7.1 Бухгалтерская и финансовая отчетность банка.
В представляемой банком в соответствии с действующим законодательством отчетности, обеспечивается:
- полнота отражения за отчетный период всех банковских операций и результатов инвентаризации имущества и обязательств;
- тождество данных аналитического учета данным синтетического учета за отчетный период;
- подтверждение данных отчетности первичными учетными и другими документами;
- содержит показатели финансовой деятельности банка.
Общим принципом составления отчетности является отражение в ней реальной и ясной картины по отражаемому в отчетности вопросу. Каждая форма отчетности отражает определенную сторону деятельности банка.
Отчетность подписывается руководителем и главным бухгалтером банка.
Банк составляет индивидуальную финансовую отчетность. Индивидуальная финансовая отчетность характеризует финансовое состояние и результаты деятельности банка. Индивидуальная финансовая отчетность по периодичности ее составления подразделяется на годовую и промежуточную. Годовая финансовая отчетность составляется за отчетный год. Промежуточная финансовая отчетность составляется за период короче полного отчетного года. Состав, структура, порядок и сроки представления указанной отчетности определяются нормативным правовым актом Национального банка.
Главной бухгалтерской отчетностью является годовой отчет, который составляется на основании инструкции Национального банка Республики Беларусь «По составлению годового отчета банками Республики Беларусь».
После подтверждения достоверности годового отчета аудиторской компанией банк ежегодно публикует в средствах массовой информации отдельные формы годового отчета согласно отдельным указаниям Национального банка Республики Беларусь.
|
Годовая финансовая отчетность включает:
1) баланс (отчет о финансовом положении);
2) отчет о совокупном доходе;
3) отчет об изменениях в капитале;
4) отчет о движении денежных средств;
5) примечания, включая краткое описание существенных элементов учетной политики и прочие пояснения.
1) Баланс.
Целью составления данного отчета является представление пользователям информации о финансовом положении банка на отчетную дату, о его финансовой устойчивости, способности генерировать прибыль, оплачивать в срок долги. Отчет предоставляет основу для оценки и анализа денежных потоков.
Банк составляет баланс (отчет о финансовом положении) в порядке убывания ликвидности активов. Элементами отчета являются активы, обязательства и капитал. Алгоритм группировки статей отчета о финансовом положении представлен в ПРИЛОЖЕНИИ М.
2) Отчет о совокупном доходе.
Все статьи доходов и расходов, признанные в периоде, в обязательном порядке должны включаться в прибыль или убыток.
В отчете о совокупном доходе раскрываются основные виды доходов и расходов, сгруппированные по их характеру. Каждый вид доходов и расходов раскрывается отдельно. Доходы и расходы по операциям с ценными бумагами и операциям с иностранной валютой представляются в финансовой отчетности на нетто-основе как чистый доход (или чистый расход).
Непосредственно в отчет могут быть включены следующие статьи:
1. Доходы: процентные, комиссионные, по операциям с иностранной валютой, по операциям с ценными бумагами, операционные, прочие доходы.
|
2. Расходы: процентные, комиссионные, по операциям с иностранной валютой, по операциям с ценными бумагами, операционные, прочие расходы.
3. Налог на прибыль.
4. Чистая прибыль (чистый убыток).
5. Отдельно каждая статья прочего совокупного дохода, классифицированная по характеру возникновения.
6. Итого совокупный доход.
Примерный алгоритм группировки статей отчета о совокупном доходе представлен в ПРИЛОЖЕНИИ Н.
3) Отчет об изменениях в капитале.
Изменения в собственном капитале банка между двумя отчетными периодами отражают увеличение или уменьшение его чистых активов за отчетный период. Все изменения в капитале, которые произошли вследствие операций с владельцами собственного капитала, и непосредственно связанные с такими операциями затраты по сделкам, суммарное изменение в собственном капитале за период (выпуск, выкуп акций, дивиденды) должны представляться отдельно от других изменений в капитале (не связанных с собственниками).
Общая сумма доходов и расходов, включая прочие прибыли и убытки, возникшие в результате деятельности банка в течение отчетного периода, показывается в отчете о совокупном доходе.
4) Отчет о движении денежных средств составляется косвенным методом и представляет данные о движении денежных средств за отчетный период, классифицируя их по операционной, инвестиционной и финансовой деятельности. При данном методе прибыль или убыток до налогообложения корректируется с учетом результатов операций неденежного характера, любых отложенных или начисленных прошлых или будущих денежных поступлений или платежей по основной деятельности, и статей доходов или расходов, связанных с поступлением или выбытием денежных средств по инвестиционной или финансовой деятельности. Классификация по видам деятельности обеспечивает информацию, которая позволяет пользователям оценить воздействие этой деятельности на финансовое положение банка.
|
Отчет о движении денежных средств дает пользователям финансовой отчетности основу для оценки способности банка генерировать денежные средства и эквиваленты денежных средств и потребностей банка по использованию этих потоков денежных средств.
7.2 Порядок осуществления предварительного, текущего и последующего внутрибанковского контроля.
При организации работы в течение операционного дня банк осуществляет внутренний (текущий и последующий) контроль, предусмотренный локальными нормативными правовыми актами, разработанными в соответствии с требованиями законодательства.
Внутренний контроль осуществляется при приеме первичных учетных документов к исполнению, а также на всех этапах обработки учетной информации, совершения операций и отражения их в бухгалтерском учете.
Внутренний контроль должен быть направлен на:
- обеспечение сохранности денежных средств и ценностей;
- соблюдение клиентами требований по оформлению первичных учетных документов;
- своевременное исполнение платежных инструкций клиентов на перечисление денежных средств;
- перечисление и зачисление денежных средств в точном соответствии с реквизитами, указанными в платежных инструкциях, принимаемых к исполнению.
Текущий контроль обеспечивается ответственными исполнителями и контролирующими работниками при проверке документов до их оплаты. По операциям банка, требующим дополнительного контроля, не допускается единоличное совершение одним ответственным исполнителем. Дополнительному контролю подвергаются документы по следующим операциям, выполняемым в белорусских рублях и иностранной валюте (в том числе кассовые):
- по операциям с текущими (расчетными), вкладными (депозитными) и другими счетами физических лиц, а также при осуществлении операций без открытия счета;
- по операциям взноса денежных средств на текущие (расчетные), вкладные (депозитные) и другие счета физических лиц на суммы более 400 базовых величин;
- по расходным кассовым операциям с текущих (расчетных), вкладных (депозитных) и других счетов физических лиц;
- по безналичным перечислениям денежных средств с текущих (расчетных), вкладных (депозитных) и других счетов физических лиц на суммы более 400 базовых величин;
- по осуществлению банковских переводов денежных средств за границу (кроме частных переводов);
- при выплате денежных средств, поступивших в адрес физических лиц из-за границы в виде банковских переводов или переводов через частные платежные системы на суммы более 400 базовых величин;
- по операциям с основными средствами, нематериальными активами, товарно-материальными ценностями;
- по операциям финансовой аренды (лизинга), факторинга, гарантиям (поручительствам);
- по суммам до выяснения (сч.6301, 6302);
- по операциям с бланками строгой отчетности;
- по выдаче расчетных чеков из чековых книжек;
- по расчетам с эмитентами и банками по операциям с дорожными чеками;
- по расходам, в том числе будущих периодов (за исключением расходов за счет округления);
- по операциям с дебиторами банка;
- исправления ошибочных записей в бухучете по счетам расходов банка (по счетам 9 класса).
Результат произведенной проверки удостоверяется контрольной подписью уполномоченного лица, в том числе по документам, помещенным в архив документов в электронном виде.
В случаях, когда операции осуществляются в операционном дне банка программным путем, контрольная подпись на документах не ставится. В данном случае контроль осуществляется на стадии разработки, тестирования и внедрения программного обеспечения.
Должны иметь контрольную подпись главного бухгалтера (лица, им уполномоченного) первичные документы по операциям, выполняемым в белорусских рублях и иностранной валюте:
- с фондами банка;
- по использованию прибыли;
- списания долгов в убыток.
Исправление ошибочных записей в бухгалтерском учете согласовывается с руководителем структурного подразделения и главным бухгалтером (лицом им уполномоченным) посредством внутренней электронной почты.
Последующий контроль осуществляется после составления баланса. Его целью является систематическая проверка постановки учета и документооборота, выполнение ответственными исполнителями возложенных на них обязанностей, законности, правильности и своевременности выполнения ими операций, недопущения фактов превышения ответственными исполнителями своих полномочий, соблюдения в работе действующих нормативных правовых актов.
Структурные подразделения, осуществляющие бухгалтерский учет составляют ежеквартальные планы последующих проверок правильности учета и оформления совершенных операций, а также достоверности представленной банком отчетности, которые согласовывают с главным бухгалтером.
Результаты последующих проверок оформляются краткими справками и предоставляются на рассмотрение Председателю Правления банка или уполномоченным лицам, курирующим структурные подразделения банка, руководителям ЦБУ с целью принятия необходимых мер для устранения причин, вызвавших отмеченные недостатки.
7.3 Организация банковского аудита. Внутренний и внешний банковский аудит.
Для проведения постоянного внутреннего контроля финансовой и хозяйственной деятельности банка, его филиалов и представительств (внутреннего аудита) решением Правления банка создается служба (отдел, управление) внутреннего аудита.
Основной задачей Отдела внутреннего аудита является осуществление мониторинга, проверки и оценки эффективности функционирования системы внутреннего контроля в банке.
Отдел внутреннего аудита:
- разрабатывает локальный нормативный правовой акт банка, регулирующий деятельность Отдела внутреннего аудита;
- разрабатывает ежегодный план проверок, внутреннего аудита, который утверждается Правлением банка, и информирует Правление об его выполнении;
- информирует Наблюдательный Совет и Правление банка о состоянии системы внутреннего контроля и системы управления банковскими рисками, уровне банковских рисков, обеспечении соблюдения законности и эффективности деятельности банка;
- проверяет процессы и процедуры внутреннего контроля и оценивает эффективность системы внутреннего контроля, в том числе системы внутреннего контроля в целях предотвращения и выявления финансовых операций, связанных с легализацией доходов, полученных незаконным путем, и финансирования террористической деятельности;
- проводит сравнительную характеристику деятельности структурных подразделений банка и (или) других банков;
- проверяет полноту применения и эффективность методологии оценки банковских рисков и процедур управления банковскими рисками;
- анализирует эффективность осуществления банковских операций и других видов деятельности, проверяет соблюдение законности деятельности банка;
- проверяет достоверность, полноту, объективность и своевременность представления отчетности и иных сведений в соответствии с законодательством Республики Беларусь в государственные органы и Национальный банк Республики Беларусь;
- проверяет другие вопросы, предусмотренные локальными нормативными правовыми актами банка.
Система внутреннего контроля в ЗАО «МТБанк» представлена в ПРИЛОЖЕНИИ П.
Для проведения проверки бухгалтерского учета, бухгалтерской (финансовой) отчетности и других документов, а при необходимости и деятельности банка, его филиалов и представительств, которая должна отражаться в бухгалтерской (финансовой) отчетности, банк обязан ежегодно проводить обязательный аудит, который должен осуществляться аудиторской организацией или аудитором - индивидуальным предпринимателем, имеющими соответствующие лицензии и не связанными имущественными интересами с банком или его акционерами (внешний аудит).
Проведение внешнего аудита осуществляется на основании договора оказания аудиторских услуг в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь. Размер и источники оплаты аудиторских услуг по договору определяются в соответствии с законодательством Республики Беларусь Наблюдательным советом банка.
Органы управления банка в соответствии с их компетенцией обязаны своевременно принять меры по устранению выявленных в ходе аудиторской проверки нарушений законодательства Республики Беларусь, порядка ведения бухгалтерского учета и (или) составления бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Аудиторское заключение, подготовленное по результатам проведения ежегодной аудиторской проверки банка, вносится на рассмотрение Общего собрания акционеров при утверждении годового отчета, бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, распределении его прибыли и убытков.
Банк обязан публиковать аудиторское заключение в случаях и порядке, установленных законодательством Республики Беларусь. Если в опубликованное аудиторское заключение в результате дополнительной аудиторской проверки или проверок соответствующих контролирующих органов вносятся изменения, эти изменения должны быть опубликованы банком в порядке опубликования изменяемого аудиторского заключения.
Проверки деятельности банка могут производиться в пределах своей компетенции Национальным банком Республики Беларусь и контролирующими органами Республики Беларусь, которым такое право предоставлено действующим законодательством Республики Беларусь.