Физическое, или пробужденное, сознание




В этой главе мы рассмотрим, как ведет себя и как используется ментальное тело в состоянии обычного, «пробужденного» сознания, то есть в повседневной физической жизни.

Для большего удобства те три фактора, которые определяют природу и функции ментального тела в физической жизни, мы рассмотрим последовательно, один за другим, то есть 1) физическую жизнь; 2) эмоциональную жизнь; и 3) ментальную жизнь.

1. Физическая жизнь

В «Астральном теле», глава 8, были перечислены и описаны факторы физической жизни, влияющие на астральное тело. Однако большая их часть, mutatis mutandis[5], применима и к ментальному телу. Поэтому здесь мы не станем приводить подробно все эти факторы, а лишь вкратце напомним их, дав, где необходимо, самый минимальный комментарий.

У каждой части физического тела есть соответствующий астральный и ментальный двойник, в силу чего грубое и нечистое физическое тело обнаруживает тенденцию делать таким же грубым и нечистым и тело ментальное.

С точки зрения этого факта семь уровней ментальной материи соотносятся с семью уровнями физической (так же как и астральной) материи; отсюда следует, что на ментальное тело оказывают особое влияние четыре состояния физической материи - твердое, жидкое, газообразное и эфирное.

Учащийся, естественно, должен понимать, что ментальное тело, скомпонованное из грубых уровней ментальной материи, будет, соответственно, гораздо быстрее откликаться на грубые, нежели утонченные, типы мысли.

В этом смысле грубые пища и напитки порождают и грубое ментальное тело. Мясо, алкоголь, табак пагубны для физического, астрального и ментального тел. То же относится практически ко всем наркотическим веществам. Если наркотик, например опиум, принимают с целью облегчения боли, то его нужно потреблять лишь в очень незначительных дозах и как можно реже. Человек, знающий, как это делать, может устранить вредное воздействие опиума на ментальное и астральное тела, после того как тот окажет нужное действие на тело физическое.

Более того, тело, питаемое мясом и алкоголем, в наибольшей степени склонно утрачивать свое здоровье по мере раскрытия высшего сознания; отсюда как следствие - нервные заболевания, которые частично обязаны своим появлением тому факту, что высшее сознание пытается выражать себя через тела, обремененные мясными продуктами и отравленные алкоголем.

Всякого рода грязь в высших мирах более доступна наблюдению, чем в мире физическом. Таковы, например, ментальные и астральные отходы отработанной материи, постоянно выбрасываемые телом физическим в виде невидимого пота, что крайне нежелательно.

Каждый, кто желает сохранить в порядке свои астральное и ментальное тела, должен по мере возможности избегать громких, резких или внезапных звуков. Это одна из причин того, почему оккультному учащемуся не следует жить в больших промышленных городах, так же, впрочем, как и детям, на пластичные астральное и ментальное тела которых постоянные шумы оказывают самое пагубное действие. Совокупное воздействие шума на ментальное тело сказывается в чувстве утомления и неспособности ясно мыслить.

Практически вся среда, окружающая человека, влияет на его ментальное тело. Так, например, на него влияют картины, висящие на стене его комнаты, и не только потому, что они воплощают в себе и постоянно выражают определенные идеи, но и потому, что художник, написавший их, вложил в свои творения часть самого себя, свои внутренние мысли и чувства.

Книги - наиболее мощные средоточия мыслеформ, и их незримое влияние на жизнь человека часто самое эффективное. Поэтому неразумно держать на своей полке книги неприятного или нежелательного характера.

Талисманы и амулеты тоже в какой-то степени воздействуют на жизнь человека. Они уже были описаны в книгах «Эфирный двойник» и «Астральное тело». Если кратко, то они действуют двумя путями: 1) излучают собственные, необычайно благоприятные и полезные волны; 2) знание о наличии и цели талисмана пробуждает у его обладателя веру и мужество и тем самым взывает к резервной силе воли.

Если талисман «связан» с его создателем и обладатель талисмана мысленно взывает к мастеру, эго последнего откликнется и усилит вибрации талисмана мощной волной своей еще более весомой мысли.

Таким образом, талисман, предельно заряженный магнетизмом, может оказать неоценимую помощь человеку, содействуя овладению физической, так же как эмоциональной и умственной, природой, где физическая стоит на первом месте, поскольку с ней, несомненно, совладать труднее всего. Одни люди презирают такие вещи, как талисманы, другие, наоборот, находят путь к оккультизму настолько тернистым и утомительным, что рады воспользоваться любой предлагаемой им помощью.

Самый мощный талисман на планете - это, вероятно, Жезл власти, хранящийся в Шамбале и используемый при посвящениях и в других особых случаях.

На человека также влияют окружающие его цвета и краски. Ибо, подобно тому как чувство или мысль создает в тонкой материи какой-либо цвет, так же, соответственно, наличие данного цвета на физическом плане (например, окраска вещей или объектов) оказывает постоянное давление на человека, стремясь пробудить в нем чувство или мысль, соответствующие данному цвету. Этим объясняется, например, рациональное использование христианской церковью определенных избранных цветов - на алтарных фронтонах, на ризах и так далее - в стремлении вызвать возвышенное состояние ума и чувств, соответствующее случаю.

На человека воздействуют стены и мебель его жилища, поскольку своими мыслями и чувствами он бессознательно намагничивает находящиеся поблизости объекты, так что те наделяются силой внушать сходные мысли и чувства либо ему самому, либо любому человеку, который доступен их влиянию. Поразительные случаи подобных феноменов происходят, как хорошо известно, в тюремных камерах и других подобных местах.

Отсюда благодать так называемых «святых мест», где атмосфера буквально вибрирует на высоких частотах. Комната, специально отведенная для медитации и возвышенных мыслей, вскоре наполняется атмосферой более чистой и рафинированной, чем атмосфера окружающего пространства, и умный учащийся воспользуется этим обстоятельством и для собственной пользы, и для помощи ближним.

В качестве примера воздействия подобной силы мысли могут служить некоторые корабли или механизмы, снискавшие себе репутацию «злополучных». И такими же примерами могут служить те неоспоримые случаи, когда последовательно и без всякой видимой причины случается одно несчастье за другим.

Если говорить о кораблях, то этот эффект, как правило, вызывается тем, что их командами владеет сильное чувство ненависти, направленное против строителя корабля, его владельца или капитана. Хотя чувств самих по себе, вероятно, недостаточно для того, чтобы вызвать настоящие беду или несчастье, однако в жизни каждого корабля бывает много ситуаций, когда несчастный случай не происходит просто из- за бдительности, осторожности и осмотрительности команды, но стоит ей на момент замешкаться, расслабиться или потерять бдительность, и этого достаточно, чтобы разразилась катастрофа.

Такая массовая мыслеформа, как указывалось выше, является достаточно эффективной, чтобы вызвать у матросов мгновенную потерю бдительности или мгновенное замешательство; и это оказывается самой легкой «дорожкой», по линии которой и действует накопленная злоба.

Естественно, справедливо и обратное, и вокруг материальных и прочих объектов с помощью оптимистических мыслей тех, кто пользуется ими, можно создать благотворную или «счастливую» атмосферу.

Это же относится и к реликвиям. Любой предмет, до предела заряженный личным магнетизмом человека, может продолжать излучать свое влияния многие века с практически неослабной силой. Даже если реликвия ненастоящая, энергия, насытившая ее магнетизмом за многие века поклонения, будет неустанно намагничивать ее, делая мощной силой на службе добра.

Именно такова оккультная мудрость следующего совета, выраженная, возможно, несколько вычурно и витиевато: «Замешивайте в тесто, из которого вы выпекаете хлеб, любовь; заворачивай в пакет, который вы с утомленным лицом завязываете для женщины, силу и смелость; вкладывайте доверие и искренность в ту монету, которую вы вручаете человеку с подозрительным взглядом». Изучающие Благой Закон имеют неисчислимые возможности ненавязчиво распространять вокруг себя благожелательность и благословение, хотя те, на кого они направлены, могут совершенно не сознавать источник, откуда те к ним приходят.

Как упомянуто в главе 11, посвященной переносу мысли, физическая связь с более высокоразвитым человеком может стать существенной помощью в развитии и тренировке ментального тела. Как жар, излучаемый огнем, нагревает все находящиеся поблизости предметы, так и мысли, излучаемые мыслителем более сильным, нежели мы сами, могут заставить наши ментальные тела вибрировать в унисон с ним, и мы почувствуем, как в это время наша ментальная сила возрастает.

Наиболее яркий пример такого воздействия - лекция. Казалось бы, слушатель в аудитории всецело понимает то, что говорит докладчик, но с течением времени те понятия, которыми оперирует последний, становятся все более зыбкими и, возможно, вообще не доходят до ума слушателя, когда он пытается их воссоздать. Это объясняется тем, что создаваемые глубоким мыслителем и направляемые им мощные вибрации вначале принимали формы ментального тела слушателя, а впоследствии, некоторое время спустя, это тело оказывается неспособным собственными силами восстановить эти формы.

Таким образом, истинный учитель, просто держа ученика при себе, способен обучать его гораздо эффективнее, нежели с помощью сказанных слов.

Невидимые сущности, связанные с океаном, горами, лесами, водопадами и так далее, излучают вибрации, которые пробуждают непривычные и еще незадействованные части ментального, астрального и эфирного тел, и с этой точки зрения путешествие может весьма благотворно сказаться на состоянии всех этих проводников человека.

В целом можно сказать, что все, содействующее здоровью и благодати физического тела человека, благотворно сказывается и на его высших проводниках.

Но справедливо и обратное: эмоциональная и ментальная жизнь в свою очередь оказывает глубокое воздействие на физическое тело. Ибо хотя и верно то, что ментальное и астральное тела по самой природе вещей более подвержены диктату и влиянию мысли, чем физическое тело, однако даже материя физического тела может формироваться силой эмоций и мыслей. Так, например, известно, что каждая поведенческая линия мысли, благородная или злонамеренная, отпечатывается на физическом облике и чертах человека - явление, настолько распространенное, что большинство людей до конца его все еще не понимает. Еще один пример - стигматы, священные знаки, появляющиеся на теле святых, чему есть множество свидетельств. Из литературы, посвященной современному психоанализу, и других источников можно почерпнуть бесчисленное множество как этих, так и других примеров.

По сути дела, сегодня в самой высокоразвитой расе человечества - пятой - физическим телом главным образом управляют ментальные состояния; это значит, что тревога, умственные страдание и беспокойство, приводящие к нервному напряжению, быстро создают нарушения в органических процессах и порождают слабость и болезни. Правильные мысли и чувства, влияя на физическое тело, повышают его жизнеспособность, помогая ассимилировать прану, или жизненную силу.

Таким образом, физическое здоровье напрямую зависит от ментальной силы и чистоты, ибо развитый человек пятой расы в буквальном смысле живет свою физическую жизнь не в теле, а в нервной системе.

2. Эмоциональная жизнь

Ментальное и астральное тела связаны между собой настолько тесно, что весьма и весьма существенно влияют друг на друга.

О нерасторжимой связи между камой (желанием) и манасом (умом) и их действии и противодействии уже было рассказано в главе 4 «Кама-манас». В этой главе мы расскажем несколько больше о побочном воздействии астрального тела на ментальное и ментального на астральное.

Поток эмоций, захлестывающий астральное тело, сам по себе не очень сильно влияет на ментальное тело, хотя в настоящее время кажется практически невозможным, чтобы любой вид деятельности ментального тела доходил до физического мозга. И не потому, что ментальное тело само по себе не подвержено влияниям, а потому, что астральное тело, служащее своего рода мостом между ментальным телом и мозгом, всецело вибрирует на одной частоте, а значит, не способно доставлять колебания, не гармонирующие с этой частотой.

Типичный пример мощного влияния ментальной активности - «влюбленный» человек, ибо в этом состоянии желтый цвет интеллекта полностью исчезает из его ауры.

Грубая чувственность астрального тела, представленная весьма неприятным оттенком, совершенно неспособна воспроизводиться телом ментальным. Примером действия данного принципа может служить тот факт, что материя различных планов, по мере того как она становится все тоньше, постепенно теряет способность отражать более низменные свойства.

Так, человек может сформировать ментальный образ, вызывающий в нем сенситивное чувство, но сами мысль и образ выразятся именно в астральной, а не в ментальной материи. В астральном теле они оставят очень четкий отпечаток особенного оттенка, но в ментальном теле эти цвета, отображающие совокупное зло таких качеств, как эгоизм, тщеславие и обман, будут усилены.

Иногда случается, что какие-то группы чувств и мыслей, одни желанные, а другие нет, тесно взаимосвязаны друг с другом. Так, например, известно, что глубокая преданность и некоторые формы чувственности часто неразрывно переплетены между собой.

Человек, обремененный этим весьма неприятным сочетанием, может пожать пользу от своей преданности, не страдая при этом от пагубного влияния чувственности, если окружит свое ментальное тело (это прежде всего касается низших подразделений) прочной оболочкой. Таким образом он эффективно закроется от низших влияний, позволив высшим беспрепятственно воздействовать на себя.

Это лишь один из примеров данного явления, а их в ментальном мире великое множество.

Воздействие ментального тела на астральное, конечно, куда значительнее, и учащийся должен уделить самое пристальное внимание данному обстоятельству. Он, должно быть, помнит, что каждое тело контролируется исключительно тем проводником, который расположен выше. Так, физическое тело не может управлять само собой, но страсти и желания астрального тела запросто могут направлять и контролировать его.

Астральное тело, в свою очередь, должно «воспитываться» и контролироваться телом ментальным, ибо с помощью мысли мы можем изменить желание и начать преобразовывать его в волю, которая является более высоким аспектом желания. Только своей «Я»-мыслью можно подчинить «Я»-желание.

Само чувство свободы при выборе желаний указывает на то, что действует нечто, стоящее выше желания, и это высшее нечто суть манас, в котором обитает воля, если уж речь идет о чем-то более низшем, чем он сам.

Учащийся, должно быть, помнит, что чакры, или центры силы, астрального тела формируются и контролируются с ментального плана, точно так же как формирование центров физического мозга происходит с плана астрального.

Каждый импульс, посылаемый ментальным телом в физический мозг, проходит через астральное тело, и так как астральная материя более отзывчива на мысленные вибрации, чем физическая материя, то и воздействие астрального тела соответственно выше. Этот процесс был описан в «Астральном теле», и к этой книге мы и отсылаем учащегося.

Следовательно, поскольку вибрации в ментальной материи возбуждают соответствующие вибрации в материи астральной, мысль человека обладает свойством пробуждать в нем эмоции. Так, - и это хорошо известно, - человек, размышляя над тем, что он считает своими недостатками, легко возбуждается и приходит в гнев. Но справедливо и обратное, хотя об этом часто забывают: размышляя спокойно и рассудительно, человек может предотвратить или усмирить свой гнев и другие нежелательные эмоции.

Пример воздействия на астральное тело систематического, отмеченного научным складом ума приведен в книге Ч.У. Ледбитера «Человек видимый и невидимый» (илл. 16), где изображено астральное тело человека научного типа. Астральные цвета стремятся к образованию правильных полос, а демаркационные линии между ними становятся чище и определенней. В исключительных случаях интеллектуальное развитие ведет к полному устранению чувства слепой преданности и значительно уменьшает чувственность.

Наличие концентрации и, в целом, уровень развития ментального тела влияют также и на сны, делая их более живыми, уравновешенными, рациональными и даже назидательными.

В принципе, астральное тело должно служить (как это имеет место у развитого человека) просто отражением цветов ментального тела; если это так, значит, данный человек позволяет себе чувствовать только то, что диктует ему разум.

И напротив: никакая эмоция ни при каких обстоятельствах не должна даже в малейшей степени влиять на ментальное тело, ибо оно - вместилище мысли, а никак не страстей и не эмоций.

3. Ментальная жизнь

Хотя со стороны очень мало можно сделать для процесса становления и эволюции ума, все же работой сознания можно достичь очень многого. Поэтому, если человек обладает сильным, жизнеспособным, активным, способным улавливать направляемые ему возвышенные мысли ментальным телом, он должен настойчиво работать над выработкой правильного мышления.

Каждый человек - именно то лицо, которое постоянно воздействует на свое ментальное тело. Другие люди, например ораторы и писатели, влияют на него лишь от случая к случаю, а сам он - постоянно. Его собственное влияние на структуру ментального тела куда сильней, чем чье-либо, и он сам устанавливает нормальную для своего ума вибрационную частоту. Мысли, не гармонирующие с этой частотой, достигая его ума, будут отбрасываться в сторону; если он мыслит правдиво, ложь не сможет угнездиться в сфере его ума; если он мыслит с любовью, ненависть не сможет разбередить его; а если он мыслит мудро, невежество не сможет его парализовать.

Уму, когда он еще не засеян, не следует позволять лгать, ибо тогда мысль-семя может пустить в нем корни и прорасти; ему не следует позволять вибрировать, как ему заблагорассудится, ибо это означает, что он будет откликаться на любую привходящую вибрацию.

Ум человека принадлежит исключительно ему самому, и он должен допускать в него только такие мысли, которые он как эго сам же выбирает.

Большинство людей вообще не знает, как мыслить, и даже те, кто продвинут немного больше остальных, редко мыслят концентрированно и конкретно, за исключением тех случаев, когда они заняты каким-либо трудом, требующим полного внимания. Следовательно, большое количество умов постоянно, так сказать, «лежит под паром», готовое принять в себя любое семя, какое будет брошено.

Большинство людей, если они тщательно исследуют свои мысли, обнаружат, что те по большей части состоят из каузального потока и что эти мысли вовсе не их собственные, а просто-напросто представляют собой отсеянные фрагменты мыслей других людей. Обычный человек вряд ли даже сознает, о чем именно он думает в определенный момент времени и почему он об этом думает. Вместо того чтобы направлять свой ум на какой-то конкретный вопрос, он позволяет ему рыскать во всех направлениях или просто пребывать в безделье, так что любое каузальное семя, брошенное в него, может прорасти и дать всходы.

Учащийся, серьезно старающийся перерасти мысленный уровень среднего человека, должен помнить о том, что значительная порция настырных мыслей, постоянно давящих на него, относится к более низкому уровню, чем его собственный, поэтому ему необходимо защищать себя от их воздействия. Существует обширный океан мыслей, касающихся всякого рода совершенно незначительных предметов, с которым ему необходимо упорно бороться, чтобы оградить себя от них. Это одна из причин того, почему «приверженность ложе является постоянной заботой» каждого свободного масона.

Если человек не поленится сформировать у себя привычку к настоятельному и концентрированному мышлению, он обнаружит, что его мозг, обученный прислушиваться лишь к подсказкам эго, или истинного Мыслителя, будет сохранять спокойствие в часы бездействия и будет склонен воспринимать и откликаться на каузальные токи окружающего океана мыслей, при этом будучи невосприимчивым к влияниям с более высоких планов, где и проницательность острей, и суждение более истинно, чем здесь.

Только если человек сможет постоянно сдерживать свой ум, приводить его в состояние покоя и тишины и удерживать в этом состоянии, не давая ему думать, - только тогда в нем утвердится высшее сознание. И тогда он будет готов к практике медитации и йоги, как о том будет сказано в соответствующем разделе.

Таков практический урок тренировки ментального тела. Человек, практикующий этот урок, убедится, что с помощью мышления жизнь можно сделать и благородней, и счастливей и что, воистину, с помощью мудрости можно положить конец страданиям.

Человек мудрый будет изучать свою мысль с великим тщанием, осознавая, что в ее лице владеет мощным инструментом, за правильное использование которого он полностью ответственен. На нем лежит обязанность управлять своей мыслью, дабы не позволить ей восставать и причинять зло ему и другим людям. И на нем же лежит обязанность развивать свою мыслительную силу, поскольку ее посредством можно сделать немало доброго.

Не чтение формирует ментальное тело - его формирует мысль. Чтение ценно только в том смысле, что оно поставляет материалы для мысли, и ментальное развитие человека совершается пропорционально количеству мыслей, которое он вкладывает в это чтение. Посредством регулярных, настойчивых, но не чрезмерных упражнений сила мышления будет расти - так же как за счет физических упражнений нарастает мышечная сила. Без такого мышления ментальное тело останется слабо сформированным и неорганизованным, так что силу фиксации мысли на определенном предмете, или просто силу мысли, вообще будет невозможно упражнять.

Закон жизни, гласящий, что развитие есть результат упражнений, относится к ментальному телу в той же мере, что и к телу физическому. Когда ментальное тело тренируют так, что оно оказывается способным вибрировать под действием мысли, тем самым из ментальной атмосферы привлекается свежая материя и встраивается в тело, за счет чего оно увеличивается в размерах и становится более сложным по структуре. Количество мыслей обусловливает развитие тела, а качество мыслей - тот вид материи, который привлекается для этого развития.

Для большей пользы мы можем рассмотреть метод чтения чуть более подробно. В книге, если ее читать внимательно, каждое предложение или каждый абзац содержит четкое изложение определенной идеи, представленной в виде мыслеформы автора. Эту мыслеформу обычно окружают самые различные вспомогательные формы, представляющие собой заключения, сделанные на основе необходимых выводов из основной мысли.

Тем самым в уме читателя - возможно, мгновенно, а возможно, постепенно - выстраивается точная копия мыслеформы автора. А возникают ли у него формы, отражающие авторские заключения, зависит от природы его ума, то есть от того, насколько быстро и мгновенно он схватывает все, что следует из определенного положения.

Ментально неразвитый человек не способен создавать в своем уме четкое отражение авторской мысли и вместо геометрической формы выстраивает некоего рода аморфную, неправильной формы массу. Другие же могут построить вполне распознаваемую форму, но при этом ее края и углы выглядят смазанными или одна часть оказывается непропорциональной по отношению к другой.

Есть и такие, которые создают своего рода скелет мысли, обнаруживая тем самым, что они ухватили лишь контуры идеи, но не ее живую суть, насыщенную деталями. А иные затрагивают лишь одну сторону идеи, не касаясь другой, тем самым выстраивая половинчатую форму, или схватывают лишь один момент, выбраковывая все другие.

Прилежный учащийся воспроизводит центральную идею в точности и сразу, а сопутствующие идеи являются сами, одна за другой, когда он прокручивает в уме центральную.

Одна из основных причин нечетких образов - отсутствие внимания. Ясновидящий часто видит, как ум читателя занят полудюжиной разных предметов. В его мозгу одновременно крутятся хозяйственные проблемы, заботы, связанные с работой, воспоминания и предвкушения наслаждений, нежелание садиться за учебу, и так далее, и тому подобное, и все это занимает девять десятых его ментального тела, тогда как оставшаяся одна десятая делает отчаянные попытки ухватить и осмыслить мыслеформу, которую тот должен извлечь из книги.

В результате такое фрагментарное и отрывочное чтение наполняет ментальное тело массой мелких, вроде пузырьков, и не связанных между собой мыслеформ, вместо того чтобы создавать упорядоченную конструкцию.

Отсюда должно быть понятно: чтобы эффективно использовать ум и ментальное тело, необходима тренировка внимания и концентрации, поэтому человек должен учиться во время чтения очищать свой ум от посторонних, несущественных мыслей.

Опытный учащийся может посредством авторской мыслеформы прикоснуться к мысленному миру автора и получить дополнительную информацию или просвещение относительно трудных для понимания пунктов, при условии, естественно, что такой учащийся достаточно высокоразвит; в противном случае он будет думать, что те новые мысли, которые к нему приходят, его собственные, а не принадлежат автору.

Помня о том, что всякая ментальная работа на физическом плане, дабы быть успешной, должна осуществляться посредством физического мозга, нужно упражнять и упорядочивать его, чтобы ментальное тело могло без труда использовать этот инструмент.

Хорошо известно, что определенные части мозга связаны с определенными свойствами человека и, в частности, с его способностью мыслить в рамках конкретных категорий; поэтому все они должны быть приведены в порядок и соответствующим образом скорректированы с соответствующими зонами ментального тела.

Изучающие оккультизм, естественно, сами, намеренно и по собственной воле, упражняются в искусстве мышления; следовательно, их мысли более мощны и эффективны, чем мысли нетренированного человека, поэтому их влияние гораздо шире, а производимый эффект гораздо больше. Это происходит абсолютно вне их сознания и без всякого усилия с их стороны.

Но поскольку оккультист наделен огромной силой мысли, его ответственность за правильное ее использование, соответственно, возрастает, поэтому он должен хорошенько подумать перед тем, как направить ее в помощь другим.

Это предостережение может оказаться вполне уместным, особенно для тех, кто склонен к спорам и дискуссиям. Однако те, кто падок на споры, пусть вначале вспомнят, что когда они со всем пылом бросаются в словесную битву, то тем самым открывают двери в свою ментальную крепость, оставляя ее незащищенной. В таких случаях любые мысленные силы, случайно оказавшиеся поблизости, могут войти и оккупировать их ментальное тело. Когда сила растрачивается на вопросы, которые часто совершенно неважны, общая тональность ментального тела неизменно задается привходящими влияниями. Оккультный учащийся должен проявлять величайшую осторожность, прежде чем пускаться в споры. Споры, как это общеизвестно, редко приводят к тому, чтобы другая сторона изменила свое мнение по тому или иному вопросу, и в большинстве случаев, как правило, лишь утверждают ее в уже сложившемся мнении.

Каждый час жизни дает сознанию возможность выстраивать ментальный механизм. В пробужденном состоянии или во время сна мы постоянно формируем свое ментальное тело. Каждая дрожь сознания, пусть даже она вызывается мимолетной мыслью, притягивает к ментальному телу одни частицы ментальной материи, одновременно освобождая его от других. Если ментальное тело сформировано из чистых и возвышенных мыслей, то под влиянием скорости вибраций частицы грубой материи удаляются из него, а их место занимают более тонкие частицы. Таким образом можно постоянно формировать все более тонкое и чистое ментальное тело. Если оно будет скомпоновано из тонких материалов, то не станет откликаться на грубые и недобрые мысли; а если оно будет состоять из грубых материалов, то постоянно будет подвержено влиянию недобрых сил и будет неспособно откликаться на добрые, чтобы использовать их себе во благо.

Вышесказанное в особой мере применимо к «имеющей форму» части ментального тела. Обращаясь к его «жизненной стороне», учащийся должен помнить, что самая суть его сознания постоянно идентифицирует себя с не-«Я» и поэтому так же постоянно должна вновь и вновь утверждать себя, отделываясь от этого не-«Я». В сущности, сознание обретает себя в постоянной смене утверждений и отрицаний: «Я есть это» - «Я не есть то». Тем самым оно представляет собой (и создает в материи) те силы притяжения и отталкивания, которые мы называем вибрацией. Таким образом, качество вибраций, задаваемых сознанием, обусловливает и качество (грубое или тонкое) материи, которая привлекается в ментальное тело.

Как сказано в главе 11, мысленные вибрации людей, чьи мысли возвышенны, влияя на нас, заставляют вибрировать в нашем ментальном теле ту материю, которая способна откликаться на них, и они же рассеивают и даже удаляют ту материю, которая слишком груба, чтобы вибрировать на высокой частоте. Следовательно, та польза, которую мы получаем от других, по большей части зависит от нашего собственного былого мышления, поскольку, чтобы иметь возможность воспринимать положительные влияния, мы должны вначале накопить в своем ментальном теле некоторые виды высшей материи, на которые могла бы воздействовать мысль других.

Ментальное тело, так же как и другие проводники, подвержено действию законов привычки. Следовательно, если мы приучим свое ментальное тело к определенному типу вибрации, оно научится легко и быстро ее воспроизводить. Так, например, если человек позволяет себе плохо думать о других, в нем вскоре вырабатывается привычка постоянно думать о них не хорошо, а плохо. Именно так чаще всего и возникают предубеждения, которые делают человека слепым к хорошим качествам других людей и неимоверно раздувают их плохие свойства.

Многие люди благодаря своему незнанию попадают в капкан привычки к недобрым мыслям, хотя, разумеется, в равной мере можно сформировать в себе и привычку к хорошим мыслям. Научиться же видеть в людях, с которыми мы соприкасаемся, только желаемые качества, игнорируя нежелаемые, в принципе совсем нетрудно.

Именно так и формируется привычка симпатизировать всем людям, избавляясь от всяческих к ним несимпатий. Благодаря такой практике наш ум начинает более охотно действовать в направлении обожания и благодарности, а не в направлении подозрительности и уничижения. Таким образом, систематическое использование силы мысли сделает нашу мысль более легкой и приятной и встроит в наше ментальное тело нужный вид материи.

Многие люди не упражняют свои ментальные способности столь активно, как должны бы; поэтому их ум более настроен на прием, чем на творчество, постоянно воспринимая мысли других людей, вместо того чтобы формировать внутри свои собственные.

Понимание этого факта должно заставить человека изменить позицию своего сознания в повседневной жизни и побудить его начать наблюдать над работой своего ума. Поначалу человек может испытывать значительную боль или муку, когда он поймет, что большая часть его мыслей - вовсе не его, что он не знает, откуда приходят к нему эти мысли и куда уходят, когда он от них отделывается, и что его ум есть не что иное, как проходная комната, через которую эти мысли проносятся.

Достигнув этой первичной стадии ментального самоосознания, он затем должен пронаблюдать, сколь велика разница между теми мыслями, которые входят в его ум, и теми, которые из него выходят, то есть должен увидеть, что именно он добавляет к ним, пока те остаются при нем. Подобным образом его ум быстро научится действовать активно и разовьет творческие силы.

Затем он с великим тщанием и осмотрительностью должен решить, что именно он будет допускать в свой ум и что там хранить. Если он обнаружит у себя добрую мысль, то пусть поразмыслит над ней и усилит ее, а затем отошлет во внешний мир в качестве благожелательного агента. А если он обнаружит у себя недобрую мысль, то пусть быстро от нее избавится.

Неосмотрительная игра мыслей по поводу нежелательных идей и качеств представляет собой действительную опасность, ибо создает склонность к подобным нежелательным вещам и ведет к их воплощению. Человек, часто возвращающийся в мыслях к идее совершения какого-то недоброго поступка, может обнаружить, что уже совершает этот поступок, прежде чем до него дойдет, что именно он делает. Когда распахиваются врата возможностей, ментальное действие врывается в них и ускоряет действие физическое. Ибо всякое деяние проистекает из мысли; даже когда оно производится, как говорится в таких случаях, без всякой мысли, оно, тем не менее, является инстинктивным выражением мыслей, желаний и чувств, которые человек взрастил внутри себя в былые дни.

Постоянно практикуя какое-то время эту технику выбора мыслей, которым человек дает пристанище в своем уме, он обнаружит, что к нему все меньше и меньше притекает недобрых мыслей и что от таких мыслей ум, в сущности, автоматически избавляется сам. При этом его ум начнет действовать как магнит, притягивая к себе сходные мысли, витающие вокруг него. Подобным образом человек накопит в своем ментальном теле массу добротного материала, и содержимое его ментального тела с каждым годом будет все более и более обогащаться.

Как видим, величайшая опасность - опасность, которую нужно всячески избегать, - состоит в том, что человек позволяет, чтобы его собственные мысленные образы создавались под действием сторонних влияний, что он допускает к себе приток из внешнего мира таких стимулов, которые вызывают образы в его ментальном теле и претворяют творческую ментальную материю в насыщенные энергией мыслеформы, кои непременно ищут возможности разрядиться и тем самым самореализоваться. В такой неуправляемой деятельности ментального тела кроется источник практически всей нашей внутренней борьбы и всех наших духовных проблем. Именно незнание - основная причина столь недисциплинированного функционирования ментального тела, поэтому это незнание необходимо заменять знанием; мы должны учиться контролировать свое ментальное тело, так чтобы оно при создании образов откликалось не на внешние влияния, а на наши собственные и использовало их в соответствии с нашей волей.

Именно недисциплинированное воображение является источником огромного количества страданий. Неумение контролировать низменные страсти (особенно сексуальные желания) тоже является результатом именно недисциплинированного воображения, а отнюдь не слабой воли. И даже в том случае, когда нами движет сильное желание, именно творческая мысль, и ничто другое, приводит к его воплощению. Нет ничего опасного в том, чтобы просто представлять себе объект желания или думать о нем, но когда человек представляет, как он расчищает путь своим желаниям, и позволяет им усиливать тот образ, который он создал, - вот тогда и возникает опасность. Важно понимать, что сами по себе объекты желания не имеют силы до тех пор, пока мы не начинаем потворствовать своему воображению, которое есть орудие творчества. Как только мы доходим до этого, борьба неизбежна.

На помощь себе в этой борьбе мы, возможно, призываем то, что рассматриваем как свою волю, и пытаемся избежать нежелательных результ<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: