Поэма эта вам расскажет о Владиславе Короле, кто правил в Венгрии и против турок воевал.




Часть V

Строки 441-450

У крепости той им и страх и беды довелось познать. На третий день им удалось ту крепость штурмом взять. И захватив ее, они там много турок погубили. Главнокомандующие их от войск своих сбежали в главную башню. И с ними многие сбежали, так что внутри было примерно человек пятьдесят. И все готовы были оборону продолжать.

Строки 451-460

Войскам христианам пришлось особенно стараться, что бы их одолеть. Вперед направившись, из пушек те огонь открыли и стали деревья, хворост собирать. Дыру в крепости проломив, стали они в нее соломы, дерево совать, все то, что хорошо горело. Увидев это турки, стали свои щиты и луки вниз бросать, те рады были сдаться, но не тут-то было, на это христиане не пошли.

Строки 461-470

Желание турок сдаться не помогло тогда ничуть им. Им сгинуть суждено было, на долю их в сердцах христианских уж не осталось боле ни мира желания, ни сострадания. С башни те падали, разбившись насмерть каждый. Сколько бы ни было там турок, никто не устоял.

Строки 471-480

Король Владислав там до дня седьмого прибывал. Как понял я, пять сотен носильщиков были отправлены оттуда в город Тернаве*. Набравшись храбрости, те горожане из них сразили все три сотни. Но туркам тогда тоже агонии пришлось в ответ познать, тогда две сотни христиан совсем ни с чем вернулись.

Строки 481-490

Король дальше направиться решает и его войско, с лагеря снявшись, дальше идет. Позже к степи они пришли и пока все ту пересекали, ни людям, ни животным пить было нечего весь день и целую ночь, воды там не найти было нигде. И так продолжили они, к утру пришли к реке, на той стояла крепость Ташизар.*

Строки 491-500

На языке немецком звалась та Штайнпюрк*. В той крепости тоже скрывалось немало турок. Пред крепостью был ров и был еще и внешний двор. Глубокий ров тянулся вдоль всего у теса, а наполняла его та самая река. Больно высокой была сама же крепость, добротно строена и уходила в тот утес. Вытесаны были в камнях ступеньки и каждый, кому нужно было в крепость попасть, по тем ступеням должен был идти.

Строки 501-510

Тогда войска решают на крепость ту напасть. Сначала удалось им крепости двор внешний захватить и толпы турок, что были там, всех зарубить. Войскам там посчастливилось найти качества знатного одежды много, да столько, что венграм одним добро то и на лошадях и на себе тащить пришлось, да много так, что со двора той крепости уйти им совсем не просто было.

Строки 511-520

Король Владислав* глядел сначала на все это, затем, закрыв ворота крепости, он заявил, уже почти отчаявшись от вида жадности такой: «А ну-ка выбросить все это! Мы не за тем сюда пришли, Бога ради, чтобы такое наблюдать!». Он приказал тогда добро все и одежды в кучу одну свалить у башни, туда сухого дерева добавить – да и еще всего того, что хорошо горело – затем все там, у башни, и поджечь.

Строки 521-530

И турки те, что внутри были, с большей бы радостью тогда сдаваться предпочли. Уж больно тяжко было им в таком то жаре. Но когда бы только кто-нибудь из башни наружу показался, сотня стрел тогда в сторону его тут же летела. Крепость та пала, и турок всех им выдворить оттуда удалось. Так крепость та была всецело завоевана и сразу же разрушена. Два дня войска там оставались пока крепость сносили.

Строки 531-540

А позже они далее отправились. И шли так один день, пока не подошли они к другому городу. Там тоже была крепость, построена была та на горе высокой. И незатейливые пушки или другие орудия простые для осады, ничем из этого ту крепость так просто было не взять. И город тот и сама крепость окружены были все рвом, из камня вытесан, наполнен ров был дождевой водой. С такими ухищрениями город и крепость можно было успешно защищать.

Строки 541-550

На турецком она звалась Петрус, а на немецком Петерсбург*. Напротив крепости расположившись, войска короля Венгрии расставили и навели оружие, бечевкой заранее отмерив все. Когда осада крепости была в разгаре, прибыл им на подмогу Валахии правитель Дракул*. Он в помощь для осады лестницы привез, тогда приставили их люди лестницы те к крепости и начали взбираться вверх.

Строки 551-560

Когда же турки поняли что происходит, то поспешили сразу же туда, где были лестницы приставлены, и стали вниз их сбрасывать. Тогда с утеса на смерть разбилось человек тридцать. Муки и боль им испытать пришлось. В то время королю и его войску удалось в стене брешь проломить, еще двадцать пять человек убив. Но так они попали крепость.

Строки 561-570

У турок же был скрытый лаз в скале, который мог бы им всем тайно сквозь землю дать уйти. Но там, где лаз тот выходил, как раз расположился Дракул с войском, о лазе том сам он пока не знал. Никчемные же турки тоже и знать не знали, с кем им столкнуться предстоит. И многие решили тогда чрез лаз то тот сбежать, надеясь выйти тихо там, где Дракул сам стоял.

Строки 571-580

И сколько б турок тогда он не увидел, из лаза выползавших, всех он казнил, не медля ни секунды. Когда же остальные турки увидели что происходит, полезли те быстрей обратно в башню.

Тогда же к милости взывать женщины стали христианской веры, прося и умоляя их не трогать. Их веру христианскую войска должны признать, не убивать их и позволить жить им.

Строки 581-590

Король тогда сказал людям своим не стрелять, но крепость они все же захватили. Любого турка, что там находился, бросали с крепости в ров с водой, всего пятьдесят там было. И если хоть один из них всплывать вдруг начинал иль на поверхности воды виднелись пузыри, то в сторону того пускали почти стрел двадцать, еще пред тем, как он бы над водой поднялся.

Строки 591-600

Они разрушили крепость до основания, стерли с лица земли, бесчисленное турок множество там погубив. И далее пошли, день шествовав, те в ту же ночь прибыли к Михалич крепости. С неистовством великим они ту стали осаждать. Наутро они взяли крепость штурмом. Все турки, что ту защищали, снаружи были. Войска христианские смели их силы на своем пути, с огромными потерями, но только так им удалось ту крепость получить.

Строки 601-610

Тогда от моря они были в четырех милях. На следующий день в ту сторону направился король со своим войском. Быстро ему тогда отдали греки ключи от четырех крепостей. И он дальше пошел к крепости Варна*, не делая там ничего, лишь отдыхая.

Строки 611-620

Тогда ему и весть пришла, что на него с великой силой идет сам император. Отдал король людям своим команду к сражению готовиться и наготове свое оружие держать. Никто из них не должен был поле покинуть, будь он простой носильщик или кто другой и каждый должен был всю ночь с оружием не расставаться

Строки 621-630

И лошадей не распрягать. Отослал пять тысяч всадников на все дороги и пути и пристально за всем следил. Но ничего те не увидели, кроме костров там, где турки в бесчисленном количестве ту ночь проводили. А с самого утра, несясь галопом, прибыл Валахии великий воевода, с собой ведя еще всадников сотню. Имя ему было Дракул.

Строки 631-640

Еще с собой привез он вести, сказав, что Мурад турецкий император с лагеря снялся и уже близко был и что с тем турком было варваров сотни три еще. Тогда король, легат и тот Хуньяди, проехались через ряды армии своей, поддерживая воинов и тех убеждая, что не должны они

Строки 641-650

Веру в Христа терять и что готовиться должны те к битве. Все это скоро сделали. А если вдруг кто не исповедался, легат того благословляя, без исповеди грехи ему все отпускал. Грехи их многие война, поход крестовый иступлял.

Строки 651-660

Христианские войска плотнее встали, когда к ним турок вражеское войско все ближе подползало. То было накануне дня Мартина святого.

* Ты́рново

*Пишет Taschasseir, Taşhisar.

*Steinpürk («каменный замок»), калькированный перевод турецкого названия Taşhisar.

* Пишет Bladislau

*Petrez. В документе «Священные войны Мурада» крепость зовется Bedric, Бедрик. Бехайм понимает название, как Petrus (Петр), таким образом, немецкий вариант крепости Петра Petersburg.

*Пишет то Trakel, то Trakal, то Trakol, то Drakol

*Mualich, Mihaliç. Караджабей. Автор же пишет Mihelitsch.

*Пишет Warnan.

*10 ноября.

* О женщинах, когда те молили о пощаде, используется слово defile, что может иметь значение, как осквернение веры чистоты, марание веры (если их убьют с мусульманами, о чем позже писали, что те просили их не убивать и жизнь им сохранить), так и растление и развращение. Ввиду двусмысленности выбрала слово близкое по значению, но общего характера, потому пишу об оригинальном слове в заметке.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: