Правотворческая деятельность




Правотворческая деятельность- это форма осуществления функций государства путем издания нормативных актов, издания или санкционирования, изменения или отмены юридических норм. Важнейшая составная часть, ядро правотворчества (нормотворчества) - законодательная деятельность.[9, c.77]

В Украине создано многочисленное социально-защитное законодательство, которое закрепляет условия и порядок предоставления населению социальных денежных выплат и социальных услуг.

Среди этого законодательства определяющими являются нормы Конституции Украины, которые непосредственно предусматривают право человека на социальную защиту.

Право на социальную защиту - это комплекс субъективных прав личности, закрепленных в Конституции и законодательстве Украины, который включает такие основные правомочия, как право на пенсионное обеспечение, право на социальную помощь, право на социальные услуги, право на медицинскую помощь. [6, c. 17]

К нормам Конституции Украины, которые непосредственно устанавливают и раскрывают содержание прав человека и гражданина в сфере социального обеспечения, относятся: право граждан на социальную защиту, что включает право на обеспечение их в случае полной, частичной потери работоспособности, потери кормильца, безработице по независимым от граждан обстоятельствам, а также в старости и в др. случаях, предусмотренных законодательством (ст.46); право на социальное жилье, которое предоставляется гражданам, которые нуждаются в социальной защите от государства и органов местного самоуправления бесплатно или за доступную для них оплату согласно законодательству (ст.49); право на достаточный жизненный уровень для себя и своей семьи, которое включает достаточное питание, одежду и жилье (ст.48); право на охрану здоровья, медицинскую помощь и медицинское страхование (ст.49); право на охрану государством семьи, детства, материнства и отцовства (ст.51); право детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, на государственное содержание и воспитание (ст.52); право на социальную защиту граждан Украины, которые состоят на службе Вооруженных Сил Украины и др. военных формирований, а также членов их семей (ст.17).

Следует отдельно отметить, что международно-правовыми актами право на медицинскую помощь включено в состав социальной защиты. В частности, медицинская помощь названа первой среди других социальных выплат в Конвенции МОТ (Международная Организация Труда) № 102 про минимальные нормы социального обеспечения; в Европейском кодексе социального обеспечения; право на социальную и медицинскую помощь предусмотрено в ст. 13 Европейской социальной хартии (пересмотренной).

Конституционное право граждан на социальную защиту обеспечено соответствующим национальным законодательством, нормы которого устанавливают основания, которые дают право на конкретные виды социальных выплат и услуг, определяют порядок и условия осуществления этого права.

Юридический механизм осуществления провозглашенного в Конституции Украины права на социальную защиту конкретизировано в отраслевом законодательстве путем определения содержания и объема права, а также правовых условий его осуществления.[6, c.18]

В решении КСУ от 11.10.2005 г. № 8-рп/2005 (дело об уровне пенсии и ежемесячном пожизненном содержании) дается определение: «Содержание прав и свобод человека - это условия и способы, которые определяют материальные и духовные возможности человека, необходимые для удовлетворения потребностей его существования и развития. Объем прав человека - это количественные показатели соответствующих возможностей, которые характеризуют его множественность, величину, интенсивность и степень проявления и выраженывопределенных единицах измерения.[6, c. 18-19]

Содержание права человека на социальную защиту, прежде всего, включает совокупность всех правомочий, которые приобретает лицо, которое подверглось социальному риску по поводу получения конкретных социальных благ, а также включает условия и способы осуществления этого права.

Объем права человека на социальную защиту выраженный в количественных показателях социальных благ, на которые лицо приобретает права при наступлении определенного социального риска. Речь идет о размере пенсионных выплат, социальной помощи, компенсации, размере социальной льготы (например, 25, 50, 100 % освобождения от оплаты за жилищно-коммунальные услуги), количество социальных услуг, длительность предоставления социальных выплат и услуг и т.д.

Объем медицинской помощи юридически не установлен и не ограничен. Практически медицинская помощь должна предоставляться бесплатно в объеме, в котором нуждается пациент.[6, c.19]

Важно отметить, что объем социальных выплат должен соответствовать объему необходимых потребностей для конкретного лица, в частности для инвалида должна учитываться потребность в лечении, протезировании, реабилитации, уходе и т.д.

В то же время следует обратить внимание на то, что при осуществлении лицом права на социальную защиту может происходить «наложение объемов» по отдельным правомочиям. Так, одно и то же лицо одновременно может быть больным, пенсионером, инвалидом, ветераном войны, поэтому у такого лица может одновременно возникать несколько правомочий - право на пенсию, на надбавку к пенсии, на медицинскую помощь, на льготное обеспечение лекарственными средствами, на обеспечение средствами реабилитации, на социальные льготы, на социальные субсидии и т.д.

В законодательстве также устанавливаются условия осуществления права на социальную защиту.

Например, конституционное право лица на обеспечение в случае временной утери трудоспособности (ст.46) обеспечивается выплатами социальной денежной помощи согласно ЗУ «Об общеобязательном государственном социальном страховании в связи с временной утратой трудоспособности и расходами, предопределенными захоронением» (2001 г.) и другими подзаконными актами. Этим Законом установлен перечень страховых случаев, при которых предоставляется помощь по временной нетрудоспособности; условия, при которых помощь не предоставляется; размер помощи; сроки, на которые предоставляется помощь; порядок ее назначения и т.д. [6, c.20]

Состояние дел насчет ратификации Украиной международных актов в сфере социальной защиты как всемирного, так и европейского уровней является неудовлетворительным.

Международный пакт про экономические, социальные и культурные права, принятый Генеральной Ассамблеей ООН на XXI сессии в 1966 г., был ратифицирован УССР 19 октября 1973 г. и, таким образом является частью национального законодательства и обязателен для исполнения.

Следует также отметить, что Украина ратифицировала Конвенцию ООН о правах лиц с инвалидностью и Факультативный протокол к Конвенции, одобренные Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 2006 г.

В то же время Украиной не ратифицировано ни одной конвенции МОТ (Международной организации труда) по поводу социального обеспечения, в отличие от конвенций в сфере трудовых отношений, - таких по состоянию на 1 января 2010 г. ратифицировано 65.

Как член Совета Европы Украина ратифицировала Конвенцию по защите прав человека и основополагающих свобод и Протоколы к Конвенции.

Украина также ратифицировала Европейскую социальную хартию (пересмотренную), которая предусматривает целый комплекс прав человека в сфере социальной защиты.

Украина при ратификации не взяла на себя обязательство по ст.12 «Право на социальное обеспечение», ст.13 «Право на социальную и медицинскую помощь», а также п.3 ст.31 «Установление на жилье цен, доступных для малообеспеченных лиц». Все остальные статьи ратифицированы.[6, c.100-101]

 


2.2.2 Правоприменительная деятельность

Правоприменительная деятельность- это деятельность государственных органов по выполнению законов и подзаконных нормативных актов путем издания актов применения права.[9, c.77]

В Украине социальную функцию государства осуществляют Министерство социальной политики, фонды общеобязательного государственного социального страхования: Фонд социального страхования в связи с временной потерей трудоспособности, Фонд общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы, Фонд социального страхования от несчастных случаев на производстве, Пенсионный фонд.

Социальная защита осуществляется через определенные организационно-правовые формы, основными среди которых являются социальное страхование и государственная социальная помощь.

Организационно-правовая форма социальной защиты - это объединенная общими принципами и методами осуществления совокупность юридических, финансовых, организационных способов социальной защиты отдельных категорий населения.[6, c.29]

В Украине социальная защита осуществляется через такие организационно-правовые формы.

) Общеобязательное государственное социальное страхование.

Сегодня функционируют такие виды социального страхования:

· Общеобязательное государственное пенсионное страхование;

· Общеобязательное государственное социальное страхование от несчастного случая и профессионального заболевания;

· Общеобязательное государственное страхование на случай безработицы;

· Общеобязательное государственное социальное страховании в связи с временной утратой трудоспособности и расходами, предопределенными захоронением.

Отношения по поводу социального страхования урегулировано соответствующими законами Украины: Основами законодательства Украины про общеобязательное государственное социальное страхование от 14 января 1998 г., «Об общеобязательном государственном социальном страховании от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, которые вызвали утрату трудоспособности» от 23 сентября 1999 г., «Об общеобязательном государственном социальном страховании в связи с временной утратой трудоспособности и расходами, предопределенными захоронением» от 18 января 2001 г., «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» от 9 июля 2003 г., «О размере взносов на некоторые виды общеобязательного государственного социального страхования» от 11 января 2001 г.

июля 2010 г. Верховная Рада Украины приняла Закон Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» № 464-VI. Этот Закон определил правовые и организационные принципы обеспечения сбора и учета единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, условия и порядок его начисления и оплаты и полномочия Пенсионного фонда как органа, который осуществляет его сбор и ведение учета.[6, c.29-30]

Кроме этих видов социального страхования предполагается также введение медицинского социального страхования. Право на охрану здоровья, медицинскую помощь и медицинское страхование - конституционное право человека в Украине (ст.49 КУ). На сегодняшний день медицинская помощь, которая по международным стандартам отнесена к системе социальной защиты, предоставляется в Украине в государственных и коммунальных заведениях охраны здоровья бесплатно. Финансирование медицинской помощи осуществляется в рамках средств на охрану здоровья, предусмотренных Государственным бюджетом Украины на определенный год. Но медицинское страхование до сих пор не внедрено, много лет продолжается законопроектная работа по поводу принятия закона об обязательном государственном медицинском страховании. [6, c.31-32

2) Государственная социальная помощь.

Государственная социальная помощь - это такая форма социальной защиты, которая предусматривает предоставление материальной поддержки за счет средств государственного и местного бюджетов, а также др. программ материальной помощи, осуществление социального обслуживания и содержания, установление социальных льгот.

Государственная социальная помощь как форма социальной защиты устанавливает систему государственной поддержки населения, которая предоставляется за счет государственного бюджета в определенных, установленных законом, случаях. Основанием для ее предоставления являются, в частности, сложные жизненные обстоятельства - обстоятельства, которые объективно нарушают нормальную жизнедеятельность лица, последствия которых она не может преодолеть самостоятельно. К ним относятся инвалидность, частичная утрата двигательной активности в связи со старостью или состоянием здоровья, одиночество, сиротство, беспризорность, отсутствие жилья или работы, малообеспеченность и т.д.

Государственная социальная помощь, по законодательству Украины, предоставляется в денежной и натуральной формах, а также в форме социального обслуживания и предназначена как для всего населения Украины в целом, так и для отдельных его категорий: малообеспеченных семей, семей с детьми, инвалидов, детей-инвалидов, детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки.

Каждый вид социальной помощи регулируется специальным актом. Это, в частности, законы Украины «О социальных услугах» от 19 марта 2003 г., «О государственной социальной помощи малообеспеченным семьям» от 1 июня 2000 г., «О государственной помощи семьям с детьми» от 21 ноября 1992 г., «Про государственную социальную помощь инвалидам с детства и детям-инвалидам» от 16 ноября 2000 г., «О государственной социальной помощи лицам, которые не имеют права на пенсию, и инвалидам» от 18 мая 2004 г., «Об обеспечении организационно-правовых условий социальной защиты детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки» от 13 января 2005 г., «Об основах социальной защиты бездомных граждан и беспризорных детей» от 2 июня 2005 г., «О жилищном фонде социального назначения» от 12 января 2006 г. и др.

Социальная помощь в Украине предоставляется по определенным принципам, среди которых основными являются принципы адресности (проверка состояния нуждаемости заявителя) и обусловленности государственной помощи экономическими возможностями государства.

В основу предоставления государственной социальной помощи положено базовый государственный социальный стандарт - прожиточный минимум. Он используется, как правило, как для определения права лица на помощь, так и для определения размера помощи. Эти вопросы регламентируются Законом Украины «О прожиточном минимуме» от 15 сентября 1999 г. Система государственных стандартов установлена Законом Украины «О государственных социальных стандартах и государственных социальных гарантиях» от 5 октября 2000 г. Однако по большей части государство гарантирует лишь часть прожиточного минимума при определении размера социальной помощи, это так называемый гарантируемый минимум - уровень обеспечения прожиточного минимума. [6, c.32-33]

) Специальная социальная защита.

Специальная социальная защита - это специальные условия государственного пенсионного обеспечения и другой социальной защиты для отдельных категорий работников и служащих по их профессиональному статусу.

По законодательству Украины, специальные условия пенсионного обеспечения установлены государственным служащим, судьям, прокурорам, военнослужащим, лицам начальственного и рядового состава органов внутренних дел, уголовно-исполнительной службы Украины, лицам начальственного состава налоговой милиции и некоторым другим категориям лиц.[6, c.33]

Согласно правовой позиции КСУ много льгот, установленных законами Украины «О милиции», «О прокуратуре» и т.д., являются не льготами, а гарантиями и другими способами обеспечения профессиональной деятельности отдельных категорий граждан, эффективного функционирования соответствующих органов.

В Украине около 3,2 млн граждан имеют социальные льготы по профессиональному признаку.

) Дополнительная (особенная) социальная защита.

Дополнительная социальная защита состоит в предоставлении социальных льгот (трудовых, жилищно-коммунальных, медицинских, транспортных) отдельным категориям населения, которые нуждаются в дополнительной социальной поддержке от государства вследствие того, что они подверглись особым социальным рискам. По законодательству Украины это касается инвалидов, ветеранов войны, лиц, которые пострадали от Чернобыльской катастрофы, лиц, которые подверглись политическим репрессиям, детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки.

Вопросы дополнительной социальной защиты регулируются законами Украины «Об основах социальной защиты инвалидов в Украине» от 21 марта 1991 г., «О реабилитации жертв политических репрессий в Украине» от 17 апреля 1991 г., «О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты» от 22 октября 1993 г., «О жертвах нацистских преследований» от 23 марта 2000 г., «О социальной защите детей войны» от 18 ноября 2004 г. и др.

По статистике, в Украине 13 млн льготников по социальному признаку.[6, c.34-35]

) Медицинское обслуживание населения

В Украине заведения охраны здоровья структурно отделены от заведений социальной защиты, а их управление осуществляется Министерством охраны здоровья Украины.[6, c.35]

) Негосударственное социальное обеспечение

Новой организационно-правовой формой социальной защиты в Украине, которая только начинает внедряться, является негосударственное социальное обеспечение через негосударственные пенсионные фонды, банковские учреждения, негосударственные социальные заведения.

июля 2003 г. принято Закон Украины «О негосударственном пенсионном обеспечении», который определяет систему негосударственного пенсионного обеспечения как составную часть системы накопительного пенсионного обеспечения, которая базируется на принципах добровольного участия физических и юридических лиц в формировании пенсионных накоплений с целью получения дополнительных к общеобязательному государственному пенсионному страхованию пенсионных выплат. Негосударственные пенсионные фонды выплачивают такие пенсионные выплаты: пенсии на определенный срок; одноразовые пенсионные выплаты. Такие фонды еще не получили распространение в Украине.[6, c.36]

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: