Нарушение динамики мышления




Истинным проявлением мышления как процесса является цепь умозаключений, переходящая в рассуждение. Встречающиеся нарушения мышления в большинстве случаев не сводятся к распаду понятий, а являются динамическими нарушениями мышления. К ним относят лабильность и инертность мышления.

Лабильность мышления. Нарушение динамики могут выражаться в лабильности или неустойчивости способа выполнения задания. Лабильность мышления – это чередование адекватных и неадекватных решений. Уровень обобщения в основном может не страдать, но адекватный характер суждений может быть неустойчивым. Лабильность мышления может выражаться в:

· Чередовании обобщённых и конкретно- ситуационных сочетаний

· Подмене логических связей случайными сочетаниями

· Образование одноимённых групп(например, представителей рабочих профессий)

Для больных характерна неустойчивость и разбросанность внимания. Возникающие ассоциации носят хаотический характер и не оттормаживаются. Понимая смысл пословицы, больные не могут на ней сосредоточиться. Часто какое нибудь слово в пословице вызывает цепь ассоциаций, которые далеко уводят больного от начальной темы. У больных возникает повышенная «отвлекаемость»- чуткое реагирование на любой раздражитель. Одновременно характерно появление «вплетений», т.е. введение в контекст заданий слов, обозначающих находящиеся перед ними предметы.

Инертность мышления- Затруднённость переключения с одного способа работы на другой. Это нарушение противоположно по смыслу предыдущему. Изменение условий затрудняет возможности обобщения материала. Инертность связей прежнего опыта приводит к снижению операций обобщения и отвлечения. Больные демонстрируют вязкость мышления, проявляющееся в обстоятельности и излишней детолизации. При этой форме нарушения характерны запаздывающие ответы.

1. 3. Нарушение мотивационного компонента мышления

Утеря целенаправленности мышления приводит к незавершённости суждений. Мышление перестаёт быть регулятором действия человека. Мысль, пробуждённая потребностью, становится регулятором действия. Для того чтобы мышление могло регулировать поведение, оно должно быть целенаправленным, критичным, личностно-мотивированным. Нарушение мотивационного компонента мышления выражается в искажении уровня обобщения, если больные опираются в своих суждениях на нереальные признаки и свойства предметов. Особенно ярко нарушение мотивационного компонента обнаруживается в разно плановости мышления и резонёрстве.

Под разноплановостью мышления понимается протекание суждений в разных руслах. Классификация, выполненная больным, страдающим разноплановостью суждений, не имеет единого характера. Парадоксальность установок, смысловая смещённость приводят к глубокому изменению структуры любой деятельности.

Резонёрство- это бесплодное мудрствование, непродуктивные многоречевые рассуждения. Резонёрские рассуждения больного определяются не столько нарушением его интеллектуальных операций, сколько повышенной аффективностью, неадекватным отношением, стремление любое, незначительное явление под какую-то концепцию. Резонёрство выражается в претенциозно-оценочной позиции больного и склонности к большему обобщению по отношению к мелкому объекту суждений. Аффективность проявляется в самой форме высказывания: многозначительной, с неуместным пафосом. Грамматический строй речи отражает эмоциональные особенности резонёрства: Своеобразен синтаксис, лексика резонёрских высказываний, часто используются инверсии и вводные слова. Разноплановость и резонёрство больных находят своё отношение в речи, которая приобретает характер (разорванности». «Разорванная» речь больных лишена основных, характерных для человеческой речи признаков. Она не является ни орудием мысли, ни средством общения между людьми.1.4. Нарушение критичности мышления

Нарушения мышления могут возникать и в тех случаях, когда выпадают постоянный контроль за своими действиями и коррекция допущенных ошибок. При выполнении больными экспериментальных заданий обнаруживается группа ошибок связанная с:

- бездумными манипулированием предметами

-безразличным отношением к собственным ошибкам

Нарушение внимания

Выделяют следующие виды нарушений внимания:

· Снижение устойчивости

· Уменьшение объёма

· Нарушение переключаемости

1.4. Недостаточная устойчивость внимания затрудняет протекание целенаправленной познавательной деятельности и является предпосылкой к возникновению трудностей в мыслительной деятельности. Обеспечение первоначальной фиксации внимания на объекте выступает ведущей предпосылкой сосредоточенного и устойчивого внимания. У психически больных нарушено зрительное, слуховое внимание. Обращает на себя внимание общая замедленность в работе с резко выраженной неравномерностью психической деятельности.

1.5. Уменьшение объёма внимания – это количественное сужение совокупности раздражителей из-за нарушения способности к их удержанию. Узость поля внимания ребёнка связана с трудностью, невозможностью осуществить мыслительный синтез. Для расширения объёма внимания необходимо вовлечение большего количества учитываемых признаков и их ассимиляции, включение в структуру опыта.

1.6. Нарушение переключаемости внимания- это нарушение лабильного перехода от одного стереотипа выполнения деятельности к другому, нарушение способности к оттормаживанию предшествующих способов деятельности. Нарушение переключаемости внимания выражено различных категорий больных детей по разному. Дети с шизофренией, отличаются лабильностью протекания мыслительной деятельности, легко и свободно переключаются с объекта на объект. Лёгкость, с которой эти дети переключаются, отягощается потерей осмысленности, выхолощеностью действий. УО дети и больные эпилепсией испытывают трудности при переключении с одного задания на другое. В их деятельности особенно ярко проявляется застреваемость на уже знакомый способ решения задания. У них снижена способность к распределению внимания между разными видами деятельности. Они не могут сразу выполнять два задания (рисовать и рассказывать стихотворение).

 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: