Принципы экономики соц. работы – это научно обоснованные, проверенные на практике положения о формах и методах экономической деятельности предприятий и учреждений системы сзн.
Посредством принципов теоретические положения соотносятся с практикой социальной работы. Социальная работа тесно связана с проблемами общественного развития. Ее характер, содержание, формы и методы неотделимы от экономического, социального, духовно-нравственного состояния общества. Являясь действующим в системе общественных отношений социальным институтом, социальная работа участвует в их урегулировании, в осуществлении функций, обеспечивающих жизнедеятельность, как отдельного человека, так и общества в целом, основываясь на принципах научности, объективности, историзма и гносеологического подхода, гуманизма, законности, доступности, активизации и опоры на собственные силы, толерантности и др.
Для эк-ки соц. работы характерны как общие принципы функционирования соц.сферы, так и специфические.
Принцип гуманизма – предполагает признание человека высшей ценностью, защиту его достоинств и гражданских прав, создание условий для всестороннего проявления способностей личности.
Принцип социальной справедливости - реализуется в виде справедливой цены труда, справедливого дохода мелкого производителя, приближения минимальной зарплаты к средней; введения директивно поддерживаемого соотношения между бюджетной сферой и основными отраслями экономики.
Соц.справедливость выступает в 2-х формах:
-справедливость обмена
-справедливость распределения.
Экон-я справедл- ть предполагает экон-ю защиту как предпринимателей, так и тех, кто нах-ся за пределами непосредственно рыночно-производственной деятельности(тех, кто еще не успел вступить в производственные отношения- дети, или не могут в них вступить по объективным причинам – инвалиды, тех, кто ушел из производства по возрасту или в связи с утратой трудоспособности).
|
В сфере экономики справедливость ассоциируется с двумя полюсами «теории богатства» —частной и общественной собственностью. Она выражается в двух формах. С одной стороны, это рыночный механизм распределения, а с другой — государственный механизм регулирования.
Принцип общественной целесообразности – предполагает, что контингент защищаемых в обществе д. б. строго ограничен теми категориями нас-я, к-е полностью или частично лишены способности к труду и самообеспечению (на практике реализ-ся ч/з с/му адресной соц. помощи).
Принцип экономической эффективности –отражает оптимальное соотношение объема социальных расходов и размера отчислений на их финансирование. Отчисления на финансирование соц.сферы должны соотноситься со всеми макроэк-ми пок-ми: ВВП, фондом оплаты труда, доходами нас-я. Превышение оптимальной величины отчислений на соц. нужды провоцирует снижение эффек-ти общест-го производства.
Кроме того, этот принцип состоит в оптимальном соотношении м/ду соц.выплатами и зарплатой. Размер соц.пособий не должен создавать ситуацию, к/да получение пособия предпочтительнее получения зарплаты. Достигается это оптимальным соотношением пособий к законодательно устанавливаемой миним-ой оплате труда.
Принцип приоритета гос-х начал в сзн –именно гос-во выступает главным гарантом экон-го обеспечения социально достаточного уровня жизни тем, кто не м. сделать этого сам-но в силу объективных причин.
|
В большинстве слчаев средства сзн представлены 2 осн. категориями:
1) постоянно действующие ограничители, не позволяющие рыночным эффектам достичь соц-но опасного уровня.(гос-во регулирует МРОТ, ставки налогообложения, гарант-т минимум бесплатного образования и медобслуж-я).
2) с/ма соц.компенсаций в виде льгот, субсидий, рассрочек, бесплатных или частично оплачиваемых услуг.
Принцип экон-ой самостоятельности местных органов –предполагает разграничение экон-х полномочий субъектов федерального и местного уровня. Соц. пособия и др. выплаты д. гарантир-ся в миним. размерах на федеральном уровне, а все выплаты сверх того- из местного б/та и местных фондов соц.страхования, ч/бы нас-е региона и его администрация были заинтересованы в развитии эк-ки региона и его самообеспечении.
Важное значение имеют т/же принципы:
- трудовой мотивации оплаты труда;
-повышения качества жизни;
-возрастания потребностей и др.
На всех этих принципах основана с\ма сзн как с\ма, пронизывающая все уровни гос-ва. Принципы направлены на сохранение пропорций м/ду сферами производства и потребления.
Система сзн в РФ не вошла еще полностью в рыночные отношения. Гос-во остается ее собственником в форме федеральной, республиканской и муниципальной собственности. По этой причине экономика учреждений и п\п сзн регулируется управляющим воздействием сверху вниз. Взаимосвязи м/ду элементами с/мы как экон-ми субъектами, подчиняются принципам планирования, демократического централизма и, частично, хозрасчета.
|
Предприятиям предписываются категории обслуживаемых, ограничивается ассортимент услуг, определяются размеры финансовых, кадровых и др. ресурсов.
Обращенность соц,работы к конкретной личности обуславливает проблему поиска наиболее эффективных приемов, методов, технологий; правильность применения к-х оценивается достижением наиб. соц-го эффекта для клиента и общ-ва при оптимальных затратах экон-х средств.
Методы экономической деятельности в сфере социальной работы — это способы достижения социальных целей на основе объективных экономических принципов.
Экон-е методы соц.работы воздействуют след-м образом:
1) побуждая личность к самореализации ее потенциальных возможностей и самообеспечению;
2) оказывая чел-ку, семье, группе конкретную соц-но-эк-ю поддержку в кризисной ситуации.
Правильность применения экономических методов в технологии социальной работы определяется степенью их эффективности, т. е. достижением наибольшего социального эффекта для клиента и общества при оптимальных затратах экономических средств.
На государственном уровне социально-экономические методы позволяют раскрывать личностный потенциал к самообеспеченности, необходимость экономической поддержки тех, кто лишен такой возможности, посредством создания правовых и экономических условий, стимулирующих трудоспособную часть общества к обеспечению благосостояния — своего, своей семьи и всего общества.
Основные экономические методы социальной работы:
1. Введение системы минимальных социально-экономических гарантий — предусмотренных законом обязательств государства, направленных на реализацию конституционных прав граждан: минимальный размер оплаты труда, прожиточный минимум, ставка первого разряда тарифной сетки по оплате бюджетников и др.
2. Индексация доходов — пересчет и изменение денежных доходов населения (зарплаты, пенсии, стипендий, пособий) с учетом динамики розничных цен. Индексация служит способом социальной защиты населения от инфляции и частично или полностью компенсирует потери населения в доходах. Путем индексации поддерживается покупательная способность населения и средние реальные доходы людей.
3. Компенсация расходов — выплаты, призванные компенсировать возмещение потерь. Применяются в отдельные периоды для сохранения уровня обеспечения пенсиями и пособиями. Компенсации выплачиваются различным социальным группам населения органами власти в связи с ожидаемым или прошедшим ростом цен на потребительские товары или тарифы на услуги. Кроме того, компенсация может быть обусловлена катастрофами природного или антропогенного характера, затратами в связи с рождением детей, уходом за инвалидами.
4. Система льгот — преимущества, дополнительные права, предоставляемые определенным категориям граждан или отдельным организациям, регионам и т. п. В целях социальной защиты применяются такие социально-экономические методы, как система адресных льгот отдельным категориям граждан, предоставляемая по решению государственных органов. (Такие льготы, например, определены законом от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» — бесплатный или частично оплачиваемый проезд, льготы на снижение оплаты за телефон и электричество и т. п.).
5. Система пособий — денежная помощь, оказываемая государством лицам, находящимся в тяжелом экономическом положении. Так, пособия выплачиваются на каждого ребенка из семьи, где среднедушевой доход не достигает прожиточного минимума в регионе; лицам, официально зарегистрированным как безработные; единовременные пособия при рождении детей; ритуальные пособия и др. Выплата пособий и льгот должна быть индивидуально адресной и предоставляться на основе принципов общественной целесообразности и экономической эффективности — тем, кто объективно не может трудиться и жить на доходы от своей деятельности.
Необходимо осознать, что обеспечить социальную защищенность всего населения невозможно. Мировая практика показывает, что никакое богатое государство не может экономически поддержать более 5—10 % своего населения. Поэтому политика государства должна быть направлена на создание правовых условий, стимулирующих рост собственников, замену разрешительного принципа открытия желающими своего дела принципом регистрационным.
При отнесении тех или иных семей, индивидов к категории получателей пособий и льгот следует учитывать не только их текущие денежные доходы, но и экономический потенциал, накопленный в виде движимого и недвижимого имущества, счета в банке и так называемый имущественный ценз — показатель, характеризующий количество имущества (в натуральном или денежном выражении), принадлежащего данному лицу.
К числу методов социально-экономической поддержки относится оказание единовременной натуральной, в том числе продуктовой, помощи, субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг и др. В законе от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» дано определение основных методов экономической поддержки:
- государственная социальная помощь — предоставление малоимущим семьям или малоимущим одиноко проживающим гражданам за счет средств соответствующих бюджетов социальных пособий, субсидий, компенсаций, жизненно необходимых товаров;
- социальное пособие — безвозмездное предоставление гражданам определенной денежной суммы за счет средств соответствующих бюджетов;
- субсидия — имеющая целевое назначение оплата предоставленных гражданам материальных благ или оказываемых услуг;
- компенсация — возмещение гражданам произведенных ими расходов, установленных законодательством.
Источниками оказания государственной социальной помощи являются средства бюджетов всех уровней: федерального, субъектов Российской Федерации и местных.
Государственная социальная помощь может оказываться единовременно или на период не менее трех лет. Получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи и малоимущие одиноко проживающие граждане, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Государственная социальная помощь назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо месту пребывания субъекта помощи. Оказываемая помощь назначается на основании заявления в письменной форме, в котором заявителем указываются сведения о составе семьи, доходах, принадлежащем ему (его семье) имущества на праве собственности. Предоставленные заявителем сведения могут быть подтверждены или опровергнуты посредством дополнительной проверки (комиссионного обследования), проводимой органом социальной зашиты населения самостоятельно. В случае предоставления заявителем недостоверных сведений ему отказывают в назначении государственной социальной помощи.
При осуществлении социально-экономического планирования могут использоваться также следующие методы:
1. Метод нормативного анализа - изуч-е и опред-е научно-обоснованных соц-но-эк-х стандартов и нормативов (допустимого уровня безработицы и бедности, оптимального размера пенсий и пособий).
2. Метод позитивного анализа - изучение взаимосвязей экон-х явлений (м/ду ростом цен и снижением жизненного уровня нас-я).
3. Метод экон-го эксперимента дает возм-ть рассчитать эфф-ть моделей соц.поддержки.
Выбор экон-х методов зависит от объективной ситуации, ресурсного обеспечения, квалификации спец-тов на всех уровнях сзн.