В традиционной семье воспитывается уважение к авторитету старших, педагогическое воздействие осуществляется сверху вниз. Основным требованием является подчинение. Дети из этих семей легко усваивают традиционные нормы, но испытывают трудности в формировании собственных семей. Они неинициативны, негибки в общении, действуют исходя из представления о должном.
В детоцентрической семье главной задачей родителей считается обеспечение «счастья ребенка». Семья существует только для ребенка. Воздействие осуществляется, как правило, снизу вверх (от ребенка к родителям). В результате у ребенка формируется высокая самооценка, ощущение собственной значимости, но возрастает вероятность конфликта с социальным окружением за пределами семьи. Поэтому ребенок из такой семьи может оценивать мир как враждебный. Очень велик риск социальной дезадаптации ребенка при поступлении в дошкольное учреждение и школу.
Супружеская (демократическая) семья своей целью видит взаимное доверие, принятие и автономность членов. Воспитательное воздействие — «горизонтальное», диалог равных: родителей и ребенка. В семейной жизни всегда учитываются взаимные интересы, причем чем старше ребенок, тем больше его интересы учитываются.
Итогом воспитания в такой семье является усвоение ребенком демократических ценностей, гармонизация его представлений о правах и обязанностях, свободе и ответственности, развитии активности и самостоятельности, доброжелательности, уверенности в себе и эмоциональная устойчивость. Вместе с тем у этих детей может отсутствовать навык подчинения социальным требованиям в среде, построенной по «вертикальному» принципу.
|
Билет 3
1. Понятие о методах и методиках психологического исследования
Методы –это совокупность способов и приемов изучения психических явлений.Методика это совокупность спец.приемов и способов проведения работы, направленных на решение диагностических и коррекционных проблем.
Классификация методов. Ананьев все методы разделил на: 1 организационные (сравнительный- сопоставление групп по возрастам и тд), лонгитюдный (многократное обследование одних и тех же лиц на протяжении длительного времени), комплексный (в исследовании принимают участие представители различных наук ). 2. Эмперические – наблюдение, эксперимент, тесты,анкеты,интевью, беседа, анализ продуктов деятельности, биографический 3. Методы обработки данных- количественный и качественный(дифференциация м-ла по группам и анализ), 4. Интерпритационные (генетический- анализ м-ла в плане развития с выделением стадий), структурный(установление связи между всеми характеристиками личности). И коррекционные(тренинги, игры и тд. Основной метод – наблюдение. Это метод психологии, основанный на целеноправленном восприятии и регистрации поступков деятельности, поведения человека.
Виды наблюдения:1. Систематическое и несистематическое, 2. внутреннее и внешнее, 3 сплошное и выборочное,4 непосредственное и опосредованное,5 открытое и закрытое,6 включенное и не включенное. Объективность наблюдения за детьми достигается при соблюдении трех условий:Ребенок не должен знать, что он является объектом наблюдения, наблюдение должно быть систематическим, правильная позиция исследователя.
|
Эксперимент- метод психологии, в котором целенаправленно и продуманно создается искусственная ситуация, в которой изучаемые св-ва выделяются, проявляются и оцениваются лучше всего.Виды: 1 по условиям проведения- лабораторный и естественный; 2 по этапам проведения – констатирующий и формирующий.
Тест –это стандартизированные, краткие и чаще всего ограниченные для установления количества и качества индивидуально-психологических различий задания. Виды: опросники, задания,личностные, тесты достижений и способностей.
Опрос- метод психологии, при испытании которого человек отвечает на вопросы.
2. Преемственность дошкольного учреждения и школы как одно из условий образования ребенка
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ между детским садом и школой предполагает ориентацию, направленность работы дошкольного учреждения на требования, предъявляемые в школе и, наоборот, - учет учителем достигнутого общего уровня развития дошкольника, сформированно нравственного поведения, волевой, личностной сферы ребенка.
Преемственность может рассматриваться как внутренняя связь, которая выражается в учебной деятельности обучаемых (дошкольников и школьников), и внешняя, связанная с деятельностью обучающих (воспитателей и учителей). В первую связь входит структура учебно-воспитательной деятельности, в которую входят следующие компоненты:
I) мотивационно-целевой, который обуславливает взаимосвязь мотивации и целеполагания учения;
2) содержательно-информационный, который свидетельствует о наличии знаний, об умении связывать старую и новую информации;
|
3) учебно-операциональный, обеспечивающий развитие общеучебных и специальных умений и навыков, наличие мыслительных операций;
4) организационно-рефлексивный, - включающий навыки планирования, прогнозирования деятельности, само-взаимооцеики результатов собственной деятельности и товарищей.
Основными задачи преемственности являются:
1. Установление связи между программами, формами и методами работы детского сада и школы.
2. Установление связи в физическом, умственном, нравственном,трудовом и эстетическом развитии.
3. Установление связи в развитии личности ребенка в целом.
4. Сформированность активно-положительного отношения к детям со стороны педагогов и родителей.
5. Осуществление преемственности детского сада и школы в формировании общеучебных умений и навыков.
6. Преемственность содержания образования и воспитания в детском саду и первом классе школы.
Наиболее действенными Формами работы школы и детского сада являются:
1. посещение воспитателями детских садов уроков в школе, а учителями школ занятий в детском саду с последующим обсуждением, вынесением рекомендаций;
2. совместные тематические совещания учителей начальных классов и воспитателей дошкольных учреждений с участием руководителей учреждений;
3. проведение родительских собраний в старших группах с участием учителей и воспитателей;
4. изучение воспитателем и учителем программ детского сада и I класса с целью выявления, какими знаниями, умениями и навыками овладели дети в дошкольном учреждении. Изучая программу I класса, воспитатели дошкольных учреждений узнают требования школы к первоклассникам, учитывают их в воспитании и обучении дошкольников;
5. организация различных мероприятий по подготовке детей к школе с участием родителей;
6. беседы учителей с воспитателями о детях, уходящих I сентября в школу, устная характеристика о слабых и сильных детях, о состоянии здоровья детей группы, о характере коллективных взаимоотношений, об усвоении детьми правил поведения, об отношении детей к старшим, о развитии познавательных интересов, о волевом развитии, а также о развитии интеллекта: пытливости, любознательности, критичности и т. Д.;
7. совместная подготовка к конференциям, организация выставок;
8. взаимопосещения утренников и концертов.
С целью более тесной и систематической работы школы и детского сада учителями совместно с воспитателями разрабатываются планы преемственности, к выполнению которых привлекаются не только педагоги, но и родители.
План преемственностивключает следующие разделы:
I. методическая и организационно-воспитательная работа;
2. воспитание у детей интереса к школе;
3. воспитание у школьников заботливости и внимательности к детям дошкольного возраста;
4. работа с родителями.
Неотъемлемой частью работы по преемственности школ и дошкольных учреждений является сотрудничество с семьей, что позволит добиться высокого уровня общего развития ребенка.
Сотрудничество детского сада, семьи и школы может решаться через следующие виды работ:
Общие родительские собрания, которые ставят своей целью познакомить родителей с основными требованиями школы, детского сада к содержанию проводимой работы дома, сообщение основных положений концепции развития личности, информация об основных педагогических, психологических, медицинских аспектах подготовки ребенка к юколе;
Групповые родительские собрания, которые позволяют конкретизировать общие проблемы, уделить внимание диагностическим методикам определения готовности ребенка к школе. Воспитатели рассказывают о результатах проводимой работы с детьми, демонстрируют достижения детей, организуя выставки детских работ, концерт художественной самодеятельности и т. Д.;
Лектории для родителей,
педагогические консультации;
Семинары;
Открытые занятия и беседы с родителями о результатах, которые дети достигли, выставки детских работ, информация о специальной литературе;
Совместные праздники;
Встречи учителей с родителями будущих первоклассников.
Билет 4
1. Ведущий вид деятельности в раннем детстве (предметная деятельность).
Деят-сть выступает в кач-ве важнейшего фактора психич. Развития. Основоположник деятельного подхода в развитии психики Алекснй Николаевич Леонтьев считал, что «одни виды виды деят-сти явл. На данном этапе ведущими и имеют большее значение для развития личности, а другие – меньшее».
Ведущая деятельность (ВД) – это вид деят-сти, с которой на данном этапе онтогенеза (периода жизни) связано возникновение важнейших психических новообразований.
Признаки ведущ. ВД:
1) в ней зарождаются и появляются новые виды деят-сти;
2) ВД обуславливает формирование и перестройку конкретных психич. процессов (напр., в игре впервые формир. процессы активного воображения реб-ка);
3) от ВД во многом зависят основн. психологич. изменения личности в данный возрастной период (напр., в игре дошкольник осваивает обществ. Функции и соответствующие нормы поведения людей).
Т.о. можно заключить, что ВД определяет важнейшие направления психич. развит., в т.ч. формирование новообразований возраста.
На рубеже младенч. возр. и раннего детства достижения в развитии ребёнка определяют возникновение новых потребностей: самостоят. передвижения, произнесение первых слов. Опыт осуществл. действий с окруж. предметами обусловлен стремлением реб-ка познать то, что его окружает. Однако выполнить самостоят. это реб-к не может, поэтому вступает во взаимодействие со взрослым для познания окруж. мира. Если в младенч. возр. доминирующей системой отношений была «реб-к – взросл.» (мы), то в раннем возрасте такой системой становятся отношения «реб-к – предмет – взросл».
Указанные противоречия, составляющие соц. ситуац. развития в раннем детстве, определяют то, что ВД данного возраста выступает предметно-манипулятивная деят-сть (ПМД).
ПМД – это ведущ. деят. в раннем детстве, для к-ой х-ны практические действия с предметами, в ходе которых происх. усвоение способов их употребления и развитие познават. сферы реб-ка.
Этапы овладения ПМД:
1) предметные манипуляции;
2) предметно-специфические действия;
3) соотносящие действия;
4) орудийные действия.
Предметн. деят-сть состоит в усвоении и выполнении предметных действий.
Три фазы развит. связи действий с предмет.:
1) с предм. могут выполняться любые действия;
2) предм. употребл. только по назначению;
3) свободное употребл. предмета возможно, но только в том случае, если известно его истинное назначение.
Открытие назначение предметов и отличает предметн. деят-сть реб-ка раннего возр. от манипулятивн. деят-сти младенцев. Функции вещей и предметов открывает реб-ку взрослый.
Два направл. предметн. деят-сти:
1) развитие действия от совместного со взросл. до самост. исполнения;
2) развитие средств и способов ориентации реб-ка в условиях осущ. действия. Проходит в несколько этапов.
1-ый этап состоит:
а) в неспецифическом использовании орудий (манипуляции);
б) использование предмета, когда ещё не сформированы способы его применения;
в) овладение специфич. способом употребления.
2-ой этап наступает, когда реб-к начинает переносить действия с одного предмета на другой (научился пить из кружки, может пить из стакана).
3-ий этап сопровождается возникновением игрового действия. Взросл. не даёт словесной инструкции, реб-к сам.
Постепенно происх. отделение действия от предмета. Ориентировка типа «Что такое?» сменяется на «А то с этим можно делать?».
Значимыми для психич. развит. оказываются соотносящие и орудийные действия.
Соотносящие действия состоят в приведении предметов или их частей в определённые пространственные взаимоотношения (складывание пирамидки). Соотносящ. действия требуют учёта величины, формы, цвета, местоположения различных предметов. Эти действия сначала выполняются через практические пробы (это внешние действия); по мере взросления переходят к зрительному соотношению свойств предметов (внутренние или умственные действия).
На 2-ом г. жизни и на протяжении всего раннего детства нач. складываться орудийные действия - особый вид действий с предметами, основанный на их использовании в соответствии с назначением (есть ложкой, копать лопаткой). Они предполагают воздействие одним предметом на другой для достижения опред. результата. Смысл орудийных действий открывает реб-ку взрослый.
К нач. 3-его г.ж. предметная деят-сть уже сформирована, прежде всего, с предметами домашнего обихода. Продолжается освоение реб-ком окружающ. предметн. мира. Только действия становятся более разнообразными и ловкими.
Ребёнок более осознанно хочет действовать как взрослый. Его начинает привлекать не только процесс выполнения действий, но и результат.
Овладение предметной деятельностью стимулир. Развитие таких личностных кач-в, как инициативность, самостоят-сть, целеустремлённость. Реб-к станов. всё более настойчивым в достижении поставленной цели.
Орудийные действия могут явл. показателем интеллектуальн. развит. детей, указывают на степень их обучения и широту контактов со взрослым.
К концу раннего детства в предметной орудийной деят-сти зарождается игра и продуктивные виды деят-сти.
2. Противоречия и возрастные кризисы развития
Суть возрастных кризисов заключается в изменение связи человека с окружающ. действительностью и его отношения к ней в смене вед. деятельности.
В период возраст. Кр-ов резко меняется эмоциональный фон. Появляются элементы депрессивной симптоматики.
Кризисный период для ребенка очень сложен, он также явл. трудным и для окруж. его взрослых. Поведение детей характер. трудновоспитуемостью.
Кризис – это не тупик, а опред. противоречия, котор. накапливаются у человека.
Все кризисы связаны с пояском смысла жизни и попытки ответить на? (для каго, зачем я живу)
Возрастные кризисы это особые, относительно не продолжительные по времени(от 2 месяцев до года) характер. резким психическими изменениями личности человека, связанные с системными качествами изменения в соц. Сфере, его деятельности и сознание.
Форма и длительность этих периодов, а т.же острота протеканий зависит от социальных и микро социальных условий.
Название | Возраст. период | Содержание | задачи |
К-с Новорожденности | 0-2 месяцев | Основн. Проявление каких-либо переживаний- плач, крик, характер. изменения условий жизни помноженным на беспомощность ребенка | Адаптация к новой среде |
К-с 1 года | 1 год | Двиг. Активность, вследствие чего многие предметы доступные, а следовательно появл. Запретов со стороны родителей. Характер. всплеском аффективных состояний (плач, крик, касание) | Осознание дозволенного и запретного |
К-с 3 лет | 3 года | «Семизвездие симптомов» - упрямство, негативизм, строптивость, своеволие, протест – бунт, обесценивание,деспотизм | Осознание себя как субъекта действия «я»,познание в игре поведения и соц. ролей. |
К-с 7 лет | 7 лет | Потеря детской непосредственности (маневриичанье, кривляние). Занятие значимой соц. Позиции «я - ученик» | Выделение себя как обособленой личности. Смена ведущей деятельности. Формирование самооценки и самооценки |
Предподростковый к-с | 11 лет | Сопровождается проявлением чувств неполноценности. Соотносится с неуспеваемостью | Ломка старой системы взаимоотношений. Умение детей управлять своим поведением |
Подростковый кризис (Кризис переходности к юности) | 15-18 лет | Глубокий эмоц. кризис. Ориентировка на себя, стремление на самостоятельности | Окончательное расставание с детством и обретение самостоятельности. |
Билет 5
1. Периодизация психического развития Д.Б.Эльконина
Наиболее известной в отечественной науке является классификация периодов развития человека Даниила Борисовича Эльконина. Главным в ней является предположение, что психическое развитие определяется познанием 2 граней окружающей действительности: предметного мира и мира человеческих отношений. Освоение этих отношений происходит в разных видах деятельности. 1 группа - деятельности, которые способствуют усвоению ребенком норм отношений между людьми. (развивается мотивационно-потребностная сфера). 2 группа – деятельности, направленные на усвоение способов действий с предметами (развивается познавательная сфера).
Эльконин использует критерии - ведущая деятельность и возрастное новообразование.
В любом возрасте человек включается в различные виды деятельности. Вклад каждого вида деятельности в развитии человека не равнозначен. На определенном этапе существует деятельность, которой человек уделяет больше времени. Эту деятельность психологи называют ведущей. Признаки ведущей деятельности:
1-в ней зарождаются и проявляются новые виды деятельности (в игре зарождается учебная деятельность).
2-она определяет формирование и перестройку конкретных психических процессов (в игре формируется воображение).
3-от нее во многом зависят психологические изменение личности в данный момент (дошкольник в игре осваивает общественные функции и нормы поведения людей).
Новообразование - те качественные особенности психики, которые впервые появляются в данный возрастной период.
Эльконин выделил следующие стадии психического развития:
Младенческий возраст (0-1г.).
Ведущая деятельность: непосредственное эмоциональное общение.
Направление деятельности: познание отношений.
Развитие сферы: мотивационно-потребностная.
Новообразования: потребность в общении, хватание, ходьба, первые слова.
Раннее детство (1-3лет).
Ведущая деятельность: предметно-манипулятивная.
Направление деятельности: познание предметного мира.
Развитие сферы: познавательная.
Новообразования: прямо хождение, речь, наглядно-действенное мышление.
Дошкольный (3-6,7).
Ведущая деятельность: ролевая игра.
Направление деятельности: познание отношений.
Развитие сферы: мотивационно-потребностная.
Новообразования: потребность в общественно-значимой, оцениваемой деятельности, соподчинение мотивов, самооценка, новая внутренняя позиция «я-ученик».