Николай Алексеевич Некрасов




(1821-1878)

 

 

Некрасов Н.А. Полное собрание сочинений и писем: В 15 т. Л. (СПб.), 1981-2001.

Летопись жизни и творчества Н.А.Некрасова: В 3 т. СПб., 2006-2009.

Н.А.Некрасов в воспоминаниях современников. М., 1971.

Переписка Н.А.Некрасова: В 2 т. М., 1987.

Некрасовский сборник. СПб., 2008. Вып. 14 (издается с 1951 г.)

Карабиха: Ист.-лит. сб. Ярославль, 2006. Вып. 5. (1 – 1991).

 

Розанова Л.А. Поэма Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»: Комментарий. Л., 1971.

Корман Б.О. Лирика Н.А.Некрасова. Воронеж, 1964.

Мельгунов Б.В. Некрасов-журналист: Малоизученные аспекты проблемы. Л., 1989.

Скатов Н.Н. Некрасов. М., 1994 (ЖЗЛ).

 

 

Н. родился 10.12.1821 г. в дворянской семье. Вопрос о месте его рождения до сих пор дискуссионный. Метрика была утеряна, и Некрасов познакомился с ней в конце жизни. В литературе Вы можете прочитать, что он родился в с. Синьки Балтийского уезда Подольской губернии (точка зрения Бессонова), но большинство ученых полагает, что Н. родился в местечке Немирове Подольской губернии, где стоял полк отца поэта Алексея Сергеевича.

Дослужившись до чина майора, отец Н. вышел в отставку и поселился в родовом имении Грешнево Ярославской губернии (Род Некрасовых восходит к Орловской ветви начала 17 в., но археологические данные связывают с начало с дворянином Яковом Матвеевичем, умершим около 1740 г.), где и прошло детство Н. Алексей Сергеевич «едва грамотный», человек крутого нрава, заядлый охотник и игрок. В стих. «Родина» (1846) Некрасов назовет его угрюмым невеждой и лишь много позже поймет, что Алексей Сергеевич и не мог быть иным. Образ отца запечатлен также в стихотворении «Псовая охота», поэмах «Суд», «Несчастные».

Светлым лучом в жизни Н. была мать Елена Андреевна, урожденная Закревская. Некрасов считал ее полькой (поэма «Мать»), но это, видимо, не совсем верно. Попытки прояснить ее родословную (польским ученым Базылем Бялокозовичем, Мельгуновым) не увенчались успехом. Мы не знаем, кто она по национальности – полька, русская. украинка. Неясен и вопрос о ее вероисповедании – православная, католичка, греко-униатка? Но совершенно очевидно, что в ней соединились культура русская, польская, украинская. Дочь мелкого чиновника (в некоторых работах помещика), она была красива, хорошо образована, знала языки, литературу, прекрасно пела. Кроткая и великодушная, Елена Андреевна выступала в защиту крепостных, внушала детям (в семье было 6 детей – Андрей, Елизавета, Анна, Николай, Константин, Федор) отвращение к крепостническим нравам, воспитывала их в духе гуманности. От матери, считал Н.Н.Скатов, видимо, и интерес Н. к украинской песне. Облик матери воспроизведен в стихотворениях «Родина», «Баюшки-баю», «Затворница», поэмах «Рыцарь на час» «Мать».

С детства Некрасов познакомился с тяжелым жизнью крепостной деревни. В доме псари, охотники, любовницы, попойки и трепещущая дворня. Перед окнами дома в Грешневе проходила знаменитая Владимирка, по которой вели арестантов в Сибирь. В нескольких верстах от Грешнева находилась Волга, и Некрасов мог видеть тяжелый труд бурлаков, тянувших баржи.

Началам грамоты Н. учился у ярославских семинаристов. А осенью 1832 г. поступил в 1 класс Ярославской гимназии, где, по его словам, «ударился в фразерство, начал почитывать журналы, писал сатиры на товарищей» и занятиям предпочитал игру на бильярде. Из-за хронической неуспеваемости (и за невнесение своевременной платы за обучение) Некрасов был взят отцом из гимназии (официально – по болезни). Год он провел в Грешневе, где был свидетелем потрясших его сцен глумления отца над матерью и крепостными. Став участником барских потех, прежде всего охоты, Некрасов на всю жизнь пристрастился к ней.

В 1838 г. Н отправился в Петербург. Отец хотел, чтоб он поступил в Дворянский полк. Но Некрасов мечтал об университете. Кроме того, он вез с собой тетрадь стихов, на которую возлагал большие надежды. В университет (Некрасов поступал на факультет восточных языков) он не поступил: сказалась недостаточная подготовка. Отец, узнав о непослушании сына, отказал ему в материальной поддержке, и для Н началась жизнь полуголодного пролетария. Он писал: «Ровно 3 года я чувствовал себя постоянно и каждый день голодным. Приходилось есть не только плохо, но и не каждый день». Некрасов ютился во всевозможных «ночлежках» и «петербургских углах», вместе с товарищем – таким ж горемыкой – Клавдием Данненбергом, давал уроки, писал письма и прошения крестьянам, сочинял «забавные стишонки», которые тут же продавал. Именно в эти годы Некрасов дал себе «слово не умереть на чердаке», «Идеализма, - вспоминал он, – было у меня пропасть. Я стал убивать его в себе и стал развивать практическую сметку».

Первый опыт Некрасова в печати - подражательно-романтическое стихотворение «Мысль» («Сын отечества», 1838, № 11). За ним последовали другие – в «Библиотеке для чтения», «Лит. газете», «Рус. инвалиде», сочувственно встреченные критикой. С помощью друзей и несмотря на предостережение Жуковского, к которому он явился («вы пожалеете»), Некрасов подготовил сборник «Мечты и звуки », вышедший в 1840 г. Стихотворения носили подражательный характер. Причем, Некрасов подражал не только Жуковскому, Пушкину, Лермонтову, но и второстепенным и третьестепенным поэтам – Бенедиктов, Печенегову и т.п. Сборник вызвал положительные отзывы, но на Некрасова сильное впечатление произвел отклик Белинского в Отечественных записках. Критик-демократ отметил ряд стихотворений, вышедших «из души», но в целом дал резко отрицательную оценку. Произведения Некрасова были названы «кучей рифмованных строчек», в них Белинский увидел «знакомые и истертые чувствованьица», общие места. Некрасов скупил весь тираж и уничтожил.

Некрасов-драматург. Неудача не остановила Некрасова. Он обратился к драматургии. С 1840 г. он сотрудничает в «Литературной газете» и с 1841 г. в журнале «Репертуар и Пантеон», издававшемся известным водевилистом Ф.Кони. Некрасов пишет юмористические куплеты, сказки в стихах, рецензии, переводит с французского водевили, которые ставились на сцене Александринского театра. Водевили Некрасова выгодно отличались на фоне других произведений этого жанра, где господствовали банальные сюжеты, незамысловатые куплеты, традиционная путаница. В водевиле «Феоклист Онуфриевич Боб» возникает образ «маленького человека», чиновника. В водевиле «Утро в редакции» прозвучала мысль о высоком призвании журналиста, в водевиле «Актер» Некрасов остроумно использовал излюбленный водевилистами прием переодевания, взял под защиту благородную профессию служителя сцены. В водевиле «Петербургский ростовщик» вывел фигуру алчного скряги, необычную для бессодержательных и легковесных пьес. Некрасов не только веселил публику, но и обличал нравы, раскрывал несправедливость социальных отношений, выводя на сцену чиновника-карьериста, крепостника – помещика, тружеников – литератора, актера. Швейцарская исследовательница Аннет Люизье («О водевиле «Вот, что значит влюбиться в актрису!» или Некрасов-литературный ремесленник» // Рус. лит. 2002. № 4) сопоставила переводы Некрасова с оригиналами и пришла к выводу, что, не зная французский язык, Некрасов вводил новые эпизоды, героев, многое добавил от себя.

Некрасов-прозаик. Однако условные рамки водевиля уже не могли вместить представления о жизни и искусстве. Вот почему Некрасов расстается с водевилями и пробует себя в прозе. В его ранних рассказах и повестях («Макар Осипович Случайный», «Карета», «Ростовщик») отразился жизненный опыт начинающего писателя и его первые впечатления. Сам Некрасов был невысокого мнения о своих прозаических произведениях, предупреждал издателей: «Прозы моей надо касаться осторожно. Я писал много дряни, особенно повести мои, даже поздние, очень плохи – просто глупы». Но согласиться с этой оценкой вряд ли возможно. При всем несовершенстве проза Некрасова примыкает к традициям гоголевской школы 40-х гг. Вслед за Гоголем Некрасов обратился к теме маленького человека. Особо место среди произведений Некрасова-прозаика занимает роман «Жизнь и похождения Тихона Тростникова», начатый в 1843 г. В значительной мере в нем отразилась история мытарств Некрасова в Петербурге. Это был современный социальный роман, заметно выделявшийся на фоне тогдашней прозы 40-х гг. ярким контрастом тогдашнего общества. Перед читателями проходила целая галерея сатирически представленных представителей петербургского общества – помещики, аристократы, подрядчики, с другой стороны, – городски беднота, обитатели трущоб¸ гибнущие в нищете. Некоторые страницы романа написаны неопытной рукой и хранят следы определенных романтических увлечений, другие - гораздо более уверенно, в них дается острая и выразительная характеристика городского дна», мира нищеты и порока.. Это относится прежде всего к главе «Петербургские углы» (по сути - самостоятельному очерку), опубликованному Некрасовым «Физиологии Петербурга» (1845). В качестве отдельной главы. Белинский не поскупился на похвалы в рецензии на сборник: «Петербургские углы г. Некрасова отличаются необыкновенною наблюдательностью и необыкновенным мастерством изложения. Это живая картина особого мира жизни, который не все известен, но тем не менее существует, – картина проникнутая мыслию». Гоголевские традиции – в сюжете, обрисовке образов, внимании к детали.

Позже вместе с Панаевой Некрасов напишет два объемных романа – «Три страны света» (1848-1849) и «Мертвое озеро» (1851). Они печатались в Современнике в самое трудное время и отчасти для того, чтобы заполнить страницы журнала. До сих пор неясно, какие главы – Некрасову, какие – Панаевой. Привлекали даже компьютер, дав 8 для образцов стиля. Выдал: все – авторы.

Важно одно ранние стихи, драматургия, проза во многом подготовили Некрасова к его главной – поэтической - деятельности. Проза помогла Некрасову преодолеть излишнюю ложную поэтичность, романтические штампы, обратиться к изображению реальной жизни в ее повседневности и будничности, утвердиться на принципах гоголевского творчества.

Некрасов – критик и рецензент. С начала 40-х гг. Некрасов начал выступать как критик и рецензент. И нередко его статьи принимали за выступления Белинского – настолько близки были из позиции – борьба против романтизма, славянофилов, теоретиков «официальной народности», «чистого искусства».В рецензии на «Очерки русских нравов» Булгарина (1843) он развенчал продажного журналиста, показывал беспомощность литературного направления, противостоящего натуральной школе. Как критик Некрасов в первых шагов стал активным союзником Белинского в борьбе за утверждение гоголевских принципов. Нередко тексты их совпадали так, что Белинский не мог отличить.

Важная роль в формировании молодого писателя, укреплению его на позициях реализма сыграл Белинский, знакомство с которым (декабрь 1841 г.) перешло в дружбу. Белинский стал для Некрасова, по его словам. «духовным воспитателем». «Моя встреча с Белинским, – говорил он, по воспоминаниям Панаевой, – была для меня спасением. Белинский производит меня из литературного дворняги в дворяне».

Вокруг Белинского в «Отечественных записках» объединилось все, что было передовым, мыслящим, талантливым в русской литературе 40-х гг. Белинский полюбил Некрасова «за его редкий, несколько ожесточенный ум, за те страдания, которые он испытал в жизни, добиваясь куска насущного хлеба, за тот смелый практический взгляд, не по летам, который он вынес он из своей труженической и страдальческой жизни (Панаев, Лит. воспоминания, 248). Общение с Белинским сыграло решающую роль в духовном развитии Некрасова. Белинский не только поддержал Некрасова в трудную минуту, но во многом способствовал формированию его мировоззрения, литературно-эстетических принципов. Некрасов на всю жизнь сохранил благодарную память о Белинском, его непримиримости к самодержавию и крепостничеству. Образ Белинского он воскресит в стихотворениях «Памяти приятеля», «В.Г.Белинский», драматической поэме «Медвежья охота».

И после смерти Белинского Некрасов продолжит борьбу за реализм, за традиции критика-демократа уже со сторонниками «чистого искусства».

Смелое обличение российской действительности Белинским, обоснование им реалистических принципов натуральной школы – все это оказывало влияние на Некрасов. Белинский способствовал упрочению Некрасова на позиция радикального демократизма. И после смерти Белинского Некрасов продолжит борьбе за реализм, за традиции Белинского уже со сторонниками «чистого искусства».

Некрасов – издатель и редактор. В середине 40-гг, отвечая назревшим общественным потребностям, Некрасов выпустил выступил и как издатель. Из наиболее известных его сборников – сборник «Физиология Петербурга» в 2 частях (1845-1846) и «Петербургский сборник» (1846). В первом сборнике участвовали Белинский. Достоевский, Панаев. Григорович, писатели 40-х гг. Здесь были помещены физиологические очерки. Некрасов опубликовал главу «из романа «Жизнь и похождения Тихона Тростникова» – «Петербургские углы». Успеху 2-го сборника способствовали произведения Тургенева, Герцена, статьи Белинского, «Бедные люди» Достоевского, стихотворения Некрасова (В дороге, Пьяница, Колыбельная песня, Отрадно видеть, что находит). Статьи Белинского и стихотворения Некрасова придавали сборнику программный характер и недаром булгаринская пресса встретила альманахи Некрасова «криками озлобления».

Альманахи укрепили позиции нового направления и репутацию Некрасова как поэта и организатора литературных сил. Но изданием альманахов Некрасов не ограничился. С января 1847 г. он начал издавать журнал «Современник», основанный еще Пушкиным и после его смерти перешедший к П.А.Плетневу. «Современник» под руководством Некрасова сыграл важную роль в истории общественного движения. Роль Некрасова в создании журнала отмечали и друзья и недруги. Главная роль в идейно руководстве принадлежала Белинскому, перешедшему в «Современник» из «Отечественных записок», а затем – после его смерти – к Чернышевскому и Добролюбову. Некрасов объединил в журнале крупные имена: Герцен, Гончаров. Тургенев, Григорович, открыл Толстого. На протяжении 19 лет существования (журнал закрыт в 1866 г.) «Современник» был трибуной всего передового и демократического в тогдашней литературе, несмотря на цензурные препятствия.

После закрытия Современника Некрасов вместе с Салтыковым-Щедриным предпримет издание «Отечественных записок» (1868-1884), который продолжит традиции Современник. В новый журнал после закрытия «Русского слова придет Д.И.Писарев, там будут сотрудничать народники (Н.Михайловский).

Некрасов – поэт. И все-таки не драматургия, не проза, не критическая и издательская деятельность стали главными в жизни Некрасов, а поэзия.

Лирика Некрасова¸ как правило, сюжетна: в основе стихотворений часто лежит случай, эпизод. Некрасов использует форму монолога или исповеди лирического героя, который не всегда близок автору-создателю, прибегает и к так называемой «ролевой» поэзии (стихотворение строится в форме монолога какого-то из героев), к диалогу. Излюбленный прием Некрасова-поэта – противопоставление, контраст, открытые финалы.

Некрасов отказывается от традиционного деления на жанры, его произведения - сочетание нескольких жанров, в результате чего рождается новый жанр. То же самое – и в тематике. Но о чем бы ни писал (о любви или о природе), его лирика социальна. Кстати, у Некрасова нет чисто пейзажных стихотворений, пейзаж всегда сопряжен с человеком и человеком социальным. Некрасов не был, подобно Тютчеву, поэтом-философом, но в ряде случаев его стихи философичны, он выходит к философии.

Некрасов смело смешивал различны стихи, низкий и высокий. Использовал полифонию, народный язык. Народная стихия вела к тому, что многие произведения Некрасова положены на музыку.

Некрасов называл свой стих суровым, тяжелым, неуклюжим, но еще Чернышевский подчеркивал. Что это только свидетельство энергии, по отделке же ставил Некрасова выше Пушкина. Вслед за Жуковским широко использовал трехсложные размеры.

Некрасов, как и другие писатели, эволюционировал от романтизма к реализму. Но, став реалистом, он начал ощущать его недостатки - отсутствие одухотворенности, приземленность – и это побудило его снова обратиться к введению элементов романтизма (Железная дорога, Мать).

Лирика 40-х гг. Некрасов начинал свою деятельность как поэт-сатирик. В духе натуральной школы он выводит в стихотворениях 40-х гг. чиновников, буржуа, ростовщиков, помещиков и других представителей сильного мира сего, создавая яркие, выразительные характеристики. Некрасов обращается к жанрам стихотворного фельетона, перепева, оды (иронического восклицания).

В стихотворении «Чиновник» (1844 ) дан реалистический образ обычного петербургского чиновника, который, подобно Чичикову. «ни тост, ни тонок». Некрасов использует иронии. Не только в описании внешности чиновника. Он самодоволен, труслив, рвется к чинам и степеням и ненавидит сатириков-разоблачителей:


 

Зато, когда являлася сатира,

Где автор-тунеядец и нахал –

Честь общества и украшенье мира,

Чиновников, за взятки порицал,

Свирепствовал он, не жалея груди,

Дивился, как допущены в печать

И как благонамеренные люди

Не совестятся видеть и читать.

С досады пил (сильна была досада)

В удвоенном количестве чихирь

И говорил, что авторов бы надо

За дерзости подобные – в Сибирь!

 

 


В этих строках исследователи (В.Жданов, М.Гин, К.Чуковский) видят прямое намек на Гоголя и постановку «Ревизора» (видеть и читать). Тем более, что к стихотворению (а оно было опубликовано в «Физиологии Петербурга») была приложена гравюра Бернадского по рисунку Агина: чиновник левой рукою указывает на книгу «Шинель», а правой – на гравюру с изображением Сибирского пейзажа. По воспоминаниям С.Т.Аксакова, в Петербурге, действительно, была много чиновников, разделявших мнение известного американец Федора Толстого, однажды заявившего во всеуслышание, что Гоголь – враг России и его следует отправить в Сибирь.

Поэтому стихотворение интересно для характеристики позиции молодого Некрасова, не побоявшегося выступить в защиту Гоголя, за его честь. Белинский назвал стихотворение одним из тех, в высшей степени удачных произведений, в которых соединяются с передовой социальной мыслью подлинная художественность: «Мысль, подражающая своею верностью, дельностью, является в совершенно соответствующей ей форме, так что никакой самый предпримчивый критик не зацепится ни за одну черту, которую мог бы он похулить. Пьеса эта … верно воспроизводит одно из типичнейших лиц Петербурга – чиновника… Эта пьеса - одно из лучших произведении русской литературы 1845 г.»(9, 218, 220). И это очень важно: эстетическая критика упрекала радикалов-разночинцев в недооценке Некрасова-художника. Это неверно: не только Белинский, но и Чернышевский, Добролюбов высоко ценили Некрасова-художника, мастера. Но они не могли выразить своего мнения в печати или печати или же в условиях острой литературно-общественной борьбы подчеркивали исключительно социальный смысл его произведений.

В другом стихотворении – «Колыбельная песня» (1845) Некрасов дает памфлет на николаевского чиновника. Он остроумно использует перепев: берет форму «Казачьей колыбельной песни » Лермонтова (на это указывает и подзаголовок – «Подражание Лермонтову»), но наполняет старую форму новым содержанием.

Некрасов рисует чиновника в духе доброго старого времени. Каждая строфа содержит предсказание будущей судьбы младенцу, который станет крупным чиновником, станет гнуть спину перед сильными людьми для достижения теплого местечка, будет брать взятки.

 


Будешь ты чиновник с виду

И подлец душой,

Провожать тебя я выду

И махну рукой!

В день привыкнешь ты картинно

Спину гнуть свою…

Спи, пострел, пока невинный!

Баюшки-баю.

 

Тих и кроток, как овечка,

И крепонек лбом,

Да хорошего местечка

Доползешь ужом –

И охулки не положишь

На руку свою.

Спи. Покуда красть не можешь!

Баюшки-баю.

 

Купишь дом многоэтажный,

Схватишь крупный чин

И вдруг станешь барин важный,

Русский дворянин.

Заживешь – и мирно, ясно

Кончишь жизнь свою…

Спи, чиновник мой прекрасный!

Баюшки-баю.


Смелая сатира случайно проскочила цензуру т была опубликована в «Петербургском сборние» (1846). Стихотворение подверглось травле со стороны реакционных критиков. Ф.Булгарин представил в Ш отделение донос, в котором назвал Некрасова «отчаянным коммунистом», который «страшно вопиет в пользу революции». Стихотворение подверглось травле со стороны цензуры и только в 1856 г. появилось в сборнике Н., но и после этого подверглось запрету.

В стихотворении «Современная ода» (1845) Некрасов показывает, какими грязными путями добывается богатство. По жанру это ироническое восхваление. Жанр оды пародируется.

Вместо восхваления Некрасов разоблачает дельца, приобретателя, использовавшего для обогащения любые средства, в том числе крадущего червонцы у беззащитных сирот и вдов (здесь явная перекличка со «Скупым рыцарем» Пушкина). Он завязывает отношения с сильными мира сего, гнушается своим родством с темной породой. Некрасов вскрывает и лицемерии подобных дельцов, их показную благотворительность.

 


Украшают тебя добродетели,

До которых другим далеко,

И – беру небеса во свидетели –

Уважаю тебя глубоко…

Не обидишь ты даром и гадины,

Ты помочь и злодею готов,

И червонцы твои не украдены

У сирот беззащитных и вдов.


 

В стихотворении «Нравственный человек» (1847) – портрет лицемера и благонамеренного ханжи. «Нравственный человек» губит всех своих ближних, прикрываясь маской добродетели и порядочности, убеждая себя и других в своей правоте:

Живя согласно с строгою моралью

Я никому не сделал в жизни зла.

Но он довел приятеля до тюрьмы, уморил жену, дочь должна была выйти замуж за нелюбимого и умерла. Среди его жертв и повар, доведенный до самоубийства за то, что имел «званью неприличное пристрастье читать и рассуждать».

Это стихотворение тематически как бы продолжает «Современную оду»: и там, и тут - обличение лицемера, усиленное с помощью остроумного приема: мнимого восхваления мнимых добродетелей.

Выводит Некрасов, кроме чиновников, буржуа, и помещиков. В стихотворении «Псовая охота» (1846) Некрасов осмеивает помещичью охоту с ее необузданным разгулом и жестокостью. В духе натуральной школы Н. воспроизводит быт и нравы дворянской усадьбы – «благородную» страсть высшего круга к псовой охоте.

В обрисовке самого барина используются сатирические краски. Некрасов дает великолепный утренний пейзаж:

 

Вот поднимаются медленно в гору.

Чудная даль открывается взору.

Речка внизу, под горою, бежит,

Инеем зелень долины блестит,

А за долиной, слегка беловатой,

Лес освещенный зарей полосатой.

 

Перед нами – грубый и невежественный помещик, неспособный чувствовать красоту природы.

 

Но равнодушно встречают псари

Яркую лету огнистой зари.

И пробужденной природы картиной

Не насладился из них ни единый.

Единственное его увлечение – псовая охота. И тут он преображается:

В мощной груди занимается дух,

Дивной гармонией нежится слух,

Однопометников лай музыкальный

Душу уносит в тот мир идеальный.

 

У помещика загораются очи благородным огнем, в голосе появляются «могущество страсти», «буйная удаль не знает преград», он «дико кричит»

 

Смерть иль победа!

«Где ж, как не в буре,

И развернуться славянской натуре?» –

 

иронизирует Некрасов.

Не ограничиваясь сатирическим изображением помещика-любителя охоты, Н, рисует и оборотную сторону медали, его забав. Подчеркивает, что потеха барина ложится тяжким бременем на крепостных крестьян.

Прихоть барина будит весь дом, все просыпаются, вплоть до грудных детей:

Барин проснулся, с постели вскочил,

В туфли обулся и в рог затрубил,

Вздрогнул сонны Ваньки и Гришки,

Вздрогнули все, до грудного мальчишки.

 

Тяжела жизнь барских псарей. На первый взгляд, они производят впечатление нарядных молодцов – «в синих венгерках на заячьих лапках», в остроконечных неслыханных шапках». Но Н. обращает внимание на детали: Оказывается¸ что у них «худеньки у многих подошвы», что у них «с толокна животы подвело».

Особенно драматической является сцена, изображающая столкновение барина и мужика после того, как собаки растерзали крестьянского барашка. Отвечая на брань мужика, барин ударяет его арапником, но мужик не унимается:

 


Барин кричит: «Замолчи животина!»

Не унимается бойкий детина.

Барин озлился и скачет на крик,

Струсил – и валится в ноги мужик.

Барии отъехал – мужик встрепенулся,

Снова ругается; барин вернулся,

Барин арапником злобно махнул –

Гаркнул буян: «караул»!караул!».

Долго преследовал парень побитый

Барина бранью свой ядовитой:

-Мы-ста тебя взбутетенем дубьем

Вместе с горласты твоим холуем!


 

В данном стихотворении едва ли не впервые мужи угрожает барину расправой. Стихотворение свидетельствовало о настроениях в крестьянской среде По настоянию цензуры угроза крестьянина была заменена точками.

К числу особенно сильных стихотворений 40-х гг. относится «Родина» (1846). Справедливо пишет В.Жданов:»Его не с чем сравнить в русской «антидворянской» поэзии 19 века, ибо никто, кроме Некрасова. Не сказал таких жгучих слов, обличающих бесчеловечность крепостнического быта, никто не вынес столь сурового приговора помещичьему укладу. Это, кровью написанное отречение от прошлого своего рода и вместе с тем это первая из лирических исповедей Некрасова, его откровенное признание в ненависти».

Стихотворение написано в два приема. Сначала Некрасов написал 1 часть, принес стихотворение Белинскому. Который пришел в восторг. Под влиянием критика была написана вторая частью. Стихотворение содержало полемику со стихотворением Пушкина «Вновь я посетил…» и первой частью «Деревня» (вторую Некрасов не знал).

Стихотворение написано под впечатлением от пребывания в Грешнево, но неверно сводить его к автобиографизму. Некрасов стремился представить объективную картину жизни дворянской усадьбы при крепостном праве. Основная тема столкновение и6нтересов угнетенных и угнетателей. С ненавистью лирический герой рисует жизнь своего отца, деда, прадеда и т.д., предавшихся «разврату грязному и мелкому тиранству.

Появляется в лирике 40-х гг. и тема народа – главная у Некрасова. Чтоб оценить смысл и значение стихотворений Н о народе, надо припомнить, что они появились до «Запиок охотника»Тургенева, «Антона-Горемыки» и «Деревни» Григоровича. По существу Некрасов открывал дорогу Тим произведениям. Одно из первых стихотворений на эиту тему – «В дороге» (1845). Это грустный рассказ о судьбе крестьянской девушки, загубленной господами, - первое антикрепостническое произведение Некрасова. Композиционная схема (разговор путника с ямщиком, ямщика с седоком) восходит к традиции ямщицких песен. Но данное стихотворение наполнено иным содержанием. Здесь речь идет не о»про рекрутский набор и разлуку», а о тяжелой доле девушки, которую взяли в барский дом, а затем выдали за мужика-ямщика. Прототипом Груши, как считают исследователь Тарасов А.Ф. (Новые архивные материалы о семье Некрасовых // РЛ, 1967,Ю № 3) и Гин М. (Последняя страница «золотого» детства поэта // Н.А.Некрасов и рус. лит-ра. Кострома, 1974) была Наталья Андреева, крепостная из имения Некрасова Грешнево.

Стихотворение строится как исповедь, монолог ямщика, рассказывающего о трагической судьбе своей жены. Молодая девушка, подобно Любоньке Круциферской из романа Герцена «Кто виноват?», Аннете из рассказа Герцена «Сорока-воровка», была взята барином в дом, воспитана вместе с его дочерьми, научилась шить, вязать, читать, на органе играть, дворянским манерам, к ней даже сватался учитель, благородный (баит кучер Иван Торопка). Но после смерти своего благодетеля зять выдает Грушу замуж за ямщика. Либеральны писатели тоже жалели народ и призывали помещиков обращаться с ним гуманно. Но Некрасов уже в 40-х гг. показывает, чем оборачивается «помещичье добро – оно приносит зло: непривыкшая к крестьянской работе, Груша обречена на смерть. Более того, барское добро отзывается и на других членах семьи. Глубоко несчастлив ямщик, их сынишка, которого Груша моет, стрижет, учит грамоте – что ожидает его? Обвинительным приговором звучат слова ямщика:

Погубили ее господа,

А была бы бабенка лихая.

Перед нами – образ человека, понимающего мужика, сострадающего, постоянно думающего о народе, его положении. Но Некрасов еще не в состоянии передать сложность переживаний героя. Он более устремляет внимание на его речь: баит, вальяжный, варган, патрет и пр. Стихотворении начинается разговором ямщика и седока, который хотел бы отвлечься от тяжелых дум («Песню что ли, приятель запой, / Буду, брат, я за все благодарен»). Но, выслушав рассказ, он неожиданно обрывает: «Ну, довольно, ямщик, разогнал ты мою неотвязную скуку»). Ямщик своим рассказом только усугубил невеселые думы седока, отсюда такая реакция.

Когда Некрасов впервые прочитал это стихотворение, Белинский пришел в восторг. По воспоминаниям Панаевой, у него засверкали глаза, он бросился к Некрасову. Обнял его и сказал чуть ли не со слезами на глазах: «Да знаете ли, что вы поэт и поэт истинный». Согласно другой версии, Белинский, находясь под впечатлением от стихотворения, сказал Панаеву: «А каков Некрасов-то! Ведь он начинает обнаруживать глубокий поэтический талант. Сколько скорби и желчи в его стихе» (там же). В рецензии на «Петербургский сб.» Белинский писал о стихотворениях, помещенных в сборнике: «Они проникнуты мыслию: это не стишки о деве и луне, в них много умного и дельного и современного». Вот лучшее из них – «В дороге» (1Х, 573). Герцен в 1846 г. назовет стихотворение «превосходным» (Бел, ХП, 264), По словам Некрасов, он «был первый, после Белинского, приветствовавший добрым словом мои стихи» (Письмо Н. Тургеневу от 26.05.47)

К числу глубоко выстраданных стихотворений Некрасова можно отнести и стихотворение «Тройка» (1846), где снова дорога, снова ямщик, но в центре уже не разговор ямщика с седоком, а мысли лирического героя о настоящем и печальном будущем сельской красавицы. Если в стихотв. «В дороге» взят исключительный случай (трагическая история крестьянки, взятой в господский дом), то героиня «Тройки» олицетворяет обычную судьбу крепостной женщины:

Стихотворение построено на контрасте. В 1 части Некрасов рисует облик простой русской девушки. Лирический герой, наблюдающий со стороны, любуется красотой девушки, подробно, в духе натуральной школы, выписан портрет девушки – смуглый румянец ее щек, черные полукружия бровей, алая лента в волосах. Страстно тянется девушка к счастью, к любви, в другой жизни. Призрак счастья мелькнул перед ней в виде тройки с корнетом. Но жизненный опыт подсказывает герою иное: Во 2 части стихотворения Некрасов показывает предсказывает девушке ее будущность – грязный и мрачный быт закрепощенной деревни, непосильный труд, тяжелая жизнь с нелюбимым мужем, упреки свекрови, преждевременная старость. Горькой иронией звучат заключительные слова, лирического героя, обращенные к девушке:

Стихотворение имело огромный успех. Огарев назвал «Тройку» «чудесной вещью»: «Я ее читал раз 10», писал он. 17.01.47 г. Грановскому. Успеху стихотворения способствовала и напевность, музыкальность стиха. Не случайно оно стало широко известной песней. Напомним, что в романе Чернышевского «Что делать?» Вера Павловна садится за пианино и поет «Тройку» - тогда эта песня только что была положена на музыку. То, что речь идет о «Тройке» Некрасова не вызывает сомнения: Чернышевский пересказывает ее содержание: девушка засмотрелась на офицера. «Тройка» положена на музыку Бернардом О., Дюбюком А., Леонтьевым И. и др.

Но было бы неверно, что Некрасов показывает только тяжелые стороны крестьянской жизни. В стих. «Огородник» (1846) он создает обаятельный образ крестьчянского парня, который осмелился полюбить дворянскую дочь, схваченного, когда он крался в горенку к ней и отправленного по этапу в Сибирь. В образе героя подчеркнуто не толькео его физическое совершенство, но и нравственное превосходство: он способен на чувство, благородство. Он мог бы объяснить свои ночные похождения, о,дорожа честью любимой, он не выдает ее. Стихотворение строится в форме рассказа самого парня о случившемся, оно насыщено фольклорными образами (девица-краса, дремучий лес, словно сахар бела, буйная голова, черна бровь и др.), раздольным песенным звучанием, чему способствует и трехсложный размер, синтаксис, параллелизмы, повторы.

Восхищение красотой и мощью русского человека мы увидим и в послдующиъ произведениях. Это Саввушка в стих. «В деревне», и герой стихотворения «Орина, мать солдатская».

Предметом изображения Некрасова 40-х гг. становится и жизнь городского люда. Некрасов показывает социальные контрасты большого города.

В стихотворении «Когда из мрака заблуждения» (1845) воспроизведена социальная драма – положение молодой девушки, которая в силу обстоятельств (может быть, смерти родителей, нищеты и пр.) вступила на путь разврата. Некрасов одним из первых в русской литературе изображает падшую девушку и – что важно – в глубоко сочувственном плане. Стихотворение не только социально, но и поражает глубиной психологического анализа. Героиня горько сознает свое падение. Вместе с тем в произведении задолго до Чернышевского (роман «Что делать?») выражена этика «новых людей». Лирический герой благороден, он понимает, что толкнуло ее на порочный путь, готов все простить подруге, видит в ней равного себе человека, гораздо выше пошлой толпы. Широко распахнута концовка стихотворения (надо сказать, что Некрасов очень любил открытые финалы):


Не верь толпе – пустой и лживой,
Забудь сомнения свои,

В душе болезненно-пугливой

Гнетущей мысли не таи!

 

Грустя напрасно и бесплодно,

Не пригревай змеи в груд,

И в дом мой смело и свободно

Хозяйкой полною войди!

 

Даже Дружинин – апологет «чистой художественности» не мог устоять пе44пред ним: назвал стихотворение превосходным.

Стихотворение «Еду ли ночью по улице темной» (1847) – одно из ранних стихотворений Некрасова, в котором отразился интерес поэта к жизни «маленьких людей». Тема была новостью даже для отечественной поэзии. Неожиданным и глубоко жизненным был его сюжет, основанный на впечатлениях бездомной юности автора. С безжалостной правдой Некрасов рассказал жуткую драму молодой женщины, вынужденной продать себя, чтоб иметь возможность купить гробик ребенку и ужин его больному отцу. Тема любви получила здесь трагическое и глубоко психологическое освещение. Чего здесь больше – социальности или психологии – решить трудно:

Я задремал. Ты ушла молчаливо.

Принарядившись, как будто в венцу,

И через час принесла торопливо

Гробик ребенку и ужин отцу.

Голод мучительный мы утолили,

В комнате темной зажгли огонек,

Сына одели и в гроб положили…

Случай нас выручил? Бог ли помог?

Ты не спешила печальным признаньем,

Я ничего не спросил.

Только мы оба глядели с рыданьем,

Только угрюм и озлоблен я был…

 

Непривычным был и стих этой «маленькой поэмы» (Жданов), певучий и протяжный, излюбленный некрасовский размер – 3-стопный дактиль, отмеченный долготой ударяемых гласных звуков.

С волнением встретили стихотворение критики. Белинский писал Тургеневу: «Скажите от меня Некрасову, что его стихотворение … меня совершенно с ума свело». Позднее Чернышевский скажет: «Оно первое показало: Россия приобретает великого поэта» (Х1У, 210).

Тема стихотв



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: