Бухгалтерская отчетность организации




1. Сущность, значение, виды и состав бухгалтерской отчетности.

2. Подготовительные работы по составлению бухгалтерской отчетности

 

1. Бухгалтерская отчетность является основным источников информации о деятельности предприятия. В настоящие время в Республики Беларусь действует Закон «О бухгалтерском учете и отчетности», принятый палатой представителей 26 июня 2013 года.

Согласно положений, указанного закона «Отчетность - это система стоимостных показателей об активах, обязательствах, собственном капитале, доходах и расходах организации, а также иная информация, отражающая финансовое положение организации на отчетную дату, финансовые результаты деятельности и изменения финансового положения организации за отчетный период».

Бухгалтерская отчетность завершает учетный процесс на предприятии. Законодательством РБ установлена единая методическая основа составления отчетности согласно Инструкции о порядке составления бухгалтерской отчетности, утвержденной Министерством Республики Беларусь №111 от 30.10.2011 г. Согласно указанной инструкции приведены формы бухгалтерской отчетности а также порядок их заполнения и составления. Специализированные формы бухгалтерской отчетности для Министерств и ведомств утверждает Министерство финансов по их предоставлению. Инструкцию по заполнению внутрисистемных форм разрабатывает министерство и ведомство. Инструкцией №111 определён порядок составления отчетности и установлены единые требования к промежуточной годовой отчетности, к срокам и порядку предоставления отчетности заинтересованным пользователям.

В состав годовой отчетности входит: баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет об изменении собственного капитала, отчет о движении денежных средств, примечание к бухгалтерской отчетности. Месячная отчетность коммерческих организаций состоит из бухгалтерского баланса.

Бухгалтерская (финансовая) отчетность - это система показателей, отражающих финансовое состояние, доходы и расходы, движение капитала и денежных средств организации за отчетный период. Она основана на данных бухгалтерского учета и представ­ляет собой сгруппированную по определенным признакам экономическую ин­формацию: о состоянии имущества организации, капитале и обязательствах, о результатах деятельности и т.п. Составлением бухгалтерской отчетности организации завершается учетный цикл.

Являясь основным источником информации, отчет­ность должна отвечать определенным требованиям: обособленность, нейтральность, непрерывность, полнота отражения данных, осмотрительность, сопоставимость, начисления, приоритета содержания перед формой.

Обособленность определяет раздельный учет имущества и обязательств организации от имущества и обязательств других юридических и физических лиц.

Нейтральность означает, что бухгалтерская отчетность должна удовлетворять требованиям все групп пользователей.

Непрерывность вытекает из того обстоятельства, что организация будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем и отсутствуют основания для прекращения или существенного сокращения ее деятельности.

Полнота отражения означает отражение за отчетный период всех хозяйственных операций и результатов инвентаризации имущества и обязательств.

Осмотрительность определяет обеспечение большей готовности к бухгалтерскому учету расходов и обязательств, чем доходов и активов, не допуская скрытых резервов.

Сопоставимость устанавливает тождество данных аналитического и синтетического учета за отчетный период, а также возможность сравнения данных за несколько учетных периодов.

Начисление означает, что факты хозяйственной деятельности организации имели место, независимо от времени фактического поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами.

Приоритет содержания перед формой определяет отражение в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности исходя не только из их формы, сколько из содержания и условий хозяйствования.

Составляемая и представляемая организацией бухгалтерская отчетность классифицируется по следующим признакам:

- по периодичности составления:

промежуточная (месячная, квартальная, полугодовая);

годовая.

- по степени обобщения отчетных данных:

индивидуальная (характеризует деятельного одной организации);

сводная (консолидированная) (характеризует деятельного группы организаций);

- по роли в управлении:

общегосударственная (составляется всеми организациями свех форм собственности;

внутрисистемная (предусматривает заполнение специализированых форм отчетности).

Бухгалтерская отчетность составляется за определенный период времени. В большинстве случаев отчетным периодом является месяц, квартал и год.

Организации, достоверность годовой бухгалтерской отчетности которых в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь подлежит обя­зательному аудиту, прилагают к годовой бухгалтерской отчетности аудитор­ское заключение.

В дополнение к промежуточной квартальной бухгалтерской отчётности по решению руководителя организации могут составляться формы отчётности, ут­верждённые приказом руководителя организации.

В соответствии с Законом о бухгалтерском учете и отчетно­сти организации представляют бухгалтерскую (финансовую) отчетность:

- собственникам (участникам, учредителям) согласно уставу (положению) ор­ганизации;

- органам государственной налоговой инспекции по месту своей регистрации;

- другим государственным органам, на которые возложена проверка отдель­ных сторон деятельности организации и для которых предусмотрено получе­ние соответствующей отчетности;

другим лицам в случаях, предусмотренных законодательством республики и договорами организации.

Кроме того, организации, находящиеся полностью или частично в государст­венной собственности, представляют квартальную и годовую отчетность орга­нам, уполномоченным управлять государственным имуществом. Каждый из пользователей информации, содержащейся в финансовой отчетно­сти, преследует свои цели. Например, сама организация, составившая отчет­ность, использует отчетные данные для контроля за выполнением показателей производственных и финансовых планов, определение возможностей повыше­ния эффективности использования ресурсов, выявления недостатков в работе, разработки текущих и перспективных планов (бизнес-планов) деятельности организации. Учредители, акционеры, инвесторы, поставщики и другие юри­дические и физические лица используют отчетную информацию при принятии решений об установлении хозяйственных связей с организацией, вложением средств в ее активы, размещением заказов и т.п. Государственные органы фи­нансового контроля используют отчетность организаций для установления пра­вильности исчисления и уплаты налогов и сборов, предусмотренных дейст­вующим законодательством. Производственные объединения, концерны, мини­стерства, ведомства на основании полученных от организаций отчетов форми­руют сводные данные по основным показателям их деятельности, составляют текущие и перспективные планы, анализируют внутренние резервы роста при­были и рентабельности производства. Органы государственной статистики ис­пользуют отчеты организаций для получения обобщенных данных по народ­ному хозяйству в целом.

Организации обязаны представить индивидуальную годовую бухгалтерскую отчетность не позднее 90 дней года следующего за отчетным. Конкретная дата представления бухгалтерской отчетности устанавливается учредителями организации или общим собранием.

 

2. Составлению годовой бухгалтерской (финансовой) отчетно­сти предшествует ряд подготовительных работ:

- проверяется полнота оформления всех хозяйственно-финансовых операций первичными документами и отражениях их в учетных регистрах. В частности, устанавливаются: все ли первичные и сводные документы поступили из цехов, со складов, отделов, от подотчётных лиц; правильно ли списаны на затраты производства произведено ли начисление предусмотренных коллективным договором премий, вознаграждений, поощрений и прочих выплат из фонда за­работной платы; полностью ли начислены все предусмотренные учётной поли­тикой резервы предстоящих расходов, другие резервы; списаны ли с баланса непригодные к эксплуатации вследствие износа объекты основных средств, а также испорченное сырьё, материалы, готовые изделия; полностью ли начисле­ны амортизация основных средств и нематериальных активов, задолженность по арендной плате, лизингу и другим операциям;

- в установленные руководителем организации сроки проводится полная ин­вентаризация всех статей баланса и отражаются в учёте её результаты;

- по постановлениям правительства переоцениваются основные средства то­варно-материальные ценности и другие активы, результаты переоценки отра­жаются в учете;

- выверяется сальдо по расчётам с финансовыми и налогов дней по окончании года, что оформляется соответствующими актами;

- вносятся исправления в учётные данные по результатам проверки налоговых органов, вышестоящих и аудиторских организаций. При этом в случаях выяв­ления неправильного отражения хозяйственных операций текущего периода до окончания отчётного года, исправления производятся записями по соответст­вующим счетам бухгалтерского учёта в том месяце отчётного периода, когда искажения выявлены.

- переносятся в соответствующие журналы-ордера и ведомости аналитическо­го учёта данные листков-расшифровок, накопительных ведомостей, разработочных таблиц;

- заключительными оборотами за декабрь месяц закрываются сальдо по счёту 99 «Прибыли и убытки» путём списания его на счёт 84 «Нераспределённая прибыль (непокрытый убыток)»;

- подсчитываются обороты и сальдо на конец отчётного года по журналам-ордерам, производится взаимная сверка данных жур­налов и ведомостей;

- переносятся в Главную книгу данные журналов-ордеров, а дебетовые и кре­дитовые обороты по счетам из ведомостей № В-1 - В-8 - в шахматную ведо­мость № В-9;

- определяются конечные остатки по синтетическим счетам в Главной книге и по их данным составляется сальдовая ведомость на 1 января;

- сверяются данные синтетического и аналитического учета по счетам, выяв­ляются и устраняются допущенные в учёте ошибки.


Вопросы к экзамену

по учебной дисциплине «Бухгалтерский финансовый учет в промышленности»

1. Документальное оформление и методика учета движения готовой продукции.

2. Методика учета расходов на реализацию.

3. Особенности учета готовой продукции в условиях автоматизированной обработки данных.

4. Характеристика вложений в долгосрочные активы, их классификация, задачи и принципы учета.

5. Учет затрат на создание долгосрочных нефинансовых активов.

6. Учет затрат на приобретение долгосрочных нефинансовых активов.

7. Особенности учета вложений в долгосрочные активы в условиях автоматизированной обработки данных.

8. Сущность, оценка, учет изменения стоимости, методика учета поступления и выбытия инвестиционной недвижимости.

9. Состав, классификация, оценка и учет изменения стоимости основных средств.

10. Документальное оформление и методика учета поступления основных средств.

11. Документальное оформление и методика учета выбытия основных средств.

12. Виды и методика учета ремонтов основных средств.

13. Организация учета и контроля сохранности основных средств.

14. Учет долгосрочных активов, предназначенных для реализации.

15. Особенности учета основных средств в условиях автоматизированной обработки данных.

16. Сущность, классификация, оценка и учет изменения стоимости нематериальных активов.

17. Документальное оформление и методика учета поступления нематериальных активов.

18. Документальное оформление и методика учета выбытия нематериальных активов.

19. Методы и способы начисления амортизации. Учет сумм амортизации основных средств и нематериальных активов.

20. Особенности учета нематериальных активов на производство в условиях автоматизированной обработки данных.

21. Документальное оформление и учет денежных средств в кассе.

22. Документальное оформление и учет денежных средств на расчетных счетах в банке.

23. Документальное оформление и учет денежных средств на валютных счетах в банке.

24. Особенности учета кассовых операций в условиях автоматизированной обработки данных.

25. Особенности учета денежных средств на расчетных и валютных счетах в условиях автоматизированной обработки данных.

26. Учет расчетов по претензиям.

27. Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками,

28. Учет расчетов с покупателями и заказчиками.

29. Учет расчетов по социальному страхованию и обеспечению.

30. Учет расчетов с персоналом по прочим операциям.

31. Учет расчетов с бюджетом по налогам и сборам.

32. Учет расчетов с прочими дебиторами и кредиторами.

33. Учет расчетов с подотчетными лицами.

34. Учет расчетов с учредителями.

35. Особенности учета расчетных операций в условиях автоматизированной обработки данных.

36. Учет расчетов по краткосрочным кредитам и займам.

37. Учет расчетов по долгосрочным кредитам и займам.

38. Особенности учета кредитов и займов в условиях автоматизированной обработки данных.

39. Методика определения и учета финансовых результатов по текущей деятельности организации.

40. Состав и методика учета доходов и расходов по инвестиционной деятельности.

41. Состав и методика учета доходов и расходов по финансовой деятельности.

42. Формирование и учет конечного финансового результата деятельности организации.

43. Учет чистой прибыли (чистого убытка) организации.

44. Особенности учета финансовых результатов в условиях автоматизированной обработки данных.

45. Методика учета краткосрочных финансовых вложений.

46. Методика учета долгосрочных финансовых вложений.

47. Порядок формирования и методика учета уставного капитала.

48. Формирование и учет добавочного капитала.

49. Формирование и учет резервного капитала.

50. Учет расходов будущих периодов.

51. Учет доходов будущих периодов.

52. Учет резервов предстоящих расходов.

53. Особенности учета капитала и резервов в условиях автоматизированной обработки данных.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: