9.1 Организация кредитного процесса в банке.
Банк осуществляет предоставление кредитов за счет собственных средств, привлеченных средств юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, других привлеченных средств в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.
Сроки кредитования на цели, связанные с созданием и движением текущих активов – до 5 лет (включительно) с даты заключения кредитного договора.
Сроки кредитования на цели, связанные с созданием и движением долгосрочных активов – до 10 лет (включительно) с даты заключения кредитного договора.
Деятельность банка по кредитованию юридических лиц подразделяется на следующие основные этапы:
1) Проведение переговоров с потенциальным кредитополучателем, ознакомление его с порядком и условиями кредитования;
2) предоставление кредита:
- сбор документов кредитополучателя (поручителя, гаранта) для подготовки заключений службами Банка;
- подготовка заключений службами Банка о возможности или нецелесообразности предоставления кредита;
- принятие решения уполномоченным органом Банка о возможности (либо отказе) кредитования клиента;
- в случае отказа – уведомление клиента об отказе в выдаче кредита;
- в случае положительного решения о выдаче кредита – сообщение об этом клиенту (включает в себя сообщение условий предоставления конкретного кредита), подготовка проектов договоров (кредитный договор, договоры по обеспечению исполнения обязательств кредитополучателя по кредитному договору);
- подписание договоров;
- формирование кредитного досье;
- выдача кредита;
3) сопровождение кредита:
- сопровождение кредита и контроль за кредитным риском, в том числе контроль за целевым использованием кредита в предусмотренных настоящим Положением случаях, периодический контроль за финансовым состоянием кредитополучателя, контроль за фактическим наличием и сохранностью принятого обеспечения, контроль за своевременным погашением кредита, уплатой процентов за пользование кредитом, классификация кредитной задолженности и др.;
|
4) погашение (возврат) кредита:
- погашение (возврат) кредита, уплата процентов за пользование кредитом;
- передача кредитного досье в архив.
9.2 Кредитный портфель банка и управление им.
Структура кредитного портфеля на 01.07.2010
Показатели | USD | RUB | EUR | BUR |
Количество договоров | ||||
Сумма по договорам | ||||
Сумма в бел. руб. |
В нижеприведенной диаграмме отражено количество обслуживаемых договоров за период с 01.01.2010 по 01.07.2010г. в Управлении финансирования малого бизнеса ЗАО «МТБанк».
Кредитный портфель ЗАО «МТБанк» включает в себя следующие позиции (показатели рассчитаны в миллионах белорусских рублей):
Данные | 2010г. | 2009г. |
Кредиты юридическим лицам | 315 370 | 142 132 |
Кредиты физическим лицам | 111 050 | 121 104 |
Финансовая аренда | 3 424 | 1 700 |
Итого кредиты клиентам | 429 844 | 264 936 |
За вычетом резерва под обесценение | (26 358) | (27 877) |
Кредиты клиентам | 403 486 | 237 059 |
Таким образом, можно отметить, что по сравнению с 2009г. более чем в два раза возрос объем кредитов, выдаваемых юридическим лицам, и незначительно (на 10 054 млн. бел. руб.) снизился объем кредитов, выдаваемых физическим лицам. Общая величина выданных кредитов составила в 2010г. 403 486 млн. бел. руб., увеличившись по сравнению с 2009г. на 166 427 млн. бел. руб.
|
9.3 Факторинговые, лизинговые и прочие операции и услуги, оказываемые банком.
ЗАО «МТБанк» осуществляет финансирование под уступку денежного требования за счет собственных средств, привлеченных средств юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц.
Внутренний факторинг – договор факторинга, в котором обе стороны являются резидентами Республики Беларусь.
Международный факторинг – договор факторинга, в котором одна из сторон является нерезидентом Республики Беларусь.
Предметом уступки по договору факторинга может быть как денежное требование, срок платежа по которому уже наступил (существующее требование), так и право на получение денежных средств, которое возникнет в будущем. При уступке будущего требования оно считается перешедшим к фактору после того, как возникло право на получение от Должника денежных средств, являющихся предметом уступки денежного требования, предусмотренного договором.
Факторинговому обслуживанию подлежат только непосредственные поставщики товара (работ, услуг). Факторинг не предоставляется субъекту хозяйствования, к которому перешли права кредитора по договору уступки требования, заключенного с поставщиком.
За осуществление финансирования под уступку денежного требования Банк получает вознаграждение в виде дисконта. Под дисконтом понимается разница между суммой денежного обязательства Должника и суммой, выплачиваемой Банком Кредитору.
|
Деятельность банка по проведению факторинговых операций подразделяется на следующие основные этапы:
- проведение переговоров с потенциальным Кредитором и формирование его досье;
- определение кредитоспособности и правоспособности Кредитора;
- принятие решения о целесообразности заключения договора факторинга, форме его обеспечения;
- оформление досье и совершение сделки;
- работа с Кредитором после предоставления ему денежных средств под уступку требования;
- закрытие досье клиента.
Для рассмотрения вопроса о возможности финансирования банком под уступку денежного требования Кредитор предоставляет в Банк следующие документы:
- письмо-ходатайство;
- заявку установленной формы, содержащую сведения о должнике (должниках), требования к которым предполагается уступить банку;
- договора, по которым уступается право требования;
- денежные требования Кредитора, под которые предоставляется финансирование. При внутреннем факторинге – документы, подтверждающие факт отгрузки товара, оказания услуг, выполнения работ (ТТН, ТН, платёжные требования и др. документы). При международном факторинге – паспорт сделки, документы, подтверждающие факт отгрузки товара, оказания услуг, выполнения работ;
- бухгалтерский баланс Кредитора со всеми приложениями за последний финансовый год;
- бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках на последнюю квартальную дату;
- документы по обеспечению надлежащего исполнения обязательств Кредитора по регрессным требованиям банка и уплате дисконта в соответствии с договором факторинга (перечень имущества, предоставляемого в залог, копии договоров, накладных и платежных поручений по приобретению предмета залога и др.);
- любые другие документы, которые, по мнению Кредитора, могут влиять на принятие Банком решения о заключении договора факторинга (рекомендательные письма и т.д.);
- любые другие документы, по требованию Банка.
Кредитная служба на основании предоставленных Кредитором документов оценивает его финансовое положение, платежеспособность, кредитоспособность, действительность уступаемых требований, долговременность отношений между Кредитором и Должником, предыдущий опыт расчетов Должника с Кредитором, наличие у Кредитора реальной возможности удовлетворить регрессные требования Банка и уплачивать дисконт, после чего дает письменное заключение о возможности вынесения вопроса о заключении договора факторинга на кредитный комитет Банка.
В случае принятия уполномоченным органом Банка положительного решения о предоставлении факторинга, Кредитной службой готовятся следующие документы:
- договор финансирования под уступку денежного требования (факторинга);
- договор(ы) по обеспечению возврата сумм финансирования.
ЗАО «МТБанк» заключает договора факторинга следующих видов:
По форме заключения договора:
- в виде открытого факторинга (если Должник уведомлен Кредитором об уступке требования);
- в виде скрытого факторинга (без уведомления Должника об уступке требования).
По условиям платежа:
- с правом регресса, при этом Кредитор принимает на себя поручительство за должника перед Фактором, при этом условия поручительства могут быть включены в договор факторинга либо договор поручительства оформляется отдельно;
- без права регресса. В данном случае Фактор несет риск неоплаты Должником денежных требований.
Плата за оказываемую банком услугу по финансированию под уступку денежного требования (дисконт) устанавливается в зависимости от степени риска совершаемой сделки, платежеспособности Кредитора, стоимости кредитных ресурсов, используемых Банком для приобретения денежных требований.
Сопровождение сделки по факторингу – это планомерный и систематический процесс контроля за ходом выполнения Кредитором условий договора факторинга и Должниками денежных требований, своевременное выявление изменений кредитоспособности Кредитора при факторинге с правом регресса и обоснованное принятие корректирующих действий, направленных на минимизацию потерь, связанных с риском неоплаты Должниками денежных требований.
Подразделением, ответственным за сопровождение факторинга является Кредитная служба, которая при необходимости может привлекать иные службы Банка.
ЗАО «МТБанк» осуществляет также лизинговые операции.
Объект лизинга – любое движимое и недвижимое имущество, относящееся по установленной классификации к основным фондам, а также программные средства и рабочие инструменты (стоимостью свыше 10 базовых величин за единицу либо комплект независимо от срока службы или стоимостью до 10 базовых величин за единицу либо комплект со сроком службы свыше одного года), обеспечивающие функционирование переданных в лизинг основных фондов. Объект лизинга является собственностью Банка в течение договора лизинга.
Деятельность банка по проведению лизинговых операций подразделяется на следующие основные этапы:
- проведение переговоров с потенциальным Лизингополучателем, определение объекта лизинга, продавца объекта лизинга;
- определение кредитоспособности и правоспособности Лизингополучателя;
- принятие решения о целесообразности заключения договора лизинга, форме его обеспечения;
- оформление досье и совершение сделки;
- работа с Лизингополучателем после предоставления ему в лизинг имущества, контроль за своевременной оплатой Лизингополучателем лизинговых платежей;
- закрытие досье клиента.
Для рассмотрения вопроса о возможности предоставления финансового лизинга Лизингополучатель предоставляет в Банк следующие документы:
- письмо-ходатайство;
- заявку установленной формы;
- бизнес-план, включающий расчет экономической эффективности и окупаемости объекта лизинга;
- бухгалтерский баланс со всеми приложениями к нему за последний финансовый год;
- бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках на последнюю квартальную дату. При необходимости расшифровки по строкам баланса;
- сведения о поставщике объекта лизинга (полное наименование, юридический адрес, банковские реквизиты, при необходимости можно истребовать копии учредительных документов, проект договора на поставку объекта лизинга);
- документы по обеспечению погашения лизинговых платежей в соответствии с Положением об организации работы с залогом в ЗАО «МТБанк» по усмотрению банка;
- при предоставлении в качестве обеспечения поручительства – копии Свидетельства о регистрации, Устава, Учредительного договора поручителя (гаранта), его балансы (годовой и квартальный);
- любые другие документы, которые, по мнению Лизингополучателя, могут влиять на принятие решения банком о заключении договора лизинга (рекомендательные письма, документы, подтверждающие репутацию клиента и т.п.)
- любые другие документы по требованию Банка.
Кредитная служба на основании предоставленных Лизингополучателем документов оценивает его финансовое положение, платежеспособность, кредитоспособность, наличие у Лизингополучателя реальной возможности уплаты лизинговых платежей. Совместно с Лизингополучателем определяет конкретные сроки уплаты лизинговых платежей.
На данном этапе работник Кредитной службы проводит анализ бухгалтерского баланса предприятия.
При анализе актива баланса обращается внимание на следующие показатели:
- размер основных средств;
- наличие дебиторской задолженности с расшифровкой ее по срокам возникновения (срочная, просроченная);
- размер запасов товарно-материальных ценностей, их состав в натуральном выражении, наличие среди них неликвидных и труднореализуемых ценностей.
При анализе пассива баланса изучаются следующие показатели:
- размер собственного капитала предприятия;
- кредиты банков (особое внимание обращается на наличие просроченных кредитов). При наличии у Лизингополучателя кредитов в других банках целесообразно истребовать копии кредитных договоров и договоров залога;
- размер кредиторской задолженности с расшифровкой ее по срокам возникновения (срочная, просроченная);
- наличие займов
При принятии положительного решения составляется договор лизинга.
При составлении договора лизинга особое внимание обращается на то, чтобы в договоре не было положений, допускающих двойное толкование. В договоре лизинга должно быть отражено:
- объект лизинга, в том числе его наименование, количественные и качественные характеристики объекта;
- контрактная стоимость объекта лизинга;
- обязательства сторон по уплате налоговых и неналоговых платежей в бюджет и государственные внебюджетные фонды, связанных с объектом лизинга;
- цена договора лизинга;
- размеры, способы и периодичность уплаты лизинговых платежей (график уплаты лизинговых платежей);
- сведения об условиях поставки (продажи) объекта лизинга и ответственности поставщика (продавца);
- обстоятельства передачи лизингополучателю объекта лизинга во временное владение и пользование, а также возврата данного объекта лизингодателю, включая его досрочное изъятие;
- отражение объекта лизинга на балансе лизингодателя либо лизингополучателя;
- срок действия договора лизинга, исчисляемый с момента фактической передачи лизингодателем лизингополучателю объекта лизинга;
- права и ответственность сторон за невыполнение своих обязательств по договору лизинга.
В договор лизинга по соглашению сторон могут быть включены и другие условия.
Исполнение обязательств по лизинговым платежам обеспечивается залогом недвижимого и движимого имущества, поручительством, гарантией и иными способами, предусмотренными законодательством Республики Беларусь.