Вопрос 2. Принципы и методы экономики соц.работы.




Принципы экономики соц. работы – это научно обоснованные, прове­рен­ные на практике положения о формах и методах экономической деятельно­сти предприятий и учреждений системы сзн.

Посредством принципов теоретические положения соотносятся с практикой социальной работы. Социальная работа тесно связана с проблемами общественного развития. Ее характер, содержание, формы и методы неотделимы от экономического, социального, духовно-нравственного состояния общества. Являясь действующим в системе общественных отношений социальным институтом, со­циальная работа участвует в их урегулировании, в осуществлении функций, обеспечивающих жизнедеятельность, как отдельного чело­века, так и общества в целом, основываясь на принципах научности, объективности, историзма и гносеологического подхода, гуманизма, законности, доступности, активизации и опоры на собственные силы, толерантности и др.

Для эк-ки соц. работы характерны как общие принципы функционирова­ния соц.сферы, так и специфические.

Принцип гуманизма – предполагает признание человека высшей ценно­стью, защиту его достоинств и гражданских прав, создание условий для всесто­роннего проявления способностей личности.

Принцип социальной справедливости - реализуется в виде справедли­вой цены труда, справедливого дохода мелкого производителя, приближения ми­нимальной зарплаты к средней; введения директивно поддерживаемого соот­ношения между бюджетной сферой и основными отраслями экономики.

Соц.справедливость выступает в 2-х формах:

-справедливость обмена

-справедливость распределения.

Экон-я справедл- ть предполагает экон-ю защиту как предпринимателей, так и тех, кто нах-ся за пределами непосредственно рыночно-производственной деятельности(тех, кто еще не успел вступить в производственные отношения- дети, или не могут в них вступить по объективным причинам – инвалиды, тех, кто ушел из производства по возрасту или в связи с утратой трудоспособности).

В сфере экономики спра­ведливость ассоциируется с двумя полюсами «теории богатства» —частной и общественной собственностью. Она выражается в двух формах. С одной стороны, это рыночный механизм распределения, а с другой — государственный механизм регулирования.

Принцип общественной целесообразности – предполагает, что контингент защищаемых в обществе д. б. строго ограничен теми категориями нас-я, к-е полностью или частично лишены способности к труду и самообеспечению (на практике реализ-ся ч/з с/му адресной соц. помощи).

Принцип экономической эффективности –отражает оптимальное соотношение объема социальных расходов и размера отчислений на их финансирование. Отчисления на финансирование соц.сферы должны соотноситься со всеми макроэк-ми пок-ми: ВВП, фондом оплаты труда, доходами нас-я. Превышение оптимальной величины отчислений на соц. нужды провоцирует снижение эффек-ти общест-го производства.

Кроме того, этот принцип состоит в оптимальном соотношении м/ду соц.выплатами и зарплатой. Размер соц.пособий не должен создавать ситуацию, к/да получение пособия предпочтительнее получения зарплаты. Достигается это оптимальным соотношением пособий к законодательно устанавливаемой миним-ой оплате труда.

Принцип приоритета гос-х начал в сзн –именно гос-во выступает главным гарантом экон-го обеспечения социально достаточного уровня жизни тем, кто не м. сделать этого сам-но в силу объективных причин.

В большинстве слчаев средства сзн представлены 2 осн. категориями:

1) постоянно действующие ограничители, не позволяющие рыночным эффектам достичь соц-но опасного уровня.(гос-во регулирует МРОТ, ставки налогообложения, гарант-т минимум бесплатного образования и медобслуж-я).

2) с/ма соц.компенсаций в виде льгот, субсидий, рассрочек, бесплатных или частично оплачиваемых услуг.

Принцип экон-ой самостоятельности местных органов –предполагает разграничение экон-х полномочий субъектов федерального и местного уровня. Соц. пособия и др. выплаты д. гарантир-ся в миним. размерах на федеральном уровне, а все выплаты сверх того- из местного б/та и местных фондов соц.страхования, ч/бы нас-е региона и его администрация были заинтересованы в развитии эк-ки региона и его самообеспечении.

Важное значение имеют т/же принципы:

- трудовой мотивации оплаты труда;

-повышения качества жизни;

-возрастания потребностей и др.

На всех этих принципах основана с\ма сзн как с\ма, пронизывающая все уровни гос-ва. Принципы направлены на сохранение пропорций м/ду сферами производства и потребления.

Система сзн в РФ не вошла еще полностью в рыночные отношения. Гос-во остается ее собственником в форме федеральной, республиканской и муниципальной собственности. По этой причине экономика учреждений и п\п сзн регулируется управляющим воздействием сверху вниз. Взаимосвязи м/ду элементами с/мы как экон-ми субъектами, подчиняются принципам планирования, демократического централизма и, частично, хозрасчета.

Предприятиям предписываются категории обслуживаемых, ограничивается ассортимент услуг, определяются размеры финансовых, кадровых и др. ресурсов.

Обращенность соц,работы к конкретной личности обуславливает проблему поиска наиболее эффективных приемов, методов, технологий; правильность применения к-х оценивается достижением наиб. соц-го эффекта для клиента и общ-ва при оптимальных затратах экон-х средств.

Методы экономической деятельности в сфере социальной работы это способы достижения социальных целей на основе объективных экономических принципов.

Экон-е методы соц.работы воздействуют след-м образом:

1) побуждая личность к самореализации ее потенциальных возможностей и самообеспечению;

2) оказывая чел-ку, семье, группе конкретную соц-но-эк-ю поддержку в кризисной ситуации.

Правильность применения экономических методов в технологии социальной работы определяется степенью их эффективности, т. е. достижением наибольшего социального эффекта для клиента и общества при оптимальных затратах экономических средств.

На государственном уровне социально-экономические методы позволяют раскрывать личностный потенциал к самообеспеченно­сти, необходимость экономической поддержки тех, кто лишен такой возможности, посредством создания правовых и экономических условий, стимулирующих трудоспособную часть общества к обес­печению благосостояния — своего, своей семьи и всего общества.

Основные экономические методы социальной работы:

1. Введение системы минимальных социально-экономических гарантий — предусмотренных законом обязательств государства, направленных на реализацию конституционных прав граждан: минимальный размер оплаты труда, прожиточный минимум, став­ка первого разряда тарифной сетки по оплате бюджетников и др.

2. Индексация доходов — пересчет и изменение денежных до­ходов населения (зарплаты, пенсии, стипендий, пособий) с учетом динамики розничных цен. Индексация служит способом социаль­ной защиты населения от инфляции и частично или полностью компенсирует потери населения в доходах. Путем индексации под­держивается покупательная способность населения и средние ре­альные доходы людей.

3. Компенсация расходов — выплаты, призванные компенсиро­вать возмещение потерь. Применяются в отдельные периоды для сохранения уровня обеспечения пенсиями и пособиями. Компен­сации выплачиваются различным социальным группам населения органами власти в связи с ожидаемым или прошедшим ростом цен на потребительские товары или тарифы на услуги. Кроме того, компенсация может быть обусловлена катастрофами природного или антропогенного характера, затратами в связи с рождением де­тей, уходом за инвалидами.

4. Система льгот — преимущества, дополнительные права, пре­доставляемые определенным категориям граждан или отдельным организациям, регионам и т. п. В целях социальной защиты при­меняются такие социально-экономические методы, как система адресных льгот отдельным категориям граждан, предоставляемая по решению государственных органов. (Такие льготы, например, определены законом от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» — бесплатный или частично оплачиваемый проезд, льготы на сниже­ние оплаты за телефон и электричество и т. п.).

5. Система пособий — денежная помощь, оказываемая государст­вом лицам, находящимся в тяжелом экономическом положении. Так, пособия выплачиваются на каждого ребенка из семьи, где сред­недушевой доход не достигает прожиточного минимума в регионе; лицам, официально зарегистрированным как безработные; едино­временные пособия при рождении детей; ритуальные пособия и др. Выплата пособий и льгот должна быть индивидуально адресной и предоставляться на основе принципов общественной целесооб­разности и экономической эффективности — тем, кто объективно не может трудиться и жить на доходы от своей деятельности.

Необходимо осознать, что обеспечить социальную защищенность всего населения невозможно. Мировая практика показывает, что никакое богатое государство не может экономически поддержать более 5—10 % своего населения. Поэтому политика государства долж­на быть направлена на создание правовых условий, стимулирующих рост собственников, замену разрешительного принципа открытия желающими своего дела принципом регистрационным.

При отнесении тех или иных семей, индивидов к категории получателей пособий и льгот следует учитывать не только их теку­щие денежные доходы, но и экономический потенциал, накоплен­ный в виде движимого и недвижимого имущества, счета в банке и так называемый имущественный ценз — показатель, характеризу­ющий количество имущества (в натуральном или денежном выра­жении), принадлежащего данному лицу.

К числу методов социально-экономической поддержки относится оказание единовременной натуральной, в том числе продуктовой, помощи, субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг и др. В законе от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной со­циальной помощи» дано определение основных мето­дов экономической поддержки:

- государственная социальная помощь — предоставление мало­имущим семьям или малоимущим одиноко проживающим гражда­нам за счет средств соответствующих бюджетов социальных посо­бий, субсидий, компенсаций, жизненно необходимых товаров;

- социальное пособие — безвозмездное предоставление гражда­нам определенной денежной суммы за счет средств соответству­ющих бюджетов;

- субсидия — имеющая целевое назначение оплата предостав­ленных гражданам материальных благ или оказываемых услуг;

- компенсация — возмещение гражданам произведенных ими расходов, установленных законодательством.

Источниками оказания государственной социальной помощи являются средства бюджетов всех уровней: федерального, субъек­тов Российской Федерации и местных.

Государственная социальная помощь может оказываться единовременно или на период не ме­нее трех лет. Получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи и малоимущие одиноко проживаю­щие граждане, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, уста­новленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Государственная социальная помощь назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо месту пребывания субъекта помощи. Оказываемая помощь назна­чается на основании заявления в письменной форме, в котором заявителем указываются сведения о составе семьи, доходах, при­надлежащем ему (его семье) имущества на праве собственности. Предоставленные заявителем сведения могут быть подтверждены или опровергнуты посредством дополнительной проверки (комис­сионного обследования), проводимой органом социальной зашиты населения самостоятельно. В случае предоставления заявителем недостоверных сведений ему отказывают в назначении государственной социальной помощи.

При осуществлении социально-экономического планирования могут использоваться также следующие методы:

1. Метод нормативного анализа - изуч-е и опред-е научно-обоснованных соц-но-эк-х стандартов и нормативов (допустимого уровня безработицы и бедности, оптимального размера пенсий и пособий).

2. Метод позитивного анализа - изучение взаимосвязей экон-х явлений (м/ду ростом цен и снижением жизненного уровня нас-я).

3. Метод экон-го эксперимента дает возм-ть рассчитать эфф-ть моделей соц.поддержки.

Выбор экон-х методов зависит от объективной ситуации, ресурсного обеспечения, квалификации спец-тов на всех уровнях сзн.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: