Основные проявления заболеваний- симптомы и синдромы- имеют узкий диапозон в младшем возрасте это: невропатии, РДА, гиперактивность, патологические страхи. Общие психопатологические синдромы – аффективные, бредовые, галлюцинаторные не обнаруживаются до школьного возраста ввиду нерелости психики или представлены стёртыми, незавершёнными формами. На основе анализа нервно-психического и физиологического развития в психиатрии были выделены уровни нервно-психического реагирования детей и подростков на неблагоприятные воздействия или проявления заболевания.
Сомато- вегетативный(0-3 года) различные варианты невропатического синдрома, повышенная общая и вегетативная возбудимость, склонность к расстройствам пищеварения, сна, нарушениям питания, навыков опрятности. Провления возможны у детей раннего (иногда преддошкольного)возраста в клинике невротических расстройств(шизофрения).
Психомоторный (4-7лет)- нарушение развития движения. Характерен для детей дошкольного и младшего школьного возраста, проявляется в таких синдромах, как гиперактивность, системные, невротические и неврозоподобные расстройства тики, заикание, мутизм.
Аффективный (5-10 лет) – синдромы страха, повышенной аффективной возбудимости, уходы из дома и бродяжничество.
Эмоционально-идеаторный (11-17 лет) -типичен для препубертантного и пубертантного периода, может включать сверхценные образования, психогенные ситуационные реакции (протест,эмансипация), синдромы нервной анарексии.
Возрастные симптомы (по В.В.Лебединскому)
Возраст | Возрастные симптомы |
0-3 лет | Судорожные припадки. Нарушения сознания(чаще всего в виде оглушённости,снижение ориентировки в окружающем, тревог и страхов). Сомато-вегетативные нарушения (сна,аппетита, работы кишечника). Страхи. Негативизм агрессия. Депрессия. Недоразвитие отдельных психических функций: локомоторики,речи, навыков опрятности. |
3-6 лет | Двигательные расстройства: заикание, тики,навязчивые движения, гиперкинезы. Гипердинамический синдром, двигательное беспокойство,расторможенность,недостаточная целенаправленность, импульсивность. Реакции протеста. Негативизм. Страхи. Патологические фантазии. |
Младший Шк.возр. | У мальчиков –явление воэбудимости, двигатеьной расторможенности, агрессия. У девочек –астенические проявления: снижение настроения, плаксивость. Страхи(особенно связаны со школьной дезадаптацией). Трудности обучения. |
Вопрос.
|
Далее рассмотрим основные отклонения психического здоровья:
· Ранний детский аутизм и его разновидности.
Ранний детский аутизм (РДА) в настоящее время входит в МКБ-10 в раздел F 8-расстройства психологического развития, собственно аутистические расстройства (с началом до 1,5 лет), инфантильный аутизм, инфантильный психоз, синдром Каннера и типичный аутизм(с началом после 3х лет). Впервые синдромы были описаны Л.Каннером(1942), Г. Аспергером (1943) и С.С. Мнухиным(1947). Дисскуссии о нозологической принадлежности данных состояний продолжаются до сих пор. В настоящее время выделяют типы РДА: Синдром Каннера, синдром Аспергера (аутистическая психопатия), аутизм процессуального генеза (следствие ранней детской шизофрении) и атипичный аутизм. Отдельно стоит группа высоко функциональных аутистов- как правило, это взрослые, имевшие в детстве диагноз синдром Аспергера. По современным представлениям, аутизм не является сугубо детским диагнозом и остаётся на протяжении жизни пациента.
|
Для всех видов аутизма его проявления возникают в очень раннем (до 3хлет) возрасте, выражаются в негрубых нарушениях общения,особом развитии моторики, эмоциональной сфере, специфике овлядения речью.
При синдроме Каннера наблюдается задержка психического развития. Другой вариант РДА, котрый носит имя своего первооткрывателя, - Синдром Аспергера. Аутичные дети с синдромом Аспергера не имеют интеллектуальной задержки, у них наблюдается скорее опережающее развитие. В первую очередь это относится к мышлению. Аутизм процессуального генеза, в его структуре имеют место психотические симптомы и признаки нарушения психического развития разной степени тяжести. Атипичный аутизм не укладывается ни в один из известных синдромов, но по внешним проявлениям может быть на них похож. Выделяют ещё парааутистичесие состояния - это близкие, похожие на аутизм по своим внешним характеристикам, особенности психического развития ребёнка, но вызванные не наличием синдрома, а неблагоприятными условиями жизни ребёнка. Приставка «пара» указывает на то, что сходные с аутизмом состояния развиваются по иным причинам.
· Нервная анорексия и нарушение пищевого поведения
Нервная анорексия(НА)- заболевание, возникающее преимущественно у девушек подростков (11-15 лет) и молодых девушек (16-18лет), проявляющееся в сознательном и стойком стремлении к похудению, выражающемся в отказе от еды. По МКБ-10 относится к разделу F 50 -расстройства физиологического функционирования. В детском и подростковом возрасте выделяют синдром нервной анорексии как:
|
· Самостоятельное возрастно-специфическое заболевание
· Синдром в рамках нарушения пищевого поведения
· Синдром в рамках эндогенного заболевания (шизофрения)
В течении заболевания выделяют несколько этапов:
· Инициальные проявления: изменения самооценки, стремление похудеть
· Развёрнутая стадия эаболевания: характеризуется активной деятельностью отказа от еды в угоду похудения на 10-25кг.(потеря веса до 20% массы тела). Исход заболевания – вплоть до летального (около 5 %из числа заболевших).
Распространённость нервной анорексии составляет 3,7% при обследовании 2000 испытуемых с12-17 лет. Большинство больных могут лечиться амбулаторно, продолжая учёбу. Практические выводы: необходимо внедрение знаний о нервной анорексии в практику педиатров, детских эндокринологов, детских гастроэнтерологов, гинекологов, неврологов, тесное сотрудничество этих специалистов с психиатрами. Все больные с низким весом должны направляться на специальное комплексное исследование по выявлению ранних симптомов нервной анорексии.
· Синдром дефицита внимания с гиперактивностью и его разновидности
Большинство специалистов синдром дефицита внимания с гиперактиверстью относят к ММД и рассматривается как нейробиологическое нарушение, патогенез и этиология которого носят комбинированный характер. Помимо невнимательности, гиперактивности, импульсивности, отмечаются трудности в обучении, межличностных отношениях и социализации. Это нарушение может сочетаться с поведенческими расстройствами, задержками формирования языка и речи, школьных навыков. (в МКБ-10 F-90.0). Статистика считает, что таких детей 5-7 %. Синдром имеет выраженные гендерные различия: у мальчиков встречается в 2-3 раза чаще у мальчиков, но с возрастом соотношение мальчиков и девочек меняется: в 7-12илет это 3:1, в 13-15 лет-1:1, в 20-25 лет 1:2(преобладают девочки). Специфика проявлений также меняется с возрастом. У детей на первый план выступают нарушения школьных навыков, пазрушительное поведение, аффективные и тревожные расстройства, нарушения развития моторики и речи. У подростков – нарушенное поведение, злоупотребление алкоголем. У взрослых чаще встречаются личностные расстройства, нарциссизм, пограничные нарушения психики, депресии, злоупотребление алкоголя. Синдром дефицита внимания, гиперактивность является диагностически наиболее частой причиной школьной дезадаптации. Нарушение внимания, гиперактивность и импульсивность свидетельствуют о недостаточности адаптационных возможностей ребёнка. Для СДВГ характерно постоянство нарушений и относительная независимость от микросоциальных условий пребывания ребёнка (и доиа, и в детском коллективе). Диагностическими критериями данного синдрома являются дефицит внимания, гиперактивность и импульсивность.
Нарушение внимания квалифицируется когда ребёнок:
· С трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр;
· Не в состоянии выполнить задание до конца, что не связано с негативным настроением или непониманием сути задания;
· Легко отвлекается на посторонние раздражители;
· Избегает заданий, при выполнении которых требуется длительное сохранение внимания, либо проявляет агрессивность, чтобы не делать такие задания;
· Испытывает трудности при самостоятельной организации различных видов деятельности;
· Часто теряет предметы, необходимые для выполнения заданий;
· Проявляет забывчивость в повседневных ситуациях;
· Не слушает «обращённую» речь;
· Демонстрируют неспособность удержать внимание на деталях, допускает частые ошибки.
Синдром гиперактивности проявляется в следующем;
· Ребёнок не может играть в тихие спокойные игры;
· Бегает, крутиться, пытается куда-то влезть, проявляет бесцельную двигательную активность,
· Находиться в постоянном движении, «как будто к нему прикрепили мотор»
· Не сидит спокойно, вскакивает;
· Крутиться ёрзает на месте, совершает лишние движения кистями и стопами;
· Демонстрирует болтливость.
Синдром импульсивности включает ряд типичных симптомов:
· Ребёнок отвечает на вопросы, не задумываясь, не дослушав вопрос;
· Допускает выкрики во время уроков;
· Мешает другим детям, взрослым, пристаёт, влезает в игры и разговоры;
· Не ждёт своей очереди в коллективных играх;
· Совершает опасные для себя и окружающих действия, ищет острые ощущения или приключения;
· Часто вступает в драки, но не по причине агрессивности, а из-за неумения проигрывать
Диагностическим критерием выступает сочетание шести симптомов гиперактивности и импульсивности и шести нарушений внимания, наблюдаемые не менее 6 месяцев. Существует ряд теорий относительно ведущих факторов патогенеза данного заболевания. Основными среди них являются:
1. Генетическая концентрация
2. Теория, сосредоточивающая на роли пренатальных, перинатальных и ранних постнатальных факторов;
3. Теория. Подчёркивающая значение факторов негативного воздействия в первые годы жизни ребёнка.
· Суицидальное поведение
Суицидальное поведение в подростковом и юношеском возрасте привлекает большое внимание психиатров, психологов, криминалистов и социологов. Показатель смертности от суицидов по РФ составил в подростковом возрасте около 3,5, а для мальчиков около 6 случаев на 100000.
Суицидальное поведение как форма девиации может быть следствием социально-психологической дезадаптации личности в условиях переживаемого микросоциального конфликта или патологической реакцией неуравновешенной, психически нездоровой личности.
Принято считать, что суицидальные тенденции обусловлены наличием депрессии, а попытка самоубийства являются «барометром тяжести» подростковых депрессий. Независимо от нозологической принадлежности депрессивного синдрома, у подростков и юношей прослеживается устойчивая тенденция к совершению повторных попыток самоубийства. У подростков много парасуицидальных поступков:фиксация на теме смерти,страхи и любопытство к смерти. Действия подростков направлены не столько на самоуничтоение, сколько на восстановление нарушенных социальных отношений. Детские и подростковые суициды отличаются от взрослых суицидов. Нет самоубийц до 5 лет. Суицид-это действие, преднамеренно направленное на лишение себя жизни, но само понятие смерти как категории, обозначающий конец жизни, окончательно формируется у зрелой личности.
В механизах развития суицидального поведения огромную роль играют условия, в которых возникают суицидальные тенденции. Для детей и подростков наиболее значимым фактором являются их семьи, не обеспечивающие по тем или иным причинам равновесия, предохроняющего их от суицида.
В суицидальных семьях, наряду с хорошими материальными условиями и достаточно высоким образовательным уровнем родителей, имеются причины, обьясняющие дисгармонию воспитания: характерологические особенности родителей, отсутствие единой линии воспитания с чередованием морально-унижающих наказаний.
В большинстве наблюдений суицидальной попытке предшествовали конфликты в семье. Можно выделить общий радикал-родители не считаются с интересами ребёнка, действуют по отношнению к нему исходя из собственных интересов, побуждений и установок. Дисфункциональная семья не обеспечивает молодому человеку потребность в принятии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите.
Область детской суицидологии оказывается областью междисциплинарного сотрудничества специалистов(психиатров,психологов, педагогов) и сотрудников правоохранительных органов.