Нормативно — правовое регулирование безналичных расчетов в кредитных организациях.




Регулирование расчетов осуществляется при помощи комплекса законов и подзаконных актов (указов президента, постановлений правитель­ства), а также нормативных актов государственных органов.

Главный регулирующий орган платежной системы — Централь­ный банк Российской Федерации, одной из основных задач кото­рого является обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов. Банк России устанавливает правила, сроки, стандарты осуществления расчетов и применяемых Документов в расчетах, координирует, регулирует и лицензирует Организации расчетных систем России. Порядок безналичных рас­четов определяется Положением ЦБ РФ от 12 апреля 2001 г. № 2-п «О безналичных расчетах в Российской Федерации».

Осуществление расчетов по счетам кредитных организаций.

Безналичные расчеты проводятся юридическими и физическими ли­цами через банк, в котором им открыт счет. Клиент имеет право выбора банка для осуществления его расчетно-кассового обслужи­вания. Между банком и клиентом заключается договор банковского счета, это двухсторонний гражданско-правовой договор, участники которого имеют конкретно определенные права и обязанности.

Поддержание ликвидности на уровне, обеспечивающем бесперебой­ное осуществление платежей. Все участники платежной системы должны быть готовы платить по своим долгам. Для этого необхо­димо планировать поступления и списания средств со счета, пред­усматривать наличие активов предприятия с разной степенью лик­видности, изыскивать дополнительные ресурсы (например, кре­диты) с целью своевременного погашения своих долговых обяза­тельств.

Наличие акцепта (согласия) плательщика на платеж. Банк не вправе осуществлять расходные операции по счету клиента, не имея на то законного основания. В связи с этим владелец счета составляет соответствующее распоряжение на списание средств с его счета (платежное поручение, чек и т.д.) или дает акцепт по платежному требованию, выставленному кредитором (поставщи­ком товаров и услуг и т.д.). Законодательством предусмотрены случаи бесспорного списания средств со счета на основании пла­тежных требований, принимаемых банком к исполнению «без ак­цепта» владельца счета.

Срочность платежа. Платежные обязательства должны быть вы­полнены не только полностью, но и в установленный срок. Сбои соблюдения сроков платежей ведут к подрыву финансового состо­яния получателя денег и в конечном итоге — к кризису неплатежей.

Контроль за правильностью совершения расчетов, соблюдением установленных положений о порядке их проведения. Каждое пред­приятие является одновременно покупателем и продавцом. Поку­патель контролирует своевременность и правильность выполне­ния своих обязательств перед продавцом (кредитором) договором с целью не потерять налаженные хозяйственные отношения и не иметь непроизводительных расходов (неустойки, штрафы и т.д.).

Продавец проводит контроль своевременности и полноты по­ступления на его счет выручки от покупателя, стремится не до­пускать отсроченных платежей, безвозвратных долгов.

Банки являются посредником в платежах и осуществляют кон­троль по соблюдению правил расчетов клиентов банка.

Имущественная ответственность за несоблюдение договорных условий. Нарушения договорных обязательств в части расчетов вле­кут применение гражданско-правовой ответственности в форме возмещения убытков, уплаты неустойки (штрафа, пени), а также иных мер ответственности.

Банки осуществляют операции по счетам на основании расчетных документов.

Расчетный документ представляет собой оформленное в виде документа на бумажном носителе или, в установленных случаях, электронного платежного документа:

- распоряжение плательщика (клиента или банка) о списании денежных средств со своего счета и их перечислении на счет получателя средств;

- распоряжение получателя средств (взыскателя) на списание денежных средств со счета плательщика и перечисление на счет, указанный получателем средств (взыскателем).

При осуществлении безналичных расчетов в формах следующие расчетные документы:

а) платежные поручения;

б) аккредитивы;

в) чеки;

г) платежные требования;

д) инкассовые поручения.

Бланки расчетных документов изготавливаются в типографии или с использованием электронно-вычислительных машин.

Допускается использование копий бланков расчетных документов, полученных на множительной технике, при условии, если копирование производится без искажений.

При заполнении расчетных документов не допускается выход текстовых и цифровых значений реквизитов за пределы полей, отведенных для их проставления. Значения реквизитов должны читаться без затруднения.

Подписи, печати и штампы должны проставляться в предназначенных для них полях бланков расчетных документов.

Расчетные документы должны содержать следующие реквизиты

а) наименование расчетного документа и код формы;

б) номер расчетного документа, число, месяц и год его выписки;

в) вид платежа;

г) наименование плательщика, номер его счета, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);

д) наименование и местонахождение банка плательщика, его банковский идентификационный код (БИК), номер корреспондентского счета или субсчета;

е) наименование получателя средств, номер его счета, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);

ж) наименование и местонахождение банка получателя, его банковский идентификационный код (БИК), номер корреспондентского счета или субсчета;

з) назначение платежа

и) сумма платежа, обозначенную прописью и цифрами;

к) очередность платежа;

л) вид операции в соответствии с правилами ведения бухгалтерского учета в Банке России и кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации;

м) подписи (подпись) уполномоченных лиц (лица) и оттиск печати (в установленных случаях).

Исправления, помарки и подчистки, а также использование корректирующей жидкости в расчетных документах не допускаются.

Расчетные документы действительны к предъявлению в обслуживающий банк в течение десяти календарных дней, не считая дня их выписки.

Плательщики вправе отозвать свои платежные поручения, получатели средств (взыскатели) - расчетные документы, принятые банком в порядке расчетов по инкассо (платежные требования, инкассовые поручения), не оплаченные из-за недостаточности средств на счете клиента и помещенные в картотеку по внебалансовому счету N 90902 "Расчетные документы, не оплаченные в срок".

Неисполненные расчетные документы могут быть отозваны из картотеки в полной сумме, частично исполненные - в сумме остатка.

Частичный отзыв сумм по расчетным документам не допускается.

Отзыв расчетных документов осуществляется на основании представленного в банк заявления клиента, составленного в двух экземплярах в произвольной форме, с указанием реквизитов, необходимых для осуществления отзыва, включая номер, дату составления, сумму расчетного документа, наименование плательщика или получателя средств (взыскателя).

Оба экземпляра заявления на отзыв подписываются от имени клиента лицами, имеющими право подписи расчетных документов, заверяются оттиском печати и представляются в банк, обслуживающий плательщика, - по платежным поручениям или получателя средств (взыскателя) - по платежным требованиям и инкассовым поручениям. Один экземпляр заявления на отзыв помещается в документы дня банка, второй возвращается клиенту в качестве расписки в получении заявления на отзыв.

Банк, обслуживающий получателя средств (взыскателя), осуществляет отзыв платежных требований и инкассовых поручений путем направления в банк плательщика письменного заявления, составленного на основании заявления клиента.

Отозванные платежные поручения возвращаются банками плательщикам; расчетные документы, полученные в порядке расчетов по инкассо, - получателям средств (взыскателям) после их поступления от банков, обслуживающих плательщиков.

Возврат расчетных документов из картотеки по внебалансовому счету N 90902 "Расчетные документы, не оплаченные в срок" в случае закрытия счета клиента осуществляется в следующем порядке.

œ Платежные поручения возвращаются плательщику.

œ Расчетные документы, поступившие в банк в порядке расчетов по инкассо, возвращаются получателям средств (взыскателям) через обслуживающий их банк с указанием даты закрытия счета.

При возврате расчетных документов банком составляется их опись, подлежащая хранению вместе с юридическим делом клиента, счет которого закрывается.

При невозможности возврата платежных требований и инкассовых поручений в случае ликвидации банка получателя (взыскателя) или отсутствия информации о местонахождении получателя средств (взыскателя) они подлежат хранению вместе с юридическим делом клиента, счет которого закрывается.

При возврате принятых, но не исполненных по тем или иным причинам расчетных документов отметки банков, подтверждающие их прием к исполнению, перечеркиваются соответствующим банком. На оборотной стороне первого экземпляра платежного требования и инкассового поручения делается отметка о причине возврата, проставляются дата возврата, штамп банка, а также подписи ответственного исполнителя и контролирующего работника. В журнале регистрации платежных требований и инкассовых поручений делается запись с указанием даты возврата.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: