ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Не надо проводить особенных социологических исследований чтобы увидеть, что основной областью применения компьютерных технологий в отношении подрастающего поколения (школьного возраста) стала индустрия развлечений. Достаточно одного взгляда на рабочий стол персонального компьютера школьника, чтобы убедиться в этом. Сложилась парадоксальная ситуация – современные суперкомпьютеры используются не во благо, а во вред настоящим потребностям детей. Как исправить такую ситуацию? Одним из выходов может быть создание детской компьютерной студии, где в руках детей и педагога компьютер является инструментом одновременно интересного, созидательного, познавательного и творческого процесса.
Другим аспектом социального заказа, вполне заметным невооруженным взглядом, является нарастающий разрыв между качественным уровнем применения современных информационных технологий (ИТ) в общем образовании (школа, УДОД) и высшем образовании (институт, университет). Одни и те же компьютеры применяются на разном уровне в университетах, школах, УДО, дома. Пример – дистанционное образование, ставшее обычным в высшем образовании. При желании, примеры качественного применения ИТ можно отыскать и в УДО, но это, скорее, исключение, чем правило. Опыт разработки и реализации данной программы показывает, что компьютер может и должен помочь педагогу сократить (как ни странно!) дистанцию между ним и учеником, сделать обучение более эффективным, насыщенным, индивидуально-ориентированным.
Важная особенность дополнительного образования детей – его воспитательный аспект, поскольку именно в сфере свободного выбора видов деятельности можно рассчитывать на «незаметное», а значит и более эффективное воспитание. В процессе совместной творческой деятельности взрослого и ребенка происходит развитие нравственных качеств личности. Речь должна идти не о навязывании человеку тех или иных образцов культуры, а о создании адекватных условий, в которых знания, ценности, образцы будут «присваиваться» и «переживаться» как собственные достижения и открытия.
Особое значение имеет дополнительное образование детей для решения проблемы социальной адаптации и профессионального самоопределения школьников. Раскрыв свои потенциальные способности и попробовав их реализовать еще в школьные годы, выпускник будет лучше подготовлен к реальной жизни в обществе, научится добиваться поставленной цели, выбирая цивилизованные, нравственные средства ее достижения.
Концепция программы
Положительных результатов в решении обозначенных выше задач можно достигнуть используя потенциал мультипликации.
Мультипликация дает детям возможность проявить свои способности в литературе (написание сценария), рисовании и различных видах прикладного искусства (создание персонажей), музыке (звуковое сопровождение), речевом развитии (озвучивание ролей), технике (работа с различным оборудованием).
Мультипликация объединяет все эти предметы не случайно, а исходя из собственной обобщающей природы, создавая единый педагогический воспитательный комплекс. Достоинство его заключается в том, что он формирует в детях разнообразные художественные и творческие качества.
Отечественный опыт создания детских объединений в этой области подтверждает достоинства мультипликационной педагогики. Примеры передового опыта (см. литературу для педагога):
· Детская киностудия «Поиск» (г.Новосибирск)
· Детский анимационный центр «Перспектива» (г.Ярославль)
· Детская студия анимации «Аистята» (г.Москва) и др.
Автору данной программы удалось познакомиться только с одной из ранних (1997г.) программ детского анимационного центра «Перспектива» и только в 2004 году. Сравнение данной программы с программой центра «Перспектива» обнаруживает ряд важных сходных подходов к изучению базовых анимационных технологий и педагогических аспектов.
В процессе разработки и апробации программы (1999-2003г.) отмечен высокий интерес учащихся к современным компьютерным технологиям не только в области анимации, но и коммуникации, программирования. Поэтому в данную программу включены разделы, связанные с компьютерной анимацией, посвященные Интернет-технологиям и программированию игр. Практика показала, что благодаря этому увеличивается образовательная привлекательность студии и расширяется круг её участников.
Особенностью компьютерных технологий является их молодость, быстрое развитие и смена программного обеспечения. Поэтому в данной программе существенное внимание уделяется:
· базовым технологиям анимации
· выбору «долгоживущих» программ, хорошо зарекомендовавших себя
· выбору программ, доступных для освоения учащимися и педагогами
Выбор остановлен на программах, удовлетворяющим этим требованиям:
· Flash – 2D анимация и программирование игр
· Animation:Master – 3D анимация
· Game Maker – программирование 2D игр
· Deep Creator – программирование интерактивных 3D сцен
· Front Page – Интернет дизайн
При разработке данной программы была исследована возможность активного использования компьютера не только как инструмента анимации, но и составной частью образовательного комплекса. Значительная часть базовых знаний может быть усвоена учащимися из видео уроков, записанных преподавателем на компьютере. Комплекс видео уроков позволяет поднять эффективность обучения, сделать его более индивидуально-ориентированным.
Цель программы студии компьютерной анимации (мультипликации)
Комплексное эстетическое и интеллектуальное развитие учащихся через занятия компьютерной анимацией.
Задачи программы
· Освоение учащимися системы базовых знаний, необходимых для творческой деятельности в области компьютерной анимации
· Развитие творческих и коммуникативных способностей учащихся посредством реализации коллективных проектов
· Развитие визуального мышления
· Формирование эмоциональной культуры личности и социально значимого отношения к общечеловеческим ценностям
· Воспитание у ребенка устойчивой потребности в творчестве
· Воспитание самостоятельности, ответственности, самоотдачи, трудолюбия и терпения