3.1 Порядок ведения лицевых счетов, отражение в них операций, нумерация и регистрация. Основные документы учёта.
Организация аналитического учета в Банке производится в соответствии с требованиями действующих нормативных актов по организации бухгалтерского учета в банках Республики Беларусь, а также в соответсвии с принятой в банке учетной политикой (ПРИЛОЖЕНИЕ Д).
Формами аналитического учета в Банке являются лицевые счета, инвентарные карточки, журналы учета основных средств, товарно-материальных ценностей, книга учета денежной наличности и других ценностей в национальной валюте, находящихся в кладовой, книга учета иностранной валюты, платежных документов и других ценностей в иностранной валюте, находящихся в кладовой, книга учета остатков бланков строгой отчетности, ежедневная ведомость открытых и закрытых счетов, годовая ведомость открытых и закрытых счетов, ежедневная ведомость для выверки документов банка, ежедневная расшифровка сумм до выяснения 6302, зачисленных на данный счет программным путем и другие документы.
Сборные лицевые счета подлежат ежедневному анализу ответственными исполнителями, ведущими данные счета, и зачислению средств по назначению.
Обязательными реквизитами лицевых счетов и выписок из них являются:
· номер лицевого счета;
· дата совершения последней операции;
· дата совершения текущей операции;
· номер документа;
· номер счета-корреспондента;
· номер банка-корреспондента;
· код вида операции;
· код валюты;
· сумма операции;
· итоги оборотов по дебету и кредиту;
· сумма входящего остатка;
· сумма исходящего остатка.
· Выписки из лицевых счетов распечатываются Управлением автоматизации и технического обслуживания (на филиалах - соответствующим структурным подразделением) на бумажный носитель в одном экземпляре. дублирование базы данных лицевых счетов производится на машинных носителях информации.
|
· База данных лицевых счетов хранится на машинных носителях информации вместе с базой операционного дня банка.
· По состоянию на 1 января банк выдает клиентам выписки по всем действующим лицевым счетам. По данным этих выписок клиенты должны представить банку в письменной форме подтверждения остатков лицевых счетов на начало нового года.
· Управление автоматизации и технического обслуживания в первый рабочий день нового года распечатывает выписки из лицевых счетов клиентов и форму подтверждения остатков по счетам клиентов и отдает в Управление бухгалтерского учета для дальнейшей их передачи в соответствующие структурные подразделения Банка.
· Данные подтверждения вместе со справками соответствующих структурных подразделений с указанием клиентов, не подтвердивших остатки по лицевым счетам по состоянию на 1 января, в срок до 1 марта начальниками подразделений в Управление бухгалтерского учета (в филиале в соответствующее структурное подразделение) на хранение и дальнейшую передачу в архив Банка.
· Ответственные исполнители несут персональную ответственность за надлежащую проверку лицевых счетов и своевременность выдачи выписок из лицевых счетов клиентам.
· В случае утери клиентом выписки из лицевого счета ее дубликат выдается клиенту с письменного разрешения руководителя Банка по заявлению клиента с указанием причины утраты выписки.
|
· Выданные дубликаты регистрируются Управлением по обслуживанию клиентуры (в филиале соответствующим структурным подразделением) в книге дубликатов выписок.
· Поступающие в Банк от банков-корреспондентов выписки из корреспондентских счетов и платежные сообщения к ним, являющиеся основанием для составления расчетно-кассовых документов, помещаются в отдельные папки в разрезе банков - корреспондентов и дат.
· Аналитический учет основных средств, нематериальных активов, товарно-материальных ценностей ведется в инвентарных карточках, а также в журналах их учета.
· Учет драгоценных металлов (камней), содержащихся в основных средствах, ведется параллельно в инвентарных карточках их учета на машинных носителях информации.
· По товарно-материальным ценностям аналитический учет ведется в карточках учета в разрезе групп материалов по видам, сортам.
· Аналитический учет по денежным средствам и другим ценностям, хранящимся в кладовой ценностей, ведется в книге учета денежной наличности и других ценностей в национальной валюте, находящихся в кладовой, книге учета иностранной валюты, платежных документов и других ценностей в иностранной валюте, находящихся в кладовой, книга учета остатков бланков строгой отчетности, записи в которых ежедневно сверяются с данными баланса.
· Сверка данных аналитического учета денежной наличности с данными ежедневного баланса осуществляется главным бухгалтером или его заместителем.
· Аналитический учет операций в иностранной валюте ведется в иностранной валюте по номиналу и в рублевом эквиваленте по курсу Национального банка Республики Беларусь, действующему на дату совершения операции.
|
· Порядок нумерации счетов аналитического учета производится в соответствии с утвержденными Национальным банком Методическими указаниями по нумерации счетов аналитического учета (с изменениями и дополнениями) от 15 мая 1995 г. №536.
· Номер счета клиента состоит из 13 знаков и имеет следующую структуру:
· АААА ВВВВВ ССС Д, где:
· АААА — балансовый счет (4 знака), регламентируется утвержденными Национальным банком «Правилами ведения бухгалтерского учета в банках, расположенных на территории Республики Беларусь» от 22.11.2000 г. №29.4г (с учетом изменений и дополнений). Например 1 3012, 2120, и т.д.;
· ВВВВВ — (5 знаков), номер клиента в банке (филиале, РКЦ), присваивается номер по порядку очередности. данный номер клиента может присваиваться другому клиенту, по истечении двух лет после закрытия счета предыдущему клиенту
· Номер клиента в банке (ВВВВВ), присвоенный при открытии текущего счета клиента, сохраняется и при открытии клиенту всех других счетов.
· ССС - (3 знака), номер лицевого счета клиента определяется в следующем порядке
· 001 - номер лицевого счета открытый к балансовому счету 301 - текущий (расчетный) счет клиента.
· Текущие счета в разных видах валюты, в том числе в белорусских рублях, идентичны.
· Например, 3012 00022 001 6 (BYR)
· 3012 00022 001 6 (RUR)
· 3012 00022 001 6(USD)
· 002 — номер лицевого счета открытый к балансовому счету 301 (субсчет), где 2 — признак субсчета в лицевом счете клиента.
· Субсчета в разных видах валюты, в том числе в белорусских рублях идентичны. Например: 3012006420025 (ВУR)
· 3012006420025 (USD)
· При открытии субсчетов в одной валюте клиенту, имеющему в своем подчинении несколько подведомственных организаций, правила открытия субсчета каждому из них, могут отличаться от общеустановленных.
· Например, 3012005260039 - Белстрой 000— субсчет Проект,
· 3012005260042— Белстрой 000 — субсчет Типография.
· для определения принадлежности счета к субсчету необходимо в наименовании указывать слово «Субсчет». 000 - номер лицевого счета открытый к балансовому счету 301 - временный счет клиента.
· При открытии других счетов клиентам (2150, 3412 и т.д.) лицевой счет присваивается в разрезе балансовых счетов, в порядке очередности открытия балансового счета принадлежащего одному клиенту.
· Например, 2120 00022 001 5, 2120 00022 002 6;
· 3412 00022 001 7, 3412 00022 002 8.
· При открытии клиентам специальных счетов в иностранной валюте следует использовать условное цифровое обозначение в лицевом счете, свидетельствующее о принадлежности счета к следующим группам счетов:
· - в спецвалютном счете для хранения купленной на внутреннем валютном рынке иностранной валюты номер лицевого счета присваивается —201.
· Например, 3012 00022 201 4.
· - в транзитном счете для распределения поступающей иностранной валюты номер лицевого счета присваивается — 301.
· Например, 3012 00022 301 3.
· -в счете для аккумулирования средств в иностранной валюте номер лицевого счета присваивается — 401.
· Например, 3012 00022 401 4.
· Д - (1 знак), контрольный ключ. Контрольный ключ рассчитывается исходя из номера Банка, балансового счета и номера лицевого счета клиента.
· Например, структура счета клиента №3012 00022 001 6 следующая:
· 3012 - балансовый счет;
· 00022 — номер счета клиента в банке;
· 001 — номер лицевого счета клиента в банке;
· 6 - контрольный ключ.
· филиалы могут самостоятельно определять и утверждать порядок нумерации счетов клиентов. Данный порядок согласовывается с Главным бухгалтером (заместителем главного бухгалтера) Банка.
· Счета регистрируются в книге регистрации открытых лицевых счетов, которая должна содержать следующие реквизиты: дату открытия счёта; наименование счёта; номер лицевого счёта; дату закрытия счёта; поле для примечаний. По усмотрению банка в книге регистрации открытых лицевых счетов могут быть предусмотрены другие необходимые банку реквизиты. Книга должна быть пронумерована, прошнурована, скреплена подписями руководителя и главного бухгалтера банка или подписями лиц, ими уполномоченных, а также оттиском печати банка. Книгу регистрации открытых лицевых счетов можно вести на машинном носителе информации.
· В случае закрытия счёта в книге регистрации открытых лицевых счетов проставляется дата закрытия. Номера закрытых счетов могут присваиваться новым клиентам по истечении двух лет после даты их закрытия. По действующим счетам утратившие силу документы по открытию счетов остаются в деле, перечеркиваются крестообразно, на них делается отметка о замене новыми документами. При замене карточек с образцами подписей и оттиска печати последний экземпляр, удостоверенный нотариально или вышестоящим органом, помещается в дело по открытию счёта (остальные экземпляры уничтожаются). В случае закрытия счёта клиента дело по оформлению открытия счёта перечеркивается крестообразно и делается отметка: «Счёт закрыт» с указанием даты закрытия счёта. При этом данной отметкой помечаются все листы документов, имеющихся в деле по оформлению открытия счёта клиента.
3.2 Порядок открытия текущих и других счетов. Основные документы учета.
В ЗАО «Минский Транзитный Банк» открываются следующие счета:
1.Текущий (расчетный) счет в белорусских рублях и в долларах США;
2.Специальный счет для хранения купленной на внутреннем валютном рынке иностранной валюты в российских рублях;
3.Специальный счет для аккумулирования валютных средств в евро;
4.Депозитный счет в белорусских рублях (долларах США);
5.Временный счет в белорусских рублях;
6.Субсчет в белорусских рублях (евро);
7.Благотворительный счет в белорусских рублях (долларах США).
Об открытии счета банк в течение одного банковского дня обязан направить сообщение в инспекцию Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, которая выдала дубликат извещения о присвоении УНН.
При открытии текущего счета в иностранных валютах на каждый вид иностранной валюты открывается отдельный лицевой счет. Открытие (сохранение) нескольких текущих счетов в иностранных валютах в различных учреждениях банков допускается с разрешения Национального банка Республики Беларусь. Примерный договор текущего счета в белорусских рублях находится в ПРИЛОЖЕНИИ Е.
При проведении расчетов с использованием электронных расчетных документов представляется карточка открытого ключа проверки подписи, удостоверенная подписью (подписями) и печатью владельца (владельцев) личного ключа подписи.
Специальный счет для хранения купленной на внутреннем валютном рынке иностранной валюты открывается только в том банке, где открыт текущий счет данного клиента в иностранных валютах, при отсутствии текущего счета в иностранных валютах - в том банке, где открыт текущий счет в белорусских рублях, в иных случаях - с разрешения Национального банка Республике Беларусь.
Вкладной (депозитный) счет открывается на основании договора банковского вклада (депозита).
Временный счет может быть открыт:
строящемуся предприятию (пусковой комплекс, очередь, этап и т.п.) на срок до полного пуска предприятия в эксплуатацию;
для аккумуляции денежных средств, предназначенных в случаях, предусмотренных законодательством, для формирования уставного фонда учредителям (участникам) вновь создаваемых предприятий;
для зачисления и дальнейшего перевода денежных средств для пополнения уставного фонда предприятия до размеров, установленных законодательством;
иностранному инвестору при создании предприятия для формирования уставного фонда;
для зачисления и перевода денежных средств в разовом порядке в случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь.
После сформирования уставного фонда и государственной регистрации предприятия в общем порядке открывается текущий счет, а временный счет на основании заявления клиента закрывается. Временный счет может не закрываться после государственной регистрации предприятия в течение срока, установленного законодательством Республики Беларусь и (или) учредительными документами данного предприятия, для увеличения уставного фонда до установленного законодательством Республики Беларусь размера.
Учредителям (участникам) созданного предприятия временный счет открывается для аккумулирования денежных средств, необходимых для увеличения уставного фонда до размеров, установленных законодательством Республики Беларусь, при представлении в банк, в котором открыт текущий счет данного предприятия тех же документов. Временный счет может не открываться, если у учредителей (участников) созданного предприятия имеется необходимая для пополнения сумма, которая вносится непосредственно на текущий счет предприятия.
Обособленному подразделению предприятия, не выделенному на отдельный баланс и расположенному вне места нахождения предприятия, по усмотрению банка и ходатайству предприятия, при наличии разрешения банка, в котором открыт текущий счет предприятия, может открываться субсчет в белорусских рублях и в иностранной валюте для аккумуляции выручки от реализации товаров, оказания услуг, выполнения работ.
Благотворительный счет открывается в банке предприятию, предпринимателю для сбора, хранения и использования денежных средств, поступающих в виде безвозмездной помощи или пожертвований с целью проведения благотворительных акций, для лечения граждан, строительства объектов различного назначения, ремонта, реконструкции зданий, представляющих историческую или культурную ценность, проведения экологических мероприятий и иных социально значимых мероприятий. Счет может открываться как в белорусских рублях, так и в иностранных валютах.
В ЗАО «МТБанк» действует специальная система обслуживания «Клиент-банк», которая предоставляет дополнительные услуги и меры безопасности в обслуживании клиентов.
Преимущества системы «Клиент -Банк»:
• более двух десятков видов исходящих документов,
• курсы валют НБ РБ "сегодня на завтра",
• привычный и удобный Windows-интерфейс,
• возможность управлять счетом из другого региона;
• обмен документами (в виде текстовых файлов) с популярными бухгалтерскими программами (1С, Галактика и т.д.),
• возможность передавать практически любую информацию, касающуюся различных сторон взаимодействия банка и клиента;,
• оперативная информация об итогах торгов на бирже,
• обмен данными с банком через интернет либо по обычному модему,
• круглосуточный без выходных обмен документами с банком,
• сертифицированная криптография,
• квалифицированная группа технической поддержки.
Ведение и сопровождение указанных выше счетов осуществляется с использованием следующих понятий.
Операционный день – деятельность банка в течение рабочего дня, которая связана с приемом, оформлением, контролем первичных учетных документов клиентов и банка, отражением их в бухгалтерском учете, завершением обработки информации и формированием ежедневного баланса.
Банковский день – часть операционного дня банка, в течение которого происходит обслуживание клиентов и структурных подразделений банка (прием (оформление), контроль первичных учетных документов клиентов банка, отражение их в бухгалтерском учете). Время начала и окончания банковского дня устанавливается приказом (распоряжением) руководителя банка с учетом режима работы платежных систем и доводится до сведения клиентов.
Организация рабочего дня ответственных исполнителей в Банке должна обеспечивать своевременное оформление поступающих расчетно-кассовых документов и отражение их в бухгалтерском учете по балансовым и внебалансовым счетам с составлением ежедневного баланса.
Операционный день в банке, филиале, расчетно-кассовом центре состоит из времени по работе с клиентами и структурными подразделениями банка, т.е. времени, в течение которого осуществляется прием (оформление), контроль, отражение в учете принятых от клиентов, структурных подразделений банка расчетно-кассовых документов и времени на завершение обработки информации с формированием ежедневного баланса, который должен быть получен не позднее начала следующего операционного дня. Время начала и завершения операционного дня устанавливается на основании приказа (распоряжения) руководителя Банка, филиала, в пределах календарного дня, кроме государственных праздников и праздничных дней, объявленных нерабочими. В ЗАО «МТБанк» банковский день установлен с 8.30 -17.30, а операционные день банка - 9.00-16.30.
Все операции по расчетно-кассовым документам, поступившим в течение банковского дня, отражаются в бухгалтерском учете в тот же операционный день, документы, поступившие в банк по истечении банковского дня, отражаются в бухгалтерском учете не позднее следующего операционного дня; операции, осуществленные в выходные дни, объявленные банком или установленные законодательством рабочими днями, отражаются в бухгалтерском учете в порядке, определенном для рабочих дней. Оплата всех документов с текущих (расчетных) счетов производится за счет средств на этих счетах на начало операционного дня (за исключением овердрафтного кредитования) с соблюдением действующей очередности платежей.
Счета регистрируются в книге регистрации открытых лицевых счетов, которая должна содержать следующие реквизиты: дату открытия счета, наименование счета, номер лицевого счета, дату закрытия счета, поле для примечаний. Книга регистрации открытых лицевых счетов ведется на машинном носителе информации. Также предприятию могут быть открыты счета по учету кредиторской задолженности, которые также оформляются соответствующими договорами. При этом клиент оформляет заявку на кредит (приложение Ж) и предоставляет пакет необходимых документов (приложение З).
Платежи клиента осуществляются в пределах остатка денежных средств на счете на начало банковского дня или в пределах лимита овердрафта. Кроме непосредственной передачи платежных инструкций в банк клиент при наличии соответствующим образом оборудованного рабочего места может передавать их в виде электронного документа при помощи описанной выше системы “Клиент-банк”.
3.3 Учёт операций при осуществлении безналичных расчетов, учет межбанковских расчетов, учет операций при расчетах наличными деньгами.
Межбанковские расчеты – это расчеты по выполнению требований и обязательств, возникающих между банками как по инициативе клиентов, так и по собственной инициативе. Межбанковские расчеты предполагают установление между банками корреспондентских отношений путем заключения корреспондентского соглашения.
На основании заключенных договоров банки открывают друг другу корреспондентские счета. По корсчету отражаются следующие операции: операции, связанные с обслуживанием клиентов банка, операции по межбанковским кредитам, депозитам, по подкреплению оборотной кассы, по покупке-продаже ценных бумаг, собственные хозяйственные операции банка: поступление средств в виде процентов за кредиты; выплата процентов по привлеченным депозитам; расчеты банка за приобретенные товарно-материальные ценности; и другие.
Сотрудничество с ЗАО “МТБанк” позволяет банку получать качественное, быстрое, квалифицированное обслуживание корреспондентских счетов с минимальными издержками, а также развивать взаимовыгодное сотрудничество на межбанковском рынке, используя следующие основные преимущества в обслуживании корреспондентских счетов:
· бесплатное открытие корреспондентского счета в течение одного банковского дня с момента предоставления всех необходимых по законодательству Республики Беларусь документов;
· бесплатное расчетное обслуживание при осуществлении платежей в белорусских рублях в течение операционного дня Банка;
· осуществление срочных платежей в белорусских рублях в течение 20 минут с момента получения распоряжения от банка-корреспондента;
· получение кредитовых авизо в течение операционного дня Банка (по мере поступления соответствующей информации к нему), что позволяет банкам-корреспондентам получать необходимую информацию о зачислении средств до получения выписки по корреспондентскому счету;
· возможность использования средств, поступающих на корреспондентский счет в течение операционного дня Банка;
· получение выписки по счету в автоматическом режиме после закрытия банковского дня;
· при желании клиента - автоматизация учета комиссий по проведенным платежам по выпискам (дополнительный текст к строке и референс) или с использованием дебетового авизо (МТ900);
· возможность автоматизации учета поступающих сумм по выпискам и по кредитовым авизо, т. к. выписки однозначно идентифицируют кредитовые авизо по референсу; выписка также отражает референсы платежных поручений банка - корреспондента;
· возможность получения промежуточных выписок формата МТ942 внутри дня по заданному банком-корреспондентом времени или по запросу;
· возможность обработать выписки нашего банка в первую очередь, т. к. они передаются банку-корреспонденту в стандартном режиме начиная с 21:00 минского времени.
· ежемесячное начисление процентов на ежедневный остаток по корреспондентскому счету в белорусских рублях и иностранной валюте;
· размещение свободных средств банка-корреспондента по рыночным ставкам в “овернайт” через МБК или путем бронирования средств на корреспондентском счете;
· бесплатное зачисление средств, поступающих на счета банков-корреспондентов; оперативное и квалифицированное проведение расследований по платежам по запросам банков-корреспондентов;
· выполнение платежных инструкций банка-корреспондента на списание средств со счета в белорусских рублях (внешние платежи) до 16:30 по минскому времени; выполнение платежных инструкций банка-корреспондента на списание средств со счета в долларах США и в Евро (внешние платежи) до 16:30 по минскому времени. Отдельные платежи в данных валютах по результатам анализа могут быть выполнены в течение всего операционного дня Банка;
· выполнение платежных инструкций банка-корреспондента на списание средств со счета в белорусских рублях и иностранных валютах для зачисления их на счета клиентов (банков-корреспондентов) Банка (внутренние платежи) до 17:00 по минскому времени;
· обслуживание счета банка-корреспондента по конкурентоспособным тарифам.
Для организации необходимого качества и скорости межбансковского взаимодействия используются следующие средства связи: SWIFT, телекс, e-mail;
Для приема и выдачи денежной наличности клиентам в течение банковского дня в ЗАО «МТБанк» созданы приходно-расходные кассы.
Прием денежной наличности от клиентов в кассу банка производится по следующим документам: объявление на взнос наличными, извещение, приходный кассовый ордер (ПРИЛОЖЕНИЕ Ж). Если вносится иностранная валюта, то оформляется заявление на взнос наличной иностранной валюты.
Принятую в течение банковского дня денежную наличность кассир формирует и упаковывает в соответствии с установленными требованиями и сдает ее вместе с отчетной справкой и приходными кассовыми документами заведующему операционной кассой. В случае расхождения между фактическим наличием ценностей и данными отчетных документов кассир сообщает об этом руководителю кассового подразделения. Заведующий операционной кассой сверяет сумму принятой денежной наличности с отчетной справкой и приходными кассовыми документами и подписывает отчетную справку.
Выдача денежной наличности из кассы банка осуществляется по следующим документам: чеки из денежных чековых книжек, расходный кассовый ордер (ПРИЛОЖЕНИЕ И).
Денежные чеки и другие документы на получение денежной наличности клиенты банка предъявляют ответственным исполнителям, которые после соответствующей их проверки выдают лицу, получающему денежную наличность, контрольную марку от денежного чека или отрывной талон от расходного кассового ордера для предъявления в кассу. Выдача банкнот производится полными и неполными пачками, отдельными корешками и листами.
В конце банковского дня кассир сверяет сумму денежной наличности, принятой под отчет, с суммой расходных кассовых документов и остатком денежной наличности, после чего составляет отчетную справку, подписывает ее и приведенные в ней кассовые обороты сверяет с записями в кассовых журналах ответственных исполнителей. Сверка оформляется подписями кассира в кассовых журналах и ответственных исполнителей на справке кассира. В случае расхождения между фактическим наличием ценностей и данными отчетных документов кассир сообщает об этом руководителю кассового подразделения. При подтверждении излишка или недостачи составляется акт произвольной формы, а кассир представляет объяснительную записку руководителю кассового подразделения, которая в последующем рассматривается руководителем банка (заместителем руководителя).
Остаток денежной наличности кассир вместе с расходными кассовыми документами за день и отчетной справкой сдает под расписку в книге учета принятых и выданных ценностей заведующему операционной кассой, который, проверив отчетную справку, подписывает ее и направляет в кассовые документы дня.
Ревизия ценностей операционной кассы, находящихся в кладовой и кассах ЗАО «Минский транзитный банк», и проверка порядка их хранения производятся: ежегодно по состоянию на 1 января нового года; не реже одного раза в квартал (внезапная ревизия); при смене руководителя банка, главного бухгалтера и лиц, ответственных за сохранность ценностей; при временной смене лиц, ответственных за сохранность ценностей; в других случаях — по распоряжениям руководите головного учреждении банка.
Учет кассовых операций осуществляется в первом классе плана счетов на активных балансовых счетах группы 10 «Денежные средства»:
1010 «Денежные средства в кассе»;
1011 «Денежные средства в кассах, находящихся вне здания банка»;
1020 «Денежные средства в обменных пунктах»;
1020 «Денежные средства в кассах с продленным днем»;
1040 «Денежные средства в банкоматах»;
105Х «Денежные средства в пунктах инкассации»;
1060 «Денежные средства для подготовки авансов»;
1080 «Денежные средства в пути»;
109Х «Прочие средства платежа».
По дебету счетов отражается поступление денежной наличности, по кредиту – ее списание.
3.4 Формы международных расчетов.
Международные расчеты – это платежи в иностранной валюте по внешнеторговым сделкам, связанные с переводом денег из одной страны в другую. В международных расчетах используются:
- банковский перевод,
- инкассо,
- аккредитив.
Формы международных расчетов устанавливаются договором или контрактом.
Банковский перевод – расчетная банковская операция, совершаемая в определенной последовательности. Банковский перевод начинается с выдачи плательщиком инструкций банку-отправителю для осуществления перечисления денежных средств за счет плательщика в банк-получатель бенефициару, указанному в этих платежных инструкциях. При совершении международных банковских переводов применяются платежные поручения.
При осуществлении банковского перевода совершаются следующие бухгалтерские проводки:
- при перечислении средств:
Дебет счет плательщика,
Кредит 1502 «Корреспондентские счета в банках-нерезидентах»;
- при зачислении средств в иностранном банке:
Дебет корреспондентский счет иностранного банка,
Кредит счет получателя.
Операция инкассо представляет собой поручение клиента банку произвести передачу плательщику документов с целью взыскания платежа. Операция инкассо может быть представлена акцептной или безакцептной формой. Акцептная форма инкассо осуществляется только с согласия плательщика, а безакцептная – без согласия плательщика банком самостоятельно. Инкассо также может быть «чистым» или документарным. «Чистое» инкассо – это инкассо финансовых документов, не сопровождаемых коммерческими документами, к которым относятся счета, транспортные документы, товаросопроводительные и другие документы. Документарным называется инкассо финансовых документов, сопровождаемых коммерческими документами. Банк, которому клиент (принципал) поручает произвести инкассо, называется банк-ремитент.
При осуществлении операций инкассо совершаются следующие бухгалтерские проводки:
- в банке, обслуживающем покупателя (по третьему экземпляру инкассового поручения):
Дебет счета покупателя,
Кредит счет инкассирующего банка;
- в инкассирующем банке (по второму экземпляру инкассового поручения):
Дебет счет инкассирующего банка,
Кредит счет банка-ремитента;
- в банке-ремитенте (по первому экземпляру инкассового поручения):
Дебет счет банка-ремитента,
Кредит счет принципала.
Аккредитив – денежное обязательство банка, действующего по поручению клиента (приказодателя). Клиент дает банку указание о проведении платежа получателю денежных средств (бенефициару), или об оплате, акцепте или учете переводного векселя, либо указание о предоставлении полномочий другому (исполняющему) банку на проведение платежей получателю денежных средств, либо об оплате, акцепте или учете переводного векселя.
Аккредитивы по способу обеспечения платежа подразделяются на покрытые и непокрытые. Аккредитив считается покрытым, если при его открытии банк-эмитент предоставляет в распоряжение исполняющего банка денежные средства в сумме аккредитива (валютное покрытие).