Материал — яркая игрушка.
Методика выявления: ребенок стоит у барьера, игрушку медленно передвигают по барьеру в сторону от ребенка на 70 см — 1 м и в течение 1 мин наблюдают.
Если нет условий для проверки, задают вопросы ухаживающему за ребенком взрослому, как и сколько ребенок стоит, держась, может ли переступать, передвигается ли он вдоль барьера.
Поведение ребенка: идет за игрушкой, переставляя руки, переступая приставным шагом, боком, медленно.
Взрослый утвердительно отвечает на вопросы.
4. Подготовительные этапы развития понимания речи:
а) на вопрос: "Где …?" — находит несколько (два-три) предметов на постоянных местах.
Материал — игрушки, известные ребенку, стоят на постоянных местах.
Методика выявления: спрашивают поочередно о двух-трех предметах ("Где...?"). Вопрос о каждом предмете задают до 3 раз с паузой 5 с.
Помощь ребенку: если ребенок не ищет взглядом предмет, взрослый подносит его ближе к называемому предмету так, чтобы ребенок увидел то, о чем его спрашивают (только к одному предмету).
Если ребенок не контактирует с проверяющим, спрашивают взрослого, понимает ли ребенок названия предметов, сколько слов он понимает, как он проверяет, спрашивает ли: "Где...?"
Поведение ребенка: на вопрос: "Где...?" — поворачивает голову и смотрит на называемый предмет, находит два предмета.
Взрослый отвечает утвердительно на первый вопрос и рассказывает, как проверяет понимание слов и сколько слов понимает ребенок;
б) по слову взрослого выполняет разученные ранее действия (без показа), например "ладушки", "дай ручку" и др.
Методика выявления: ребенка просят: "Сделай ладушки" (без показа) или "Дай ручку". Инструкцию повторяют два раза. Проверяющий взрослый должен быть знаком ребенку.
|
Помощь ребенку: если ребенок не выполняет задание, можно показать требуемое движение 2 — 3 раза, действуя его руками и сопровождая действия соответствующими словами, после чего опять повторить просьбу: "Сделай ладушки", "Дай ручку".
Если нет контакта с ребенком, спрашивают взрослого, может ли он по просьбе выполнить какое-либо движение, действие, просят назвать его.
Поведение ребенка: по просьбе выполняет одно из движений.
Взрослый отвечает утвердительно и рассказывает, что делает ребенок.
5. Подготовительные этапы развития активной речи: громко, четко и повторно произносит различные слоги.
Методика выявления: за ребенком наблюдают не менее 30 мин.
Помощь ребенку: если ребенок за время наблюдения не произносил какие-либо звуки, его надо вызвать на подражание, произнося перед ним повторно до 4 — 5 раз один-два слога (с паузами).
Задают вопросы взрослому, какие слоги произносит ребенок, долго ли он лепечет.
Поведение ребенка: произносит повторно слоги, имеющиеся в его лепете (несколько слогов).
Взрослый называет слоги, произносимые ребенком, и утвердительно отвечает на вопросы.
6. Навыки и умения в процессах:
а) ест корочку хлеба, которую сам держит в руке. Методика выявления: во время кормления наблюдают за ребенком, которому дали в руку кусочек хлеба (корочка с небольшим количеством мякиша), кормят, давая возможность одновременно есть хлеб.
Помощь ребенку: если ребенок не ест хлеб, взрослый, придерживая его руку, сам направляет хлеб к его рту. Если и после этого он не ест хлеб, проверка овладения умением прекращается.
|
Задают вопросы лицу, сопровождающему ребенка, дают ли во время кормления ребенку корочку хлеба, ест ли он хлеб, который держит.
Поведение ребенка: держит хлеб в руке и направляет его в рот, откусывает хлеб зубами или деснами.
Взрослый утвердительно отвечает на вопросы;
Б) пьет из чашки, которую держит взрослый.
Методика выявления: во время кормления наблюдают за ребенком. Взрослый подносит чашку с питьем к его рту и предлагает пить.
Помощь ребенку: если ребенок не начинает пить, взрослый подносит чашку к его губам, прикасаясь к ним, кладет руки ребенка на чашку. Если он приоткрыл рот, можно слегка наклонить чашку, чтобы ребенку легче было пить.
Задают вопросы взрослому, пьет ли ребенок из чашки, проявляет ли активность.
Поведение ребенка: при виде чашки протягивает к ней руки, открывает рот, пьет, слегка придерживая чашку руками.
Взрослый утвердительно отвечает на вопросы: "Протягивает руки к чашке, открывает рот, пьет, слегка придерживая чашку."
Месяцев
1. Слуховые ориентировочные реакции: плясовые движения под плясовую мелодию.
Материал — металлофон.
Методика выявления: ребенок стоит или сидит. Взрослый играет или поет спокойную мелодию в течение 30 с, после паузы (3 — 5 с) играет или напевает знакомую ребенку плясовую мелодию в течение 30 с, а затем, после паузы, — опять спокойную.
Помощь ребенку: если поведение ребенка не меняется во время плясовой мелодии, взрослый оживленно двигает его руками, приподнимает поочередно его ноги, покачивает. Во время спокойной мелодии стоит рядом с ребенком и спокойно слушает. Если при повторной проверке ребенок не реагирует адекватно, проверка прекращается.
Взрослому задают вопросы, поет ли он какие-либо песни, пляшет ли с ним, как ребенок реагирует на веселую плясовую мелодию.
Поведение ребенка: спокойно слушает спокойную мелодию, под плясовую воспроизводит освоенные плясовые движения.
Взрослый утвердительно отвечает на все вопросы.
2. Эмоции и социальное поведение: