ПАТОПСИХОЛОГИЯ- КУРС ЛЕКЦИЙ




ТЕМА 1. ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ, ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБЗОР ПАТОПСИХОЛОГИИ

ПЛАН:

1.Предмет и задачи патопсихологии

2. Исторический обзор

 

· Патопсихология – отрасль психической науки, изучающая изменения психической деятельности вследствие психических и соматических заболеваний.

Патопсихология, психологическая дисциплина которая исходит из закономерностей развития и структуры психики в норме. Она изучает закономерности распада психической деятельности и свойств личности в сопоставлении с закономерностями формирования и протекания психических процессов в норме. Компетенция патопсихолога- это психологическое исследование нарушений мышления, личности, умственной трудоспособности больного, выявление сохранных психических функций для построения плана коррекционно- воспитательной работы. (Установление диагноза, устранение клинического диагноза заболевания, назначение лечения- компетенция психиатра).

ЗАДАЧИ ПАТОПСИХОЛОГИИ

1. Получение дополнительных данных о психическом состоянии больного: состоянии его познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и личности в целом. Эти данные необходимы врачу при решении вопроса о диагнозе заболевания

2. Проведение экспериментально- психологического исследования с целью психиатрической экспертизы(трудовая, воинская, судебная). Сложность такого исследования для психолога заключается в том, что больной заинтересован в результате исследования, поэтому он может преуменьшать выраженность болезненных нарушений(диссимуляция), усиливать тяжесть имеющихся нарушений (аггравация), или симулировать болезненные проявления психики, для того чтобы избежать ответственности или получить инвалидность.

3. Исследование изменений психической деятельности под влиянием терапии. Неоднократное исследование больного однотипным набором методик позволяет установить динамику изменений психики под влиянием лечения.

4. Участие психолога в реабилитационных мероприятиях, во время которых особое внимание уделяется выявлению сохранных сторон психики и личности больного. Цель исследования разработка рекомендаций, способствующих трудовой и социальной реабилитации больного.

5. Участие психолога в психотерапевтических мероприятиях.

Детская патопсихология представляет собой часть клинической психологии и изучает:

· Основные закономерности нарушенного психического развития детей;

· Особенности возрастно-специфических видов отклонений развития;

· Психологические характеристики отдельных форм психических расстройств в детском возрасте;

· Методы работы и области применения патопсихологической диагностики и коррекции в детском и подростковом возрасте.

Проанализируем основные понятия патопсихологии детского подросткового и юношеского возраста.

Аномальное развитие - развитие отклоняющееся от нормы. Под аномальным понимают все виды отклоняющегося развития- патологически обусловленные, болезненные(все варианы как бы со знаком «-«). Дети с аномальным развитием считаются и дети одарённые, вындеркинды. В таком случае аномальным может считаться развитие двух категорий детей.

· С опережающим интеллектуальным, моторным, эмоциональным и социальным развитием;

· С задержкой развития указанных свойств или с разнообразными сочетаниями нарушений развития.

Возраст- в психологии определяет временные характеристики индивидуального развития. Различают хронологический (паспортный), биологический и психологичесий возраст.

Гетерохрония- является базисной характеристикой развития в целом, проявляется в неравномерности становления различных психических функций в связи с неравномерностью физического развития.

Асинхрония развития - одно из базовых понятий для оценки психического развития аномального ребёнка.

ЗАДАЧИ ДЕТСКОЙ ПАТОПСИХОЛОГИИ

1. Проведение дифференциальной диагностики.

2. Оценка соответствия уровня развития ребёнка при каком либо отклонении нормотивным показателям данного возраста.

3. Оценка возможности обучения детей с аномальным развитием, участие в разработке специализированных программ и форм обучения для аномальных детей.

4. Профессиональная ориентация и социальная поддержка детей,страдающих отклонениями в развитии психики.

5. Работа с семьёй, в которой живёт ребёнок.

6. Участие в экспертизах.

7. Психотерапевтическая и психокоррекционная работа.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫПАТОПСИХОЛОГИИ

1. Проблема соотношения развития и распада психики.

2. Проблема первичного и вторичного дефекта.

3. Роль биологических и социальных факторов в развитии психики.

4. Проблема психологических факторов в психопатологии детского возраста.

5. Психологическая квалификация психического дизонтогенеза (виды. Движущие силы, возможность коррекции).

Вопрос.

История патопсихологии связана с развитием психиатрии, неврологий и экспериментальной психологии. В конце Х1Х века в психологию вносятся методы естествознания.

Экспериментально-психологические лаборатории были открыты в психологических клиниках России- лаборатория В.М. Бехтерева в Казани (1885), С.С. Корсакова в Москве (1886). На рубеже 20 века учёные говорят о возникновении новой отрасли психологической науки, под названием патологической психологии. У самых истоков новой отрасли психологической науки, учёные видели её значение, выходящее за рамки прикладной к психиатрии науки. В 20-х годах прошлого столетия появляются работы по медицинской психологии известных зарубежных психиатров. Развитие отечественной патопсихологии отличалось наличием прочных естественно-научных традиций. Сеченов придавал большое значение сближению психологии и психиатрии. Основоположником патопсихологического направления в России является Бехтерев, организатор широких экспериментально-психологических исследований нарушений психической деятельности. В работах школы Бехтерева получен богатый материал об особенностях ассоциативной деятельности, мышления, внимания, умственной работоспособности у разных категорий больных сравнительно со здоровыми соответствующего возраста, пола и образования. Принятый в школе Бехтерева принцип качественного анализа нарушений психологической деятельности стал традицией отечественной психологии.

В 1911 г. вышла книга А.Н. Бернштейна, посвящённая описанию методик экспериментально-психологического исследования. Нужно отметить большое содружество ведущих психиатров и невропатологов того времени с психологами. Корсаков, Бехтерев, Бернштейн, Гиляровский, были проводниками передовых идей психологии и содействовали развитию психологии в научном направлении.

Большую роль в становлении патопсихологии как определённой области знаний сыграли идеи предметной деятельности Л.И. Выгодского, которые были в дальнейшем развиты в общей психологии его учениками Леонтьевым, Лурия, Гальпериным, Запорожцем.

В эти же годы был проведён ряд крупных исследований в психологической лаборатории Центрального научно-исследовательского института экспертизы трудоспособности, созданного впервые в мире в СССР. Из этой лаборатории вышли работы, посвящённые особенностям интеллектуальной деятельности больных, перенёсших травмы головного мозга, характеристике психической деятельности и трудоспособности больных эпилепсией и шизофренией.

В годы войны патопсихологи включились в восстановительную работу в нейропсихологических госпиталях. Предметом патопсихологических исследований становятся нарушения психической деятельности, вызванные травмами головного мозга, и их восстановление. Одной из ведущих проблем в области патопсихологии является проблема распада познавательной деятельности. Проблема трудовой и социальной реабилитации привлекает внимание представителей разных специальностей; расширяется сеть лабораторий по восстановлению как отдельных нарушенных функций, так и работоспособности больных людей.

Детская патопсихология входит в психологию аномального развития, которая в отечесвенной традиции рассматривается как часть клинической психологии. В этой области проводятся научные экпериментально-психологтческие исследования умственой отсталости, задержанного психического развития, детской шизофрении. Разрабатываются средства психологической коррекции и поддержки страдающих шизофренией в юношеском возрасте. Активно развивается отечественная система психолого-педагогической, психолого-психиатрической экспертизы детей и подростков.

В последнее время появилось новое направление в клинической психологии и патопсихологии- работа с аддикциями в детском и юношеском возрасте. Выделяют виды аддикций: химические (алклголизм, наркомания, токсикомации)и нехимические (интернет-зависимость); пищевые (переедание, голодание)

Т.о., в настоящее время развивается психологическая область знания, имеющая свой предмет, свои методы, свои теоретические и практические задачи,- экспериментальная патопсихология.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: