Характеристика экономической дифференциации населения РФ и Оренбургской области.




Вопрос 1. Понятие и показатели уровня и качества жизни.

 

Важнейшей программной задачей социальной политики Российского го­сударства является повышение уровня жизни граждан. Для ее решения разраба­тывается стратегия социально- экономического развития России до 2010 г.

Ориентиром для социально-экономической политики, а соответ­ственно и для социальной работы, является определенная система измерителей, или индикаторов: нижние, пороговые, значения, пе­реход за которые ведет к социальной напряженности, а в последу­ющем — к угрозе экономической и общественной безопасности, и верхние, в том числе минимальные, с поэтапным выходом на рацио­нальные социальные стандарты уровня и качества жизни граждан.

Определив такие верхние и нижние ориентиры, индикаторы, или стандарты, уровня жизни, можно посредством системы гене­ральных или иных соглашений и коллективных договоров, законов и других нормативных актов, бюджетов и экономических рычагов достичь заданных результатов.

К этим социальным измерителям ученые относят:

- величину доходов (в том числе заработной платы, пенсий, стипендий, пособий), прожиточного минимума;

- индекс потребительских цен;

- задолженность по заработной плате;

- уровень безработицы;

- соотношение доходов наиболее и наименее обеспеченного населения и др.

Пороговым значением, фиксирующим возможность появления социальных конфликтов, как показывает мировой опыт, является недовольство 30 % населения своим жизненным уровнем. Сюда входит примерно 10 % тех, кто имеет доход ниже прожиточного минимума, и 20 % тех, у кого доход превышает на 40 — 50 % мини­мум; вместе они составляют группу социального недовольства. По среднемесячным доходам пороговые значения определяются по отношению к прожиточному минимуму и не должны превышать 2,5, а пороговое значение размера пенсии — 1,5. В России эти пороги давно превышены. Так же определяется пороговое значение разрыва между доходами 10 % богатых и 10 % бедных, который не должен превышать соотношений от 8:1 до 10:1. В настоящее вре­мя в нашей стране этот разрыв превышен почти вдвое.

Следует отметить, что совокупные доходы общества в целом и каждого из его членов справедливо оцениваются как показатели экономического благосостояния.

При формировании системы минимальных гос-х стандартов уровня жизни населе­ния на первое место выдвигается задача утверждения на гос-м уровне мини­мума материальной обеспеченности и материального благосостояния.

Благосостояние – это обеспеченность населения необходимыми матери­альными и духовными благами, т. е.предметами, услугами и условиями, удов­летворяющими определенные человеческие потребности.

Есть и другие определения.

1. Благосостояние — это состояние физического здоровья, эмо­ционального комфорта и экономической безопасности, а также усилия общества по оказанию помощи своим гражданам в дости­жении этого состояния.

2. Благосостояние — это обеспеченность населения необходи­мыми для жизни материальными и духовными благами; характе­ризуется уровнем и динамикой доходов, потреблением материаль­ных благ, обеспеченностью жильем, коммунальными, бытовыми, транспортными и другими услугами, развитием просвещения, здра­воохранения, культурного обслуживания, социального обеспече­ния, социального страхования, продолжительностью рабочего дня свободного времени.

Благосостояние населения зависит от уровня развития производительных сил и характера господствующих производственных отношений. Оно характе­ризуется:

1) уровнем и качеством жизни;

2) обеспечением конституционных прав населения;

3) степенью участия в управлении гос-вом;

4) средней продолжительностью жизни.

Уровень жизни - это потребление населением материальных и духовных благ и степень удовлетворения потребностей в этих благах на данной ступени развития общест-го пр-ва. Он зависит от таких количественных качественных показателей как:

1) уровень и структура потребления товаров и услуг;

2) уровень и динамика цен на основные предметы потребления, тарифов коммунальных и транспортных услуг;

3) продолжительность рабочего дня и рабочей недели;

4) условия труда;

5) жилищные условия;

6) объем выплат и льгот из общест-х фондов потребления

7) развитие соц-й инфраструктуры в общ-ве.

Уровень жизни характеризует состояние и развитие потребно­стей граждан в материальных, духовных и социальных благах и сте­пень удовлетворения этих потребностей.

Системообразующей основой понятия «уровень жизни» являют­ся разнообразные человеческие потребности, возникающие и реа­лизующиеся в сфере потребления.

В систему потребностей входят: абсолютные, действи­тельные и платежеспособные потребности.

Абсолютные потребности безграничны. Действительные потребно­сти соответствуют возможностям развития общественного произ­водства и господствующим в обществе социально-экономическим и идеологическим отношениям. Их можно выразить в физиологи­ческих и рациональных нормах потребления продуктов питания, одежды, обуви, предметов домашнего обихода, услуг и т.д.

Платежеспособные потребности — это потребности, обеспечен­ные денежным эквивалентом и ограниченные платежеспособными возможностями потребителей.

Соотношение удовлетворенного спроса с нормами потребления характеризует степень удовлетворения потребностей на определен­ном этапе развития общества. При этом решающую роль играют такие экономические факторы, как цена и доходы потребителей.

В соответствии с систематикой потребностей выделяют следу­ющие основные компоненты уровня жизни: здоровье, питание, одежда, жилище, образование, условия культурного развития, здраво­охранение, условия труда, социально-бытовая обстановка (учитыва­ются забастовки и трудовые конфликты), занятость, преступления и т.д., а также качество окружающей среды. Каждый из компонен­тов уровня жизни обеспечивается потреблением товаров и услуг.

Следует отметить, что потребности людей разнообразны. Они зависят от возраста, пола, социального статуса, культурного уровня и других личностных качеств человека, а также от природно-кли­матических условий, исторических и национальных особенностей и традиций, экономических ресурсов, социальной обстановки на территории проживания и деятельности.

Таким образом, уровень жизни является важнейшим обобща­ющим социальным показателем, дающим представление о благо­состоянии общества в целом, основных социально-демографических групп населения либо отдельных граждан и их семей, позволяю­щим оценить эффективность социально-экономической политики государства. Уровень жизни как экономическая категория характеризуется преимущественно количественными показателями. Система показателей уровня жизни, рекомендуемая ООН, вклю­чает широкий круг характеристик условий жизни, в том числе по­казатели:

- рождаемость, смертность и другие демографические характе­ристики;

- санитарно-гигиенические условия жизни;

- потребление продовольственных товаров;

- жилищные условия;

- образование и культуру;

- условия труда и занятость;

- доходы и расходы населения;

- стоимость жизни и потребительские цены;

- транспортные средства;

- организацию отдыха;

- социальное обеспечение;

- свободу человека.

Наряду с этими показателями для оценки и исчисления уровня жизни выделяют ряд информационных показателей, не являющих­ся, по мнению экспертов, непосредственными характеристиками уровня жизни. В их число входят национальный доход и валовой внутренний продукт в расчете на душу населения.

Степень удовлетворения потребностей человека характеризует уровень качества его жизни и во многом определяется такими эко­номическими понятиями, как семейный бюджет, или доход семьи, или бюджет домашнего хозяйства.

Социально-экономические индикаторы уровня жизни населения фор­мируются на основе статистических данных, характ-х объем, состав, основные тенденции использования и распределения м/ду отдельными группами денеж­ных доходов населения, а т/же с привлечением др. данных, отражающих конеч­ный результат экон-й и соц-й политики в областях, связ-х с различными сторо­нами повышения благосостояния населения.

Показатели, характеризующие и обуславливающие уровень жизни населения, условно объединяются в 6 групп – для оценки:

1) Производства – пок-ли национально дохода страны, валового внут­реннего продукта, их использование;

2) Потребностей – обобщенные показатели доходов и расходов населе­ния, состава и объема продовольственной корзины;

3) Уровня потребления – пок-ли поребл-я нас-м матер-х благ и услуг, в т.ч. обеспеченность жильем;

4) Культурно-бытовых условий жизни – пок-ли образования и куль­туры;

5) Социальных условий жизни – пок-ли занятости и бюджета времени населения;

6) Демографических последствий роста уровня жизни - пок-ли числен­ности, состава и воспроизводства населения.

Обобщающий показатель уровня жизни - реальные доходы населения, то есть, количество материальных благ, которое м.б. приобретено на эти до­ходы и использовано в прцессе получения платных и бесплатных услуг.

Реальные доходы исчисляются на основе конечных доходов населения, полученных за тот или иной период времени, за вычетом из них уплачиваемых налогов и различных взносов.

Уровень реальных доходов населения за определенный период зависит от динамики конечных доходов и ее тенденции к увеличению (снижению), от из­менения индексов цен на предметы потребления и услуги за этот период. Он может быть т/же исчислен на душу населения.

Эти пок-ли в известной степени соответствуют м/дунар-м параметрам. В

Конвенции Международной организации труда «Об основных целях и нормах социальной политики» отмечается,что «каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, который:

1)Обеспечивает поддержание здоровья и благосостояния, включая пищу, одежду, медицинский уход, соц. обеспечение;

2) Реализует право на обеспечение в случае безработицы, инвалидно­сти, вдовства, др. случаев утраты средств к существованию.

В 90-е г.г. ООН стала исчислять совокупный индекс развития человече­ского потенциала, в котором учитываются по странам предполагаемая при ро­ждении продолжительность жизни, уровень грамотности взрослого населения, средний коэффициент приема в учебные заведения, доход на душу населения (по паритету покупательной способности в долларах). В конце XX в. ООН предложила оценивать рейтинг стран по совокупному индексу развития человеческого потенциала (ИРЧЛ). Это интегральный показатель не только уровня жизни, но и эко­номики в целом, включающий три компонента:

1) уровень здоровья;

2) уровень образования;

3) уровень производства.

В нем учитываются:

- предполагаемая при рождении продолжительность жизни;

- уровень грамотности взрослого населения;

- средний коэффициент приема в учебные заведения;

- доход ВВП на душу населения (по паритету покупательной способности в тыс. долларов). В программе развития ООН предложен обобщающий индикатор уровня жизни, который исчисляется как средняя из трех величин – валового внутрен­него продукта на душу населения с учетом порога бедности; ожидаемой про­должительности жизни и уровня образования населения в возрасте 25 лет и старше.

Понятие термина «качество жизни» более узкое, оно охватывает раз­личные стороны жизни человека без экон-х показателей (ощущение покоя, комфортности, стабильности; наличие свободного времени и возможности ус­пешно его использовать; природно-климатические условия; соблюдение прав личности и т.п.).

Частные индикаторы, хар-е наиболее значимые аспекты качества жизни:

1) Обеспеченность населения платными товарами и услугами (число прожи­точных минимумов на 1 жителя); услугами нерыночного характера, пред­назначенными для индивидуального потребления; продукцией собствен­ного производства (число потребительских корзин на 1 жителя).

2) Возможность населения делать накопления (число прожиточных миниму­мов на 1 жителя).

3) Уровень фактического конечного потребления населения(число прожиточ­ных минимумов)

4) Уровень обеспеченности населения жильем, м/ чел.

5) Уровень благоустройства жилья (отопление, канализация, водопровод), %

6) Уровень обеспеченности населения автомобилями, шт\ тыс.чел.

7) Уровень безработицы, %

8) Уровень преступности, %

9) Уровень бедности,%

10)Экологический фактор, тыс. т выбросов

11)Природно-климатический фактор, разы.

Социальные нормы – показатели, хар – е качество жизни населения. Обязанностью гос-ой власти является разработка социальных стандартов для здравоохранения, образования, сзн, культуры, СМИ, ЖКХ, городского транс­порта и др.

Вопрос 2. Характеристика экономической дифференциации населе­ния РФ и Оренбургской области.

В условиях перехода к рынку наряду с традиционными видами доходов (зарплата, премии., надбавки, доплаты, пенсии, стипендии ит.п.) появились но­вые, связанные с доходами от собственности и предпринимательской деятель­ности., доля кот – х в совокупном доходе возрастает.

Сложность настоящего момента в РФ состоит в том, что сущ – т боль­шая разница в доходах населения по различным регионам страны.

Система сзн в советский период была основана на преимущественном использовании общественных фондов потребления через систему гос- х дота­ций. В усл- х рынка самообеспечение индивидом себя и своей семьи стан-ся определяющим.

В ходе экон-х реформ уровень жизни официально снизился в 2 раза. Это сопровождается усиливающейся дифференциацией населения.

Социоэкономический статус это статус индивида, определяемый совокупностью различных со­циальных и экономических показателей: доходом, социальным происхождением, образованием, профессиональным престижем.

Однако определяющим фактором дифференциации все более становится уровень доходов и наличие собственности.

Экономический статус – это уровень экон-го положения индивида, со­циальной или демографической группы населения, определяемый по доходам. Различается э кономический статус отдельного человека, семьи или общности, страны в целом.

Рассматривая изменения экономи­ческого статуса отдельных групп населения во времени, можно говорить о динамике экономического расслоения, или экономи­ческой стратификации, общества. Термин «стратификация», при­шедший из словаря естественных наук, сохранил свой двойной смысл. С одной стороны, это процесс, непрерывно идущий в об­ществе. С другой стороны, это одновременно и результат процесса изменения экономического положения различных личностей, групп и слоев.

Стратификация – это процесс изменения экон-го положения индивида, групп, слоев. Основными факторами, определяющими экон- ю дифференциацию, яв-ся наличие собст­венности, источник и уровень доходов.

Степень экон-й дифф-и нас-я хар-т децильный коэффициент – соот­ношниесредних доходов 10% самого богатого к 10% самого бедного населе­ния. В советский период в стране велась политика выравнивания доходов.

Так децильный коэффициент составлял:

1946 г. – 7,24 1956г. – 4,44 1966г.- 3,26

1980г. - 3,0 1985 г. -5,35 1994г.- 11,2

 

Независимые эксперты оценивают децильный коэффициент как 1: 50 и выше. Объективно представить экон-ю стратификацию современногого рос­сийского общества не представляется возможным ввиду отсутствия законода­тельства об обязательном декларировании доходов.

Процесс экономического расслоения общества не закончен, он продолжается. Анализ источников получения доходов и их соотно­шения свидетельствует, что в общей сумме возросла доля доходов от собственности и предпринимательской деятельности. Их в основ­ном получает наиболее богатая прослойка населения и жители круп­ных городов. Одновременно при возрастании доли доходов от соб­ственности уменьшается доля оплаты труда, а эти выплаты полу­чает основная часть населения.

Причинами различий экономического статуса групп населения стали:

- источник доходов и их уровень;

- распределение работающих по отраслям экономики;

- регион проживания;

- занимаемая должность.

Главной «горячей точкой» общественного развития становится факт неравенства в распределении богатства, собственности, прав и контроля над капиталом. Как следствие этого неравенства — расслоение населения по уровню материальной обеспеченности с поляризацией доходов.

Причиной экономической стратификации является неравенство доходов. Основной показатель бедности есть среднедушевой доход, если он ниже бюджета прожиточного минимума и ниже среднего дохода по региону. Значение этого показателя для социальной ра­боты чрезвычайно важно, ибо он является критерием для опреде­ления нормативов в системе адресной социально-экономической поддержки бедных слоев населения. Эта система предполагает:

- ведение систематического анализа семей и их распределение по среднедушевому доходу с учетом социально-экономического потенциала семьи;

- определение нуждающихся в адресной помощи не по катего­риям населения (пенсионеры, инвалиды, дети и т. п.), а по основ­ному критерию — среднедушевому доходу и его соразмерности с бюджетом прожиточного минимума в регионе создание в регионах условий для предупреждения бедности.

Понятие экономического статуса тесно связано с понятием со­циальной мобильности. Социальная мобильность — это совокуп­ность социальных перемещений людей в обществе, т. е. изменений их статуса. Существуют два основных типа мобильности: верти­кальная и горизонтальная.

Вертикальная социальная мобильность связана с перемещением индивида или группы в системе социальной иерархии, включаю­щая изменение социального статуса. Горизонтальная социальная мобильность с перемещением индивида или группы в социаль­ной структуре без изменения социального статуса. Изменение эко­номического статуса, как правило, способствует вертикальной мо­бильности человека или группы.

Малообеспеченность и нужда стали воспроизводимой устойчи­вой реальностью для миллионов людей, оказавшихся в экстремаль­ных условиях: не только для безработных, беженцев, многодетных граждан, инвалидов, недееспособных пенсионеров и других, но и для тех, кто ранее обеспечивал себя и семью — для экономически активного населения. Их малообеспеченность и бедность сформи­ровалась из-за того, что стоимость рабочей силы упала настолько, что для большинства работающих людей плата за их труд переста­ла покрывать даже минимальные средства для содержания семьи.

Определение тех, кто относится к категории бедных, неодно­значно и зависит от избранного метода оценки бедности, которых в мировой практике несколько:

статистический, когда в качестве бедных рассматриваются 10— 20%-ные группы населения с наименьшими совокупными душевы­ми доходами, или часть этих групп;

нормативный (по нормам питания и иным стандартам мини­мального потребительского набора), иначе — минимальной потре­бительской корзины;

метод лишений, рассчитывающий недопотребление важнейших товаров и продуктов;

стратификационный, когда к бедным относятся люди, объектив­но ограниченные в возможностях самообеспечения: престарелые, инвалиды, дети без родителей, или социальные сироты;

эвристический, или субъективный, ориентирующийся на оценки общественного мнения или оценки самих респондентов в до­статочности или недостаточности их уровня жизни;

экономический, определяющий категорию бедных ресурсными возможностями государства, направленными на поддержание их материальной обеспеченности.

Уровень бедности объединяет в себе несколько показателей и в некоторой степени является субъективным, зависящим от того, как государство определит черту бедности.

В зависимости от политических решений черта бедности может произвольно перемещаться вверх или вниз, тем самым изменяя представление о числе бедных.

Особенность настоящего времени состоит в том, что большин­ство бедных в России — это имеющие детей семьи, как правило, с работающими родителями (при этом многие работают не на одном месте, но в то же время многие из них не получают заработанные деньги вовремя).

Рост благосостояния граждан РФ необходимо добиваться за собственный счет и собственными усилиями.

Рост потребления надо обеспечивать личными доходами. Многое из того, что сейчас достается семьям на льготных условиях, в перспективе придется оп­лачивать. Существенный рост расходов экономически активного населения будет обусловлен сокращением гос- х гарантий и максимально полной мобили­зацией средств граждан на оплату социальных благ и услуг.

Возрастут расходы семей на:

- учебу детей

-поддержание здоровья;

-содержание ЖКХ.

Главным и перспективным содержанием соц-й политики в РФ должна стать система приоритетов и механизмов эффективного использования ресур­сов, кот-е ежегодно выделяются на соц-е цели.

Необходимо разграничение двух задач:

-защита от жесткого воздействия рынка нетрудоспособных граждан, нуж­дающихся в поддержке гос-ва;

-содействие экон-й активизации различных слоев населения, развитию их способности адаптироваться к рынку, реализовать те преимущества, кот-е фор­мир-ся теми экон-ми условиями и выражаются в возможности увеличения тру­дового вклада и соответственно дохода.

Особенность соврем-го периода закл-ся в изменении модели соц-й поли­тики:

-отказ гос-ва от жесткого регулирования поведения чел-ка в соц-й сфере; набора опред-х соц-х услуг, кот-е получал гражданин;

-разгосударствление соц-й сферы и освобождение гос-ва от функции не­посредственного предоставления гражданину соц-х услуг;

-формирование рынка соц-х услуг с возникающей конкуренцией их про­изводителей, реально повышающимся качеством и снижением издержек произ­водства;

-приоритет заявительного принципа, при кот-м граждане, учитывая свое материальное положение, сами обращаются к гос-м органам за определенными услугами на льготной или бесплатной основе;

-необходимость четкого разграничения бесплатности и доступности пре­доставления соц-х услуг;

-переход от преимущественно соц-й поддержки к преимущественному соц-му страхованию населения с дифференциацией рисков и зависимостью размеров страховых выплат от страховых взносов;

-муниципализация соц-й сферы;

-поэтапное повышение уровня миним-х гос-х гарантий, миним-ой зарплаты, миним-х пенсий и пособий;

-повышение зарплаты работникам б/т-ой сферы, ее регулярная индексация в соотв-и с ростом потребительских цен;

-реализация федеральных целевых программ, нацпроектов.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: