В контрольный лист ремонтов заносятся все замечания о состоянии оборудования, которые рабочий не может исправить сам. Если поломка незначительная и оператор станка может устранить ее самостоятельно, то он сам выполняет соответствующий ремонт. Если поломку нельзя устранить собственными силами, следует внести ее в контрольный листок ремонтов.
Контрольный листок ремонтов содержит следующую информацию:
- Наименование оборудования.
- Неисправность (или элемент оборудования, который необходимо починить).
- Дата обнаружения неисправности.
- Оператор, обнаруживший неполадку.
- Дата, когда неисправность была устранена.
- Ремонтник, который устранял неисправность.
- Отметка об устранении.
№ п/п | Оборудование | Неисправность | Обнаружено | Исправлено | Выполнено, % | ||
Дата | Оператор | Дата | Ремонтник | ||||
Такой контрольный листок находится в непосредственной близости от оборудования, на рабочем месте, либо на станке, если он один. Специалист ремонтной службы должен ежедневно анализировать записи в контрольном листке ремонтов и определять необходимый объем работ.
Контрольный лист ремонтов используется на третьем шаге 5C, в некоторых случаях может использоваться на первом и втором шагах.
Когда следует использовать контрольный лист ремонтов.
- Когда имеются поломки, которые оператор не может устранить самостоятельно.
- Когда имеются поломки, которые требуют времени на приобретение запчастей, инструментов, оснастки.
- Когда оборудование обслуживается не операторами, а ремонтной службой.
- Когда необходимо отладить процедуру информирования ремонтной службы об обнаруженных недостатках в работе оборудования.
Когда контрольный листок ремонтов использовать не обязательно:
|
- Когда весь ремонт делается самими операторами.
- Когда практически не бывает крупных поломок.
- Когда ремонт всегда выполняется немедленно после обнаружения поломки.
- Когда процедура взаимодействия операторов оборудования и ремонтного персонала не нуждается в улучшениях.
Следует иметь в виду, что контрольный листок ремонтов — это не замена системы управления ремонтами, а лишь вспомогательный инструмент. Фактически записи в таком контрольном листке означают, что на предприятии действует неэффективная система планово-предупредительного обслуживания оборудования. Контрольный листок ремонтов может использоваться на стыке 5C и TPM, на ранних стадиях внедрения TPM, когда большой эффект достигается буквально только за счет того, что оборудование приводится в нормальное, работоспособное состояние.
Пятиминутная уборка.
При внедрении 3 шага 5C — Уборки, часто возникает проблема нехватки времени. Персонал говорит примерно так: «Нууу, это если все вот это убирать ежедневно, то можно час (два, три) потратить из рабочей смены…»
Чтобы такого не было, работу по уборке нужно разбить на мелкие составляющие части.
Это могут быть отдельные рабочие зоны, части оборудования, или отдельные места хранения. Главное — разделить все пространство на такие части, уборка каждой из которых будет занимать незначительное время.
Дальше можно установить график: по понедельникам проводится уборка в этой зоне, по вторникам — в этой, и так далее… Спустя некоторое время, когда сотрудники привыкнут делать уборку быстро, отдельные зоны можно будет снова объединить. Но на первом этапе важно, чтобы уборка не занимала колоссальное количество времени ежедневно, тогда люди будут достаточно спокойно относиться к необходимости выполнять уборку.
|
Можно привести пример. Представьте девушку с длинными волосами. Если она не будет их расчесывать ежедневно и будет ходить лохматой, то в один прекрасный день, перед праздником, например, ей потребуется 2-3 часа времени, чтобы привести их в порядок.
Хорошо, если нужда заставляет, а если нет? Перед появлением «высоких гостей» можно один раз распихать по углам мусор и протереть пол, но ежедневно… Обычно совсем не хочется. Разбиение всей работы на маленькие кусочки помогает свыкнуться с мыслью, что на это тоже надо тратить свои усилия.
Пятиминутная уборка используется на третьем шаге 5C.
Когда нужно применять пятиминутную уборку?
- Когда ситуация слишком запущена, чтобы ежедневно выполнять уборку в полном объеме.
- Когда персонал не привык к ежедневной уборке и это требование вызывает отторжение.
- Когда полная уборка действительно занимает массу времени.
Когда не нужно применять пятиминутную уборку?
- Когда все рабочее пространство одного человека можно убрать за 10-15 минут.
- Когда существуют действующие процедуры уборки.
- Когда уборку выполняет выделенный персонал (уборщики/уборщицы) и привлечение основного персонала к уборке не планируется.
Что нужно обязательно учитывать?
Как и любое новое правило, пятиминутную уборку нужно внедрять при активной поддержке руководства. Например, если на участке разработан график уборки по рабочим зонам, руководитель участка или даже цеха должен первое время (месяц-два, год, а может и дольше, пока эта процедура не приживется) контролировать выполнение этого графика, чтобы все сотрудники понимали, что выполнение новой процедуры уборки является важной частью производственной культуры.
|
Шаг 4. Стандартизация.
На этом шаге используются следующие инструменты:
1. 5 почему.
2. Схема размещения.
3. Карта ответственных.
4. Унификация используемого инструмента.
5. Аудит чистоты или контрольный лист стандартизации.
6. Контрольный листок работ 5С.
Рассмотрим каждый из инструментов подробнее, не повторяя те, что были рассмотрены выше.