Каждый участник описывает – по возможности объективно и безоценочно – одного члена группы по выбору. Все остальные пытаются угадать, о ком идет речь. Материалы: бумага и карандаши. Члены группы рассаживаются за столами так, чтобы все могли видеть друг друга. Каждый участник выбирает кого-нибудь из группы и письменно фиксирует его особенности: черты лица, одежду, строение тела, характерные движения. Не следует давать никаких психологических заключений. Например, нельзя говорить: «Андрей – нервный, сейчас в хорошем настроении, преисполнен сознания собственного достоинства..» описание должно быть по возможности более точным, но не содержать указаний, которые позволили бы сразу же установить личность выбранного человека. Членам группы следует работать аккуратно, чтобы никто не заметил, за кем ведется наблюдение. На составление письменного портрета отводится 6 минут. Один за другим участники зачитывают свои заметки, а остальные каждый раз отгадывают, кто был описан.
- Легко ли бы вести наблюдение и оформить результаты своего наблюдения?
- Какие чувства вы испытывали, когда вас описывали?
- Легко ли вы узнали описание себя другим?
- Какие чувства вы испытывали, когда описывали другого?
- Кого из группы описывали чаще, кого реже? Почему?
Заключительная часть. Упражнение «письмо далекому себе»
Участникам предлагается написать письмо, которое откроет каждый из них только через много-много лет, когда станет взрослым. План письма: 1) приветствие, рассказ об увлечениях, интересах; 2) описание себя в настоящем и описание-воображение себя в будущем; 3) цель жизни в настоящем
- Какие чувства вы испытывали, когда начинали писать письмо? Какие мысли возникли?
|
- Что ощутили, когда письмо было закончено?
- Какие качества позволяет развить в себе данное задание?
Вопросы для обсуждения:
- Понятие малых групп и коллективов
- Основные характеристики малой группы
- Классификация малых групп
- Социально-психологическая структура группы
- Формально-статусное измерение
- Социометрическая структура малой группы
- Коммуникативная структура малой группы
- Ролевая структура малой группы
- Структура социальной власти и влияния в малой группе
Задания для самостоятельной работы. Задания 20-24 из методического пособия: Каменева Н.В. Социальная психология: методическое пособие / Н. В. Каменева. - Братск: БрГУ, 2013. - 198 с. (с. 30-36).
Основная литература:
1. Ванюхина, Н.В. Социальная психология / Н.В. Ванюхина, А.А. Кабирова; Институт экономики, управления и права (г. Казань), ф. Психологический. - Казань: Познание, 2014. - 70 с.: табл., схем. - Библиогр. в кн.; То же [Электронный ресурс]. - URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=364234 (21.12.2016).
Дополнительная литература:
1. Марченко, Е.М. Социально-психологические особенности взаимосвязи лидера и малой группы в деятельности клубов исторической реконструкции: монография / Е.М. Марченко. - М.; Берлин: Директ-Медиа, 2015. - 164 с.: ил. - Библиогр.: с. 148-159. - ISBN 978-5-4475-4104-0; То же [Электронный ресурс]. - URL://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=278334 (21.12.2016).
Контрольные вопросы для самопроверки:
1. Определение коллектива.
2. Стадии развития коллектива.
3. Положение личности в коллективе.
4. Традиции коллектива.
Практическое занятие № 7
Тема: Психология самопознания, здоровья и успеха.
|
Цель: изучение механизмом самопознания, основных положений психологии здоровья и успеха.
Форма проведения занятия: дискуссия.
Описание: преподаватель предлагает группе темы для дискуссии и выступает в роли её модератора.
Темы для дискуссии:
1. Главный метод самопознания;
2. Для чего, зачем познавать себя?;
3. Социальное сравнение как методы познания себя;
4. Определение здоровья и здорового образа жизни?
5. Вредные привычки и борьба с ними?
6. Психология успеха: составляющие успеха?
7. Кого можно назвать успешным человеком?
8. Мотивация: А) избегание неудач;
Б) достижение успеха?
9. Руководство и лидерство?
10. Стили управления?
Форма отчетности: устные ответы на вопросы, участие в дискуссии, опорный конспект.
Задания для самостоятельной работы:
1. Составить самопрезентацию (рассказать о себе, интересах, увлечениях, достижениях и т.д.).
Основная литература:
1. Гуревич, П.С. Психология: учебник / П.С. Гуревич. - М.: Юнити-Дана, 2015. - 319 с. - (Учебники профессора П.С. Гуревича). - Библиогр. в кн. - ISBN 5-238-00905-4; То же [Электронный ресурс]. - URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=118130 (21.12.2016).
2. Багадирова, С.К. Материалы к курсу "Психология личности": учебное пособие: в 2-х ч. / С.К. Багадирова, А.А. Юрина. - М.: Директ-Медиа, 2014. - Ч. 1. Раздел "Теории личности". - 164 с. - ISBN 978-5-4458-6747-0; То же [Электронный ресурс]. - URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=232087