Методика выявления: взрослый наблюдает за двумя-тремя детьми, играющими рядом.
Помощь ребенку: взрослый дает детям игрушки из находящихся на подстилке, рядом с ними, стимулирует действия. Наблюдает за тестируемым ребенком.
Поведение ребенка: наблюдает за играющими детьми, начинает подражать им — стучит рукой по бубну, подползает к ведру или ящику и вынимает оттуда игрушки, повторяет действия детей.
3. Действия с предметами: с предметами действует по-разному, в зависимости от их свойств (катает, вынимает, открывает, гремит, нажимает и др.).
Материал — резиновая звучащая игрушка, бидончик с крышкой, погремушка, мяч.
Методика выявления: игрушки раскладывают в поле видимости ребенка, стоящего или сидящего, и наблюдают не менее 10 мин.
Помощь ребенку: если ребенок не играет или только бросает игрушки, берет их в рот, стучит, взрослый показывает ему действия, сопровождая их словами: "Покатаем мяч, смотри: покатился мяч"; "Откроем крышку, открыли" и пр., каждое действие повторяется 2 — 3 раза. После показа первого действия взрослый не менее 5 мин наблюдает за ребенком. При отсутствии действий взрослый показывает второе действие, при необходимости третье, четвертое. Если действия не возникают, проверка прекращается.
Спрашивают взрослого, как ребенок играет мячом, резиновой игрушкой, погремушкой, кастрюлей с крышкой.
Поведение ребенка: резиновую игрушку сжимает, крышку открывает, погремушкой гремит, мяч катает; может выполнить только одно действие.
Взрослый рассказывает, как ребенок действует с предметами (в соответствии с показателем 9 мес).
4. Движения общие: переходит от одного предмета к другому, слегка придерживаясь за них руками.
|
Материал — стол-барьер, горка, стул и др. на расстоянии 30 — 40 см друг от друга, игрушка.
Методика выявления: ребенка, стоящего у опоры, привлекают игрушкой на расстоянии 50 — 70 см к другой опоре. По мере его приближения переходят дальше. После двух-трех переходов дают ребенку игрушку, общаются с ним.
Помощь ребенку: если ребенок остается на месте и не делает ни одного шага, взрослый, стоя от него на расстоянии (до 70 см), жестом, игрушкой, словом зовет к себе. Можно потрогать ребенка за руку (локоть, ладонь) и, слегка притянув к себе, продолжать звать его словами. При отсутствии передвижения проверка прекращается.
Спрашивают у взрослого, бодрствует ли ребенок на полу, как он переходит от одной опоры к другой.
Поведение ребенка: смотрит на взрослого и направляется к нему, держась одной рукой, вполоборота, приставным или чередующимся шагом, передвигается вслед за игрушкой. Переходит кдругой опоре приставным шагом, держась одной рукой и перенося другую на новую опору. Делает два-три перехода.
Взрослый, сопровождающий ребенка, отвечает утвердительно и рассказывает, как передвигается ребенок (в соответствии с показателем 9 мес).
5. Подготовительные этапы развития понимания речи:
а) на вопрос: "Где...?" — находит взглядом несколько знакомых предметов в разных местах независимо от их постоянного местоположения.
Материал — три-четыре игрушки, которые ребенок находит, стоящие на постоянных местах (хорошо видны, стоят по одной, рядом нет других предметов).
Методика выявления: ребенка спрашивают: "Где собачка (лошадка, мишка)?" Игрушки переставляют и спрашивают: "Где...?" Вопрос повторяют 2 — 3 раза. После того как ребенок находит две игрушки из трех, их меняют местами и задают еще раз вопросы о трех игрушках.
|
Помощь ребенку: если ребенок на вопросы: "Где...?" — не ищет названные игрушки, взрослый напоминает ему: "Где собачка? Посмотри: вот собачка!" Показывает. "Ой, нет собачки!" Прячет. "Где собачка?" Взрослый поворачивает голову, ищет игрушку. "А, вот она!" Показывает собачку. После этого спрашивает: "Где собачка?" И так же спрашивает о лошадке и мишке. Если после показа ребенок в ответ на вопрос не ищет взглядом ни одну игрушку, проверка прекращается.
Задают вопросы взрослому, какие слова он понимает, может ли найти знакомые предметы в разных местах.
Поведение ребенка: находит взглядом игрушки на постоянных местах, ищет и находит их на других местах.
Взрослый перечисляет предметы, названия которых понимает ребенок, и утвердительно отвечает на второй вопрос;
Б) знает свое имя.
Методика выявления: ребенка зовут, называя по имени: "Иди ко мне". После паузы зовут, называя другое имя в том же контексте, и затем после паузы — опять имя проверяемого ребенка. Можно проверить второй раз.
Поведение ребенка: на зов приближается к взрослому или оборачивается, идет к тому, кто зовет, на чужое имя не реагирует.
6. Подготовительные этапы развития активной речи: подражает взрослому, повторяя за ним слоги, имеющиеся в лепете.
Методика выявления: взрослый, сидя перед ребенком, четко, с небольшими паузами произносит слоги, имеющиеся в лепете ребенка. Проверку проводит близкий ребенку человек.
Помощь ребенку: если ребенок через 1 — 2 мин не повторяет слоги, взрослый продолжает в течение 15 — 20 мин произносить слоги так, чтобы ребенок видел движение его губ.
Задают вопросы взрослому, какие слоги есть в лепете ребенка, повторяет ли он слоги, какие слоги повторяет.
Поведение ребенка: слушает, следит за движением губ взрослого и сразу или через 1 — 2 мин повторяет слоги.
Взрослый называет слоги, произносимые ребенком, утвердительно отвечает на второй вопрос.
7. Навыки и умения в процессах: