Методика выявления: ситуация естественная. Ребенок лежит на спине под низко подвешенными игрушками. Взрослый наблюдает за его поведением, оставаясь вне поля зрения, в течение 30 мин.
Помощь ребенку: если комплекс оживления не возникает, разрешается привлечь внимание ребенка к висящим игрушкам, вызывая их звучание, приводя их в движение и касаясь рук ребенка. При необходимости взрослый может поговорить с ребенком, вызвав сосредоточение на своем лице и ответную улыбку, после чего удаляется из поля зрения ре-Пенка.
Примечание. Если ответную реакцию удается вызвать с помощью дополнительных приемов и воздействий, она возникает не сразу, трудно и длится недолго, ее нельзя считать сформированной. Развитие ребенка по данному умению не соответствует возрасту.
Поведение ребенка: рассматривает игрушки, захватывает их, следит за окружающим, приходит в оживленное состояние, которое может длиться 3 мин и более;
б) громко смеется в ответ на эмоциональное речевое общение с ним.
Методика выявления: наклоняясь над ребенком, лежащим на спине, ласково, оживленно говорят с ним, обращаясь к нему до 3 раз.
Если ребенок не контактирует, задают вопросы взрослому, сопровождающему ребенка, как радуется ребенок, умеет ли смеяться.
Поведение ребенка: радуется, громко смеется.
Взрослый отвечает положительно на второй вопрос;
в) ищет взглядом другого ребенка, рассматривает, радуется, тянется к нему.
Методика выявления: наблюдает за ребенком, лежащим на спине, на расстоянии 40 — 50 см от других детей.
Поведение ребенка: активно ищет и находит взглядом соседа, рассматривает его лицо, оживляется, тянется, пытается дотронуться, иногда поворачивается. Второй ребенок в ответ улыбается.
|
4. Движения руки и действия с предметами: рассматривает, ощупывает и захватывает низко висящие над грудью игрушки.
Материал — погремушка (шарик на кольце диаметром 15 см) подвешена на длинной ленте на высоте 5 — 10 см над грудью ребенка по средней линии.
Методика выявления: наблюдают издали за ребенком, лежащим под игрушкой. Если ребенок бездействует, касаются его рук игрушкой, раскачивают ее.
Задают вопросы лицу, сопровождающему ребенка, играет ли ребенок подвешенными над грудью игрушками, что он делает с игрушками, как действует.
Поведение ребенка: смотрит на игрушку, протягивает руки, ощупывает, рассматривает, захватывает, держит, толкает, следит за ней взглядом и т.д. (3 мин и более).
В ответе взрослого перечислены все эти действия ребенка.
5. Движения общие: то же, что и в 3 месяца, но более ярко выражено.
6. Подготовительные этапы развития активной речи: гулит.
Методика выявления: наблюдают издали за ребенком, лежащим на спине под игрушками (до 30 мин). В помещении тихо.
Помощь ребенку: если ребенок не гулит, то, наклонившись над ним, вызвав зрительное сосредоточение на лице говорящего взрослого, произносят повторно гласные звуки и наблюдают. Рекомендуется наблюдать за ребенком в период наибольшей голосовой (речевой) активности, т.е. через 10 — 15 мин после еды, при засыпании, после эмоционального общения со взрослым и после занятия.
Задают вопросы взрослому, сопровождающему ребенка, произносит ли ребенок звуки, какие, как он их произносит.
Поведение ребенка: гулит сам или через 1 — 3 мин после общения с ним взрослого.
|
Из ответов взрослого видно, что ребенок гулит.
7. Навыки и умения в процессах: во время кормления придерживает руками грудь матери или бутылочку.
Материал — бутылочка с соской при искусственном или смешанном кормлении.
Методика выявления: ребенка держат на руках в положении полулежа. Бутылочку взрослый держит так, чтобы, протянув руки, ребенок мог взять ее; направляют соску в рот ребенка и поддерживают бутылочку, поправляя его руки.
Задают вопросы взрослому, где руки ребенка во время кормления, придерживает ли он руками то, из чего ест.
Поведение ребенка: при виде груди матери или бутылочки тянется руками и захватывает, во время кормления — руки на бутылочке.
Лицо, сопровождающее ребенка, отвечает положительно на второй вопрос.
Месяцев
1. Зрительные ориентировочные реакции: отличает близких людей от чужих по внешнему виду (по-разному реагирует на лицо знакомого и незнакомого человека).
Методика выявления: ребенок находится в вертикальном положении на руках у взрослого или лежит на спине. Знакомый взрослый подходит на расстояние 50 см и улыбается, затем сразу подходит незнакомый и, если реакция нечеткая, опять знакомый взрослый.
В доме ребенка рекомендуется при проверке развития у детей способности различать вызывать узнавание взрослых, наиболее часто общающихся с ребенком (музыкальный воспитатель, логопед, врач группы, няня и др.).
Задают вопросы взрослому, как ребенок реагирует на незнакомого.
Поведение ребенка: при виде знакомого взрослого радуется, оживляется, при виде незнакомого оживление угасает, тормозятся движения, он хмурится, может заплакать.
Из ответов взрослого видно, что ребенок по-разному реагирует на знакомых и незнакомых.
2. Слуховые ориентировочные реакции: