Формирование высших чувств сотрудников правоохранительной деятельности




Министерство образования и науки Российской Федерации

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Факультет гуманитарных и социальных наук

Кафедра общей психологии и психологии личности

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

По общей психологии

на тему

Высшие чувства в профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных органов

ОГУ 38.04.08. 3515.022 00

 

 

Руководитель

Кандидат психологических наук, доцент

Щербинина О.А

«___» ___________ 2018 г.

Студент группы 16ПСД(с)ПСПО

Маркина С.В.

«___» ___________ 2018 г.

 

Оренбург 2018

Содержание

Введение………………………………………………………………..……...3

Глава 1 Высшие чувства. Формирования высших чувств у сотрудников правоохранительных органов ……………………….…...........................................4

1.1 Высшие чувства. ………………………………………………………….4

1.2 Условия формирования высших чувств у сотрудников правоохранительных органов ……………………………………………………………………..7

Глава 2 Эмпирические исследования высших чувств сотрудников правоохранительной деятельности……………………………………………………....11

2.1 Эмпирические исследования В.В.Ермолаевапредставлений руководителей о нравственности подчиненных………………………………………….…11

2.2 Эмпирическое исследование А.А. Копыловаформирования ценностных ориентаций сотрудников ОВД …..………...………………………………...16

Заключение……………………………...……………………………...….....19

Список использованных источников…………...……………………..........21

 

 

Введение

Право­охранительные органы, как исполнительная власть, обязаны в рамках своей компетенции гарантировать правопорядок, должны выявлять правонарушения, характеризовать их, искать доказательства и так далее. Поэтому со­трудникам правоохранительных органов во время несения службы крайне важно руководствоваться высшими чувствами. В сфере человеческих эмоций они занимают важное место. Высшие чувства – это социально опосредованные эмоциональные переживания, свойственные лишь человеку. Они отражают отношения и переживания событий социальной действительности.

Высшие чувства относят к разным сферам жизни и их принято разделять на: нравственные, эстетические, интеллектуальные, праксические.

Этику, эстетику и интеллектуальность тесно связывают в структуру высших чувств человека. Они отражают друг друга и в сочетании являются основой для социальной оценки сущности личности человека. Преступное поведение, чаще всего, овладевает людьми с низкой степенью формирования высших чувств, или с их отсутствием, либо с их извращенной ориентацией.

Проблема проявления высших чувств в деятельности сотрудника правоохранительных органов очень актуальна в настоящий период. Она принимает особое значение в условиях строительства правового государства, и требует философского осознания с учетом изменений, которые начинают происходить в социально-экономическом пространстве и духовно-правовом поле страны. Центральное место в личной культуре сотрудника правоохранительных органов занимает нравственная культура. Это определено направленностью их деятельности, т.к. она относится к обеспечению прав и свобод граждан, к выполнению их обязанностей перед обществом и государством.

Объектом данной курсовой работы являются сотрудники правоохранительных органов. Предметом – высшие чувства, такие как долг, профессиональный долг, честь и совесть в деятельности сотрудников правоохранительных органов.

Целью курсовой работы является рассмотрение высших чувств в профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных органов. Задачи курсовой работы:

- рассмотреть понятие высших чувств и их особенности у сотрудников правоохранительной деятельности;

- рассмотреть условия формирования высших чувств у сотрудников правоохранительной деятельности

- рассмотреть обзор эмпирических исследований высших чувств у сотрудников правоохранительных органов.

Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемых источников.

 

Глава 1 Высшие чувства. Формирования высших чувств у сотрудников правоохранительных органов

Высшие чувства

Высшие чувства это эмоциональные процессы, выражающие целостное отношение человека к миру и окружающим его людям, отражающие его морально-нравственную позицию.[12]

Теоретической основой являются популярные труды таких авторов, как А.В.Морозов, В.Г.Крысько, А.И.Кравченко, Н.С.Ефимова, Т.Д.Марцинковская, Т.М.Маркотина, Т.Г.Стефаненко, А.А.Реан, Н.В.Бордовская, С.И.Розум и другие.

В настоящий период времени из существующих классификаций в отдельную группу выделяют высшие чувства, которые отражают эмоциональное отношение человека к происходящему в социальной действительности. Так, как было отмечено ранее, высшие чувства относят к разным сферам жизни и их принято разделять на:

- нравственные;

- эстетические;

- интеллектуальные;

- праксические.

Моральными чувствами принято считать такие чувства как долг, честь, совесть. Они демонстрируют отношение человека к своим обязанностям, взятым на себя по отношению к другим людям или к обществу. Если эти требования не соблюдаются, то человек испытывает чувство вины, стыда и угрызения совести. [11]

Долг является одной из важнейших категорий этики и главной в профессиональной этике сотрудников правоохранительной деятельности. Долг выступает общественной необходимостью, выраженной в нравственных требованиях к личности. Исполняя данные требования, личность понимает их и реализует в своей деятельности. Область морали не безосновательно называют сферой должного. Побудительный момент в долге играет самую важную роль. Он выражает саму идею и наделяет ее побудительным характером: зовет, требует делать и заставляет исполнять в жизни. Человек долга должен знать его сущность и требования, и применять на практике эти требования.

Чаще всего категорию долга связанна с военной сферой или с деятельностью правоохранительных органов. Именно в этих областях долг выступает как некая сила, которая движет людьми.

Служебный долг, как часть общественного долга, нравственен в субъективном и объективном выражении. Моральной ценностью объективного содержания является то, что он выполняет самую высокую и справедливую задачу, такую как: защита прав и свобод граждан, обеспечение безопасности всей страны, сохранение правопорядка. Но нужно заметить, что потенциал служебного долга проявляется только в том случае, когда он идет в дополнении с субъективно нравственным отношением к нему. В этом случае человек воспринимает и осознает общественные обязанности как личные, понимает глубину потребности в справедливости и убежден в правом деле, которому служит.

Долг является высокой и почетной обязанностью сотрудника правоохранительных органов, которая вытекает из объективной необходимости защищать личность, общество и государство.

Очень часто нравственные чувства выступают как побудительная сила во многих героических делах и благородных поступках.

Проявляя свое отношение к чему-то прекрасному или к ужасному, к явлениям, происходящему в окружающем мире, а так же в предметах, в природе, либо в сферах искусства человек демонстрирует эстетические чувства.

Человек воспринимает действительность не только на основе моральных норм, но и на принципах прекрасного. Так возникают и проявляются его эстетические чувства, приобретенные им в ходе развития общества.

Эстетические чувства очень многообразны, психологически сложны, многогранны и глубоко воздействуют на личность.

Предмет эстетических чувств - природа, общественная жизнь человека, любые проявления. Произведения художественной литературы, музыкальные, драматические, изобразительные и другие виды искусств заставляют человека переживать глубокие чувства. Так как в этих переживаниях тесно переплетены различные виды чувств. Когда человек переживает чувства прекрасного или безобразного, происходит своеобразная настройка организма на восприятие эстетических предметов. Так, эстетические чувства, оказывая влияние на психику, заставляют весь организм активизироваться. Это проявляется воздействие восприятия произведений искусств.

Эстетические чувства нельзя описать какой-то единственной проявившейся эмоцией. Эти переживания сложны и своеобразны. Они специфичны, неповторимы как по направленности, так и по интенсивности и эмоциональной значимости.

Несмотря на то, что эстетические чувства очень специфичны и отличаются от нравственных, но все же тесно связаны между собой. Они оказывают влияние при формировании и воспитании нравственных чувств. Они делают человека духовно богаче, вдохновляют его, сдерживают от противоправных поступков. Значит, эстетические чувства выступают немаловажным фактором в формировании морального облика сотрудника правоохранительных органов.

Один из исследователей В.С.Мовчан [2],вводит такое понятие как «нравственно - эстетическое в природе героического. Автор видит её в том, что добровольное и «добросовестное исполнение нравственного долга, заключенное в героическом поступке, переживается и расценивается самим героем, общественным мнением в тесной связи с эстетическими моментами эмоционального подъема, чувством о радости и восторга от сознания победы»[6].

Эстетическое воспитание развивает вкус, умение замечать прекрасное и безобразное; оно важно еще и потому, что связано со многими сторонами воспитания: нравственным воспитанием, которое развивает в человеке чувство любви, гордости; с трудовым воспитанием, которое помогает человеку с уважением относиться к труду людей, видеть красоту сделанного.

Интеллектуальные (познавательные) чувства – это переживания, появляющиеся в ходе познавательной деятельности человека.

Открывая новые факты и явления, рассуждая о смысле тех или других положений, находя новые способы решения проблем, человек испытывает палитру переживаний: удивляется, недоумевает, проявляет любопытство и любознательность, строит догадки, испытывает радостные чувства и гордость за новые открытия, сомневается в принятом решении и так далее. Это многообразие чувств выступает в сложном виде и зависит от масштабности проблемы.

Интеллектуальные чувства связаны с познавательной деятельностью людей, с удовлетворением любознательности, познавательных интересов, с поисками истины, с решением мыслительной задачи.

Интелектуально-мировоззренчиское, которое предполагает зарождения у сотрудников позитивной концепции, научного мировоззрения, как структура взглядов на мир, на взаимоотношение людей и окружающей действительности, места и роли служащего в сфере правоохранительной деятельности, а также создание условий для развития обусловленных этими взглядами убеждений, оценок, принципов.

Интеллектуальность офицера: сражаться, прежде всего, не силой, а умом; добиваться побед «малой кровью».

Праксические чувства — это эмоциональное переживания человеком своего отношения к деятельности. Человек отзывается на любую деятельность, будь это труд, учебу или спорт. Это проявляется в увлеченности, в удовлетворенности деятельностью, в творческом подходе, в радости от успехов или в неудовольствии, в безразличном отношении к ней. Праксические чувства возникают в деятельности. Яркое представление о содержании и форме деятельности, ее процесс и результат, общественная ценность — главные предпосылки возникновения и развития праксических чувств.

Праксические чувства развиваются или угасают в зависимости от организации и условий деятельности. Они особенно успешно развиваются и становятся стойкими тогда, когда деятельность импонирует интересам, склонностям и способностям человека, когда в деятельности проявляются элементы творчества, развиваются перспективы ее развития.

Праксические чувства становятся более богатыми, если объединяются с моральными. Работа как дело чести, гуманистическое отношение к деятельности делают практическое чувство важным фактором борьбы за высокую продуктивность и качество работы.

Переживания, возникающие в процессе деятельности, имеющие свои характерные особенности, эмоционально видоизменяются от того, что они переосмысливаются в связи с осознанием роли данной деятельности для общества, с осознанием своего участия в этой деятельности.

Зрелый человек воспринимает свою деятельность как дело своей совести. Поэтому в переживание праксических чувств входит нечто новое - нравственное начало, которое видоизменяет и обогащает эти чувства.

Воспитание всех высших чувств – важная основа полноценного развития сотрудника правоохранительных органов.

 

Формирование высших чувств сотрудников правоохранительной деятельности

Высшие чувства сотрудников правоохранительных органов проявляются в весьма специфических условиях. Поэтому профессиональная мораль основывается на общей морали, но ее составные части носят специфический профессиональный характер.

Проблема высших чувств в работе сотрудников правоохранительных органов весьма актуальна, имеет большое теоретическое и практическое значение. Отечественные исследователи всегда уделяли ей внимание. Большинство вопросов по данной теме освещено в трудах В.Г,Дубова, А.С.Кобликова, И.А.Кушнаренко, Л.В.Мальцевой.

Большой вклад в понимание нравственных основ деятельности служащих правоохранительной деятельности привнесли исследования И.В.Большаковой, А.А.Гусейнова, Ю.К.Саранчина, В.А.Кислухин и другие.

Итак, формирование высших чувств сотрудников органов внутренних дел имеют три части: нравственная деятельность сотрудников; нравственные отношения сотрудников органов внутренних дел; профессионально - нравственное сознание.

Две первые части представляют объективную сторону профессиональной морали, а последняя часть имеет субъективную сторону.

Безусловно, большое значение имеет и контингент лиц, с которыми приходится иметь дело сотрудникам. Это и опасные правонарушители, и честные граждане, подвергшиеся действиям преступников, люди, оказавшиеся в беде. Вследствие чего и подход к этим людям должен быть различный. Все же, сотрудник должен уважать честь и достоинство всех граждан в любом случае, проявлять твердость и выдержку даже весьма сложных ситуациях, обращаться с потерпевшими с чуткостью и вниманием. В этом случае важно избежать двух крайностей: с одной стороны- либерализма и благодушия, а с другой - подозрительности, недоверчивости, придирчивости, потому что на граждан оказывает глубокое воздействие этика процесса применения права. Очень важно избежать крайностей, снисхождения, великодушия и недоверия, подозрительности. Иначе создаются ситуации подрывающие авторитет сотрудников правоохранительных органов.

Главный критерий нравственных средств, которые используют в профессиональной деятельности сотрудники органов внутренних дел, оказывается их законность. При использовании сотрудником не законных средств, таких как физический и психологический нажим, угрозы, пытки, шантаж и так далее, то он сам становиться преступником, и его действия утрачивают свой нравственный характер. Нарушение закона является нарушением моральных норм и принципов. Нельзя нарушать закон, не преступая нормы морали.

Однако, некоторые области профессиональной деятельности, например, оперативно-розыскная деятельность, имеет свои средства раскрытия преступления. В ней используют такие средства как конспирация, скрытое наблюдение, вербовка, внедрение в преступную среду и так далее. Использование таких специфических средств способствует предотвращению свершения новых тяжких преступлений, помогают защитить общество. И хотя они не соответствуют нормам морали, но все же имеют нравственный характер и необходимы для выполнения служебных задач.

Отсюда следует, что профессиональная деятельность сотрудников правоохранительных органов имеет нравственные цели и применяет для их осуществления только законные средства.

Другая часть морали сотрудников правоохранительных органов это складывающиеся в ходе выполнения своих служебных обязанностей нравственные отношения. Можно выделить три группы отношений: нравственные отношения сотрудников к своей деятельности (объекту деятельности, целям, средствам, методам, формам и результатам); нравственные отношения между самими сотрудниками как субъектами этой деятельности; нравственные отношения сотрудников к гражданам в быту и внеслужебное время.

Первая группа включает: взаимоотношения сотрудников и правонарушителями; взаимоотношения сотрудников и лицами, которые склонны к правонарушениям; взаимоотношения сотрудников и лиц, пострадавших от действий правонарушителей.

Характер и содержание этих отношений совершенно разный и в каждом случае сотруднику предъявляются особые моральные нормы.

Огромную моральную ответственность несет сотрудник при общении с правонарушителем. Реагировать на грубость и провокационные действия правонарушителя необходимо корректно, проявлять выдержку и самообладание, принимать обдуманные решения.

Выполняя служебные обязанности, сотрудники правоохранительных органов вступают в сложные отношения с лицами, которые склонны к совершению преступлений, ранее нарушали закон, а так же вступают в отношения с членами их семей. В данных случаях сотрудникам необходимо оставаться вежливыми, вести себя корректно и внимательно.

Следующая группа нравственных отношений складывается во взаимоотношениях сотрудников внутри коллектива. Их можно представить как: - взаимоотношения начальника и подчиненного, старшего по званию с младшим; - взаимоотношения сотрудников, с одинаковым служебным положением или равных по званию и должности.

В первом случае отношения регламентируются не только нормами морали и права, но и уставом, ведомственными приказами. Руководство не должно допускать грубости в отношении своих подчинённых. Принцип построения общения руководителя со своими подчиненными накладывает свой след в создании нравственного климата всего коллектива, и отражается на взаимоотношении членов коллектива. Соблюдать правила и нормы служебной деятельности требуется для всех, а именно доброжелательность в отношениях, следование служебной дисциплине, добросовестное выполнение служебных обязанностей.

Так же официальный характер носят отношения между старшим и младшим по званию. Они регулируются уставом, приказами и обязательно должны исполняться. К ним относится такие требования как строгое соблюдение дисциплины, проявление взаимоуважения и уважение старшего по званию, должности, возрасту, а так же исполнительность и пунктуальность.

Взаимоотношения внутри коллектива с коллегами, занимающими равные звания и должности, так же определяются уставом, но все же в этих отношениях больше отражаются общие нравственные нормы.

Нравственные отношения сотрудников правоохранительных органов с гражданами в неслужебных сферах жизни очень обширны. В них нормы морали проявляются в большей степени.

Взаимосвязь всех рассмотренных нами групп однозначно существует, но определяющими все же будут отношения первой группы. Объективная сторона профессиональной морали представлена системой нравственных отношений, сложившаяся в служебной деятельности всего коллектива правоохранительных органов.

Профессионально-нравственное сознание представляет субъективную сторону морали. Она отражает процесс и результат, который появляется, формируется и вырабатывается вместе с развитием профессиональной деятельности.

Моральное сознание состоит из познания, знания, волевого побуждения и определяющего воздействия на морально-нравственную деятельность и нравственные отношения сотрудников правоохранительных органов. Сюда же можно включит и моральное самосознание, и моральную самооценку, которые порождают проявление высших чувств стыда, совести, раскаяния или же удовлетворённость, гордость, правоту и прочие.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: