Управление качеством таможенных услуг: учебное пособие. – М.: Издательство Российской таможенной академии, 2013.
Дополнительная литература
1. Барамзин С.В., Черныш А.Я., Голоскоков В.И. и др. Теоретические основы освоения требований МС ИСО серии 9000 в ФТС России: монография / Под общ.ред. С.В. Барамзина. – М.: Издательство Российской таможенной академии, 2012.
2. Горбашко Е.А. Управление качеством: учебник для бакалавров. – М.: Издательство Юрайт, 2012.
3. Черныш А.Я., Гупанова Ю.Е., Симахин О.Г. Исследование проблемных вопросов управления качеством таможенных услуг: монография. - М.: Издательство Российской таможенной академии, 2012.
V. Контрольные вопросы для самопроверки
1. Что понимается под таможенной деятельностью?
2. В чем заключается сущность понятия «качество таможенной услуги»?
3. Что включает управление качеством таможенных услуг?
4. Каковы особенности управления в таможенных органах?
5. Какие элементы включает система управления качеством таможенных услуг?
6. Кто производит оценку качества таможенной услуги?