Чаби, челяби, челяби, чаби.




Раз, два, три, четыре,

Жили мышки на квартире.

Чай пили, чашки мыли,

По три денежки платили.

Кто не хочет чашки мыть,

Тому и водить.

Ритмика — тактовик с межиктовым интервалом от 0 до 2.

 

«Аты-баты…»

 

Аты-баты, шли солдаты,

Аты-баты, на базар,

Аты-баты, что купили?

Аты-баты, самовар.

Аты-баты, сколько стоит?

Аты-баты, три рубля.

Аты-баты, кто выходит?

Аты-баты, ты и я.

(это я)

(вышел я)

 

 

Аты-баты, шли солдаты,

Аты-баты, на базар,

Аты-баты, что купили?

Аты-баты, самовар.

 

 

Аты-баты, шли солдаты,

Аты-баты, на базар,

Аты-баты, что купили?

Аты-баты, самовар.

Аты-баты, он какой?

Аты-баты, золотой.

Эта считалка распространена достаточно широко, но степень варьирования очень незначительная. В первой части считалки, по всей видимости, за счет строгости формы, варьирование отсутствует. Вторая часть в каждом варианте особая, общим элементом является только вопросно-ответная форма и «заумное» вводное сочетание «Аты-баты»; в одном из вариантов вторая часть отсутствует.

Все варианты выдержаны в четырехстопном хорее.

* * *

 

Считалки, приведенные ниже, распространены незначительно.

 

В Новосибирске считаются так:

 

Дора, дора, помидора,

Мы в саду поймали вора.

Стали думать и гадать,

Как же вора наказать.

Мы связали руки, ноги

И пустили по дороге.

Вор шел, шел, шел

И корзиночку нашел.

 

В Жуковском эта считалка немного длиннее. К ней добавлена небольшая концовка:

 

В этой маленькой корзинке

Есть рисунки и картинки.

Раз, два, три —

Кому хочешь — дари.

 

* * *

Раз, два, три, четыре,

Меня грамоте учили.

Не считать, не писать,

Только по полю скакать.

Я скакала, я скакала,

Себе ноженьку сломала.

Стала ноженька болеть,

Стала маменька жалеть.

Пожалела, поругала

И за доктором послала.

Доктор едет на быке

С балалаечкой в руке.

 

 

Раз, два, три, четыре,

Кошку грамоте учили.

Не считать, не писать,

А за мышками скакать.

 

(длинный и короткий варианты, варьирование на уровне отдельных слов)

* * *

 

Катилось яблочко по огороду

И упало прямо в воду.

Буль!

 

 

Катилося яблочко по огороду

И упало прямо в воду.

Бульк!

Вода — красная заря!

 

Катилося яблочко по огороду

И упало прямо в воду.

А в воде жила змея,

Выходи на букву «я»!

(постоянная основная часть и варианты концовок; слова «выходи на букву «я» перекликаются с концовкой считалки «Шла машина…»).

* * *

 

Эни, бени, рики, таки,

Турба, урба, синтибряки,

Эус, бэус, краснобэус,

Бац!

 

Эни, бени, рики, факи,

Турба, урба, эки, факи,

Эус, бэус, космобэус,

Бац!

 

Эни, бени, рики, паки,

Буль-буль-буль, каляки, шмаки,

Эус, бэус, космобэус,

Бац!

 

Эни, бени, рики, факи,

Тиль, буль-буль, корики, шваки,

Деус, деус, космодэус

Бац!

 

(заумная считалка; варьирование на уровне звуков)

* * *

 

Конь ретивый

С длинной гривой

Скачет, скачет по полям:

Тут и там, тут и там!

Сюда мчится он!

Вы ходи из круга вон!

 

Конь ретивый, златогривый

Скачет полем, скачет нивой.

Как проскачет он —

Выходи из круга вон!

 

* * *

 

Стакан, лимон,

Выйди вон!

 

Эй, Иван,

Полезай в стакан,

Отрежь лимон

И выйди вон!

 

Пес полкан,

Полезай в стакан,

Хватай лимон

Убирайся вон!

 

(приращение к началу текста; короткий и длинный варианты)

* * *

 

Шел баран

По крутым горам.

Вырвал(взял) травку,

Положил на лавку.

Кто травку возьмет,

Тот вон (водить) пойдет!

 

(стабильный, малопопулярный текст)

* * *

 

Шишел-мышел,

Взял(пнул) да вышел.

 

Шишел-мышел,

Взял, пошел,

Табакерочку нашел.

В табакерочке табак.

Кто нашел,

Тот выйдет так!

 

Шел крокодил,

Трубку курил.

Трубка упала

И написала:

Шишел-мышел,

……, вышел.

 

(далеко разошедшиеся варианты, в некоторых случаях связанные только словами: «шишел-мышел»)

* * *

 

Этот сюжет встречается и в Новосибирске, и в Жуковском без вариантов:

 

— Чики-брики, ты куда?

— Чики-брики, на базар.

— Чики-брики, ты зачем?

— Чики-брики, за овсом.

— Чики-брики, ты кому?

— Чики-брики, я коню.

— Чики-брики, ты какому?

— Чики-брики, вороному.

* * *

Процессы и тенденции

Жизнеспособность считалок подтверждается не только относительным богатством репертуара, активным варьированием, включением реалий современной жизни, но и активным взаимодействием разных считалочных сюжетов — фольклорной контаминацией.

Из всех выявленных считалок 11 вступают в контаминации.

Наиболее активно включена в межтекстовое взаимодействие считалка «Шла машина»: она связана с пятью сюжетами («На золотом крыльце», «Катилась мандаринка», «Катилося яблочко», «Сидел петух», «Шла кукушка»). Причем эта считалка взаимодействует с другими двусторонне: она и заимствует их элементы, и «делится» с ними своими фрагментами. Во взаимодействие вступают и краткая, и обе длинные версии считалки.

 

       
   
 
 


«Шла машина…»

Шла кукушка темным лесом

_________________________

_________________________

 

Выходи на букву эс.

 

«Шла кукушка…» Шла машина темным лесом ________________________ ________________________ ________________________ «Сидел петух…» ________________________ ________________________   Ко-ко-ко — Выходи на букву о. «Катилося яблочко» _________________ _________________   А в воде жила змея, Выходи на букву Я.

 

Со считалкой «Шла кукушка…» считалка «Шла машина…» обменивается первыми строчками, а считалки «Сидел петух…» и «Катилося яблочко» заимствуют у нее форму последней строки (выхода).


 

«Шла машина…» ____________________ ____________________ ____________________ ____________________   А на буковке звезда, Там проходят поезда. Если поезд не пройдет, Машинист с ума сойдет. ______________________ ______________________ ______________________ ______________________ ______________________ ______________________ «Шла машина…» _____________________ _____________________ _____________________ _____________________   Буква эс пошла гулять, Получила цифру 5, А когда пошла домой, Получила цифру 0.   «На золотом крыльце…» (современный версия) ______________________ ______________________ ______________________ ______________________   А у Поночки звезда, Там проходят поезда. Если поезд не пройдет, Скрудж Макдак с ума сойдет.     «Катилась мандаринка» ___________________ ___________________ ___________________   Двойку получила, А когда пошла домой, Получила цифру 0. А когда пошла гулять, Получила цифру 5.

Мы видим, как современная версия считалки «На золотом крыльце…» развивается под влиянием считалки «Шла машина…». В то же время один из вариантов длинной версии считалки «Шла машина…» изменяется по образцу концовки считалки «Катилась мандаринка».

 

Считалка «Вышел месяц…» связана с двумя считалками: «Катилась мандаринка» и «Сидел петух…» (во взаимодействие вступают разные варианты концовки длинной версии).


 

«Вышел месяц…» __________________ __________________ __________________ __________________ А на следущую ночь Он зарезал свою дочь. Это дочка не моя, А чужого короля. «Вышел месяц…» __________________ __________________ __________________ __________________ А на следущую ночь Он зарезал свою дочь. Это дочка не моя, А чужого короля. А король на лавочке Кушает козявочки. «Катилась мандаринка» ___________________ ___________________ ___________________ ___________________   А потом пошла гулять, Получила цифру 5. А пятерка не моя, А чужого короля. «Сидел петух…»   Сидел петух на лавочке, Считал свои булавочки. ____________________ ____________________

 

Один из вариантов считалки «Катилась мандаринка» удлиняется под влиянием концовки одного из вариантов «Вышел месяц…», а другой вариант считалки «Вышел месяц…» сам меняется под влиянием первых строк считалки «Сидел петух…».

Контаминация в считалках — явление широко распространенное. Исследователь французских считалок по этому поводу замечает: «Очень затруднительно судить о первозданной чистоте текста при наличии этих контаминаций и агглютинирований, которые делают из считалки палимпсест со случайными родственными связями»[17].

Тот факт, что палимпсест современных считалок удается «расслоить», убедительно свидетельствует о том, что контаминация считалок — явление сегодняшнего дня. Взаимодействие происходит буквально на наших глазах: считалки одновременно живут и самостоятельно, и в контаминациях.

Некоторые контаминации удается обнаружить, обратившись к записям прежних лет. Именно так обстоит дело с записанным в Новосибирске продолжением считалки «Вышел месяц…» (см. выше). В коллекции считалок Е.В. Ржановской, собранной в Заонежье в 1927 — 1934 годах[18], есть такие тексты:

 

Раз, два, три, четыре, пять,

Шесть, семь, восемь, девять, десять,

Царь велеу[19] тебя повесить.

Я висеу, висеу, висеу,

И на небо улетеу.

 

Прямо, прямо, прямо,

Там большая яма,

Две ступеньки вниз,

Там живет Борис,

Председатель дохлых крыс.

 

Сравнив «удлиненную» новосибирскую считалку с этими текстами, можно увидеть, как преобразуются считалочные микросюжеты, «сплетаясь» вместе по прихоти детской фантазии… И вот что удивительно: исходные сюжеты забылись, а «хитросплетение» живет и расцвечивается все новыми деталями…

Современные считалки убеждают: контаминация — один из основных способов существования и развития считалочного жанра.

* * *

Во время проведения эксперимента мы обнаружили появление нового способа распределения ролей и установления очередности в игре. Речь идет о так называемом скидывании, появившемся в России сначала на правах самостоятельной игры[20], но постепенно распространяющимся среди русских детей в качестве «игровых прелюдий».

«Скидываются» дети так. После произнесения краткого текста, включающего заумную речь («Камано, нагано, чи-чи-фо!» или просто «Чи-чи-фо!», «Су-е-фа!» и проч.), иногда произносится более развернутый текст («Камень, ножницы, бумага, карандаш, огонь, вода, и бутылка лимонада, су-е-фа!»), дети одновременно «выбрасывают» жесты, имеющие символическое значение. Пальцы, сжатые в кулак — камень, открытая ладонь — бумага, разведенные средний и указательный пальцы — ножницы (иногда набор жестов шире — огонь, вода и др.). Присвоенные жестам значения (камень, ножницы, бумага и др.) связаны между собой определенным образом. Камень тупит ножницы, поэтому игрок, показавший ножницы, признается побежденным тем игроком, который показал камень. Отношения между остальными знаками таковы: ножницы режут (то есть побеждают) бумагу, бумага заворачивает (то есть побеждает) камень.

Ведущую роль при скидывании, безусловно, играют символические жесты. Текст, произносимы ритмично и даже с некоторым напевом, нужен только для того, чтобы обеспечить одновременное предъявление жестов: последний слог служит своеобразной командой. Ясно, что скидывание может состояться только тогда, когда каждый игрок «выкидывает» жест независимо, не зная жестов товарищей по игре. Это обстоятельство обеспечивает новому способу распределения ролей полную объективность.

Возможно, такой способ распределения ролей пришел к нам в ответ на резкое сужение дворового пространства и уменьшение численности групп, в которые объединяются дети в играх. Считалки предполагали достаточно большой игровой коллектив, скидывания же больше подходят для двоих-троих.

В противоположность безусловной объективности скидывания, в исполнении детьми считалок мы обнаружили совершенно новое явление, свидетельствующее о появившейся возможности ритмического манипулирования при счете.

К концу считалки (последняя строка; несколько заключительных слов) дети практически всегда замедляли счет и нередко допускали переход от метрического проговаривания к послоговому. По поведению детей (лукавые улыбки, «говорящие» взгляды и проч.) можно было догадаться, что растягивание концовок производилось намеренно и было связано с желанием считающихся повлиять на результат пересчета, с попыткой «подыграть» приятелю или самому себе. Любопытно, что остальные дети не возражали против такого подыгрывания и как должное воспринимали результат счета. Подчеркнем: данное явление не отмечено в исследованиях фольклористов и является новшеством последних 5 — 10 лет. Традиционно дети, стоящие в кругу во время исполнения считалки, тщательно следили за считающим и не допускали отклонений от ритмического счета.

Это незначительное на первый взгляд изменение поведения детей при счете может свидетельствовать о существенных переменах в коллективном сознании детского сообщества. Если раньше «приговор» считалки был непреложным и воспринимался как жребий, судьба, а исполнитель считалки безропотно подчинялся ритму, то теперь считающий, по сути дела, сам подчиняет себе считалку, манипулируя ритмом и предопределяя исход счета. Считалка превращается в своеобразное средство для достижения заранее намеченной цели.

Выводы

Синтезируя результаты, полученные в результате проведения эксперимента, можно сделать выводы о состоянии рассмотренного фольклорного жанра в современном детском сообществе.

1. Считалки сегодня являются той площадкой, на которой дети практически, хотя и неосознанно, осваивают законы бытования фольклорного материала. Варьирование текстов, хранение их в коллективной памяти, живая импровизация в процессе исполнения, контаминирование отдельных текстов в сложные тексты-цепочки ¾ весь этот опыт, приобретаемый детьми в ходе игрового использования считалок, является по сути дела универсальным опытом человечества, накопленным на протяжении многих веков.

2. Абсолютное большинство распространенных сегодня считалок характеризуется ритмикой четырехстопного хорея; нам встретилось только два случая сохранения тактовика — традиционная версия считалки «На золотом крыльце сидели» и первая часть считалки «Катилась мандаринка». Четырехстопный хорей, роднящий считалки с авторскими детскими стихами, со стихотворными опытами самих детей, уверенно вытесняет исходный тактовик. Об этом процессе свидетельствует и тот факт, что все без исключения современные версии и фрагменты считалок (включающие реалии современной жизни) выдержаны в ритмике четырехстопного хорея. Таким образом, тактовиком дети владеют пассивно, воспроизводя традиционные тексты, хореем — активно, пользуясь им в процессе создания новых считалочных вариантов.

Дети виртуозно владеют ритмической моделью четырехстопного хорея, варьируя большое количество слов, находящихся внутри строки (вне рифмы). Особенно ярко владение четырехстопным хореем проявляется в концовках считалок, многие из которых являются результатом спонтанных детских импровизаций (в ряде случаях, записывая считалки в детских коллективах, мы не могли отличить воспроизведение знакомого текста от спонтанного сочинительства).

3. Все записанные нами считалки имеют смежную рифмовку, в том числе концовки считалок, появившиеся в результате спонтанных детских импровизаций (из чего можно заключить, что смежная рифмовка на практике уже освоена детьми этого возраста; это подтверждается и материалом детских дразнилок).

4. Абсолютное большинство считалок — это стишки с незамысловатым сюжетом (исключение составляет единственная «заумная» считалка «Эни, бени, рики, таки» и считалка с перечислением «Стакан, лимон», имеющие незначительное количество вариантов и в целом очень ограниченное распространение). Между тем традиционный фонд русских считалок характеризуется более равномерным распределением считалочных текстов по названным группам (сюжетные, бессюжетные — с перечислением, «заумные»).

5. Налицо тенденция к удлинению считалок. Короткие считалки сегодня малопопулярны. Самые распространенные считалочные сюжеты имеют как краткую (традиционную), так и длинную (современную) версии; популярны сегодня именно длинные версии. К удлинению считалок приводит и контаминирование считалочных сюжетов. Контаминированию способствует универсальность ритмической модели и безразличие жанровой модели к содержанию.

Подчеркнем: удлинение считалок происходит в условиях сокращения дворового пространства, уменьшения количества детей, участвующих в коллективных играх (для их пересчета хватило бы самой короткой считалки). Значит удлинение считалок определяется не функциональными, а эстетическими задачами жанра.

Абсолютное преобладание сюжетных считалок и тенденция к удлинению, то есть развитию сюжета, свидетельствуют об актуальности сюжета в считалках для детей 6 — 7 лет (при всей нереалистичности и алогичности считалочных сюжетов).

В то же время анализ записанных текстов, а также полевые наблюдения позволяют сделать вывод о вторичности сюжета в считалках, по крайней мере, для современных детей. Сюжет в современных вариантах считалок возникает почти стихийно, как следствие строгого соблюдения ритмической модели и поисков точной рифмы; в случае спонтанного сочинительства сюжет считалки является неожиданностью, побочным результатом даже для сочинителя и неизменно вызывает смеховую реакцию самого автора импровизации и присутствующих детей. Не исключено, что достижение комического эффекта является основным стимулом для маленьких стихотворцев.

Можно, пожалуй, сказать, что считалка является идеальной формой для наивного сочинительства, своеобразным ритмическим тренажером: она позволяет не заботиться о содержании, ибо считалка безразлична к содержанию и допускает все элементарные варианты его организации (логичность, алогичность, небыличность, бессвязность).

6. Необходимо отметить также ослабление считалочного выхода, одного из характернейших признаков считалочного жанра.

Во-первых, исчезает распространенная ранее форма пересчета, при котором заключающий считалку вопрос требовал ответа «из публики» и счет повторялся (см. об этом выше).

Во-вторых, в современных вариантах считалок указание на выход часто совсем отсутствует (см., например, некоторые краткие варианты считалки «Вышел месяц»).

В-третьих, удлиненные версии вовсе «не замечают» считалочного выхода и присоединяют продолжения к словам «все равно тебе водить» и проч., в продолжениях же выход отсутствует (см., например, варианты считалок «Вышел месяц…» и «Шла машина…»).

7. На наших глазах чисто функциональный жанр — детская считалка — отчасти утрачивает свою функциональность (этому способствует и новый — более лаконичный — способ распределения ролей — скидывание) и наращивает эстетическую значимость. Считалка становится сегодня своеобразным руслом, ритмическим клише, облегчающим детям наивное стихотворство, протекающее коллективно и состоящее в ритмической игре, рифмовке и складывании незамысловатого сюжета.

В качестве наметившейся тенденции можно указать оттеснение считалки как функционального жанра новой формой распределения ролей и установления очередности в игре — скидыванием. В условиях сокращения игрового пространства этот нарождающийся синкретичный жанр, сочетающий слово и ритмический жест, может оказаться более удобным в силу своей предельной лаконичности. Между тем считалка безусловно жива как поэтический жанр во всем многообразии его эстетических функций.

8. На фоне нового, предельно объективного способа распределения ролей — скидывания, располагающего предельно лаконичным текстом, формируется традиция ритмического манипулирования традиционными считалками, имеющими тенденцию к разрастанию текста (удлинению).

9. Необходимо отметить утрату некоторых аспектов бытования считалок в детском сообществе. Забылись или ушли в пассивный фонд целые группы считалок: жеребьевки, числовки; становятся редкостью заумные считалки.

 


[1] Слово, придуманное детьми и подчеркивающее процессуальность ритмического пересчета.

[2] Г.С. Виноградов. Русский детский фольклор. Кн. 1: Игровые прелюдии. Иркутск, 1930; В.В. Мерлин. О «заумном языке» детских считалок // Литература и фольклор Урала. Пермь, 1978. С. 29-40.

[3] Как обычно, слабыми местами в считалке оказываются слова, стоящие внутри строки (вне рифмы).

[4] Les Comptines de Langue Francaise. Editions SEGHERS, PARIS, 1961, 1970.

[5] Из наблюдений фольклориста А.Н. Мартыновой. См.: Детский поэтический фольклор. Антология. Спб., 1997, с. 533.

[6] Г.С. Виноградов. Русский детский фольклор. Книга 1. Иркутск, 1930, с. 191.

[7] В связи с этим можно упомянуть об исчезновении целой группы считалок-жеребьевок, существование которых вне определенных правил игры оказалось невозможным.

[8] В.В. Мерлин. четырехстопный хорей детского фольклора. \ Фольклор и литература Урала. Вып. 4. Пермь, 1977, с. 60.

[9] К. И. Чуковский. От двух до пяти. М., 1994, с. 331.

[10] «Русский народный стих (песенный, речитативный, говорной) — тонический». См.: М. Гаспаров. Русские стихи 1890-х — 1925-го годов. М., 1993, с. 7.

[11] Литературный энциклопедический словарь. М., 1987, с. 434.

[12] Слово «золотой» нередко заменяется словом «златой» — в этом случае первая строчка представляет собой чистый четырехстопный хорей.

[13] Г.С. Виноградов. Русский детский фольклор. Книга 1. Иркутск, 1930, с. 208.

[14] С.-Пб., 1997, с. 349, №1392 — 1396.

[15] В считалке «На золотом крыльце» использован тактовик с межиктовым интервалом 0 — 1 —2, в считалке «Катилась мандаринка» — тактовик с межиктовым интервалом 2 — 3.

[16] См., например: Детский поэтический фольклор. Антология. С.-Пб., 1997, с. 328 — 361; С.М. Лойтер. Русский детский фольклор и детская мифология. Исследования и тексты. Петрозаводск, 2001, с. 207 — 221.

[17] Les Comptines de Langue Francaise. Editions SEGHERS, PARIS, 1961, 1970.

[18] Публикация С.М. Лойтер. См.: С.М. Лойтер. Русский детский фольклор и детская мифология. Исследования и тексты. Петрозаводск, 2001, с. 207 — 221.

[19] Е.В. Ржановская учитывала фонетические особенности исполнения считалок.

[20] Это игра международная, распространена в Японии, Америке и т.д.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: