Глава 5 Типичные примеры




Ментальное тело примитивного человека представлено на иллюстрации 2 в книге Ч.У. Ледбитера «Человек видимый и невидимый»[4]. Поскольку у него те же самые цвета, ментальное тело вполне соответствует астральному телу в состоянии покоя; при этом, однако, оно представляет собой нечто гораздо большее, ибо в нем проявляется все то, что приводит к развитию в человеке духовности и интеллектуальности. Возможно, в случае с дикарем этих накоплений не так много, но позже, как мы это увидим по ходу изучения, они станут существенно важными.

Детально изучая такое тело, мы увидим в его верхней части тускло-желтый цвет, обозначающий наличие интеллекта, хотя его грязноватый оттенок указывает на то, что он используется исключительно в эгоистических целях.

Набожность, обозначаемая серо-голубым цветом, указывает на поклонение фетишам и по большей части замешана на страхе и преследовании собственных интересов. Мутный ало-красный указывает на зарождение любви, которая, в принципе, тоже носит эгоистический характер.

Полоса тускло-оранжевого цвета указывает на гордость, причем низшего порядка, то есть гордыню. Широкий луч ярко-красного цвета выражает сильную склонность к гневу и раздражению, которые внезапно вспыхивают при малейшей провокации.

Широкая полоса грязно-зеленого цвета, занимающая значительную часть тела, указывает на коварство, притворство и алчность; последнее качество представлено коричневатым оттенком. В нижней части ауры виден некий осадок грязновато-болотного цвета, в целом указывающий на эгоизм и отсутствие каких бы то ни было хороших качеств.

Ментальное тело неразвитого человека содержит лишь малое количество ментальной материи; оно, как правило, неорганизованно и скомпоновано в основном из низшего подраздела этого плана. Оно практически полностью находится под влиянием низших тел, то и дело бурно вибрируя под напором эмоциональных штормов астрального тела. За исключением тех случаев, когда его возбуждают эти астральные вибрации, оно остается почти спокойным и, даже под их воздействием, неповоротливым. В нем не возникает никакой определенной активности, а ветры внешних миров вызывают по необходимости лишь самый слабый отклик.

Следовательно, чем яростней ветры, тем это лучше для прогресса человека; шумное удовольствие, гнев, страх и другие страсти, вызывающие вихри в астральном теле, пробуждают ментальное сознание, которое затем добавляет что-то свое к впечатлениям, поступающим извне.

Обычный человек использует только материю седьмого, или низшего, подплана, который очень близок к астральному плану, так что все его мысли окрашены отражениями астрального, или эмоционального, мира. Лишь очень немногие люди способны соотноситься с материей шестого подплана; разумеется, великие ученые мужи довольно активно пользуются ей, но при этом, к сожалению, часто смешивают ее с материей низшего подплана, вследствие чего испытывают ревность и зависть к открытиям и изобретениям других людей. Материя пятого подплана в гораздо меньшей степени подвержена возможности смешивания с астральной. Что же касается четвертого подплана, наиболее близкого к каузальному телу, так тот вообще далек от возможности смешивания с астральными вибрациями.

На иллюстрации 5 цитируемого труда представлено ментальное тело обычного человека. На нем видны пропорциональные соотношения интеллекта (желтый), любви (розовый) и набожности (голубой); здесь также видны значительные улучшения их качества, поскольку цвета проявлены гораздо отчетливей и ярче.

Хотя количество гордости здесь выше, чем в предыдущем случае, этот более высокий уровень обусловлен тем, что человек теперь гордится своими хорошими качествами, а не своей брутальной силой или жестокостью, как это имело место раньше.

Большое количество ало-красного указывает на подверженность гневу; зеленый значительно ярче и обозначает гибкость и приспособляемость, а не склонность к обману или лукавству.

У примитивного человека зеленый сосредоточен в нижней части ауры, под ало-красным, поскольку качества, представляемые им, требуют для своего выражения более грубый тип материи, чем тот, который необходим для выражения ало-красного гнева.

В ауре среднего человека зеленый расположен выше ало-красного, указывая на то, что требуемый тип материи менее грубого свойства, чем тот, что требуется для ало-красного - гнева. Таким образом, качество материи в ментальном теле этого человека в целом претерпело улучшение.

Хотя в его ауре по-прежнему в большой пропорции представлен коричневый - цвет эгоизма, однако он немного теплее и менее мрачен, нежели у дикаря.

Таким образом, ментальное тело среднего человека, более увеличенное в размере, указывает на наличие определенной организации и содержит некоторое количество материи шестого, пятого и четвертого подразделений ментального плана.

С ментальным телом дело обстоит точно так же, как с физическим и астральным: благодаря упражнениям оно развивается, а отсутствие тренировки приводит к атрофии и, в конечном счете, к разрушению. Каждая вибрация, возникающая в ментальном теле, вызывает изменения в его составе, выбраковывая из него материю, не способную вибрировать адекватно, и замещая ее более пригодными материалами, притянутыми из практически неисчерпаемого хранилища материи, находящегося вокруг.

На иллюстрации 18 в той же книге представлено ментальное тело развитого человека. В нем уже полностью отсутствуют такие качества, как гордыня (оранжевый), гнев (ярко-красный) и эгоизм (коричневый); наличествующие цвета увеличились настолько, что занимают весь овал, а их яркость значительно возросла, создавая тем самым совершенно другое впечатление. Поскольку все мысли, рождаемые самостью, исчезли, сами цвета более изысканного и нежного свойства. Кроме того, в верхней части ауры появился чистый фиолетовый цвет с золотистыми искрами, что свидетельствует о приобретении новых и более лучших качеств; пусть духовно стремящиеся возьмут себе это на заметку.

Энергия, лучащаяся сверху, из каузального тела развитого человека, действует и в его ментальном теле, хотя и с меньшей силой.

Учитывая разницу в том, что мы можем назвать цветовыми октавами, то есть разницу между оттенками, относящимися к низшему и высшему уровням ментального плана, можно сказать, что ментальное тело теперь являет собой практически репродукцию каузального тела, точно так же как астральное тело - это почти копия, на собственном низшем уровне, тела ментального.

Таким образом, ментальное тело развитого человека представляет собой отражение его каузального тела, поскольку сам человек уже научился следовать подсказкам своего Высшего «Я» и в своей разумной деятельности руководствуется исключительно ими. Фактически цвет, выражающий определенное качество в каузальном теле, отображается не только в ментальном теле, но и в астральном; однако этот цвет, как уже говорилось выше, менее нежного свойства, ибо по мере нисхождения на низшие планы он становится менее ярким и эфирно насыщенным.

У духовно развитого человека все грубые комбинации ментальной материи давно исчезли, так что его тело содержит лишь более тонкие разновидности материи четырех низших ментальных подпланов, но, опять же, материал четвертого и пятого подпланов существенно превалирует над материалом шестого и седьмого подпланов. Ментальное тело, таким образом, чутко откликается на деятельность высшего интеллекта, на тонкие взаимодействия с благородными видами искусства и на чистые волны возвышенных эмоций. Такое тело всегда готово воспроизвести любой импульс, исходящий от истинного человека в каузальном теле, то есть от Мыслителя, и способно отразить его в низшей ментальной материи.

Астральное и ментальное тела духовного человека призваны постоянно отображать четыре или пять наиболее благородных эмоций - любовь, преданность, симпатию и интеллектуальное вдохновение.

Ментальное (так же как и астральное) тело архата (того, кто принял четвертое великое посвящение) содержит очень мало характерного цвета, преимущественно выступая как репродукция каузального тела в той степени, в какой низшие октавы способны выражать себя. А тот необычайно ослепительный, радужный

- своего рода опаловый, сродни жемчужному - эффект, который наблюдается в нем, превосходит всякое описание или живописное изображение.

Ментальное тело обычного человека в основном насыщено большим количеством желтого цвета, и его разнообразные спектры, как правило, регулярны и упорядоченны. Такой человек менее эмоционален и наделен меньшим воображением, нежели человек интуитивный, поэтому во многих отношениях выказывает меньше пыла и энтузиазма; с другой стороны, он куда менее склонен совершать ошибки и по большей части хорошо и тщательно выполняет свою работу.

Следует также сказать, что упорядоченный, научный склад ума оказывает весьма заметное влияние на расположение цветов в астральном теле; они выказывают тенденцию выстраиваться в виде упорядоченных полос, а демаркационные линии, их разделяющие, становятся более четкими.

В ментальном теле интуитивного человека гораздо больше голубого цвета, но он в целом более размытый, а само тело плохо отрегулировано. Такой человек страдает гораздо больше, чем более уравновешенный тип, хотя иногда благодаря этому страданию способен добиваться быстрого прогресса.

Естественно, у совершенного человека и пыл, и энтузиазм, и уравновешенность, и постоянство на своем месте; вопрос лишь в том, что именно ему требуется в первую очередь.

Кроме перечисленных выше свойств, выражаемых цветами в ментальном теле, есть и другие качества - такие, как смелость, достоинство, верность и им подобные, - которые представлены, в самом широком смысле этого слова, скорее формой, нежели цветом. Они отражают различия в структуре ментального тела или изменения, происходящие на его поверхности.

Внутри различного рода цветных колец или зон, описанных выше, обычно можно видеть более или менее яркие бороздки, изучая которые можно судить о многих качествах человека.

Наличие сильной воли, например, придает линейным конфигурациям ментального тела куда более определенный вид. Все бороздки и излучения постоянны, стабильны и четко различимы, тогда как у человека слабого или нерешительного эта постоянность и четкость линий, естественно, отсутствует; различные линии, отличающиеся по качеству, смешиваются между собой, а бороздки предстают как более мелкие, слабо выраженные и волнистые.

Смелость обнаруживает себя в виде стабильных, четко различимых линий, особенно в полосе оранжевого цвета, связанной с гордыней, и в виде спокойных, стабильных светлых цветов, указывающих на более высокие качества.

Когда человеком овладевает страх, все цвета тускнеют, подергиваются подвижным серым туманом, а бороздки теряются среди дрожащей, словно пульсирующей массы желеобразного «студня», заполняющего тело человека в это время, так что он утрачивает власть и контроль над своими проводниками.

Достоинство, в принципе, выражает себя в той же части ментального тела, что и смелость, но с более щадящими постоянством и уверенностью, что существенно отличает его от линий смелости.

Верность и точность очень четко отличаются регулярностью бороздок в той части ментального тела, которая связана с конкретными мыслеформами, а также ясностью и правильностью образов, которые в нем проявляются.

Лояльность проявляет себя как интенсификация нежности и преданности, а также постоянным возникновением в этой части овоида фигур людей, на которых они направлены. Во многих случаях лояльность, нежность и преданность представлены очень сильным и постоянным образом объекта этих чувств, который «плавает» в ауре мыслящего человека, так что когда его мысль обращается к любимым или близким ему людям, то сила чувства, которое он на них изливает, усиливает этот уже существующий образ, вместо того чтобы порождать новый, как это происходит обычно.

Радость в общем и целом проявляет себя в виде осветления и озарения ментального и астрального тел, так же как и в виде мелких волн или ряби на поверхности тела.

Приветливость в целом обнаруживает себя в виде несколько видоизмененной формы радости - в виде пузырьков, а также в виде постоянного прояснения, на которое приятно смотреть.

Удивление, с другой стороны, влечет за собой резкое сокращение ментального тела, сопровождаемое а) нарастающим сиянием цветовых полос нежности, если это удивление приятное, и б) изменением цвета (в это время в нижней части овоида появляется большая долю коричневого и серого цветов), если удивление неприятное. Это сокращение обычно связано с астральным и физическим телами и часто само по себе вызывает неприятные чувства, иногда ощущаемые в области солнечного сплетения (что порой приводит к слабости и болезни), а иногда и в сердечном центре (что ведет к параличу или даже смерти), так что неожиданное, а тем более неприятное удивление может в ряде случаев вызвать летальный исход у человека со слабым сердцем.

Благоговение сродни удивлению, за исключением того, что оно сопровождается значительными изменениями в той части ментального тела, которая связана с чувством набожности; под влиянием благоговейного чувства тело обычно увеличивается в размерах, а его бороздки становятся более отчетливыми.

Мистическая мысль и наличие психических способностей отображаются цветами, эквивалентов которым на физическом плане не существует.

Когда человек использует какую-то часть своего ментального тела, устремляя мысль по одному или более каналам, описанным выше, то тело в это время не только быстро вибрирует, из-за чего его цвета становятся ярче, но и та его часть, которая соотносится с этой мыслью, временно расширяется и увеличивается в размерах, тем самым нарушая симметрию овоида.

У многих людей чуть ли не постоянно наблюдается такое «раздутие» - это однозначно указывает на то, что количество мыслей того же рода стабильно увеличивается. Если, например, человек занимается научными исследованиями и потому посылает в этом направлении гораздо больше мыслей, чем обычно, то первым следствием этого будет появление такого протуберанца, какой описан выше. Но если количество мыслей, которые он направляет на объект научного исследования, остается на том же, привычном для него уровне, увеличившаяся часть овоида постепенно уменьшится до обычных размеров, хотя цветовая полоса будет несколько шире, чем до этого.

Однако если научный интерес человека постоянно растет и прибывает в силе, увеличение овоида, несмотря на расширение цветовой полосы, будет по-прежнему налицо.

Пристрастной специализацией можно нанести вред своему ментальному телу, ибо она приведет к кривобокому или одностороннему развитию. Одни части тела будут переразвиты, тогда как другие - возможно, столь же важные, - соответственно, недоразвиты. Следовательно, нужно добиваться гармоничного и пропорционального всестороннего развития, а для этого необходимы спокойный самоанализ и разумное расходование средств на достижение конкретных целей; но этот аспект предмета нашего изучения мы рассмотрим в одной из последующих глав.

Мы уже упоминали о постоянном, непрекращающемся движении материи в ментальном теле. Тот же феномен происходит и в теле астральном. Когда, например, внезапная эмоция будоражит астральное тело, вся материя взвихривается, словно во время яростного урагана, так что все цвета в это время сильно перемешиваются между собой. Вскоре, однако, под действием специфической гравитации различных типов материи все они вновь «оседают» в привычных для них зонах. Но и после этого материя ни в коем случае не становится спокойной, поскольку вокруг этих зон постоянно снуют частицы, которые, правда, относительно редко покидают свое пространство и вторгаются в другое. Это движение внутри собственной зоны весьма благоприятно для здоровья человека; в сущности, тот, в ком это движение отсутствует, представляет собой ментально изолированного, затворившегося в своей раковине индивидуума, который не сможет расти и развиваться, пока не разобьет свою раковину. Активность материи в любой конкретной зоне увеличивает, соответственно, и количество мыслей, посвященных тому предмету, с которым они связаны.

Нарушения в ментальном теле сходны с теми, что наблюдаются в теле астральном, и по своим последствиям не менее пагубны. Таким образом, если человек неумеренно беспокоится по поводу той или иной проблемы и вновь и вновь направляет на нее свой ум, не приходя ни к какому заключению, то он тем самым вызывает в своем ментальном теле своего рода шторм; вероятно, лучше будет сказать, что в данном случае в ментальном теле возникает воспаленное или зудящее место, вроде раздражения, которое появляется от постоянного трения.

Ментальное тело вздорного человека, всегда готового ввязаться в спор, находится в состоянии постоянного воспламенения, и это воспламенение готово, под влиянием малейшей провокации, в любой момент прорваться и превратиться в ноющую рану. У такого человека нет никакой надежды на оккультный прогресс, пока он не обретет равновесие, а его здравый смысл не выйдет из этого болезненного состояния.

Если мысли человека надолго зависают на каком-то конкретном предмете, то эта стагнация затрагивает и материю, связанную с данным предметом. Таким образом, непрерывно направляя мысль на какой-то предмет и привязываясь к нему, человек претворяет эту суггестию в предубеждение. Возникает маленький вихрь, в котором материя, постоянно кружась и кружась, сгущается, затвердевает и превращается в своего рода бородавку. Если (или до тех пор пока) эта бородавка не рассосется или не будет удалена, человек не сможет использовать эту часть своего ментального тела и будет не способен разумно мыслить и судить о данном предмете. Мутная утолщенная масса блокирует все свободное движение как снаружи, так и внутри, и, с одной стороны, лишает человека возможности точного видения и получения новых надежных впечатлений по данному предмету, а с другой - мешает ему чисто мыслить и рассуждать.

Эти пораженные участки ментального тела становятся, к сожалению, центрами инфекции, поэтому неспособность ясно видеть растет и усиливается. Таким образом, застой в какой-то одной части ментального тела, скорее всего, приведет к такому же застою и в других его частях. Поэтому если человеком владеет предубеждение по какому-то одному предмету, то у него, вероятней всего, разовьется такое же предубеждение и по другим предметам, поскольку здоровый поток ментальной материи уже блокирован и в самом человеке сформировалась привычка к нездоровому суждению.

Религиозное предубеждение - самое распространенное и самое пагубное из всех, ибо оно полностью препятствует разумно-рациональному подходу к предмету. У огромного количества людей вся часть ментального тела, связанная с религиозными темами, бездеятельна, пассивна, окостенела и сплошь «покрыта бородавками», так что им недоступно даже самое рудиментарное представление о том, что такое религия, в каковом состоянии они и будут пребывать, пока не подвергнутся катастрофическим переменам.

В общем и целом можно сказать, что в наши дни у всех наилучших представителей всех наиболее продвинутых рас человечества физическое тело полностью развито и находится под их контролем; астральное тело тоже полностью развито, но до полного контроля над ним еще далеко; а ментальное тело находится в процессе эволюции и его развитие еще очень и очень далеко от идеального. Им предстоит долгий путь, прежде чем эти три тела будут полностью подчинены душе. Когда это случится, низшее «я» будет абсорбировано Высшим «Я» и в человеке будет доминировать его эго, или душа. Между различными телами такого человека больше не будет конфликта; хотя он и не станет совершенным, но его проводники будут настолько сгармонизированы между собой, что у них будет одна цель, да и сами они станут единым целым.

Глава 6

Кама-манас (желание-ум)

В книге «Астральное тело» мы уже рассмотрели как каму, или желание, так и каму-манас, или смешение желания и ума. Теперь мы вновь вернемся к тандему кама-манас, приняв к сведению то, что было сказано о каме в упомянутой книге, и полностью сосредоточившись на манасическом аспекте данного предмета.

Вкратце освежая ту информацию о каме, которая приводилась к «Астральном теле», скажем, что кама - это проявление жизни в астральном проводнике; что ее характерной чертой является такой атрибут, как чувство; что она характеризуется такими свойствами, как животные аппетиты, страсти и желания; что это - «обезьяна и тигр внутри нас», которые главным образом и привязывают нас к Земле. Кама, или желание, - это также отраженные, низшие аспекты атмы, или воли.

Понятие камы применяется иногда в отношении ограниченного чувства, то есть им обозначают грубое чувственное желание; но оно может обозначать и желание вообще, и желание как направленный вовне аспект любви, и любовь к реалиям трех миров, и любовь к жизни или любовь к Богу, которая, однако, уже относится к Высшему (или направленному внутрь) «Я».

В Ригведе (x, 129) кама - это персонификация чувства, предлежащего и способствующего творению. В сущности, это не что иное, как стремление к активному осмысленному существованию, к существованию живого чувства, к головокружительному буйству исполненной страстей жизни. Таким образом, и с точки зрения индивидуума, и с точки зрения космоса кама выступает основной причиной реинкарнации: когда Желание дифференцируется в желание, оно приковывает Мыслителя к Земле и раз за разом понуждает его к повторному рождению.

На Востоке эта жажда, это желание, толкающие человека к инкарнации, известны как тришна (или танха на языке пали), а реализация или осуществление тришны есть упадана.

Термин «манас» происходит от санскритского «ман» - корня глагола «мыслить», то есть это некий таящийся в нас Мыслитель, часто называемый на Западе довольно зыбким понятием «ум». Манас - это бессмертный индивидуум, истинное «Я».

Однако манас, Мыслитель, сам по себе являющийся живой сущностью и обитающий на высшем ментальном, или каузальном, плане, не может войти в прямой контакт с низшими мирами, поэтому он проецирует из себя низший манас, который называют по-разному: отражение, тень, луч и так далее.

Именно этот луч и воздействует на ум, заставляя его проявлять те ментальные свойства или силы, которые этот ум, в силу своей конфигурации и прочих физических качеств, призван транслировать. Луч вызывает вибрацию в нервных клетках мозга и тем самым пробуждает сознание на физическом плане.

Низший манас можно выразить в виде квартернера, который выглядит следующим образом:

Кама, или желание.

Прана, или жизненная сила.

Эфирный двойник.

Физическое тело.

С одной стороны, низший манас можно рассматривать как повязывающую каму, а с другой - он в какой- то мере вовлечен и в вышестоящий, то есть высший, манас.

В течение земной жизни кама и манас связаны между собой, а потому чаще всего предстают в единой связке как кама-манас. Кама, как мы знаем, подпитывает животные, исполненные страсти элементы, а низший манас рационализирует их и добавляет к ним интеллектуальные способности. В течение жизни эти два аспекта - кама-манас - настолько тесно переплетены между собой, что редко действуют независимо друг от друга; действительно, вряд ли есть такая мысль, которая свободна от влияния желаний. Следовательно, кама-манас - это не какой-то новый принцип, а слияние низшего аспекта манаса с камой. Тандем кама-манас, то есть манас, смешанный с желанием, пожалуй, имеет смысл охарактеризовать как манас, интересующийся внешними реалиями.

Деятельность низшего манаса в человеке предстает как мыслительная способность, интеллектуальная сила, проницательность и возвышенность ума; последние включают в себя такие качества, как сравнительный анализ, рассудочность, суждения, воображение и другие ментальные способности. Их развитие может вывести нас на уровень, который часто называют гениальностью, хотя и «искусственной гениальностью», как называет ее Е.П. Блаватская, то есть способностью, развившейся под влиянием культурной среды и чисто интеллектуального рассуждения.

То, что мы обычно называем умом или интеллектом, есть, по словам той же Е.П. Блаватской, «бледное и часто искаженное отражение самого манаса». Его истинная природа часто раскрывается через такие содержащиеся в нем камические элементы, как страсть, тщеславие и высокомерие.

Истинная гениальность слагается из озарений высшего манаса, проникающих в сферу низшего сознания. Как сказано в «Биндупанишаде», «воистину, манас заявляет о себе как двуединый - чистый и нечистый; нечистота обусловлена желанием, чистота свободна от него».

Таким образом, гениальность, которая прозревает, а не аргументирует, есть плод высшего манаса, или эго; одно из его свойств - безошибочная интуиция. Разум, то есть процесс взвешивания и уравновешивания, систематизирующий факты, собранные путем наблюдения, приводящий их в соответствие между собой, аргументирующий и делающий на их основе определенные выводы, - это упражнение низшего манаса посредством мозгового аппарата; его инструмент - логическое рассуждение; посредством индукции он поднимается от знаемого к незнаемому, от известного к неизвестному, выстраивая гипотезу; а посредством дедукции он вновь спускается к известному, проверяя эту гипотезу экспериментальным путем.

Между механизмом обычного мышления/рассуждения и механизмом специфических озарений сознания, называемых гениальностью, есть различие. Если мышление последовательно, шаг за шагом нисходит в мозг через подпланы астрального и ментального планов, то гениальность есть результат деятельности сознания, изливающегося вниз только через атомистические подпланы, то есть с атомистического астрального и атомистического физического.

Разум как способность физического мозга, будучи всецело зависим от свидетельств чувственного восприятия, не может быть качеством, относящимся непосредственно к божественному духу человека. Последний просто знает - следовательно, всякое рассуждение, строящееся на дискуссии и аргументации, для него бессмысленно. Дух, или эго, глаголет через совесть, которая есть не что иное, как мгновенное различение между тем, что хорошо, и тем, что плохо. Отсюда - пророчество и откровение; а так называемое божественнее вдохновение есть просто просветление сверху, даваемое бессмертным духом самого человека. (Этот аспект нашего исследования будет рассмотрен в главе 31.)

Кама-манас - это персональное «я» человека (оно упоминается в «Разоблаченной Изиде» как «астральная душа», то есть низший манас); оно наделяет личность свойством индивидуальности, что и позволяет ей распознавать себя в качестве «я». Приобретая интеллект, оно распознает себя как отдельное от всех других «я», оно обманывается той обособленностью, которое ощущает, и не осознает того единства, которое стоит за всем, что поддается чувственному восприятию.

Низший манас, подверженный вспышкам камических эмоций, страстей и желаний, пленяющийся материальными вещами, ослепший и оглушенный теми яростными голосами, среди которых он обретается, склонен забывать о чистой, ясной славе места своего рождения и отдаваться на волю вихрей, которые несут только ярость безумия, а не мир. Именно низший манас, соприкасаясь с чувствами и животной природой, пробуждает в них тягу к наслаждениям; ибо, не будь памяти или предвкушения, не было бы и страсти, а не будь рафинированной силы воображения и нежных красок мечты и фантазии, не было бы и экстаза.

Кама, таким образом, прочно привязывает низший манас к Земле. До тех пор пока совершается какое- либо действие в отношении объекта - с целью ли добиться любви, признания, власти или славы, - как бы ни были сильны амбиции, как бы далеко ни простиралось милосердие и как бы возвышенны ни были достижения, манас неизменно загрязнен камой и потому в самих своих истоках нечист.

Кама и манас одновременно и воздействуют друг на друга, и противодействуют друг другу, взаимно стимулируя и подстрекая один другого. Ум постоянно побуждаем желанием и постоянно должен выступать в качестве распорядителя удовольствиями. Он постоянно занят поисками того, что доставляет наслаждение, постоянно ищет те картины или образы, что вызывают удовольствие, и стремится избавиться от тех, что причиняют боль. Ментальные способности наделяют животные страсти определенными силой и качеством, которые, однако, не проявляются до тех пор, пока остаются чисто животными. Ибо впечатления, получаемые ментальным телом, более постоянны, чем те, что получает астральное тело, и ментальное тело постоянно воспроизводит их посредством памяти и воображения. Таким образом, ментальное тело стимулирует астральное, вызывая в нем желания, которые в животном спят до тех пор, пока не пробудятся под действием физических стимулов. Поэтому в неразвитом человеке мы находим ту настойчивую тягу к чувственному удовольствию, которой нет у стоящих ниже его животных, так же как и вожделение, жестокость и расчет, которым те абсолютно чужды. Следовательно, сила ума, поставленная на службу чувству, делает человека не в пример более опасным и необузданно жестоким, чем любое животное.

Тот аспект сплава манаса и камы, который называется элементалом желания, то есть инстинктивной жизнью в астральном теле, достаточно подробно описан в книге «Астральное тело», и именно к ней мы и отсылаем учащегося.

Астральное и ментальное тела человека переплетены так тесно, что действуют практически как одно тело. В классификации, принятой в Веданте, оба они обозначаются как коша, то есть «оболочка»; эта классификация выглядит так:

Буддхическое тело Каузальное тело Ментальное тело Астральное тело Эфирный двойник Плотное тело

Анандамайакоша

Виджнанамайакоша

Маномайакоша

Аннамайакоша

 

Учащийся, должно быть, помнит, что в каме расположены чувственные центры; отсюда знаменитое изречение в «Мундакупанишаде» (iii, 9), что «орган мышления каждого существа проникнут чувствами». Здесь отображена двойная функция маномайакоши: она и есть тот орган мышления, который «проникнут чувствами».

Нельзя не сказать здесь и о связи камы-манаса и спирилл атомов. В первом круге земной цепи первый уровень спирилл атомов физического плана был оживотворен жизнью монады; этот уровень используется токами праны (жизненной силы) для воздействия на плотное тело.

Во втором круге задействуется второй уровень спирилл, и прана, протекая по ним, оказывается связанной с эфирным двойником.

В третьем круге оживотворяется третий уровень спирилл, и прана, протекая по ним, оказывается связанной с астральным телом, пробуждая таким образом чувствительность.

В четвертом круге задействуется четвертый уровень спирилл, и кама-манасическая прана, протекая по ним, приспосабливает их к деятельности мозга, который действует как инструмент мысли.

Оживление дальнейших уровней спирилл с целью их использования высшим сознанием (пусть прислушаются те, кто готовится вступить на Путь!) может быть достигнуто посредством определенных йогических практик.

В ходе обычной эволюции в каждом круге развивается новый уровень спирилл, так что в седьмом круге будет полностью задействован седьмой уровень спирилл. Следовательно, людям, которые будут жить в этом круге, будет гораздо легче, по сравнению с современными людьми, откликаться на внутренние явления и жить высшей жизнью.

В ходе каждой инкарнации манас может осуществлять одну из трех вещей: 1) он может подняться к своему истоку и посредством неослабных, деятельных усилий стать единым с «Отцом Небесным», то есть с высшим манасом; 2) он может попеременно обнаруживать то высокие, то низменные тенденции, как это по большей части имеет место у среднего человека; 3) он может настолько сжиться с камическими элементами, что может стать единым с ними, а потому, будучи таким образом насильно разлучен со своим родителем, может погибнуть.

Как только манас на какое-то время освобождается от камы, он становится проводником высших ментальных способностей и органом свободной воли в физическом человеке. Условием такой свободы является необходимость обуздать каму, подчинив ее своей воле.

Свободная воля таится в самом манасе, и из него же проистекает чувство свободы, то есть знание, что мы можем управлять собой и что высшая природа может управлять низшей, сколь бы сильно последняя ни сопротивлялась и ни упрямилась. Как только сознание начинает ассоциировать себя с манасом, а не с камой, низшая природа становится чисто животной, в результате чего утрачивает свое «я», а посему высшее сознание может запросто обуздать ее.

Таким образом, разница между волевым и слабовольным человеком в том, что слабовольный идет на поводу внешних привлекательных и отталкивающих явлений и движим желанием, которое «развенчивает волю», тогда как волевой человек движим изнутри чистой волей, постоянно подчиняя себе внешние обстоятельства путем приложения к ним соответствующих сил и руководствуясь накопленным опытом.

Более того, когда низший манас освобождается от камы, он становится все более и более способен передавать низшему сознанию импульсы, воспринимаемые от высшего манаса, и в результате мы видим, что, как только свет эго, изливаясь через низший манас, проникает в мозг, человека озаряют вспышки гениальности. Поэтому можно быть уверенным: до тех пор пока мы вовлечены в водоворот вихревой деятельности личности, до тех пор пока нас одолевают бури, желания и неуемные аппетиты, до тех пор пока мы носимся взад и вперед на волнах эмоций, - до этих пор голос высшего манаса, или эго, не в состоянии достичь наших ушей. Эго обретает власть и полномочия не в огне и не в вихре, не в раскатах грома и не в штормах, а только когда опускается осязаемое безмолвие тишины; когда сам воздух неподвижен, а спокойствие беспредельно, когда лицо человека покрыто мантией и только уши внемлют тишине, царствующей на земле, - только тогда звучит этот голос, который тише самой тишины, голос истинного Высшего «Я», или эго.

Как неподвижная гладь озера идеально отражает луну и звезды, но, приведенная в движение дыханием налетевшего бриза, колеблется и дробит отражения, так и человек, укрепляющий свой ум, смиряющий желания и приводящий бурную деятельность в состояние покоя, воспроизводит внутри себя образ чего-то высшего. И тогда ученик может отражать ум своего Учителя. Но если в нем пробуждаются мысли и возникают желания, его отражения дробятся: свет колеблется и распадается на фрагменты, не неся никакого содержания.

Говоря словами Учителя, «только на чистой и спокойной поверхности безмятежного ума образы, воспринимаемые из невидимого мира, становятся его зримыми отражениями. Поэтому с ревностным усердием мы должны защищать свой умственный план от всех враждебных влияний, которые ежедневно вторгаются в нас на нашем пути по земной жизни».

Эго как часть Универсального Ума безусловно вездесуще на своем собственном плане, но в более низких мирах оно оказывается таковым лишь потенциально, поскольку ему приходиться действовать через посредство персонального «я». Каузальное тело - проводник всякого знания, прошлого, настоящего и будущего, и именно из этого фонтана дуалистический низший манас выхватывает случайные вспышки или проблески того, что не поддается чувственному восприятию человека, и переводит их в определенные клетки мозга, в результате чего человек становится мудрецом, предсказателем и пророком.

Но этот триумф может быть достигнут только путем многих последовательных инкарнаций, сознательно направляемых на эту цель. По мере того как жизнь следует за жизнью, физическое тело становится все более и более утонченным и восприимчивым к тонким вибрациям манасических импульсов, так что низший манас все меньше и меньше нуждается в грубой астральной материи в качестве средства своего выражения. Од<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: