Каждый товар пребывает на рынке ограниченное время.
ЖЦ товара – упорядоченная совокупность всех процессов, через которую проходит данный товар от момента зарождения, до момента окончания использования у потребителя.
Анализ ЖЦТ позволяет:
1. Принимать конкретные маркетинговые решения соответственно этапам
2. Собирать информацию, реагировать на изменения
Этапы ЖЦ товара:
1. Зарождение идеи (пассивный спрос). Исследование и разработка товара, проектировка ассортиментной линейки, анализ использования технологий, эксклюзивность. Вероятность успеха или неудачи товара закладывается на этой стадии, т.е. задолго до момента, когда он поступит в продажу. Именно во время раз работки модели рыночного продукта фирма начинает нести издержки, связанные с его конструированием и внедрением на рынок, которые должны окупиться на последующих этапах развития жизненного цикла товара.
2. Внедрение товара на рынок. Производство, реализация. В фазе внедрения на рынок, огромное значение придается высокому качеству товара, так как главной целью предпринимателя на этой стадии является не столько стремление получить внушительные объемы продажи и прибыли, сколько обеспечить изделию престижное положение среди конкурентов, сформировать к нему положительное отношение потребителей, убедить их в полезности вложения средств в покупку данного изделия.
3. Использование преимуществ. Основные усилия предпринимателей сосредоточиваются на том, чтобы обеспечить товару быстрое продвижение к потребителю, т.е. добиться роста продаж и прибыли, чтобы полностью окупить произведенные затраты и получить средства для развития бизнеса.
4. Насыщение. В этот период у предпринимателей возникают серьезные затруднения — неконкурентоспособные изделия вытесняются с рынка
|
5. Вытеснение с рынка. На этой стадии перед производителями продукта стоит неизбежная дилемма: смириться с тем, что в результате неуклонного падения уровня продажи и прибыли производство товара станет совершенно невозможным, либо найти дополнительные средства для повышения рентабельности его выпуска и поддержания положения товара на рынке, например с помощью оригинальных решений в использовании маркетинговых инструментов.
Тест: (16 баллов)
Что не относится к функциям маркетинга: | а) позиционирование товаров на рынке б) изучение рынка в) прогнозирование рынка г) выбор технологии производства | |
Развивающий маркетинг вызван: | а) формированием спроса на товар б) незаинтересованностью потребителя в) наличием негативного спроса г) совпадением структуры спроса и предложения | |
Наименее предпочтительным методом расчета бюджета на маркетинг можно считать метод: | а) доля от продаж б) учета целевых установок маркетинга в) учета издержек производства г) остаточный | |
Все из следующих заявлений относительно цены являются справедливыми, кроме: | а) конкурентоспособность товара зависит от его цены б) цена определяет привлекательность товара в) цена является главным фактором рыночного спроса г) торговая марка не оказывает влияния на цену товара | |
Количество прямых контактов потребителей с производителями продукции с помощью посредников: | а) увеличивается б) сокращается в) не изменяется г) сокращается в два раза | |
Общественная реклама выполняет функции: | а) информационную б) престижную в) барьерную г) все ответы верны | |
Совокупность потребительских свойств данного товара или продукции, характеризующая их отличие от товара–конкурента по степени соответствия конкретным общественным потребностям, с учетом затрат на их удовлетворение: | а) полезность б) цена в) стоимость г) конкурентоспособность | |
В том случае, когда товар поставщиков фирмы уникален или отказ от него приводит к росту расходов производителя можно говорить о том, что: | а) имеется зависимость от поставщиков фирмы б) существуют барьеры выхода на рынок в) на рынке интенсивная конкуренция г) рынок не привлекателен для производителей |
3. Ситуационное задание. (20 баллов). Вашей компании необходимо провести маркетинговое исследование с целью выведения на рынок новой марки сока.
|
Ваша задача:
• выявить потенциальных потребителей;
• представить план исследования;
• разработать комплекс мероприятий по стимулированию сбыта.
Зам. зав. кафедрой «Маркетинг и логистика»,
к.э.н., доцент Н.П. Козлова
26.11.2015 г.
Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение