ТЕМА 8. Патопсихологическое изучение детей школьного возраста




План:

1.Изучение школьников, больных шизофренией

2.Изучение школьников, больных эпилепсией

3. Изучение школьников с травматическими поражениями центральной нервной системы

1вопрос. По мнению учёных шизофрению делят на шизофрению детского возраста и подросткового возраста. В зависимости от темпа течения заболевания и его протекания выделяют остротекущие и вялотекущие формы. Особое значение при шизофрении имеют личностные нарушения. Первый признак начала психического заболевания ребёнка является выключение его из жизни коллектива, изменение отношения к себе, к окружающим людям, к учёбе. Личность больного ребёнка теряет своё единство и утрачивает связь с миром людей. Это проявляется в возникших «страшных мыслей» о будущем, в мрачном и отрешённом настроении, в предложениях о том, что окружающие люди плохо к нему относятся. Больной ребёнок замыкается в себе и аутизируются в своих переживаниях. У него постепенно затухает и теряет стремление к осуществлению какой-либо деятельности, возникает полная отрешённость от окружающего мира. При шизофрении страдают все психические процессы. Нарушения восприятия характеризуется затруднённостью перцепции целостного образа. Воспринимаемый больным образ расщеплён, фрагментарен, в нём отсутствует целостность. Окружающий мир воспринимается и перерабатывается односторонне. Наблюдаются большие затруднения при выделении наиболее значимых и существенных элементов окружающих явлений. Некоторые картины могут быть интерпретированы по своему. Они остаются равнодушными к смыслу переживаний персонажей картины.

В острой стадии шизофрении восприятие может подчиняться эмоциям больного ребенка. Это ведет к полной потере объективности восприятия сюжета. Вяло текущий процесс у больных детей может характеризоваться достаточно адекватным восприятием реально происходящих событий или изображённых на картинке. Недостаточность активности произвольного внимания детей, больных шизофренией, объясняется отсутствием у них интереса к какой-либо деятельности. Выполнение любого задания этими детьми возможно лишь после усиленной стимуляции. Непроизвольное внимание сохраняется даже в самых тяжёлых случаях протекания заболевания.

У детей могут быть нарушены все виды памяти. Память характеризуется избирательностью, причудливостью и желаемостью. Процесс сохранения материала краток. Происходит постепенное забывание полученных впечатлений, и из памяти вытесняются усвоенные факты. Детям, больным шизофренией, свойственна фиксированность на неприятных и тяжёлых воспоминаниях, связанных с сохранением их жизнедеятельности. Их могут посещать мысли о собственной гибели.

Представления детей с шизофренией отличаются своеобразием, им кажется что они как во сне. Представления мимолётны и быстро ускользают.

Воображения детей больных шизофренией с синдромом патологического фантазирования. Ребёнок полностью поглощён патологической продукцией и теряет связь с реальностью. Больные дети придают окружающим им предметам такие свойства, которые те никогда не имели. Таким образом, ребёнок, оказывается живущим в двух мирах.

При шизофрении особенно ярко выступает дисгармоничность всего мыслительного процесса. Отмечаются следующие нарушения мышления у детей: слабость процессов обобщения, невозможность выделить главное и обобщить целое, вычурность и избирательность осмысляемого материала. Детям трудно работать длительно и целенаправленно, они не стремятся к результату, а пытаются заменить продуктивную деятельность пустыми разговорами, уводящими в мир патологических фантазий. У больных нарушается процесс регуляции течения своих мыслей. Единство мыслительного процесса расщепляются. Дети не могут закончить одну мысль, соскальзывают на другую, которая неожиданно пришла в голову. Дети жалуются, что возникающие мысли им не принадлежат и внедряются в их голову из другого мира. Борьба с посторонними мыслями замедляет умственную работу детей и приводит к сильному утомлению и истощению.

Затруднения вызывает процесс обобщения, так как больные шизофренией оперируют преимущественно разрозненными разноплановыми понятиями. При осуществлении классификации дети устанавливают несуществующие связи между предметами действительности. При острых приступах мышление больных детей становится разорванным и бессвязным. Речь представляет бессмысленный набор слов. Предложения могут строиться грамматически верно, но смысл и логика изложения в них будет отсутствовать. Фраза становится отрывистой и немногословной. Дети жалуются на вклинивание в сознание мыслей, противоречащих друг другу. Текущий поток постоянно меняющихся мыслей мешает сосредоточиться на одной из них или на изучаемом предмете. Дети вынуждены перечитывать по несколько раз текст задания, чтобы уловить его смысл. Но это им удаётся с трудом, так как смысл читаемого все время теряется. Это приводит к нерешительности и нерешительности ребёнка, дающего при ответе два варианта. Такой характер нарушений выявляет расщепление единого мыслительного процесса и потерю его целенаправленности.

В речи ребёнка, страдающего шизофренией свои особенности. Фраза с эпитетами и многочисленными описаниями постепенно приобретает вычурный характер. В некоторых ситуациях наблюдается возникшее вдруг отсутствие понимания смыслов простых слов, которое затем может и восстановиться. Возникающие ассоциации носят совершенно особый беспредметный характер.

Шизофренический дефект – это понятие, которое включает в себя различные стадии протекания заболевания. Процесс может остановиться на любой стадии, возможны и обратимые состояния. Но в большинстве случаев шизофренический дефект накладывает отпечаток на всю психическую структуру больного ребёнка. Одним из признаков шизофренического дефекта является нарушение мыслительных операций обобщения и классификации. Больные дети могут долго, подробно и вычурно описывать отдельные признаки какого-либо явления или предмета, но понять его как целое не в состоянии. Они затрудняются в использовании обобщающих понятий. Дети больные шизофренией страдают ослаблением воли.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: