Вопрос 1. Понятие и показатели уровня и качества жизни.
Важнейшей программной задачей социальной политики Российского государства является повышение уровня жизни граждан. Для ее решения разрабатывается стратегия социально- экономического развития России до 2010 г.
Ориентиром для социально-экономической политики, а соответственно и для социальной работы, является определенная система измерителей, или индикаторов: нижние, пороговые, значения, переход за которые ведет к социальной напряженности, а в последующем — к угрозе экономической и общественной безопасности, и верхние, в том числе минимальные, с поэтапным выходом на рациональные социальные стандарты уровня и качества жизни граждан.
Определив такие верхние и нижние ориентиры, индикаторы, или стандарты, уровня жизни, можно посредством системы генеральных или иных соглашений и коллективных договоров, законов и других нормативных актов, бюджетов и экономических рычагов достичь заданных результатов.
К этим социальным измерителям ученые относят:
- величину доходов (в том числе заработной платы, пенсий, стипендий, пособий), прожиточного минимума;
- индекс потребительских цен;
- задолженность по заработной плате;
- уровень безработицы;
- соотношение доходов наиболее и наименее обеспеченного населения и др.
Пороговым значением, фиксирующим возможность появления социальных конфликтов, как показывает мировой опыт, является недовольство 30 % населения своим жизненным уровнем. Сюда входит примерно 10 % тех, кто имеет доход ниже прожиточного минимума, и 20 % тех, у кого доход превышает на 40 — 50 % минимум; вместе они составляют группу социального недовольства. По среднемесячным доходам пороговые значения определяются по отношению к прожиточному минимуму и не должны превышать 2,5, а пороговое значение размера пенсии — 1,5. В России эти пороги давно превышены. Так же определяется пороговое значение разрыва между доходами 10 % богатых и 10 % бедных, который не должен превышать соотношений от 8:1 до 10:1. В настоящее время в нашей стране этот разрыв превышен почти вдвое.
Следует отметить, что совокупные доходы общества в целом и каждого из его членов справедливо оцениваются как показатели экономического благосостояния.
При формировании системы минимальных гос-х стандартов уровня жизни населения на первое место выдвигается задача утверждения на гос-м уровне минимума материальной обеспеченности и материального благосостояния.
Благосостояние – это обеспеченность населения необходимыми материальными и духовными благами, т. е.предметами, услугами и условиями, удовлетворяющими определенные человеческие потребности.
Есть и другие определения.
1. Благосостояние — это состояние физического здоровья, эмоционального комфорта и экономической безопасности, а также усилия общества по оказанию помощи своим гражданам в достижении этого состояния.
2. Благосостояние — это обеспеченность населения необходимыми для жизни материальными и духовными благами; характеризуется уровнем и динамикой доходов, потреблением материальных благ, обеспеченностью жильем, коммунальными, бытовыми, транспортными и другими услугами, развитием просвещения, здравоохранения, культурного обслуживания, социального обеспечения, социального страхования, продолжительностью рабочего дня свободного времени.
Благосостояние населения зависит от уровня развития производительных сил и характера господствующих производственных отношений. Оно характеризуется:
1) уровнем и качеством жизни;
2) обеспечением конституционных прав населения;
3) степенью участия в управлении гос-вом;
4) средней продолжительностью жизни.
Уровень жизни - это потребление населением материальных и духовных благ и степень удовлетворения потребностей в этих благах на данной ступени развития общест-го пр-ва. Он зависит от таких количественных качественных показателей как:
1) уровень и структура потребления товаров и услуг;
2) уровень и динамика цен на основные предметы потребления, тарифов коммунальных и транспортных услуг;
3) продолжительность рабочего дня и рабочей недели;
4) условия труда;
5) жилищные условия;
6) объем выплат и льгот из общест-х фондов потребления
7) развитие соц-й инфраструктуры в общ-ве.
Уровень жизни характеризует состояние и развитие потребностей граждан в материальных, духовных и социальных благах и степень удовлетворения этих потребностей.
Системообразующей основой понятия «уровень жизни» являются разнообразные человеческие потребности, возникающие и реализующиеся в сфере потребления.
В систему потребностей входят: абсолютные, действительные и платежеспособные потребности.
Абсолютные потребности безграничны. Действительные потребности соответствуют возможностям развития общественного производства и господствующим в обществе социально-экономическим и идеологическим отношениям. Их можно выразить в физиологических и рациональных нормах потребления продуктов питания, одежды, обуви, предметов домашнего обихода, услуг и т.д.
Платежеспособные потребности — это потребности, обеспеченные денежным эквивалентом и ограниченные платежеспособными возможностями потребителей.
Соотношение удовлетворенного спроса с нормами потребления характеризует степень удовлетворения потребностей на определенном этапе развития общества. При этом решающую роль играют такие экономические факторы, как цена и доходы потребителей.
В соответствии с систематикой потребностей выделяют следующие основные компоненты уровня жизни: здоровье, питание, одежда, жилище, образование, условия культурного развития, здравоохранение, условия труда, социально-бытовая обстановка (учитываются забастовки и трудовые конфликты), занятость, преступления и т.д., а также качество окружающей среды. Каждый из компонентов уровня жизни обеспечивается потреблением товаров и услуг.
Следует отметить, что потребности людей разнообразны. Они зависят от возраста, пола, социального статуса, культурного уровня и других личностных качеств человека, а также от природно-климатических условий, исторических и национальных особенностей и традиций, экономических ресурсов, социальной обстановки на территории проживания и деятельности.
Таким образом, уровень жизни является важнейшим обобщающим социальным показателем, дающим представление о благосостоянии общества в целом, основных социально-демографических групп населения либо отдельных граждан и их семей, позволяющим оценить эффективность социально-экономической политики государства. Уровень жизни как экономическая категория характеризуется преимущественно количественными показателями. Система показателей уровня жизни, рекомендуемая ООН, включает широкий круг характеристик условий жизни, в том числе показатели:
- рождаемость, смертность и другие демографические характеристики;
- санитарно-гигиенические условия жизни;
- потребление продовольственных товаров;
- жилищные условия;
- образование и культуру;
- условия труда и занятость;
- доходы и расходы населения;
- стоимость жизни и потребительские цены;
- транспортные средства;
- организацию отдыха;
- социальное обеспечение;
- свободу человека.
Наряду с этими показателями для оценки и исчисления уровня жизни выделяют ряд информационных показателей, не являющихся, по мнению экспертов, непосредственными характеристиками уровня жизни. В их число входят национальный доход и валовой внутренний продукт в расчете на душу населения.
Степень удовлетворения потребностей человека характеризует уровень качества его жизни и во многом определяется такими экономическими понятиями, как семейный бюджет, или доход семьи, или бюджет домашнего хозяйства.
Социально-экономические индикаторы уровня жизни населения формируются на основе статистических данных, характ-х объем, состав, основные тенденции использования и распределения м/ду отдельными группами денежных доходов населения, а т/же с привлечением др. данных, отражающих конечный результат экон-й и соц-й политики в областях, связ-х с различными сторонами повышения благосостояния населения.
Показатели, характеризующие и обуславливающие уровень жизни населения, условно объединяются в 6 групп – для оценки:
1) Производства – пок-ли национально дохода страны, валового внутреннего продукта, их использование;
2) Потребностей – обобщенные показатели доходов и расходов населения, состава и объема продовольственной корзины;
3) Уровня потребления – пок-ли поребл-я нас-м матер-х благ и услуг, в т.ч. обеспеченность жильем;
4) Культурно-бытовых условий жизни – пок-ли образования и культуры;
5) Социальных условий жизни – пок-ли занятости и бюджета времени населения;
6) Демографических последствий роста уровня жизни - пок-ли численности, состава и воспроизводства населения.
Обобщающий показатель уровня жизни - реальные доходы населения, то есть, количество материальных благ, которое м.б. приобретено на эти доходы и использовано в прцессе получения платных и бесплатных услуг.
Реальные доходы исчисляются на основе конечных доходов населения, полученных за тот или иной период времени, за вычетом из них уплачиваемых налогов и различных взносов.
Уровень реальных доходов населения за определенный период зависит от динамики конечных доходов и ее тенденции к увеличению (снижению), от изменения индексов цен на предметы потребления и услуги за этот период. Он может быть т/же исчислен на душу населения.
Эти пок-ли в известной степени соответствуют м/дунар-м параметрам. В
Конвенции Международной организации труда «Об основных целях и нормах социальной политики» отмечается,что «каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, который:
1)Обеспечивает поддержание здоровья и благосостояния, включая пищу, одежду, медицинский уход, соц. обеспечение;
2) Реализует право на обеспечение в случае безработицы, инвалидности, вдовства, др. случаев утраты средств к существованию.
В 90-е г.г. ООН стала исчислять совокупный индекс развития человеческого потенциала, в котором учитываются по странам предполагаемая при рождении продолжительность жизни, уровень грамотности взрослого населения, средний коэффициент приема в учебные заведения, доход на душу населения (по паритету покупательной способности в долларах). В конце XX в. ООН предложила оценивать рейтинг стран по совокупному индексу развития человеческого потенциала (ИРЧЛ). Это интегральный показатель не только уровня жизни, но и экономики в целом, включающий три компонента:
1) уровень здоровья;
2) уровень образования;
3) уровень производства.
В нем учитываются:
- предполагаемая при рождении продолжительность жизни;
- уровень грамотности взрослого населения;
- средний коэффициент приема в учебные заведения;
- доход ВВП на душу населения (по паритету покупательной способности в тыс. долларов). В программе развития ООН предложен обобщающий индикатор уровня жизни, который исчисляется как средняя из трех величин – валового внутреннего продукта на душу населения с учетом порога бедности; ожидаемой продолжительности жизни и уровня образования населения в возрасте 25 лет и старше.
Понятие термина «качество жизни» более узкое, оно охватывает различные стороны жизни человека без экон-х показателей (ощущение покоя, комфортности, стабильности; наличие свободного времени и возможности успешно его использовать; природно-климатические условия; соблюдение прав личности и т.п.).
Частные индикаторы, хар-е наиболее значимые аспекты качества жизни:
1) Обеспеченность населения платными товарами и услугами (число прожиточных минимумов на 1 жителя); услугами нерыночного характера, предназначенными для индивидуального потребления; продукцией собственного производства (число потребительских корзин на 1 жителя).
2) Возможность населения делать накопления (число прожиточных минимумов на 1 жителя).
3) Уровень фактического конечного потребления населения(число прожиточных минимумов)
4) Уровень обеспеченности населения жильем, м/ чел.
5) Уровень благоустройства жилья (отопление, канализация, водопровод), %
6) Уровень обеспеченности населения автомобилями, шт\ тыс.чел.
7) Уровень безработицы, %
8) Уровень преступности, %
9) Уровень бедности,%
10)Экологический фактор, тыс. т выбросов
11)Природно-климатический фактор, разы.
Социальные нормы – показатели, хар – е качество жизни населения. Обязанностью гос-ой власти является разработка социальных стандартов для здравоохранения, образования, сзн, культуры, СМИ, ЖКХ, городского транспорта и др.
Вопрос 2. Характеристика экономической дифференциации населения РФ и Оренбургской области.
В условиях перехода к рынку наряду с традиционными видами доходов (зарплата, премии., надбавки, доплаты, пенсии, стипендии ит.п.) появились новые, связанные с доходами от собственности и предпринимательской деятельности., доля кот – х в совокупном доходе возрастает.
Сложность настоящего момента в РФ состоит в том, что сущ – т большая разница в доходах населения по различным регионам страны.
Система сзн в советский период была основана на преимущественном использовании общественных фондов потребления через систему гос- х дотаций. В усл- х рынка самообеспечение индивидом себя и своей семьи стан-ся определяющим.
В ходе экон-х реформ уровень жизни официально снизился в 2 раза. Это сопровождается усиливающейся дифференциацией населения.
Социоэкономический статус — это статус индивида, определяемый совокупностью различных социальных и экономических показателей: доходом, социальным происхождением, образованием, профессиональным престижем.
Однако определяющим фактором дифференциации все более становится уровень доходов и наличие собственности.
Экономический статус – это уровень экон-го положения индивида, социальной или демографической группы населения, определяемый по доходам. Различается э кономический статус отдельного человека, семьи или общности, страны в целом.
Рассматривая изменения экономического статуса отдельных групп населения во времени, можно говорить о динамике экономического расслоения, или экономической стратификации, общества. Термин «стратификация», пришедший из словаря естественных наук, сохранил свой двойной смысл. С одной стороны, это процесс, непрерывно идущий в обществе. С другой стороны, это одновременно и результат процесса изменения экономического положения различных личностей, групп и слоев.
Стратификация – это процесс изменения экон-го положения индивида, групп, слоев. Основными факторами, определяющими экон- ю дифференциацию, яв-ся наличие собственности, источник и уровень доходов.
Степень экон-й дифф-и нас-я хар-т децильный коэффициент – соотношниесредних доходов 10% самого богатого к 10% самого бедного населения. В советский период в стране велась политика выравнивания доходов.
Так децильный коэффициент составлял:
1946 г. – 7,24 1956г. – 4,44 1966г.- 3,26
1980г. - 3,0 1985 г. -5,35 1994г.- 11,2
Независимые эксперты оценивают децильный коэффициент как 1: 50 и выше. Объективно представить экон-ю стратификацию современногого российского общества не представляется возможным ввиду отсутствия законодательства об обязательном декларировании доходов.
Процесс экономического расслоения общества не закончен, он продолжается. Анализ источников получения доходов и их соотношения свидетельствует, что в общей сумме возросла доля доходов от собственности и предпринимательской деятельности. Их в основном получает наиболее богатая прослойка населения и жители крупных городов. Одновременно при возрастании доли доходов от собственности уменьшается доля оплаты труда, а эти выплаты получает основная часть населения.
Причинами различий экономического статуса групп населения стали:
- источник доходов и их уровень;
- распределение работающих по отраслям экономики;
- регион проживания;
- занимаемая должность.
Главной «горячей точкой» общественного развития становится факт неравенства в распределении богатства, собственности, прав и контроля над капиталом. Как следствие этого неравенства — расслоение населения по уровню материальной обеспеченности с поляризацией доходов.
Причиной экономической стратификации является неравенство доходов. Основной показатель бедности есть среднедушевой доход, если он ниже бюджета прожиточного минимума и ниже среднего дохода по региону. Значение этого показателя для социальной работы чрезвычайно важно, ибо он является критерием для определения нормативов в системе адресной социально-экономической поддержки бедных слоев населения. Эта система предполагает:
- ведение систематического анализа семей и их распределение по среднедушевому доходу с учетом социально-экономического потенциала семьи;
- определение нуждающихся в адресной помощи не по категориям населения (пенсионеры, инвалиды, дети и т. п.), а по основному критерию — среднедушевому доходу и его соразмерности с бюджетом прожиточного минимума в регионе создание в регионах условий для предупреждения бедности.
Понятие экономического статуса тесно связано с понятием социальной мобильности. Социальная мобильность — это совокупность социальных перемещений людей в обществе, т. е. изменений их статуса. Существуют два основных типа мобильности: вертикальная и горизонтальная.
Вертикальная социальная мобильность связана с перемещением индивида или группы в системе социальной иерархии, включающая изменение социального статуса. Горизонтальная социальная мобильность — с перемещением индивида или группы в социальной структуре без изменения социального статуса. Изменение экономического статуса, как правило, способствует вертикальной мобильности человека или группы.
Малообеспеченность и нужда стали воспроизводимой устойчивой реальностью для миллионов людей, оказавшихся в экстремальных условиях: не только для безработных, беженцев, многодетных граждан, инвалидов, недееспособных пенсионеров и других, но и для тех, кто ранее обеспечивал себя и семью — для экономически активного населения. Их малообеспеченность и бедность сформировалась из-за того, что стоимость рабочей силы упала настолько, что для большинства работающих людей плата за их труд перестала покрывать даже минимальные средства для содержания семьи.
Определение тех, кто относится к категории бедных, неоднозначно и зависит от избранного метода оценки бедности, которых в мировой практике несколько:
статистический, когда в качестве бедных рассматриваются 10— 20%-ные группы населения с наименьшими совокупными душевыми доходами, или часть этих групп;
нормативный (по нормам питания и иным стандартам минимального потребительского набора), иначе — минимальной потребительской корзины;
метод лишений, рассчитывающий недопотребление важнейших товаров и продуктов;
стратификационный, когда к бедным относятся люди, объективно ограниченные в возможностях самообеспечения: престарелые, инвалиды, дети без родителей, или социальные сироты;
эвристический, или субъективный, ориентирующийся на оценки общественного мнения или оценки самих респондентов в достаточности или недостаточности их уровня жизни;
экономический, определяющий категорию бедных ресурсными возможностями государства, направленными на поддержание их материальной обеспеченности.
Уровень бедности объединяет в себе несколько показателей и в некоторой степени является субъективным, зависящим от того, как государство определит черту бедности.
В зависимости от политических решений черта бедности может произвольно перемещаться вверх или вниз, тем самым изменяя представление о числе бедных.
Особенность настоящего времени состоит в том, что большинство бедных в России — это имеющие детей семьи, как правило, с работающими родителями (при этом многие работают не на одном месте, но в то же время многие из них не получают заработанные деньги вовремя).
Рост благосостояния граждан РФ необходимо добиваться за собственный счет и собственными усилиями.
Рост потребления надо обеспечивать личными доходами. Многое из того, что сейчас достается семьям на льготных условиях, в перспективе придется оплачивать. Существенный рост расходов экономически активного населения будет обусловлен сокращением гос- х гарантий и максимально полной мобилизацией средств граждан на оплату социальных благ и услуг.
Возрастут расходы семей на:
- учебу детей
-поддержание здоровья;
-содержание ЖКХ.
Главным и перспективным содержанием соц-й политики в РФ должна стать система приоритетов и механизмов эффективного использования ресурсов, кот-е ежегодно выделяются на соц-е цели.
Необходимо разграничение двух задач:
-защита от жесткого воздействия рынка нетрудоспособных граждан, нуждающихся в поддержке гос-ва;
-содействие экон-й активизации различных слоев населения, развитию их способности адаптироваться к рынку, реализовать те преимущества, кот-е формир-ся теми экон-ми условиями и выражаются в возможности увеличения трудового вклада и соответственно дохода.
Особенность соврем-го периода закл-ся в изменении модели соц-й политики:
-отказ гос-ва от жесткого регулирования поведения чел-ка в соц-й сфере; набора опред-х соц-х услуг, кот-е получал гражданин;
-разгосударствление соц-й сферы и освобождение гос-ва от функции непосредственного предоставления гражданину соц-х услуг;
-формирование рынка соц-х услуг с возникающей конкуренцией их производителей, реально повышающимся качеством и снижением издержек производства;
-приоритет заявительного принципа, при кот-м граждане, учитывая свое материальное положение, сами обращаются к гос-м органам за определенными услугами на льготной или бесплатной основе;
-необходимость четкого разграничения бесплатности и доступности предоставления соц-х услуг;
-переход от преимущественно соц-й поддержки к преимущественному соц-му страхованию населения с дифференциацией рисков и зависимостью размеров страховых выплат от страховых взносов;
-муниципализация соц-й сферы;
-поэтапное повышение уровня миним-х гос-х гарантий, миним-ой зарплаты, миним-х пенсий и пособий;
-повышение зарплаты работникам б/т-ой сферы, ее регулярная индексация в соотв-и с ростом потребительских цен;
-реализация федеральных целевых программ, нацпроектов.