В) переступает, держась за барьер.




Материал — яркая игрушка.

Методика выявления: ребенок стоит у барьера, игрушку мед­ленно передвигают по барьеру в сторону от ребенка на 70 см — 1 м и в течение 1 мин наблюдают.

Если нет условий для проверки, задают вопросы ухаживаю­щему за ребенком взрослому, как и сколько ребенок стоит, дер­жась, может ли переступать, передвигается ли он вдоль барьера.

Поведение ребенка: идет за игрушкой, переставляя руки, пе­реступая приставным шагом, боком, медленно.

Взрослый утвердительно отвечает на вопросы.

4. Подготовительные этапы развития понимания речи:

а) на вопрос: "Где …?" — находит несколько (два-три) пред­метов на постоянных местах.

Материал — игрушки, известные ребенку, стоят на посто­янных местах.

Методика выявления: спрашивают поочередно о двух-трех предметах ("Где...?"). Вопрос о каждом предмете задают до 3 раз с паузой 5 с.

Помощь ребенку: если ребенок не ищет взглядом предмет, взрослый подносит его ближе к называемому предмету так, что­бы ребенок увидел то, о чем его спрашивают (только к одному предмету).

Если ребенок не контактирует с проверяющим, спрашивают взрослого, понимает ли ребенок названия предметов, сколько слов он понимает, как он проверяет, спрашивает ли: "Где...?"

Поведение ребенка: на вопрос: "Где...?" — поворачивает голову и смотрит на называемый предмет, находит два предмета.

Взрослый отвечает утвердительно на первый вопрос и расска­зывает, как проверяет понимание слов и сколько слов понима­ет ребенок;

б) по слову взрослого выполняет разученные ранее дей­ствия (без показа), например "ладушки", "дай ручку" и др.

Методика выявления: ребенка просят: "Сделай ладушки" (без показа) или "Дай ручку". Инструкцию повторяют два раза. Про­веряющий взрослый должен быть знаком ребенку.

Помощь ребенку: если ребенок не выполняет задание, мож­но показать требуемое движение 2 — 3 раза, действуя его ру­ками и сопровождая действия соответствующими словами, пос­ле чего опять повторить просьбу: "Сделай ладушки", "Дай руч­ку".

Если нет контакта с ребенком, спрашивают взрослого, может ли он по просьбе выполнить какое-либо движение, действие, просят назвать его.

Поведение ребенка: по просьбе выполняет одно из движений.

Взрослый отвечает утвердительно и рассказывает, что делает ребенок.

5. Подготовительные этапы развития активной речи: гром­ко, четко и повторно произносит различные слоги.

Методика выявления: за ребенком наблюдают не менее 30 мин.

Помощь ребенку: если ребенок за время наблюдения не произносил какие-либо звуки, его надо вызвать на подражание, произнося перед ним повторно до 4 — 5 раз один-два слога (с паузами).

Задают вопросы взрослому, какие слоги произносит ребе­нок, долго ли он лепечет.

Поведение ребенка: произносит повторно слоги, имеющи­еся в его лепете (несколько слогов).

Взрослый называет слоги, произносимые ребенком, и ут­вердительно отвечает на вопросы.

6. Навыки и умения в процессах:

а) ест корочку хлеба, которую сам держит в руке. Методика выявления: во время кормления наблюдают за ребенком, которому дали в руку кусочек хлеба (корочка с не­большим количеством мякиша), кормят, давая возможность одновременно есть хлеб.

Помощь ребенку: если ребенок не ест хлеб, взрослый, при­держивая его руку, сам направляет хлеб к его рту. Если и пос­ле этого он не ест хлеб, проверка овладения умением прекра­щается.

Задают вопросы лицу, сопровождающему ребенка, дают ли во время кормления ребенку корочку хлеба, ест ли он хлеб, ко­торый держит.

Поведение ребенка: держит хлеб в руке и направляет его в рот, откусывает хлеб зубами или деснами.

Взрослый утвердительно отвечает на вопросы;

Б) пьет из чашки, которую держит взрослый.

Методика выявления: во время кормления наблюдают за ребенком. Взрослый подносит чашку с питьем к его рту и предлагает пить.

Помощь ребенку: если ребенок не начинает пить, взрос­лый подносит чашку к его губам, прикасаясь к ним, кладет руки ребенка на чашку. Если он приоткрыл рот, можно слег­ка наклонить чашку, чтобы ребенку легче было пить.

Задают вопросы взрослому, пьет ли ребенок из чашки, проявляет ли активность.

Поведение ребенка: при виде чашки протягивает к ней руки, открывает рот, пьет, слегка придерживая чашку руками.

Взрослый утвердительно отвечает на вопросы: "Протягивает руки к чашке, открывает рот, пьет, слегка придерживая чашку."

Месяцев

1. Слуховые ориентировочные реакции: плясовые дви­жения под плясовую мелодию.

Материал — металлофон.

Методика выявления: ребенок стоит или сидит. Взрослый играет или поет спокойную мелодию в течение 30 с, после паузы (3 — 5 с) играет или напевает знакомую ребенку пля­совую мелодию в течение 30 с, а затем, после паузы, — опять спокойную.

Помощь ребенку: если поведение ребенка не меняется во время плясовой мелодии, взрослый оживленно двигает его руками, приподнимает поочередно его ноги, покачивает. Во время спокойной мелодии стоит рядом с ребенком и спокой­но слушает. Если при повторной проверке ребенок не реаги­рует адекватно, проверка прекращается.

Взрослому задают вопросы, поет ли он какие-либо песни, пляшет ли с ним, как ребенок реагирует на веселую плясо­вую мелодию.

Поведение ребенка: спокойно слушает спокойную мело­дию, под плясовую воспроизводит освоенные плясовые дви­жения.

Взрослый утвердительно отвечает на все вопросы.

2. Эмоции и социальное поведение:



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: