Хай-тек (англ. hi-tech, от high technology — высокие технологии) — стиль в архитектуре и дизайне, зародившийся в недрах позднего модернизма в 1970-х и нашедший широкое применение в 1980-х. Главные теоретики и практики хай-тека (по большей части практики, в отличие от архитекторов деконструктивизма и постмодернизма) в основном англичане — Норман Фостер, Ричард Роджерс, Николас Гримшоу, на каком-то этапе своего творчества Джеймс Стирлинг и итальянец Ренцо Пиано.
Стиль хай-тек отличается от других течений тем, что призван сделать объект максимально функциональным и удобным, а не подчеркнуть его внешние достоинства. Несмотря на это, он демонстрирует эстетику, присущую любой современной технологии: простота форм, четкость линий.
В архитектуре используются панели из стали и стекла, употребляются выносные функциональные элементы – лифты, вентиляционные трубы. Если взглянуть на такое здание, то кажется, что оно вывернуто «наизнанку». Если рассматривать хай-тек как стиль интерьера, то тут подразумевается строгий минимализм, отсутствие декора и монохромная гамма. Поэтому, в «чистом» виде в жилых интерьерах встречается крайне редко, зато широко используется в офисных зданиях и компаниях. Немного позже, стиль хай тек проявился и в дизайне одежды – сегодня можно увидеть «умные» кроссовки с микропроцессором, футболки и брюки, которые определяют медицинские показатели человека, кофты и куртки со встроенными плеерами и калькуляторами.
В целом, хай-тек можно определить как стиль молодых, напористых и уверенных в себе людей.
Важной чертой 80-х гг. стало смешение форм и приемов собственно технических с художественными.
Истоки
Для становления концепций хай-тека очень важна деятельность группы «Аркигрэм», перенёсшей идеи поп-арта и научной фантастики 1960-х гг. в архитектуру. Также важны с технологической стороны работы Б. Фуллера (геодезические купола; с конца 1960-х по 1983 год он сотрудничал с Н. Фостером), О. Фрея, разрабатывавших кинетические структуры.
|
Хай-тек, согласно классификации Ч. Дженкса, относится к позднему модернизму, то есть его характеризуют прагматизм, представление об архитекторе как элитном профессионале, обеспечение архитектурой обслуживания, сложная простота, скульптурная форма, гипербола, технологичность, структура и конструкция как орнамент, анти-историчность, монументальность[1]. Практически все архитектурные критики вслед за Дженксом архитекторов хай-тек называют новым поколением модернистов, так как, несмотря на иронию 1970-х, они не порывают с традициями европейской архитектуры, они не спорят с Витрувием: их произведения очень функциональны, удобны, и в них есть своя красота. Но если хай-тек — пик модернизма, даже шире — пик идеи «современности» в архитектуре, в таком случае хай-тек можно считать поэтичным завершением целой эпохи.
Ранний хай-тек
Одним из первых важных осуществлённых сооружений хай-тека принято считать Центр Помпиду в Париже (1977), построенный Ричардом Роджерсом и Ренцо Пиано. Поначалу проект был встречен в штыки, но к 1990-м годам споры утихли, и Центр стал одной из признанных достопримечательностей Парижа (как некогда Эйфелева башня).
Национальный центр искусства и культуры им. Жоржа Помпиду (известный
также как Бобур) в Париже (1977). Его авторы итальянский архитектор
|
Ренцо Пиано (род. в 1937) и англичанин Ричард Роджерс (род. в 1933) выиграли
большой международный конкурс. Формообразующими Центра стали два аспекта:
гибкое использование пространства, основанного на нерасчлененности функциональных
площадей, и высокотехничные средства воплощения. Стальные конструкции
трубчатого каркаса вынесены за пределы наружного ограждения подобно
строительным лесам. Наружу выведены и сети инженерного обеспечения. Главным
элементом шестиэтажного фасада стал косой зигзаг движущихся лестниц,
заключенных в стеклянный цилиндр, пересекающий фасадную плоскость по диагонали.
Вертикальные трубы инженерных коммуникаций имеют яркую окраску в
соответствии с их назначением. В этой гигантской, сложной и пестрой «игрушке»
преклонение перед техникой сменилось игрой атрибутами технического века, зрелищем,
полным двухсмысленных намеков. Место традиционного «храма культуры
» заняло подобие нефтеочистительной установки
В Англии реальные хай-тек здания появились позже. Первые лондонские сооружения в стиле хай-тек были построены только лишь в 1980—1990-х годах (здание компании Ллойдз, 1986). В какой-то мере медленная реализация современных проектов в духе хай-тека в Англии была связана с политикой принца Чарльза, развернувшего тогда активную деятельность в рамках архитектурного конкурса на реконструкцию Paternoster Square (1988). Принимая участие в архитектурных дебатах, принц выступил в поддержку новых классицистов и против архитекторов хай-тек, называя их постройки уродующими лицо Лондона. Ч. Дженкс призывает «королей оставить архитектуру архитекторам», даже высказывается мнение, что начинается новая волна монархизма с диктатурой принца в архитектуре[2].
|
Современный хай-тек
Хай-тек уже с 1980-х гг. выражал престижность (все здания хай-тек очень дорогие), Ч. Дженкс называет их «банковскими соборами», можно даже говорить о том, что современный хай-тек формирует имидж крупнейших коммерческих фирм. В Лондоне архитектурные дебаты вокруг хай-тека утихли, а наиболее яркие его представители признаны и пользуются уважением (Норману Фостеру присуждено звание рыцаря).
Начиная с 1990-х гг. развивается био-тек и эко-тек — стили, в противоположность хай-теку, пытающиеся соединиться с природой, не спорить с ней, но войти в диалог (особенно это заметно в работах архитекторов родины хай-тека — Англии и итальянца Р. Пиано).
Основные черты
Использование высоких технологий в проектировании, строительстве и инженерии зданий и сооружений.
Использование прямых линий и форм.
Широкое применение стекла, пластика, металла.
Использование функциональных элементов: лифты, лестницы, системы вентиляции и другие, вынесенных наружу здания.
Децентрированное освещение, создающее эффект просторного, хорошо освещённого помещения.
Широкое использование серебристо-металлического цвета.
Высокий прагматизм в планировании пространства.
Частое обращение к элементам конструктивизма и кубизма (в противоположность био-теку).
В виде исключения жертвование функционалом в угоду дизайну.
Хай-Тек в дизайне. С конца 70-х гг. участвует в создании жилой среды. Основной метод – использование промышленного оборудования. Жилой интерьер рассматривается как ассамбляж из вещей, изготовленных для иных целей. Хай-тек пропагандирует внедрение в жилье мебели из стандартных металлических элементов, выпускаемых для стеллажей заводских складов или разде-валок в «бытовках». В жилую обстановку внедряются автобусные, самолетные и даже зубовра-чебные кресла, посуда из лабораторного стекла. В предметный дизайн хай-тек привнес новейшие индустриальные материалы и сборные элементы. В формообразовании мебели использовались технические детали электронного технического оборудования. Представители: Норманн Фостер, Матео Тун.