Использование контурных рисунков для хранения инструментов.




Очень часто, когда в работе используется много разных видов инструмента, сложно понять, где должен храниться определенный инструмент, куда его возвращать после работы, он есть в наличии или потерялся.

Если одновременно используется несколько десятков инструментов, то поиск подходящего может оказаться делом не быстрым. С давних пор для того, чтобы облегчить поиск инструмента, используются щиты, на которых размечаются силуэты соответствующих инструментов.

 

Щит с силуэтами инструмента (взят с сайта Кустарь)

Силуэты или контуры инструмента используются для разметки мест хранения на втором шаге 5С.

В каких случаях следует применять маркировку мест хранения с помощью силуэтов или контуров:

· Когда инструмент хранится на одном и том же месте (не нужно устанавливать правило возвращать инструмент на свое место), но в беспорядке, «навалом»

· Когда в работе используется очень много разнообразного инструмента, либо, наоборот, очень много похожих друг на друга инструментов.

· Когда необходимо сократить время поиска инструмента, а также время, которое необходимо потратить, чтобы выяснить, что инструмент потерялся.

Иногда в стенде или щите (как на приведенном рисунке выше) вырезаются полости для хранения инструмента, таким образом, становится физически невозможно положить инструмент на место, которое не предназначено для его хранения.

На рисунке показано место для хранения инструмента на орбитальной станции

(взято из блога Krapich)

 

Не следует маркировать места хранения инструмента в следующих случаях:

· Когда не завершены работы по удалению ненужного

· Когда нет всего необходимого инструмента

· Когда не установлены правила хранения инструмента — нет «постоянных мест», где должен находиться каждый рабочий инструмент

Даже если используется 2-3, может быть 5 инструментов, выделение для каждого из них своего места, размеченного силуэтом или контуром, ускоряет работу. Может быть на доли секунды, но если каждая операция выполняется десятки и сотни раз, то за день может накопиться изрядный запас времени, сэкономленный только на поиске инструмента.

 

Карта ответственных.

Очень часто при внедрении 5С возникает необходимость назначить ответственных за ту или иную часть рабочей зоны. Речь идет не о том, чтобы свалить задачу по поддержанию порядка на одного человека, нет. Речь идет о том, что этот человек, мы его называем «хозяином рабочей зоны» должен устанавливать правила, которых придерживаются все, кто в этом пространстве работает.

Карта ответственных (фото с сайта Валерия Казарина: wkazarin.ru)

 

Карта ответственных представляет собой план помещения, как показано выше, на котором цветом выделены зоны ответственности отдельных участников рабочего процесса. Если человек работает на определенном месте, то очевидно, что он должен быть хозяином этого рабочего места и определять, что, как и где там находится, как часто делается уборка, и так далее. Если в какой-то определенной рабочей зоне никто постоянно не работает, такая зона получает «хозяина» из тех, кто появляется там довольно часто. В этом случае «хозяин» скорее всего понимает, какие работы выполняются в этой зоне, и может установить соответствующие стандарты (хранения, размещения, уборки и так далее).

Карта ответственных может появиться как на третьем этапе 5С, так и на других этапах, например, закрепление хозяев может произойти на втором шаге, когда обсуждаются вопросы рационального размещения, либо на четвертом, когда рабочая группа подходит к вопросу стандартизации ответственности.

В каких случаях карта ответственных нужна точно:

· когда несколько человек делят общее рабочее пространство, либо работают в нем по очереди в разное время;

· когда в определенной рабочей зоне может работать несколько человек;

· когда есть необходимость установить приоритеты в разработке стандартов — именно «хозяин» определяет, как и что должно происходить в его зоне ответственности.

В каких случаях карта ответственных не нужна:

  • когда рабочие места четко закреплены за людьми;
  • когда каждый работает всегда на одном и том же месте;

когда нет рабочих мест, на которых поочередно работают несколько человек.

 

Шаг 3. Содержание в чистоте.

На этом шаге используются следующие инструменты:

1. 5 почему.

2. График уборки.

3. Карта ответственных.

4. Контрольный лист уборки.

5. Контрольный лист ремонтов.

6. Пятиминутная уборка.

Рассмотрим каждый из инструментов подробнее, не повторяя те, что были рассмотрены выше.

График уборки.

Классический пример — график уборки в туалетах McDonald’s.

График уборки туалета в McDonalds (Фотография взята с сайта flamber.ru)

 

В графике должны быть как минимум следующие графы:

№ п/п Место уборки Время уборки Исполнитель Контролер
         

 

В графике уборки в туалете McDonalds нет графы «место уборки», т.к. график относится к одному помещению, которое не делится на зоны. В случае, если рабочее пространство делится на участки или рабочие места, имеет смысл указать, где необходимо выполнять уборку. Столбец «время» показывает, в какое именно время должна производиться уборка. Если она выполняется не ежедневно, то следует указывать и дату (даты), либо дни недели. В поле «исполнитель» расписывается тот, кто выполняет уборку, а тот, кто контролирует выполнение — расписывается в графе «контролер».

В России обычно контролирующие руководители не считают нужным каким-то образом фиксировать факт своего появления с проверкой. Это неправильно, т.к., с одной стороны, позволяет им не появляться для проверки и спускать выполнение уборки «на тормозах», а с другой стороны, отсутствие такой подписи или любого другого признака, что проверка выполнена, служит для исполнителя сигналом, что его работа, в данном случае уборка, никому не нужна.

В каких случаях нужно вводить графики уборки:

  • Когда нужно поддерживать постоянный режим уборок.
  • Когда нужно привить ответственность за уборки — как исполнителям, так и контролерам.
  • Когда нужно разделить ответственность за уборку разных рабочих мест или рабочих зон между исполнителями.
  • Когда уборка рабочих зон делается с разной периодичностью (для того, чтобы все понимали, когда и кем выполняется уборка этой зоны).

В каких случаях график уборки не нужен:

  • Когда уборки и так выполняются должным образом
  • Когда за уборку отвечают выделенные люди (уборщики/уборщицы). работа которых уже каким-либо образом контролируется
  • Когда уборка выполняется всегда в одно и то же время и факт выполнения уборки очевиден любому стороннему наблюдателю вплоть до следующей уборки.

Иногда графа «дата и время уборки» может оказаться очень полезной. На одном из предприятий, когда руководители других подразделений приходили посмотреть на результаты внедрения «5С» они часто видели на рабочем месте «рабочий бардак», отсутствие инструмента на месте хранения или грязь на полу. Эти руководители задавали вопросы «Почему у вас тут все в беспорядке?» (с намеком, что «мол, ну что, все так же плохо, как и раньше???»), их подводили к графику уборки и говорили примерно следующее: «Мы убираемся в этой зоне в конце рабочей смены, в 17:45, сейчас — 14:00, середина дня, поэтому все выглядит именно так. Приходите в 18:00 — все будет приведено в порядок. Чаще убираться не имеет смысла по таким-то причинам (назывались: технология работы, периодичность загрязнений и так далее)».

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: