Скрудж Макдак с ума сойдет.




 

 

На золотом крыльце сидели:

Мишки Гамми, Том и Джерри,

Скрудж Макдак и три утенка.

Выходи, ты будешь Понка!

Если Понка не прийдет,

Скрудж Макдак с ума сойдет.

 

Иногда вместо последних строк добавляется:

 

Если Понка мне не нравится,

Выходи, красавица!

Или:

 

Не хочу я Понкой быть.

Понка в школу не пошла,

Понка денежку нашла.

Мы видим, что длинный вариант складывается из краткого и его продолжения; в большинстве случаев продолжение также выдержано в четырехстопном хорее. В одном из текстов чувствуется влияние сказки Чуковского «Муха-цокотуха».

* * *

Рассмотренные четыре сюжета наиболее распространены. Остальные считалки встречаются реже и варьируются не так активно.

 

«Шла кукушка…»

Шла кукушка мимосети,

А за нею — малы дети.

Все кричали: «Ку-ку-мак!»

Отжимай (убирай) один кулак!

 

Шла машинатемным лесом,

А за нею — два балбеса.

Все кричали: «Ку-ку-мак!»

Отжимай один кулак!

 

Раньше этой считалкой пользовались так же, как считалкой «На золотом крыльце…» — многократно повторяли до тех пор, пока не оставался один игрок, который и становился водящим. Г.С. Виноградов пишет: «Каждый играющий выставляет перед собой два кулака, и читающий считалку дотрагивается до них при каждом ударном слоге. Тот, кого он коснулся при произнесении последнего слова, убирает один кулачок, а счет продолжается снова — до тех пор, пока не останется один игрок с неопущенным кулачком. Он и будет водить. Считалку читают обычно в тех случаях, когда игроков мало»[13].

Сегодня такая форма пересчета практически не встречается. Требование «отжать» или «убрать» кулак воспринимается формально; последняя стопа в считалке, как обычно, указывает на водящего. В некоторых вариантах «осовременивание» игровой практики приводит к изменениям в тексте:

 

Шла кукушка мимосети,

А за нею — малы дети.

Кукушата просят пить.

Выходи — тебе водить!

 

В отличие от сюжетов, характеризующихся высокой степенью активности, эта считалка не имеет краткой и длинной версий, варьирование чаще всего происходит на уровне отдельных слов.

Обращает на себя внимание переплетение этой считалки с сюжетом «Шла машина…» (Шла машина темнымлесом, / А за нею — двабалбеса).

 

«За стеклянными дверями»

Этот сюжет имеет 2 версии — краткую и полную.

 

Варианты краткой версии:

 

За стеклянными дверями

Ходит Мишка с пирогами.

Мишка, Мишенька, дружок,

Сколько стоит пирожок?

 

За стеклянными горами

ВышелВаня с пирогами.

Ваня, Ванечка, дружок,

Сколько стоит пирожок?

 

За стеклянными коврами

Стоит Дима с пирогами.

Дима, Димочка, дружок,

Сколько стоит пирожок?

 

Варианты полной версии:

 

За стеклянными дверями

СиделМишка с пирогами.

Мишка, Мишенька, дружок,

Сколько стоит пирожок?

— Пирожок мой стоит три,

А голить-то будешь ты!

 

Полная версия имеет и другие продолжения:

 

—Пирожок недорог,

Стоит рубль сорок.

— Пирожок мой стоит два,

А голить-то буду я!

Можно предположить, что краткая версия этой считалки является исходной, поскольку заканчивается вопросом, возможно, требовавшим раньше ответа «из публики». Это предположение подтверждается вариантами этого сюжета, опубликованными в сборнике «Детский поэтический фольклор»[14]: старейшие из них, записанные в 20-е — 30-е годы, заканчиваются вопросом (краткая версия).

После того, как традиция многократного воспроизведения считалки исчезла, ответ на вопрос был включен в текст самой считалки.

 

Существует и сокращенный вариант этого сюжета (без диалога):

 

За стеклянными дверями

Еж торгует пирогами.

Пирожок недорог —

Стоит рубль сорок.

«Сидел петух…»

Самая подвижная часть в этой считалке — последняя строка (выход):

Сидел петух на лав очке,

Считал свои булав очки.

Раз, два, три —

Выходи, булавка, ты!

Сидел петух на лав очке,

Считал свои булав очки.

Раз, два, три —

Капитаном будешь ты!

Сидел старик на лав ке,

Считал свои булав ки.

Раз, два, три —

Выходи, булавка, ты!

Сидел петух на лав очке,

Считал свои булав очки.

— Ко-ко-ко,

Выходи на букву «О».

Этот сюжет, в отличие от предыдущих, не имеет длинных и коротких версий; текст достаточно стабилен и варьируется на уровне отдельных слов.

Сюжет этот используется в длинной версии считалки «Вышел месяц…», распространенной в Жуковском.

 

«Катилась мандаринка»

Особенность бытования этого сюжета — четкое распределение вариантов по регионам.

В Новосибирске распространены такие варианты:

 

Катилась апельсинка

По имениМаринка.

Уроки не учила,

А двойку получила.

А когда пошла гулять,

Получила цифру пять.

 

Катилась апельсинка

По городуМаринка.

Уроки не учила,

Двойку получила.

А потом пошла гулять,

Получила цифру пять.

Катилась апельсинка

По имениМаринка.

Уроки не учила,

Двойку получила.

Акогда пришла домой,

Получила цифру ноль.

Катилась апельсинка

По имениМаринка.

В школу не ходила,

Двойку получила.

Акогдапошла гулять,

Получила цифру пять.

 

В Новосибирских вариантах четко выделяется основная часть и концовка (двух видов). Основная часть и концовка противопоставлены ритмически. Ритмическая модель основной части — тактовик с межиктовыми интервалами 2 — 3 слога:

 

/—///—//—///—//—///—//—///—/

 

Ритмическая стройность основной части достигается за счет строгого чередования двусложных и трехсложных межиктовых интервалов.

Концовка же выдержана в четырехстопном хорее.

Несовпадение ритмики основной части и концовки уже знакомо нам по считалке «На золотом крыльце». Распределение ритмических моделей также аналогично: в основной части тактовик[15], в концовке — четырехстопный хорей.

Сочетание современной тематики (школьная тема не свойственна традиционным считалкам) и архаичной ритмики представляет собой некоторую странность, требующую объяснения. Новизна этого сюжета подтверждается отсутствием этой считалки в записях начала — середины 20 века.[16]

 

В Жуковском распространены такие варианты:

 

Катилась мандаринка

По имениИринка.

Уроки не учила,

Двойку получила.

А когда пошла гулять,

Получила цифру пять.

Акогда пошла домой,

Получила цифру ноль.

Катилась мандаринка

По имениИринка.

В школу не ходла,

Двойку получила

Акогда пошла домой,

Получила цифру ноль.

А когда пошла гулять,

Получила цифру пять.

Катилась мандаринка

По имениИринка.

Уроки не учила,

И двойку получила.

А потом пошла гулять,

Получила цифру пять.

А пятерка не моя,

А чужого короля.

Апотом пошла домой,

Получила цифру ноль.

Характерная особенность всех без исключения Жуковских вариантов — «Иринка» и «мандаринка» вместо Новосибирских «Маринка» и «апельсинка»

Другая особенность вариантов, записанных в Жуковском, — объединение в одном тексте двух разных концовок, знакомых нам по Новосибирским записям, при этом их последовательность различна.

В последнем варианте наблюдается взаимодействие с концовкой длинной версии считалки «Вышел месяц…», причем именно в тех вариантах, которые распространены в Жуковском:

Эта дочка не моя,

А чужого короля.

 

«Жили мышки на квартире»

Раз, два, три, четыре,

Жили мышки на квартире.

Чай пили, чашки били,

По три денежки платили.

Кто не хочет платить,

Тому и водить (голить).

Раз, два, три, четыре,

Жили мышки на квартире.

Чай пили, чашки били,

По-турецки говорили:



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: