Б) делает первые самостоятельные шаги.




Методика выявления: наблюдают за ребенком, стоящим у опоры, в течение 10 мин или зовут его, побуждая отойти от опо­ры.

Если нет условий для проверки, задают вопросы взрослому, может ли ребенок из положения стоя сделать шаг вперед без под­держки или опоры, может ли сделать два-три шага самостоятель­но.

Поведение ребенка: отпускает опору, делает два-три шага впе­ред, затем опускается или ищет опору.

Взрослый отвечает утвердительно на оба вопроса.

4. Понимание речи:

а) по словесной инструкции выполняет разученные дей­ствия, не подсказанные предметами (водит куклу, кормит со­бачку и пр.).

Материал — игрушки, находящиеся в пользовании у ребен­ка, — кукла, собака, кошка, кукольная посуда (блюдце, чаш­ка).

Методика выявления: ребенку предлагают без показа покор­мить собачку, поводить куклу, инструкцию повторяют 2 раза и наблюдают около 5 мин.

Помощь ребенку: если ребенок не взял игрушку и не выпол­нил задачу, взрослый ставит игрушку перед ним и просит: "По­води куклу, покорми собачку", затем взрослый показывает: "Ешь, собачка" или "Пей, собачка" (поит из блюдца), а потом предлагает ребенку: "Покорми куклу".

Поведение ребенка: по предложению взрослого водит кук­лу, кормит собачку и др. Выполняет любые два действия;

б) появляются первые обобщения в понимаемой речи; по словесной просьбе взрослого дает любую куклу, кото­рую видит среди игрушек, мячи, все машины, часы и др.

Материал — разные по внешнему виду (окраске, размеру) два мяча, две разные куклы. Названия игрушек знакомы ребенку.

Методика выявления: игрушки располагают среди других предметов. Ребенка, не занятого игрой, спрашивают: "Где кук­ла? Где еще кукла? Где мяч? Где еще мяч?" — или просят: "Найди мяч, дай мне мяч, дай еще мяч".

Помощь ребенку: если ребенок не выполняет просьбу, взрос­лый находит мяч, показывает ребенку и называет его, просит: "Найди еще мяч, где еще мяч?"

Если ребенок не знает предлагаемые игрушки, спрашивают взрослого, названия каких предметов, находящихся в кабинете, понимает ребенок. Спрашивают, например: "Где огонек (лампа)? Где еще огонек?"

Если ребенок не контактирует с проверяющим, спрашивают взрослого, просят ли ребенка находить огонек (лампу) во всех помещениях, находить несколько машин, кукол среди игрушек или другое, как ребенок выполняет просьбы.

Поведение ребенка: находит две-три игрушки одного вида и дает их.

Ребенок находит однородные предметы в кабинете (огоньки, пуговицы на одежде и др.).

Взрослый утвердительно отвечает на первый вопрос и расска­зывает, что ребенок, где бы ни находился, ищет огонек или по просьбе находит и приносит несколько каких-либо игрушек одного вида.

5. Активная речь: произносит первые слова-обозначения, например: "мама, ав-ав, би-би, дай" и др.

Материал — игрушки, знакомые ребенку и часто называе­мые взрослым.

Методика выявления: наблюдают за играющим ребенком око­ло 20 мин.

Помощь ребенку: если ребенок не произносит слова, взрослый вызывает его на подражание: "Ля-ля, смотри, это ля-ля. Ай, нет ля-ли, спряталась! Позови ля-лю!" — задает вопрос: "Что это?" — сам же отвечает: "Машина — би-би, скажи: би-би. Скажи: дай". Каждую инструкцию повторяют 2 — 3 раза с паузами.

Спрашивают у взрослого, произносит ли ребенок отдель­ные слова, обозначает ли ими что-нибудь, просят привести пример.

Поведение ребенка: во время игры или при виде показан­ных игрушек ребенок называет их облегченными словами, по­вторяет слова за взрослым. Произносит одно-два слова.

Взрослый отвечает утвердительно на первые два вопроса, приводит примеры одного-двух произносимых ребенком слов.

Месяцев

1. Зрительные ориентировочные реакции:

А) различает предметы по форме (отличает кирпичик от кубика по просьбе взрослого).

Материал — деревянный кубик 5x5x5 см (4x4x4 см), де­ревянный кирпичик 2x5x8 см (1x4x7 см), одинаково окрашен­ные. С этим материалом ребенок познакомился на занятии и в самостоятельной деятельности.

Методика выявления: взрослый кладет перед ребенком кубик и кирпичик и спрашивает: "Где кубик? Где кирпи­чик? Дай мне кубик, дай кирпичик".

Помощь ребенку: если ребенок не смотрит на предметы или дает не тот предмет, взрослый спрашивает: "Где ку­бик?" — и сам показывает: "Вот кубик", затем просит ребен­ка: "Покажи, где кирпичик". Берет кирпичик и дает ребен­ку: "На, возьми кирпичик. Дай мне кирпичик. А где кубик?"

Поведение ребенка: в ответ на вопрос смотрит на кубик, на кирпичик, берет рукой и протягивает взрослому, находит взглядом кубик и кирпичик;



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: