Девиантное развитие на измененной почве




Ненадлежащее («небрежное и развращающее») воспитание может само по себе так исковеркать процесс формирования личности, что социальное отчуждение станет логичным и естественным его завершением, однако в большинстве случаев те, кто занимается социальной поддержкой и реабилитацией людей маргинальной ориентации, видят, что обстоятельства жизни в детстве были не настолько драматичны, чтобы быть совсем непреодолимыми. Чаще всего выход из ситуации можно было найти (что и делают те, кто умен, силен и активен), но этому препятствовал недостаток адаптивных ресурсов, и если углубиться в причины неконструктивного выбора социальных позиций, мы неизменно находим то, что принято обозначать как «ограниченные психические возможности». Движение мысли от факта социального отчуждения к его причинам распадается на пять этапов:

индивидуальные недостатки;

издержки воспитательной ситуации;

источник напряжения, вызывающего дискомфорт (паттерн);

вектор стремления по выходу из конфликта (драйв);

конкретный выбор защитной позиции в социальном пространстве.

Для удобства мы будем сопровождать изложение схематичным изображением диагностической логики.

Площадь звезды можно рассматривать как некий феномен социального отчуждения, где значение отдельных факторов бывает разным. Например при значительной аномальности воспитательная ситуация может вполне приемлемой, но индивидуально травматичной; стремление уклоняться от отождествления себя с обществом заложено в привычки много раньше, чем появилось стечение тяжелых личных обстоятельств; формы психологической защиты индуцированы воспитанием среди отчужденных взрослых и т.п.

Почву мы будем рассматривать лишь в варианте «ограниченные возможности», так как иные критерии расстройств здоровья: «недомогание» и «инвалидность», будучи введены в текст, уведут мысль от основного направления в сторону (медицинская логика заставит сделать это, хотим мы того или нет), что нежелательно. В нашем изложении носителями таковых будут: иначе думающие, иначе чувствующие, иначе воспринимающие, иначе реагирующие и психически ослабленные (астенизированные). В условиях ненадлежащего воспитания будут обусловливать выбор защитных позиций с учетом специфики имеющегося недостатка.

Иначе думающие

Люди с ограниченными умственными возможностями в детские годы проблемы социальной адаптации, несколько отличающиеся от взрослых лет уже хотя бы потому, что не могут уклониться от ежедневной нагрузки на интеллект, что последние делают более или менее успешно. А поскольку школьные требования стандартизированы на определенный стиль мышления, следует иметь в виду два более или менее самостоятельных варианта: пограничную умственную отсталость, где преобладает слабость психических возможностей, обеспечивающих работу ума (памяти, внимания, работоспособности) и задержку психического развития, где при достаточной активности интеллекта доминирует архаичное мышление с присущими ему закономерностями движения представлений.

Тугодумы (пограничная отсталость)

Ситуация. В условиях педагогической депривации они испытывают постоянное давление в направлении недосягаемой цели.

Паттерн. Ощущение извечной несостоятельности и ожидание раздраженной реакции на очередную неудачу со стороны взрослых (особенно – родителей, которые стоят на позициях школы) – источник постоянного фрустрационного напряжения, ослабить которое не удается даже при хорошем прилежании.

Драйв. Стремление снискать к себе внимание обходным путем с одновременным признанием своей никчемности в основном виде деятельности.

Защита Усвоение привычки аутсайдера воспринимать культуру как угнетающую силу со стойким отвращением ко всему, что она требует от человека.

Коррекция: Состоит в придании уверенности тугодуму путем овладения простым алгоритмом профессиональных действий, за которые он мог бы получить осязаемые блага и профессиональное признание. На деятельностном уровне развития (в школе)– это поощрение увлечения предметами труда и физкультуры. На психологическом уровне – это обучение тугодума реагировать не на эмоциональное давление, а на удовлетворенность собственными делами и достижениями. Фактически тугодуму стоит специально формировать частичное отчуждение от социума с ориентацией самооценки на удовлетворенность успехами.

 

Наиболее уязвимым возрастом является младший школьный, когда давление идет, в основном, со стороны учителей и родителей, если же ребенка оставляют учиться в престижном учреждении, где конкуренция между учениками поощряется педагогами, в отроческом возрасте присоединится гнет среды.

Ситуация. В условиях семейной изоляции появляется возможность уйти от напряжения, преследующего в школе.

Паттерн. Желание никуда и ни во что не включаться, кроме ни к чему не обязывающей игры на улице.

Драйв. Стремление быть полезным в простых и незатейливых делах, что обеспечивает покровительственную защиту.

Защита. Перенос тех предчувствий и опасений, которые вынуждают родителей отгораживаться от социума, на все, что связано с культурой в целом. Формирование задатков позиции отщепенца, которому не интересно все, что за пределами экологической ниши.

Коррекция: При отсутствии профессиональной психологической помощи (которая из-за невротичности родителей бывает как вязкой так и малоэффективной) наиболее оптимальной является проработка невротичности через психосоматическое отреагирование, т.е. через спорт (желательно коллективный). Такой подход имеет еще и такое преимущество как появление в жизни подростка волевой и прагматичной фигуры тренера, которая в значительной степени может послужить эталоном социализации, окажет покровительство и вырвет подростка из круга родительских проекций

Наиболее уязвимый возраст – отроческий, когда родители уже не могут страховать от неудач в учебе, а сверстники ревниво относятся к успехам других и отталкивают неудачников.

Ситуация. В условиях запущенности, когда родители легкомысленно полагаются на школу, все неудачи обрушиваются только на голову самого ребенка.

Паттерн. Чувство враждебности загнанного в угол.

Драйв. Стремление найти в социальной среде человека или кампанию, где можно было бы расслабиться, с готовностью принять любую роль.

Защита. Формирование навыков изгоя, согласного принять нравы и обычаи принявшей среды безотносительно их общественного значения.

Коррекция: Поскольку основной паттерн здесь обида и враждебность, а путей конструктивного отреагирования нет (даже и в эмоционально некритичной среде), то коррекция должна быть направлена на выплеск враждебности. Наиболее эффективно это возможно сделать методами арттерапии. На школьном уровне это различные творческие кружки, особенно рисование, пение, национальных культурных традиций.

Наиболее уязвимым возрастом следует считать дошкольный, когда ребенок не посещает детский сад или там у воспитателей до него не доходят руки. Тогда вероятность усвоения навыков социальной стихии с зоосоциальным оттенком бывает весьма вероятной. В младшей школе таким детям очень трудно понять, зачем нужно отрывать абстракт от образа на уроках (когнитивная мотивация не подготовлена воспитанием), а в отношении учителя срабатывает природосообразная ориентация – слушаться лидера. Если учитель не лидер по своим данным и манере поведения – ребенок не видит в нем авторитета и становится пресловутым «озлобленным деорганизатором». Приходя в школу из детского сада, где отношение было педагогически гуманным, ребенок попадает под пресс учительских ожиданий и быстро надламывается, не имея возможности опереться на родителей. Где будет найдена экологическая ниша, зависит от самых разных житейских обстоятельств.

Архаично мыслящие (задержка психического развития)

Иным может быть сам способ мыслить, что делает человека чужим в обыденной жизни, когда нет нужды привлекать дефектологов и психиатров, а достаточно сопоставить способ мироощущения в рамках обыденного здравого смысла и житейского опыта. Л. Леви-Брюль называл такое мышление «пралогическим».

«Деятельность людей с такой организацией мышления определяется сознанием, слишком малодифференцированным для того, чтобы можно было в нем самостоятельно рассматривать идеи или образы объектов независимо от чувств, эмоций и страстей, которые вызывают эти идеи и образы. То, что считается у нас собственно представлением, смешано у них с другими элементами эмоционального или волевого порядка, окрашено, пропитано ими, предполагая, таким образом, иную установку сознания в отношении представляемых объектов. Коллективные представления этих людей совершенно иные, нежели наши понятия. Они не являются продуктом интеллектуальной обработки в собственном значении этого слова... Сила коллективных представлений и существующих между ними ассоциаций столь велика, что самая впечатляющая очевидность совершенно бессильна против нее в то время, как взаимозависимость необычайных явлений служит объектом непоколебимой веры. В обществах, где преобладает первобытное мышление, оно непоколебимо для опыта».

 

 

Ситуация. Депривация вызывает чувство недоумения, так как естественный способ мыслить кажется вполне нормальным, а требования оперировать понятиями не имеют существенного смысла и значения.

Паттерн. Пессимизм в самооценке с недоверием к культуре, которая живет иначе, чем понятная реальная жизнь, но имеет право ставить оценки и определять, кто лучше.

Драйв. Дистанцирование от жестко ориентированных требований со стороны системы в более примитивную среду, а при отсутствии такой возможности – в мир воображения с тем, чтобы там мыслить присущим себе образом.

Защита. Формирование психологии аутсайдера, готового смириться с инакомыслящим миром как недоступным для понимания и жить по общим правилам, но со своим миром, где мистическое значит больше реалистического.

Наиболее уязвимый возраст отроческий и подростковый, когда детской впечатлительности и хорошей памяти стало недоставать и обнаружились явные недостатки в теоретической подготовке. Формалисты от педагогики начинают угнетать своими требованиями, а амбициозные родители не могут смириться со снижением успеваемости и нагнетают обстановку, не улавливая специфики мышления своего ребенка.

Коррекция: В силу эмоциональной насыщенности своего мышления такие люди могут быть успешны в коммуникации, навыки которой и надо всемерно развивать: тренировать проницательность, конструктивные навыки стратегий общения, ассоциативные способы обработки информации и т.д.. Что же касается овладения абстрактными мыслительными символами и операциями, то давно известны методики эмоционального наполнения абстрактных понятий, особенно если они завязаны на конкретный прагматический смысл. На вопрос: Может ли дикарь овладеть абстрактно-логическим мышлением? Следует ответить утвердительно в случае, если это завязано на его прагматические интересы.

 

Ситуация. Изоляция способствует развитию и совершенствованию эмотивного мышления, вполне приемлемого в быту.

Паттерн. Вероятность остаться без семейной поддержки один на один со школой, где требуют не поймешь чего, способствует тому, что ребенок усваивает тягостные предчувствия как некий фон обыденной жизни, перенимая его у родителей, не вникая в содержание опасений.

Драйв. Консервация отношений, где адаптация удерживается в понятных и приемлемых для его склада ума обстоятельствах.

Защита. Формирование психологии отщепенца, для которого его квартира превращается в монастырь, набитый близкими ему вещами-символами, которые нередко бывают дороги вопреки их полной бесполезности.

Коррекция: Когда говориться о тягостных предчувствиях, то речь идет о тревоге и, следовательно, о функции воображения. Таким образом, психологический механизм тягостных предчувствий у данной категории заключается в бессознательной проекции усвоенной тревожности в собственное будущее. Разорвать этот механизм возможно при обучении строить конструктивные модели будущего и заряжать положительным эмоциональным фоном (стратегии целеполагания в NLP). Для снятия же последствий родительских проекций вполне подойдет эмоциональное отреагирование, навыки рефлексии, формирование доброжелательного и позитивного фона отношения к другим и себе.

Наиболее уязвимый возраст – начало самостоятельной жизни, когда семейный уклад нужно создавать самому и в него переносить свои привычки, которые могут быть совершенно непонятны другим. Условная ценность иначе понимаемых предметов и отношений с трудом поддается объяснению, так что нужно определенное везение, чтобы спутник жизни, если не понял, то хотя бы признал право на полумистический внутренний мир, куда близкий ему человек мог бы удаляться время от времени.

 

 

Ситуация. Запущенность облегчает уход в социальную стихию, где нравы и обычаи ближе по своей когнитивной составляющей, чем правила поведения в школе, а единомышленники встречаются гораздо чаще, чем в классе.

Паттерн. В среде нужно обеспечить себе устойчивый статус, что заставляет искать покровителей и то большинство, к которому нужно примкнуть.

Драйв. Стремление устроиться в «уличном племени» так, чтобы быть среди своих.

Защита. Примкнуть к субкультуре маргинальной ориентации.

Коррекция: Когда запущенность не дает развиваться абстрактно-логическому мышлению даже в усеченной форме, остается использовать те тенденции, которые уже сформировались. Поскольку социальный статус дает прежде всего финансовая независимость, то имеет большой смыл обучать людей данной категории тем специальностям, где ассоциативное мышление приносит реальные плоды: художественные промыслы, деревообработка, профессиональный спорт и т.д. Такие люди также довольно успешны в различного вида профессиональных бригадах, где общение преимущественно стихийное и средовое (геологоразведка, строительство и т.д.). Психологически исцелить запущенность трудно, поэтому оптимальной формой коррекции является проработка конструктивных жизненных планов и внутренних ресурсов личности для их выполнения.

 

 

Наиболее уязвимый возраст младший школьный и отроческий. Дети нуждаются в игре, организованной взрослым человеком, Им трудно самим искать приемлемую жизненную ситуацию. На улице им еще страшновато, поэтому они стараются сплотиться по признаку схожей судьбы. Именно сейчас во дворах появляются группы ребятишек, которые если не уходят из дома, то кочуют из одной квартиры в другую (ходят в гости), после чего родители обмениваются вещами, которые те по мелочи крадут друг у друга. Примитивность мышления позволяет им быть достаточно хитрыми, что компенсирует недостаток эрудиции в обычном значении слова. Так складывается психология изгоя, который не отождествляет себя с обществом, вполне удовлетворяясь кругом людей маргинальной ориентации.

У обоих вариантов интеллектуальной недостаточности есть много общего, так что в дальнейшем, когда мы будем возвращаться по тому или иному поводу к теме ограниченных интеллектуальных возможностей, будет использоваться термин просто «умственная отсталость». Остается лишь кратко указать на эти схожие черты.

Взрослые люди редко обладают даром вникать в образ мысли другого человека, даже если имеют соответствующую профессиональную подготовку. Вдумчивый врач, внимательный юрист, не говоря уже о проницательном педагоге – большая редкость. Чаще всего каждый старается навязать другому свой способ думать, и чем большей властью облечен – тем сильнее. Понятно, что детям при этом достается больше всех. Наталкиваясь на так называемую упругость личности, взрослые, особенно из тех, кто считает, что дети должны их слушаться при любых обстоятельствах, стремятся ее преодолеть теми методами, которые считают нужными и полезными, а иногда просто теми, что оказались под рукой. «Изгнать лень» из другого вообще наше любимое занятие. Так что вполне понятно и объяснимо желание наших инакомыслящих детей держаться подальше от энергичных культуртрегеров от педагогики. К тому же, когда в школу приходят социально запущенные дети с иным складом ума, получившие навыки межличностного общения во дворе, коммуникативные проблемы очень часто диагносцируются как симптомы олигофрении, что означает перевод ученика во вспомогательную школу, то есть отлучение его от развивающей и реабилитационной педагогики как таковых. Стоит ли удивляться, что в отроческом и подростковом возрасте умственно отсталые дети соглашаются на очень скромные роли в маргинальной и уголовной субкультурах.

Иначе воспринимающие

Невропатичные люди испытывают в детстве специфические трудности. В отличие от взрослых, которые озабочены, главным образом, проблемами взаимодействия с собственным «Я», у детей, пока доминирует потребность в отождествлении с реальным окружением, волнуют гораздо больше отношения с окружающими. Трудности в распознавании, как к тебе относятся, – сильнейший источник тревоги. В раннем детстве они могут вызывать такие грозные симптомы как ранний детский аутизм, а также быть причиной многочисленных и многообразных неврозов, когда постоянное напряжение от неуверенности выливается в расстройства сна (ночные страхи, энурез), аппетита (анорексия или булимия), навязчивости (трихотиломания) и др. Дальнейшее развитие идет тем успешнее, чем быстрее когнитивный компонент отношений с окружающим миром оттесняет эмоциональный. Если же обстоятельства складываются неблагоприятно, вероятность стать невротиком и в зрелые годы многократно возрастает.


Ситуация. Равнодушная строгость с требованиям «не вникать, а действовать» оставляет сомнения в душе ребенка не объясненными, что уходит в осадок и служит источником постоянного внутреннего напряжения.

Паттерн. Гаснущая надежда на понимание («вообрази я здесь одна, никто меня не понимает…») вынуждает уходить в мир воображения.

Драйв. Отрыв воображаемого от реальности, в которой никто не интересуется проблемами ребенка, идет под аккомпанемент упреков в непонятливости или упрямстве, что закрепляет смысловой барьер с действительностью.

Защита. Стойкое отвращение к «энергичным людям» перерастает в отшельнические тенденции аутсайдера, готового мириться внешне с самой примитивной формой жизни, сохраняя свои роли-статусы в неприкосновенности.

Коррекция: Парадоксально, что у людей такого склада повышена сензитивность, чувствительность к малейшим проявлениям эмоционального состояния окружающих. Это условие выживания в жесткой среде неэмпатиных взрослых. Можно сказать, что проницательность у них «в крови». Однако проблема заключается в том, что собственное Я не может уверится в интерпретации полученных сигналов. Следовательно, проблема решается усилением внутреннего и внешнего Я- отграничений (по Аммону) и главное, выработкой четкой этической позиции, позволяющей интерпретировать поступающие коммуникативные сигналы. Осложняет ситуацию то, что аффилиативная потребность в отождествлении может сбивать верность оценок ради пусть и ущербного и мазохистического, но все-таки объединения со значимыми людьми. В этом случае следует завязывать самооценку на внешние и внутренние достижения и удовольствие от них.

Наиболее уязвимый возраст – дошкольный и младший школьный, пока развивающееся мышление еще не способно корригировать недостатки восприятия. Сейчас не способные не только объяснить, но и понять источники тревоги, дети бывают особенно чувствительны к тому, как к ним относятся взрослые, насколько им под силу понять невыраженное, оказать поддержку, не дожидаясь обращения. Лишенные этого дети, как правило, реагируют невротически, что влияет на процесс развития личности с первых шагов и нередко остается с человеком и в последующие годы.

Сочетание невропатичности с умственной отсталостью в условиях педагогической депривации ведет к тому, что бедность воображения вкупе с мечтательностью формирует своеобразную склонность к примитивной «зачарованности» (по Н. Лескову), когда отказ от борьбы за жизнь и готовность смириться со своей никчемностью освобождают человека от каких бы то ни было обязательств в смысле общественно полезной роли.


Ситуация. Изоляция, создающая «парниковый эффект» для тревожных опасений любого рода, «обогащает» собственную тревожную неуверенность родительской.

Паттерн. «Панцырь отчуждения» давит все сильнее пор мере того, как ребенок приближается к возрасту, когда нормальными станут отчуждение и эмансипация.

Драйв. Чем толще скорлупа защитных психологических барьеров между человеком и трудно познаваемой средой, чем проблематичнее от нее освободиться, тем больше вероятность, что энергия тревожных опасений станет разворачиваться в направлении самой семьи.

Защита. Отвержение общезначимых интересов с недоверием и раздражением формирует предпосылки психологии отщепенца, внутренние смыслы поведения которого густо окрашены подозрительностью.

Коррекция: Способ справиться с такой психологической ситуацией прост, но труднодостижим. Необходимо «проламывать» панцирь отчуждения общением «по делу». Общение «по делу» поневоле заставит вкусить мир деловых отношений и тем начать социализироваться. В условиях изоляции таким делом зачастую становятся компьютерные игры и чаты, а родители шантажируют ребенка возможностью отключить его от интернета. Выходом из данной ситуации является зарабатывание денег с помощью интернета (чему подростка стоит обучать). Психологически панцирь отчуждения снимается психологическими тренингами общения и личностного роста, где человек имеет возможность сбросить накопленный тревожный потенциал и научиться конструктивным способам общения.

Наиболее уязвимым для личностного развития является подростковый возраст, когда, пронеся сквозь детство внутренний мир, дистанцированный от реальности, человек готов только защищаться, а не сотрудничать и сопереживать. Такая «воинственность в стакане воды» очень затрудняет общение и мешает установить конструктивные отношения. Выбор социального пространства, где нет конкуренции, обостряет обидчивость и делает семью заложником конфликта между самооценкой и уровнем притязаний.

Сочетание невропатичности с умственной отсталостью делает скорлупу защитной подозрительности еще толще и окрашивает тревожные опасения оттенком озлобления к инакомыслящим чужакам.

Ситуация. Социальная запущенность – самая неблагоприятная обстановка для развития личности детей, нечетко воспринимающих ситуацию. Если их не понимают семья и система, то рассчитывать на приязнь и сострадание среды тем более не приходится.

Паттерн. Страх сопровождает невротичного ребенка везде, так что психическое развитие бывает ослаблено с самого начала и в своей основе. Не имея психологической опоры в своих сомнениях и тревогах, ребенок как бы «сгорает изнутри» и в школе производит впечатление умственно отсталого.

Драйв. Найти в окружении того, кто взял бы на себя покровительство.

Защита. Деперсонализация – очень вероятная форма ухода от неблагожелательно настроенной (все непонятное тревожит) среды, неприветствующей системы и выталкивающей семьи. При этом ее ипохондрический вариант («не трогайте меня, я нервный») встречается весьма нередко. И вообще трудно даже предположить, что в такой воспитательной ситуации общепринятые ценности будут без проблем переходить во внутренние смыслы поведения.

Коррекция: Психологическая коррекция такого случая весьма затруднена. Поскольку страх реальных людей всегда конкретен, то избавиться от причин страха не представляется возможным. Возможным вариантом снятия страха является проработка страхов и усиление самооценки через тело, т.е. через спорт. Также вполне эффективным является обучение ребенка такому уровню эмпатии, чтобы он вызывал у окружающих сугубо положительные эмоции (проработка имиджа). Вполне эффективны также будут тренинги коммуникации.

Наиболее уязвимым возрастом здесь будет дошкольный и младший школьный, когда именно недостаток аффилиативного чутья будет затруднять общение, не подготовив ребенка к потребности в когнитивном консонансе. Учителя просто не понимают ребенка, который не умеет общаться, и чаще всего относят его к числу умственно отсталых.

Сочетание невропатичности с умственной отсталостью в обстановке социальной запущенности означает, что давление обстоятельств на личность возрастет троектратно, так что на более или менее гармоничное развитие без подключения реабилитационной педагогики вряд ли стоит надеяться. Как правило, в таких случаях психология изгоя, даже не пытающегося найти конструктивные варианты социальной адаптации, имеет для своего появления все основания.

Иначе чувствующие (ретардации личностного развития)

Люди, которым предстоит стать «вечно пятнадцатилетними», отличаются от своих сверстников с детства. Чаще всего у них социальные инстинкты выражены слабее и не обеспечивают защитной психологической реакции на угрожающие обстоятельства (боязнь чужих взрослых, страх оторваться от родителей или воспитателей на дистанцию, когда можно потеряться, отчаянность в драке и т.п.). К тому же наступление потребностей, на которых строится воспитательная ситуация (когнитивного консонанса, аффилиативной, эмпатийной), отстает от сверстников, так что обычные мотивы поведения приходится все время корригировать усилием ума и воли и делать то, что не нужно и не интересно. Образно говоря, спонтанность личности уходит мимо воспитательной ситуации.

Ситуация. Депривация в возрасте, когда доминируют эмоциональные стремления к общению, будит воображение, которое постепенно отрывается от реальности, а по мере того, как хороший интеллект позволяет приноравливаться к ожиданиям окружающих, все больше служит источником чувств, тогда как обстоятельства (манеры, приличия, нормы) – лишь инструментом воплощения фантазии.

Паттерн. Отчуждение от чувств, которые движут сверстниками в общем деле, способствуют формированию эгоцентрических наклонностей.

Драйв. Поиск податливой социальной среды, которую найти в условиях депривации можно либо на стороне, либо исподтишка в том коллективе, где приходится жить.

Защита. Отчуждение от мотивов, которыми руководствуются окружающие с формированием психологии «антигероя», для которого не существует ответственности по взятым на себя обязательствам.

Коррекция: Поскольку в данном случае основной причиной нарушений социализации является стихийная спонтанность, то логичным выходом будет психодиагностика сути спонтанности с последующей ее профессионализацией. Ослабленные социальные инстинкты всегда будут ставить такого человека в обособленную позицию, поэтому наиболее оптимальной социальной позицией для него будет позиция эксперта в выбранной им на основе спонтанности профессиональной компетенции. Вполне понятно, что позиция «антигероя» психически будет представлена в виде протестности связанной с аффектами, которую также необходимо социализировать. Возможные роли для этой позиции: ревизор, критик в решении профессиональных проблем и т.д.

 

Наиболее уязвимым возрастом является отроческий, когда спонтанность при слабости сдерживающих начал, подавляемая угнетающим воспитанием, начинает реализовать себя делинквентным поведением исподтишка.

При сочетании ретардации личностного развития с умственной отсталостью людям (и взрослым тоже) свойственно реагировать на проблемы адаптации регрессом к инфантильному поведению с высокой вероятностью примитивных истерических проявлений.

При сочетании с невропатичностью тревожная окраска переживаний способствует повышенной зависимости человека от настроения, когда раздражительность в условиях депривации (не улавливающими эмотивную мотивацию поведения взрослыми) приобретает демонстративный оттенок не без угрозы самопожертвования.

В целом ретардация личностного развития в таких обстоятельствах, сама по себе или будучи осложнена иными вариантами психических недостатков, формирует психологию аутсайдера с самомнением, более или менее демонстративно игнорирующем официальное признание своих усилий, перенося честолюбивые ожидания в круг тех близких, кто в той или иной мере оказывается зависим.

Ситуация. Изоляция с присущим для нее условным восприятием внешнего мира оставляет для инфантильного мироощущения возможность не вникать в реальные отношения людей и оставаться при своих иллюзиях.

Паттерн. В зависимости от силы характера человек бывает склонен либо навязывать свои взгляды и намерения окружающим («пусть весь мир прогнется под нас»), либо становится домашним тираном, пользуясь любовью близких в своих эгоистических интересах (не испытывая искренних чувств, он понимает их значение и роль в мотивах других людей).

Драйв. Определяется теми силами, которые направляют спонтанность на достижение целей, мало связанных с интересами окружающих (эгоцентрических). От податливости социума зависит и выбор защитной реакции.

Защита. Возможны несколько вариантов: а) замкнуться в мире домашних отношений, демонстрируя оппозицию к общепринятому (с истероидной окраской); б) остаться в инфантильном статусе под патронажем сильной личности главы семьи; в) замкнуться в невротической (чаще ипохондрической) обособленности.

Коррекция: Честно говоря, корректировать данную ситуацию крайне сложно: слишком уж сильно влияние эгоцентрической спонтанности. Однако спонтанность обладает настолько сильным драйвом к самореализации, что можно присоединиться к этому потоку и корректировать его. Эгоцентричность не означает эгоистичности, поэтому побуждение к добру и пользе вполне может реализовать приемлемый вариант социализации. Следовательно, необходимо обратить психокоррекционное внимание на проработку аффектов и фиксации эгоцентической, но этичной системы ролей-принципов. И также необходимо поощрять, наращивать профессиональную компетентность ребенка с обязательным практическим результатом и желательно в ситуации коллективной работы.

Когда изоляцию реализуют сильные и нацеленные на отчуждение от социума люди (не всегда по невропатическим, порою и по этическим соображениям), недостаточность социальных инстинктов делает тех, чье личностное развитие лишено собственной энергии, истинными заложниками традиций. По сути их можно называть не «вечно 15-летними», а «вечно 12-ти летними». При всей широте взглядов и мощи интеллекта, которые будут приобретены в дальнейшем, затворники из числа детей подобного склада никогда не поднимаются в своем самосознании до страданий из-за когнитивного диссонанса во взаимодействии с собственным «Я». Отсутствие критики к своей «моральной дефективности» лишает их интуиции, необходимой для достижения социального успеха, и доверие окружающих, необходимое для успешной социальной адаптации, они утрачивают раньше, чем успевают закрепиться в социальном пространстве. Так формируется психология отщепенца, которого «не понимают».

Самым уязвимым периодом развития является завершение стадии, когда доминируют силы отождествления, и начинается пора отчуждения. Чувство ответственности, на котором базируется доверие окружающих, очень интуитивно, если не сказать инстинктивно, так что пока мышление не научится отличать нужное от ненужного, отроков и начинающих подростков такого склада преследуют неудачи в экспериментах с социальной средой, из-за отсутствия необходимых для успеха навыков.

Сочетание ретардации личностного развития с умственной отсталостью заставляют цепляться за семью при любых обстоятельствах.

Сочетание с невропатичностью наполняет воображаемый мир изолированного ребенка опасениями самого причудливого свойства. Именно в подобных случаях встречаются упорные навязчивости, стойкий энурез, ипохондрические страхи).

Ситуация. Запущенность при недостатке интуиции всегда опасна тем, что среда не прощает наивности и играет на ней самым жестоким образом, так что, в отличие от системы и семьи, где дети с ретардацией личностного развития могут капризничать и даже тиранить тех, кто их любит, во дворе им приходится с очень примитивным социальным статусом.

Паттерн. Страх попасть в качестве игрушки для развлечения тем, кто старше, сильнее, сообразительнее и являются сплоченным большинством.

Драйв. Стремление либо найти покровителя, с которым можно не бояться социальной стихии, либо остаться среди младших, которых не обижают.

Защита. Смирение с социальной позицией помыкаемого при лидерах, либо уход в социум, где примитивность статуса служит защитой от посягательств извне.

Коррекция: Формирование прагматичности обслуживающей инфантилизм, тренинги общения, развитие сензитивности

 

Самым уязвимым возрастом для такого склада детей в обстановке семейно-педагогической запущенности является младший школьный, когда система отталкивает детей с плохими социальными навыками и отсутствием естественных стремлений к отождествлению, на которых строится воспитательная ситуация (аффилиативных, когнитивного консонанса). Недостаток гибкости во взаимодействии со взрослыми, неумение выразить свои положительные стремления, обрекает их на одиночество. Если характер и интеллект позволяют, дети вливаются в «уличное племя» на тех условиях, которые им двор предоставляет, если нет – отчуждение в форме деперсонализации становится их уделом, в какой-то мере смягчаемом умением играть с детьми и держаться в их компании. Так формируется психология изгоя, не чувствующего потребности в эмоциональном единении с окружающими.

Сочетание с умственной отсталостью усугубляет давление среды и с ранних лет оставляет за человеком статус помыкаемого.

Сочетание с невропатичностью выводит эмоциональную неустойчивость на уровень тяжелых экцессов (ранняя токсикомания, самоповреждения, суицидальная готовность).

Иначе реагирующие (минимальная мозговая дисфункция)

В детском возрасте отклонения в сфере воли выражаются, главным образом, в недостаточном торможении активности. Минимальная мозговая дисфункция – это в первую очередь моторная гиперактивность, когда непоседливость и импульсивность лишены эмоциональной вовлеченности в стремления и выглядят как простая суетливость. Естественно, прилежание и послушание даются детям такого склада с большим трудом, а проблемы в общении возникают чуть ли не ежедневно.


Ситуация. Конфликт между спонтанностью и воспитательной ситуацией нарастает по мере того, как игра, где суетливость и отвлекаемость допустимы и приемлемы, сменятся деятельностью, где они мешают работе. Так что, если поначалу на долю «бестормозных» детей выпадает раздражение родителей и воспитателей детского сада, то в школе им приходится испытать на себе гнет системы (на помощь которой уставшие родители возлагают большие надежды). Напряжение растет и за счет того, что сверстники не берут всерьез того, кто выглядит «шутом гороховым», и нередко развлекаются над детьми такого склада с



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: