Классификация типов родительских отношений и стилей воспитания




В традиционной семье воспитывается уважение к авторитету старших, педагогическое воздействие осуществляется сверху вниз. Основным требованием является подчинение. Дети из этих семей легко усваивают традиционные нормы, но испытывают трудности в формировании собственных семей. Они неинициативны, негибки в общении, действуют исходя из представления о должном.

В детоцентрической семье главной задачей родителей считается обеспечение «счастья ребенка». Семья существует только для ребенка. Воздействие осуществляется, как правило, снизу вверх (от ребенка к родителям). В результате у ребенка формируется высокая самооценка, ощущение собственной значимости, но возрастает вероятность конфликта с социальным окружением за пределами семьи. Поэтому ребенок из такой семьи может оценивать мир как враждебный. Очень велик риск социальной дезадаптации ребенка при поступлении в дошкольное учреждение и школу.

Супружеская (демократическая) семья своей целью видит взаимное доверие, принятие и автономность членов. Воспитательное воздействие — «горизонтальное», диалог равных: родителей и ребенка. В семейной жизни всегда учитываются взаимные интересы, причем чем старше ребенок, тем больше его интересы учитываются.

Итогом воспитания в такой семье является усвоение ребенком демократических ценностей, гармонизация его представлений о правах и обязанностях, свободе и ответственности, развитии активности и самостоятельности, доброжелательности, уверенности в себе и эмоциональная устойчивость. Вместе с тем у этих детей может отсутствовать навык подчинения социальным требованиям в среде, построенной по «вертикальному» принципу.

Билет 3

1. Понятие о методах и методиках психологического исследования

Методы –это совокупность способов и приемов изучения психических явлений.Методика это совокупность спец.приемов и способов проведения работы, направленных на решение диагностических и коррекционных проблем.

Классификация методов. Ананьев все методы разделил на: 1 организационные (сравнительный- сопоставление групп по возрастам и тд), лонгитюдный (многократное обследование одних и тех же лиц на протяжении длительного времени), комплексный (в исследовании принимают участие представители различных наук ). 2. Эмперические – наблюдение, эксперимент, тесты,анкеты,интевью, беседа, анализ продуктов деятельности, биографический 3. Методы обработки данных- количественный и качественный(дифференциация м-ла по группам и анализ), 4. Интерпритационные (генетический- анализ м-ла в плане развития с выделением стадий), структурный(установление связи между всеми характеристиками личности). И коррекционные(тренинги, игры и тд. Основной метод – наблюдение. Это метод психологии, основанный на целеноправленном восприятии и регистрации поступков деятельности, поведения человека.

Виды наблюдения:1. Систематическое и несистематическое, 2. внутреннее и внешнее, 3 сплошное и выборочное,4 непосредственное и опосредованное,5 открытое и закрытое,6 включенное и не включенное. Объективность наблюдения за детьми достигается при соблюдении трех условий:Ребенок не должен знать, что он является объектом наблюдения, наблюдение должно быть систематическим, правильная позиция исследователя.

Эксперимент- метод психологии, в котором целенаправленно и продуманно создается искусственная ситуация, в которой изучаемые св-ва выделяются, проявляются и оцениваются лучше всего.Виды: 1 по условиям проведения- лабораторный и естественный; 2 по этапам проведения – констатирующий и формирующий.

Тест –это стандартизированные, краткие и чаще всего ограниченные для установления количества и качества индивидуально-психологических различий задания. Виды: опросники, задания,личностные, тесты достижений и способностей.

Опрос- метод психологии, при испытании которого человек отвечает на вопросы.

2. Преемственность дошкольного учреждения и школы как одно из условий образования ребенка

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ между детским садом и школой предполагает ориентацию, направленность работы дошкольного учреждения на требования, предъявляемые в школе и, наоборот, - учет учите­лем достигнутого общего уровня развития дошкольника, сформиро­ванно нравственного поведения, волевой, личностной сферы ребенка.

Преемственность может рассматриваться как внутренняя связь, которая выражается в учебной деятельности обучаемых (дошколь­ников и школьников), и внешняя, связанная с деятельностью обу­чающих (воспитателей и учителей). В первую связь входит структу­ра учебно-воспитательной деятельности, в которую входят следую­щие компоненты:

I) мотивационно-целевой, который обуславливает взаимосвязь мотивации и целеполагания учения;

2) содержательно-информационный, который свидетельствует о наличии знаний, об умении связывать старую и новую информации;

3) учебно-операцио­нальный, обеспечивающий развитие общеучебных и специальных умений и навыков, наличие мыслительных операций;

4) организа­ционно-рефлексивный, - включающий навыки планирования, прогно­зирования деятельности, само-взаимооцеики результатов собствен­ной деятельности и товарищей.

Основными задачи преемственности являются:

1. Установление связи между программами, формами и методами работы детского сада и школы.

2. Установление связи в физическом, умственном, нравственном,трудовом и эстетическом развитии.

3. Установление связи в развитии личности ребенка в целом.

4. Сформированность активно-положительного отношения к детям со стороны педагогов и родителей.

5. Осуществление преемственности детского сада и школы в фор­мировании общеучебных умений и навыков.

6. Преемственность содержания образования и воспитания в дет­ском саду и первом классе школы.

Наиболее действенными Формами работы школы и детского сада являются:

1. посещение воспитателями детских садов уроков в школе, а учителями школ занятий в детском саду с последующим обсужде­нием, вынесением рекомендаций;

2. совместные тематические совещания учителей начальных клас­сов и воспитателей дошкольных учреждений с участием руководи­телей учреждений;

3. проведение родительских собраний в старших группах с учас­тием учителей и воспитателей;

4. изучение воспитателем и учителем программ детского сада и I класса с целью выявления, какими знаниями, умениями и на­выками овладели дети в дошкольном учреждении. Изучая программу I класса, воспитатели дошкольных учреждений узнают требования школы к первоклассникам, учитывают их в воспитании и обучении дошкольников;

5. организация различных мероприятий по подготовке детей к школе с участием родителей;

6. беседы учителей с воспитателями о детях, уходящих I сен­тября в школу, устная характеристика о слабых и сильных де­тях, о состоянии здоровья детей группы, о характере коллек­тивных взаимоотношений, об усвоении детьми правил поведения, об отношении детей к старшим, о развитии познавательных ин­тересов, о волевом развитии, а также о развитии интеллекта: пытливости, любознательности, критичности и т. Д.;

7. совместная подготовка к конференциям, организация выставок;

8. взаимопосещения утренников и концертов.

С целью более тесной и систематической работы школы и детского сада учителями совместно с воспитателями разрабаты­ваются планы преемственности, к выполнению которых привлекаются не только педагоги, но и родители.

План преемственностивключает следующие разделы:

I. методическая и организационно-воспитательная работа;

2. воспитание у детей интереса к школе;

3. воспитание у школьников заботливости и внимательности к детям дошкольного возраста;

4. работа с родителями.

Неотъемлемой частью работы по преемственности школ и дошкольных учреждений является сотрудничество с семьей, что позволит добиться высокого уровня общего развития ребенка.

Сотрудничество детского сада, семьи и школы может решаться через следующие виды работ:

Общие родительские собрания, которые ставят своей целью познакомить родителей с основными требованиями школы, детского сада к содержанию проводимой работы дома, сообщение основных положений концепции развития личности, информация об основных педагогических, психологических, медицинских аспектах подготовки ребенка к юколе;

Групповые родительские собрания, которые позволяют конкретизировать общие проблемы, уделить внимание диагностическим методикам определения готовности ребенка к школе. Воспитатели рассказывают о результатах проводимой работы с детьми, демонстрируют достижения детей, организуя выставки детских работ, концерт художественной самодеятельности и т. Д.;

Лектории для родителей,

педагогические консультации;

Семинары;

Открытые занятия и беседы с родителями о результатах, которые дети достигли, выставки детских работ, информация о специальной литературе;

Совместные праздники;

Встречи учителей с родителями будущих первоклассников.

Билет 4

1. Ведущий вид деятельности в раннем детстве (предметная деятельность).

Деят-сть выступает в кач-ве важнейшего фактора психич. Развития. Основоположник деятельного подхода в развитии психики Алекснй Николаевич Леонтьев считал, что «одни виды виды деят-сти явл. На данном этапе ведущими и имеют большее значение для развития личности, а другие – меньшее».

Ведущая деятельность (ВД) – это вид деят-сти, с которой на данном этапе онтогенеза (периода жизни) связано возникновение важнейших психических новообразований.

Признаки ведущ. ВД:

1) в ней зарождаются и появляются новые виды деят-сти;

2) ВД обуславливает формирование и перестройку конкретных психич. процессов (напр., в игре впервые формир. процессы активного воображения реб-ка);

3) от ВД во многом зависят основн. психологич. изменения личности в данный возрастной период (напр., в игре дошкольник осваивает обществ. Функции и соответствующие нормы поведения людей).

Т.о. можно заключить, что ВД определяет важнейшие направления психич. развит., в т.ч. формирование новообразований возраста.

На рубеже младенч. возр. и раннего детства достижения в развитии ребёнка определяют возникновение новых потребностей: самостоят. передвижения, произнесение первых слов. Опыт осуществл. действий с окруж. предметами обусловлен стремлением реб-ка познать то, что его окружает. Однако выполнить самостоят. это реб-к не может, поэтому вступает во взаимодействие со взрослым для познания окруж. мира. Если в младенч. возр. доминирующей системой отношений была «реб-к – взросл.» (мы), то в раннем возрасте такой системой становятся отношения «реб-к – предмет – взросл».

Указанные противоречия, составляющие соц. ситуац. развития в раннем детстве, определяют то, что ВД данного возраста выступает предметно-манипулятивная деят-сть (ПМД).

ПМД – это ведущ. деят. в раннем детстве, для к-ой х-ны практические действия с предметами, в ходе которых происх. усвоение способов их употребления и развитие познават. сферы реб-ка.

Этапы овладения ПМД:

1) предметные манипуляции;

2) предметно-специфические действия;

3) соотносящие действия;

4) орудийные действия.

Предметн. деят-сть состоит в усвоении и выполнении предметных действий.

Три фазы развит. связи действий с предмет.:

1) с предм. могут выполняться любые действия;

2) предм. употребл. только по назначению;

3) свободное употребл. предмета возможно, но только в том случае, если известно его истинное назначение.

Открытие назначение предметов и отличает предметн. деят-сть реб-ка раннего возр. от манипулятивн. деят-сти младенцев. Функции вещей и предметов открывает реб-ку взрослый.

Два направл. предметн. деят-сти:

1) развитие действия от совместного со взросл. до самост. исполнения;

2) развитие средств и способов ориентации реб-ка в условиях осущ. действия. Проходит в несколько этапов.

1-ый этап состоит:

а) в неспецифическом использовании орудий (манипуляции);

б) использование предмета, когда ещё не сформированы способы его применения;

в) овладение специфич. способом употребления.

2-ой этап наступает, когда реб-к начинает переносить действия с одного предмета на другой (научился пить из кружки, может пить из стакана).

3-ий этап сопровождается возникновением игрового действия. Взросл. не даёт словесной инструкции, реб-к сам.

Постепенно происх. отделение действия от предмета. Ориентировка типа «Что такое?» сменяется на «А то с этим можно делать?».

Значимыми для психич. развит. оказываются соотносящие и орудийные действия.

Соотносящие действия состоят в приведении предметов или их частей в определённые пространственные взаимоотношения (складывание пирамидки). Соотносящ. действия требуют учёта величины, формы, цвета, местоположения различных предметов. Эти действия сначала выполняются через практические пробы (это внешние действия); по мере взросления переходят к зрительному соотношению свойств предметов (внутренние или умственные действия).

На 2-ом г. жизни и на протяжении всего раннего детства нач. складываться орудийные действия - особый вид действий с предметами, основанный на их использовании в соответствии с назначением (есть ложкой, копать лопаткой). Они предполагают воздействие одним предметом на другой для достижения опред. результата. Смысл орудийных действий открывает реб-ку взрослый.

К нач. 3-его г.ж. предметная деят-сть уже сформирована, прежде всего, с предметами домашнего обихода. Продолжается освоение реб-ком окружающ. предметн. мира. Только действия становятся более разнообразными и ловкими.

Ребёнок более осознанно хочет действовать как взрослый. Его начинает привлекать не только процесс выполнения действий, но и результат.

Овладение предметной деятельностью стимулир. Развитие таких личностных кач-в, как инициативность, самостоят-сть, целеустремлённость. Реб-к станов. всё более настойчивым в достижении поставленной цели.

Орудийные действия могут явл. показателем интеллектуальн. развит. детей, указывают на степень их обучения и широту контактов со взрослым.

К концу раннего детства в предметной орудийной деят-сти зарождается игра и продуктивные виды деят-сти.

 

2. Противоречия и возрастные кризисы развития

Суть возрастных кризисов заключается в изменение связи человека с окружающ. действительностью и его отношения к ней в смене вед. деятельности.

В период возраст. Кр-ов резко меняется эмоциональный фон. Появляются элементы депрессивной симптоматики.

Кризисный период для ребенка очень сложен, он также явл. трудным и для окруж. его взрослых. Поведение детей характер. трудновоспитуемостью.

Кризис – это не тупик, а опред. противоречия, котор. накапливаются у человека.

Все кризисы связаны с пояском смысла жизни и попытки ответить на? (для каго, зачем я живу)

Возрастные кризисы это особые, относительно не продолжительные по времени(от 2 месяцев до года) характер. резким психическими изменениями личности человека, связанные с системными качествами изменения в соц. Сфере, его деятельности и сознание.

Форма и длительность этих периодов, а т.же острота протеканий зависит от социальных и микро социальных условий.

Название Возраст. период Содержание задачи
К-с Новорожденности 0-2 месяцев Основн. Проявление каких-либо переживаний- плач, крик, характер. изменения условий жизни помноженным на беспомощность ребенка Адаптация к новой среде
К-с 1 года 1 год Двиг. Активность, вследствие чего многие предметы доступные, а следовательно появл. Запретов со стороны родителей. Характер. всплеском аффективных состояний (плач, крик, касание) Осознание дозволенного и запретного
К-с 3 лет 3 года «Семизвездие симптомов» - упрямство, негативизм, строптивость, своеволие, протест – бунт, обесценивание,деспотизм Осознание себя как субъекта действия «я»,познание в игре поведения и соц. ролей.
К-с 7 лет 7 лет Потеря детской непосредственности (маневриичанье, кривляние). Занятие значимой соц. Позиции «я - ученик» Выделение себя как обособленой личности. Смена ведущей деятельности. Формирование самооценки и самооценки
Предподростковый к-с 11 лет Сопровождается проявлением чувств неполноценности. Соотносится с неуспеваемостью Ломка старой системы взаимоотношений. Умение детей управлять своим поведением
Подростковый кризис (Кризис переходности к юности)   15-18 лет Глубокий эмоц. кризис. Ориентировка на себя, стремление на самостоятельности Окончательное расставание с детством и обретение самостоятельности.

Билет 5

1. Периодизация психического развития Д.Б.Эльконина

Наиболее известной в отечественной науке является классификация периодов развития человека Даниила Борисовича Эльконина. Главным в ней является предположение, что психическое развитие определяется познанием 2 граней окружающей действительности: предметного мира и мира человеческих отношений. Освоение этих отношений происходит в разных видах деятельности. 1 группа - деятельности, которые способствуют усвоению ребенком норм отношений между людьми. (развивается мотивационно-потребностная сфера). 2 группа – деятельности, направленные на усвоение способов действий с предметами (развивается познавательная сфера).

Эльконин использует критерии - ведущая деятельность и возрастное новообразование.

В любом возрасте человек включается в различные виды деятельности. Вклад каждого вида деятельности в развитии человека не равнозначен. На определенном этапе существует деятельность, которой человек уделяет больше времени. Эту деятельность психологи называют ведущей. Признаки ведущей деятельности:

1-в ней зарождаются и проявляются новые виды деятельности (в игре зарождается учебная деятельность).

2-она определяет формирование и перестройку конкретных психических процессов (в игре формируется воображение).

3-от нее во многом зависят психологические изменение личности в данный момент (дошкольник в игре осваивает общественные функции и нормы поведения людей).

Новообразование - те качественные особенности психики, которые впервые появляются в данный возрастной период.

Эльконин выделил следующие стадии психического развития:

Младенческий возраст (0-1г.).

Ведущая деятельность: непосредственное эмоциональное общение.

Направление деятельности: познание отношений.

Развитие сферы: мотивационно-потребностная.

Новообразования: потребность в общении, хватание, ходьба, первые слова.

Раннее детство (1-3лет).

Ведущая деятельность: предметно-манипулятивная.

Направление деятельности: познание предметного мира.

Развитие сферы: познавательная.

Новообразования: прямо хождение, речь, наглядно-действенное мышление.

Дошкольный (3-6,7).

Ведущая деятельность: ролевая игра.

Направление деятельности: познание отношений.

Развитие сферы: мотивационно-потребностная.

Новообразования: потребность в общественно-значимой, оцениваемой деятельности, соподчинение мотивов, самооценка, новая внутренняя позиция «я-ученик».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: