Б) ищет игрушку, спрятанную другим ребенком.




Материал — игрушка, знакомая ребенку.

Методика выявления: взрослый наблюдает за ребенком око­ло 20 мин.

Помощь ребенку: взрослый показывает детям игрушку: "Смотрите, собачка. — И накрывает ее чем-нибудь (платок, салфетка и пр.). — Ой, нет собачки, где собачка?" Оглядыва­ется, ищет ее, а затем снимает покрывало: "А! Вот собачка". Предлагает одному ребенку: "Спрячь мишку, спрячь!", а по­том спрашивает наблюдаемого ребенка: "Где мишка? Найди мишку".

Поведение ребенка: один берет игрушку из рук другого и прячет ее за спину или под пеленку. Другой ищет, просит: "Дай", смеется.

3. Действия с предметами:

а) самостоятельно выполняет разученные действия с иг­рушками (катает, водит, кормит и др.)-

Материал — игрушки, находящиеся обычно в пользовании ребенка (кукла, чашка, мишка, собака, мяч и др.).

Методика выявления: взрослый наблюдает за играющим ребенком около 20 мин. Если ребенок не играет, создают подска­зывающую ситуацию. Перед ним ставят игрушки: мяч на горке, куклу с одеяльцами или собачку с чашкой. Можно подсказать: "Покорми, покатай" и т.д.

Помощь ребенку: если ребенок бездействует или действу­ет примитивно, перед ним раскладывают игрушки в разных местах так, чтобы они привлекали его внимание и побуждали к игре.

Если ребенок не играет, спрашивают у взрослого, какие у него игрушки, как он играет с куклой, собачкой.

Поведение ребенка: самостоятельно или по речевой инструк­ции воспроизводит разученные действия (кормит куклу, ката­ет машину, водит мишку) повторно или однократно. Выполняет три любых разных действия с тремя игрушками или одно дей­ствие с тремя игрушками.

Взрослый рассказывает, какие игрушки у ребенка, как он ими играет (соответственно показателю 12 мес);

б) переносит действия, разученные с одним предметом, на другой (водит, кормит, баюкает куклу, мишку, собачку и др.).

Материал — машина, тележка, кукла, мишка, собака.

Методика выявления: взрослый наблюдает за играющим ребенком около 20 мин.

Помощь ребенку: если ребенок бездействует или действует примитивно, перед ним ставят игрушки, привлекая внимание, взрослый предлагает ему: "Покорми мишку, повози мишку, по­катай куклу, повози собачку." После этого можно дать другую сюжетную игрушку, продолжить наблюдение.

Поведение ребенка: выполняет действия сам или по просьбе взрослого: кормит куклу и других, укладывает их спать и пр.

4. Движения общие: ходит самостоятельно (без опоры).

Материал — яркая игрушка.

Методика выявления: ребенка ставят на пол и наблюдают.

Помощь ребенку: если ребенок стоит неподвижно, привлекают его жестом, игрушкой (игрушку надо отдать ребенку, когда он подойдет).

Если нет условий для проверки, задают вопросы лицу, сопровождающему ребенка, ходит ли ребенок сам, без опоры, вперед, сколько он может пройти.

Поведение ребенка: идет чередующимся шагом, может повер­нуться, изменить направление. Проходит, не присаживаясь, до З м.

Взрослый утвердительно отвечает на первый вопрос. Расска­зывает, как он ходит и что проходит до 3 м.

5. Понимание речи:

а) понимает (без показа) названия нескольких предметов, действий, имена взрослых и детей, выполняет отдельные по­ручения ("найди, принеси, отдай тете, положи на место").

Материал — игрушки, которые постоянно находятся в пользовании ребенка, названия которых он знает, или предме­ты его одежды.

Методика выявления: просят ребенка дать игрушку, зак­рыть дверь, взять мяч с горки, отдать машину Юре, а мат­решку Оле, положить на стул, на стол, на подоконник, в ящик, дать игрушку, найти игрушку, привести взрослого (до пяти поручений).

Если ребенок не контактирует со взрослым, спрашивают лицо, сопровождающее ребенка, просят ли ребенка что-либо найти, принести, показать, как выполняет ребенок просьбы.

Поведение ребенка: ребенок выполняет любые просьбы взрослого: находит, приносит, дает игрушки, идет к назван­ным взрослым, отдает им игрушки, находит одежду и пр.

Взрослый отвечает утвердительно на первый вопрос, рас­сказывает, что ребенок выполняет не менее двух ее просьб (приносит, кладет, дает и пр.);

б) понимает слово "нельзя" (прекращает действие).

Методика выявления: взрослый, увидев нежелательные действия ребенка, обращается к нему по имени, говорит: "Нельзя!" Если ребенок не прекращает действие, можно по­вторить запрет 2 — 3 раза. Не допускается называть дей­ствия и предметы (например: "Поставь чашку, не трогай") или непосредственно воздействовать на ребенка — прекра­щать его действие рукой, недопустим сердитый окрик.

Спрашивают взрослого, если ребенок выполняет нежела­тельные действия, может ли он их прекратить при слове "нельзя", делает ли он это сразу или при повторном запре­те.

Поведение ребенка: при слове "нельзя" сразу или после двух-трех повторений прекращает действие (может не поста­вить чашку на стол, но перестает стучать).

Взрослый отвечает утвердительно на первый вопрос. Рас­сказывает, что ребенок сразу или после двух повторений прекращает действие;

в) некоторые слова в речи взрослых принимают обоб­щенный характер.

Материал — игрушки, которые находятся в пользовании ребенка.

Методика выявления: просят ребенка: "Сложи игрушки в ящик, иди к детям, принеси куклу, еще куклу, дай мяч, найди еще мяч". Повторить 2 — 3 раза.

Поведение ребенка: четко выполняет инструкцию взросло­го сразу или после двух-трех повторений;

г) по слову взрослого выполняет разученные ранее дей­ствия с игрушками.

Материал — игрушки, находящиеся в пользовании ребен­ка (кукла, собака) с дополнительным материалом (тарелочка, одеяло), два-три кирпичика, стержень, прикрепленный к столу с двумя-тремя кольцами.

Методика выявления: перед ребенком кладут куклу и предлагают: "Покачай ля-лю, бай-бай", ставят собачку и та­релочку и просят: "Покорми собачку", дают кирпичики и го­ворят: "Положи кирпичик, еще положи". Нельзя показывать действия. Инструкцию можно повторить 2 — 3 раза.

Поведение ребенка: берет куклу и укачивает ее (вверх и вниз), кормит собачку, кладет кирпичик на кирпичик и др.

6. Активная речь:



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: