Понятие и специфика психологической готовности ребенка дошкольного возраста к обучению в школе




ПГ– итог воспитания и обучения в д/с. Ее содержание опр-ся системой требований, кот.школа предъявляет к ребенку: ответственное отношение к школе и учебе, произвольное управление своим поведением, выполнение умственной работы, обеспечивающей сознательное усвоение знаний, а т.ж. установление со сверстниками и со взрослыми взаимоотношений, определяемых совместной деят-ю. школьная зрелость – это достижение детьми опр.уровня физ-го, психического и соц-го развития, при котором они становятся восприимчивыми к связанному со школой напряжению.

Уровни школьной зрелости: 1) Дети готовы к обучению в школе: биолог.возраст соответствует либо опережает паспорт, отсутствуют хрон.заболевания, 1 или 2 гр.здоровья, чистая речь, реб-к успешно освоил программу ДО, уровень умств.развития соотв-т возрасту. 2) условно готовы к шк.обучению: биолог.возраст соотв-т либо отстает от паспортного, имеются хрон.заболевания в стадии спокойной ремиссии, 2 или 3 гр.здоровья, ср.уровень психического развития или нерезко выраженная задержка псих.развития, в основном усвоил программу ДО. 2) Не готовы к шк.обучению: биол.возраст отстает от паспортного, им-ся длительное заболевание, повт-ся более 5 раз, 4 гр.здоровья, выраженная задержка псих.развития, не усвоил программу ДО, трудности в общении и обучении.

Первоначальное пребывание в школе – период соц., психологической адаптации реб-ка к новым условиям. Условия успешной адаптации: 1) психологическая готовность к школе, 2) адекватное осознание своего положения в группе сверстников, 3) благоприятный статус в группе сверстников, 4) правильные методы воспитания в семье, положительный стиль отношения педагога к детям.

Психологич.готовность – необходимый для успешного начала уч.деят-ти уровень развития познавательных процессов, эмоц.-волевой сферы, навыков соц.взаимодействия и наличие желания у реб-ка учиться. Компоненты ПГ: интеллектуальная, эмоционально-волевая, личностная (мотивационная), социально-психологическая (коммуникативная).

Интеллектуальная г-ть – уровень развития познавательных процессов, достаточных для усвоения уч.программы. Критерии ИГ: 1) развитость познават.процессов и речи, 2) развитие фонематического слуха, 3) сформир-ть начальных умений уч.д-ти (делать по образцу, работать со всеми в одном темпе, следовать инструкции), 4) развитие мелкой моторики и сенсомоторной координации, 5) умение выделять уч.задачу и переводить ее в сам.цель д-ти.

Личностная г-ть – готовность к принятию новой соц.позиции – позиции школьника, имеющего круг важных обязанностей и прав, занимающего иное положение в обществе по сравнению с дошкольником. Компоненты ЛГ: 1) принятие новой соц.позиции, 2) позитивное отношение к школе, уч.д-ти, учителям и самому себе, 3) развитие желания ходить в школу, 5) произвольное управление своим поведением, 6) объективность самооценки, 7) потеря детской непосредственности.

Если реб-к не готов к соц.позиции школьника, то даже при наличии необх.запаса умений и навыков, высокого уровня интеллект.развития, ему будет трудно в школе.

Мотивационная готовность: внутренняя (хочу знать…), внешняя (красивый ранец…).

Социально-психологическая г-ть – готовность реб-ка к взаимодействию с др.людьми. Реб-к должен вступить во внеситуативно-личностное общение с учителем, когда учитель – это непререкаемый авторитет, и с детьми – уметь общаться, действовать совместно с ними, уступать в одних обстоятельствах и не уступать в других. Это уже не игровые и не чисто дружеские отношения, а учебные. Общение детей носит часто кооперативно-соревновательный характер.

Эмоционально-волевая г-ть – способность к регуляции своих эмоций и поведения, позволяющая вып-ть требования уч.д-ти. Критерии: радостное ожидание начала обучения в школе, достаточно тонкое развитие высших чувств (любознат-ть, чувство юмора, ирония, ч.гармонии, красоты, товарищества, коллективизма), умение сочувствовать и сопереживать, уменьшение импульсивных реакций на возм-ть длительное время выполнять не очень привлекательное занятие.

Волевая г-ть – результат развития соотв.волевых качеств: дисциплинарности, организованности, инициативности, решительности, сам-ти и т.п. Показатели: 1) сформированность волевого действия (к 6 годам реб-к способен поставить цель, принять решение, наметить план, исполнить его, оценить рез-т); 2) соподчинение мотивов (хочу и надо).

Все компоненты ПГ выступают в системе и обесп-т успешное включение реб-ка в режим школы.

2. Принципы изучения психики ребенка раннего и дошкольного возрастов

Принцип гуманизма и педагогического оптимизма, который заключается в требовании не навредить. Психолог должен чувствовать особую ответственность и не торопиться, главное - разобраться в истинных причинах поведения ребенка, выделить психологические особенности и закономерности, проявив при этом тактичное, чуткое, бережное отношение к малышу.

Принцип эффективности и научности подразумевает изучение психологического развития, его механизмов и закономерностей в понятиях именно детской психологии, а не с точки зрения других наук. При этом следует иметь в виду, что ребенок - не маленький взрослый, а полноценный человек, обладающий собственным видением мира, образом мыслей, содержанием и выражением переживаний. Внутренний мир дошкольника развивается по своим законам, которые и должен постичь исследователь. Поэтому, прежде чем приступать к изучению этого мира, необходимо овладеть специальными психологическими знаниями, понятиями, усвоить основные идеи психологической науки.

Принцип детерминизма исходит из того, что становление психических функций и свойств, а также особенности их проявления связаны как с внешними, так и внутренними причинами. Эти причины обусловлены условиями жизни, воспитания ребенка, особенностями его социального окружения, характером общения малыша со взрослыми и сверстниками, спецификой его деятельности и активности. Изначально не бывает «хороших» или «трудных» детей, существует лишь многообразие причин, влияющих на появление впоследствии той или иной черты, присущей именно этому ребенку

Принцип развития психики, сознания в деятельности показывает, что деятельность выступает как условие проявления и развития психики ребенка. Поэтому для изучения его психических особенностей нужно организовать соответствующую деятельность, например творческое воображение можно зафиксировать в рисовании или при сочинении сказки.

Принцип единства сознания и деятельности (разработанный С.Л. Рубинштейном) означает взаимовлияние сознания и деятельности. С одной стороны, сознание формируется в деятельности и как бы «руководит» ею. С другой, усложнение деятельности, освоение новых ее видов обогащает и изменяет сознание. Поэтому изучать сознание можно опосредованно, через изучение деятельности ребенка. Таким образом, мотивы поведения становятся понятными из анализа поступков.

Принцип возрастного индивидуального и личностного подхода подразумевает, что общие законы психического развития проявляются у каждого ребенка индивидуально, включая закономерные и особенные черты. Каждый ребенок осваивает речь, учится ходить, действовать с предметами, но путь его развития индивидуален.

Принцип комплексности, системности и систематичности предполагает, что однократное исследование не дает полной картины психического развития ребенка. Необходимо анализировать не разрозненные факты, а сопоставлять их, прослеживать все стороны развития психики ребенка в совокупности.

Билет 17

1. Понятие речи. Психологические основы развития речи в раннем и дошкольном возрастах

Р – вербальная коммуникация, исторически сложившаяся форма общения людей с помощью языка. Функции: выражение, сообщение, обозначение, воздействие.

Виды Р: Внешняя (устная, письменная), внутренняя (сам с собой).

Органи-я реч.деятель-ти вкл.4 фазы: 1.предварит.ориентировка, 2.планиро-ние, 3.осуществление, 4.контроль.

Реч.деятель-ть осуще-ся под контролем мышления, внимания, памяти, восприятия, воображения.

Развитие речи идет по 2 направлениям:

1.Соверше-ся понимание речи взрослых;

2.формируется собственная активная речь.

Оно связано с общением со взрослыми, и с практ. деятельность по освоению предметов. Основным средством общения в раннем детстве становится активная речь. В этом возрасте - ситуативная речь, она связана с практ. деятель-тью. Она понятна, исходя из конкретной ситуации, в которую включены собеседники (описательная речь).

На 3году возрастает речевая активность ребенка. Реб-к овладевает почти всеми падежами. До 2-х лет у детей в речи использ. одно-двухсловные предложения, слова не изменяются по падежам, ребенок допускает ошибки, использует окончания не тех склонений (Например, «забил молотк ом » - по аналогии ребенок говорит «забил ложк ом »)

В раннем детстве дети улавливают оттенки значения речи. Они уже могут вычленить те слова, которые несут пренебрежительный или ласкательный оттенок.

Особе-ти РР в раннем возрасте:

- развитие речи связано с общением со взрослым, включено в практ. деятельность по освоению предметов;

- форми-тся активная речь, которая становится средством общения со взрослыми и сверстниками;

- складывается коммуникативная и обобщающая функция речи;

- формируется регулирующая функция речи, когда ребенок подчиняется инструкции взрослого, выполняя его требования;

- появляется ситуативная речь, понятная исходя из контекста ситуации, в кот. включены собеседники;

- возникает описательная речь; - ребенок воздействует с помощью речи на себя и на взрослого;

- речь отражает опыт взаимодействия реб-ка с окружающим, называя не только предметы и лица, но и действия, переживания, требования, предложения, желания;

- формируется слушание и понимание лит. произве-й, рассказов взрослого, что обогащает опыт реб-ка и помогает усвоить соц. опыт.

К концу ранн. детства склад. активная речь реб-ка и осн. струк-ры языка. К 3годам реб-к овладевает лексикой и грамматикой языка. Речь превращается в основ-е средство общения реб-а со взро-ми и сверст-ми.

В дошк. возрасте наст. новый этап освоения речи. Мотивом актив. овладения языком выступают растущие потребности дошколь-ка. Речь включается во все виды деятельности, в познавательную. Изменение стоящих перед дошк-м задач, появл. новых видов деяте-ти, усложнение общения со взро-ми и сверст-ми, расширение круга жизн. связей и отношений, в кот. включен ребенок, приводит к интенсивному развитию всех сторон речи (словаря, звуковой культуры, грамм. строя), ее форм (контекстной и объяснительной), функций (обобщающей, коммуникативной, планирующей, регулирующей и знаковой). К 7 годам язык - средство общения и мышления ребенка.

Развивается звуковая сторона речи. Мл. дошк-ки начинают осознавать особ-сти своего произношения. К концу дошк.в. завер-тся процесс фонемат. развития, растет словарный запас ребенка.

Разви-тся грамм. строй речи. Детьми усваиваются закономе-ти морфолог. порядка (строение слова) и синтаксического (построение фразы).

Реб-к усваивает грамм. формы языка, увели-ет словар. запас, что позволяет ему в конце дошк. в. перейти к контекстной речи. Может пересказать прочит. рассказ, описать картину, передать свои впечатления.

Особе-ти РР в дошкольном возрасте:

- речь отрывается от конкр. ситуации, теряет ситуативность, превращаясь в средство общения;

- появляются связные формы речи, возрастает ее выразительность;

- реб-к постигает законы родного языка в процессе действий со словом;

- реб-к учится излагать свои мысли связно, логично, рассуж-я превра-ются в способ решения интелле-х задач;

- развив. регулирующая функция речи, кот. выражается в понимании лит. произве-й, подчин.инстру-й взрослого;

- складывается планирующая функция речи,начинает предварять решение практиче-х и интеллектуальных задач;

- возникает звуковая функция речи, выделение слова как абстрактной единицы, что создает возможность сделать слово объектом познания и освоить письменную речь;

- складывается понимание форм языковой деятельности;

- речь становится особым видом произвольной деятельности, форми-тся сознательное отношение к ней; - речь превращается в особую деяте-сть, имеющую свои формы: слушание, беседу, рассуждения и рассказы;

- завершается процесс фонематического развития: ребенок правильно слышит и произносит звуки;

- возникают предпосылки для освоения грамоты.

2. Кризис семи лет. Сущность кризиса. Симптомы кризиса.

Переломным моментом в жизни каждого ребенка является кризис 7-летнего возраста. Одно из самых важных психологических новообразований 7 лет – это потребность в социальном функционировании. Возрастная физиология также подразумевает изменения (смена молочных зубов, активный рост и т.д.). Психологи установили, что основной причиной кризиса является личностное развитие ребенка, а также появление самопознания.

Симптомы кризиса

1. Потеря непосредственности. Дети начинают задумываться о значении каждого своего действия перед тем, как его совершить. Детская непосредственность исчезает.

2. Манерничание. Ребенок начинает стараться показаться строгим и умным, у него появляются секреты от родителей. Копирование поведения взрослых первое время бывает театральным и показным. Выражается в кривлянии, поясничании, ребенок что-то из себя строит.

3. Горькая конфета. В 7 лет ребенок старается скрывать от взрослых, когда ему плохо. Возникают трудности в воспитании, ребенок начинает замыкаться, становиться неуправляемым.

Кризис 7 лет – это период рождения социального «Я» ребёнка. Он связан с появлением нового, системного новообразования, внутренней позиции, которая выражает новый уровень самосознания и рефлексию ребёнка.

Изменения самосознания приводит к переоценки ценностей, перестройке потребностей и побуждений.

Происходит кризис личности Я. Все что связано с игрой становится менее важным. А то, что имеет отношение к учебной деятельности, оказывается ценным, в первую очередь – отметки.

Билет 18

1. Понятие памяти. Развитие памяти у ребенка раннего и дошкольного возрастов.

П.- псих.познав.процес запомин., сохранен., и воспроизв., прошлого опыта человека. СвойстваП: объем,быстротазапом.,точность.,длительность,готовность воспроизведения ПроцессыП:* запом-е (кратковр..долговрем.,оперативн, произвольн. и непроизвольн.)*сохранение, *воспроизведение (преднамеренное(цель), непреднамерен (узнвание)) Виды П: *по хар-ру- псих. активности(двигательная, образная,эмоцион., словесно-логич.) *по длительн. сохранения (кратковр, долговрем.,операт)* по хар-ру целей деят-ти (произвольнаяи непроизвольн.) * в зависим от способ запомин.(механич.и смысловая)

Ран.воз-т: П основана на узнавании(по мере взросления промежуток между запом. и узнаван. удлиняется.(2г-узнает знак.лицо в теч.1,5-2мес.после перерыва, 3г-узнает объекты спустя 1г.) Происх. развит.словестно-смыслов П.(реагирует на значение слов)Особенность возр-та:непреднамерен.хар-р П.

Хар-ые особен-ти детск. запомин.предствален.:

бессистемность,неподвижность,отрывочность, слитность.Для П хар-ны: *обогащ. запоминающ. представл.,*Возраст.объема П.и прочности сохран. мат-ла.*проявл.поспроизв П, *преобладает двигат., *эмоц.,образн.П., *активное развит.словесной.П,* непроизв.хар-р П. Дошк.в: разв. П связано с измен. В познав.процесах(восприятия, мышления, представл.

П динамичны, запом. и воспроизв. быстрое(инфа сохран не долго)В 4г. П преобрет.элементы произвольности. Ст.д/в: П -Подчиена цели запомнить!

Запоминание-механическое, при помощи повторений.

Появл.личные воспом-ия. П. развив. по направлен.:

*увелич.объема П., совершенств.непроизв.,образн.П.

*интеграция с мышлением и речью, *формир. словес -логич.П.,* развит.элементов произв.П.*развит.П включ в разв.личности по мере накопленя опыта. Д/в-свмый благоприятн.период для развития П.

2. Общие основы развития личности ребенка в раннем возрасте.

Важным достижением раннего детства является овладение прямохождением. К одному году, как правило, дети овладевают ходьбой. Ходьба отличается неуверенностью, шаги тяжелые, дети не координируют движения рук и ног, не умеют поднимать ноги, шаркают, смотрят под ноги. Овладение ходьбой способствует развитию самостоятельности ребенка.Познавая свойства и качества предметов, у ребенка развиваются психические процессы: ощущения, восприятия, внимания.В раннем детстве развитие внимания происходит при освоении ходьбы, предметной деятельности и речи. Самостоятельная ходьба предоставляет ребенку возможность расширения круга его внимания. Ребенок не только знакомится с новыми предметами, но и осваивает их свойства и признаки..В связи совладением речью, ребенок учится удерживать внимание не только на предметах, но и на словах, фразах. Он реагирует на инструкцию взрослых и может выполнять короткую просьбу до конца. (Принеси игрушку, Возьми ложку).Особенности внимания в раннем возрасте:- расширяется круг предметов, их признаков, а также действий с ними, на которых сосредотачивается ребенок;- ребенок способен сосредотачиваться на выполнении несложных инструкций взрослого и может слушать небольшие литературные произведения;- под влиянием речи у ребенка начинают складываться предпосылки для развития произвольного внимания;- внимание его слабо сконцентрировано, неустойчиво. Период раннего детства наиболее благоприятен для формирования культурно-гигиенических навыков. У ребенка должен сформироваться навык пользования предметами, поэтому взрослый показывает ему каждую операцию, комментирует ее, действует вместе с ребенком (берет его руки в свои, намыливает, подставляет под струю воды) Постепенно взрослый предоставляет ребенку большую самостоятельность, только контролируя выполнение действий и его результат. Действия с предметом в этом возрасте проходит 3 стадии развития:1. любые известные действия с предметом;2. употребление предмета по прямому назначению;3. употребление предмета свободно, но зная его основную функцию (пить не только из чашки, но из стакана, кружки, бутылки).При правильном воспитании у ребенка формируется бережное отношение к вещам.В период от 1 года до 3-х лет у ребенка закладываются основы культуры поведения. Навык правильного поведения формируется в процессе приучения. Так навык превращается в привычку.В быту ребенок делает свои первые открытия, что стимулирует познавательные процессы.(полотенце было сухим, а когда вытерли руки стало мокрым) Важно взрослым постоянно обращать на эти мелочи внимание тем самым стимулируя познавательный интерес ребенка.Итак, особенности развития бытовой деятельности в раннем возрасте:1.бытовые процессы способствуют расширению сферы самостоятельности ребенка;2. у малыша формируются культурно-гигиенические навыки, которые в дальнейшем составят основу сложных форм поведения;3. формируется потребность выполнять бытовые процедуры, потребность в чистоте и опрят-ности;4. ребенок начинает осваивать правила поведения в бытовой деятельности;5. у малыша складываются личностные качества, связанные с отношением к самому себе (опрятность) и к делу (целеустремленность)Ребенок уже не только понимает речь взрослого (пассивная речь), но и овладевает активной речью, что способствует его личностному развитию.Овладение связной речью;Предметная деятельность – ведущей, развивается общение со взрослыми, зарождается общение со сверстниками, возникают предпосылки игровой и продуктивной деятельности;Опыт предметных действий, освоение речи, освоение других видов деятельности приводит к нарастанию у ребенка самостоятельности, стремлению действовать без помощи взрослых, независимо от них. Это стремление оформляется в речевой формуле «Я сам».Личностной развитие – сознание «Я сам», появляется личное действие и личное желание.Ведущие достижения: 1. Складывается предметная деятельность, развивает общение со взрослыми, зарождается общение с сверстниками, возникают предпосылки продуктивной, игровой деятельности, возникает воображение, ребенок переходит к активной речи, возникает личное желание, формируется самосознание.

Билет 19

1. Понятие способностей. Развитие способностей в раннем и дошкольном возрастах

Способности — это индивидуально-типологические особенности человека, определяющие успешность выполнения им деятельности и легкость ее освоения. Они облегчают усвоение знаний, формирование умений и навыков.

В раннем возрасте у детей можно заметить самое первое проявление способностей - склонность у какому-либо виду деятельности. Наиболее интенсивно и ярко способности начинают развиватьcя с 3-4 лет, а в раннем детстве закладываются общие предпосылки их становления. Общие способности составляют две группы - познавательные и практические.

К познавательным способностям относятсенсорные, интеллектуальные и творческие. Сенсорные связаны с восприятием ребенком предметов и их качеств, они составляют основу умственного развития. Сенсорные способности интенсивно формируются с 3-4 лет.

Основу развития интеллектуальных способностей составляют действия наглядного моделирования: замещение, использование готовых моделей и построение модели на основе установления отношений между заместителем и замещаемым объектом.

Творческие способности связаны с воображением и позволяют ребенку находить оригинальные способы и средства решения задач, придумать сказку или историю, создать замысел игры или рисунка.

К практическим способностям дошкольников относят конструктивно-технические: пространственное видение, пространственное воображение, умение представлять предмет в целом и его части по плану, чертежу, схеме, описанию, а также умение самостоятельно формулировать замысел, отличающийся оригинальностью.

Определяют три группы одаренных детей (Н.С. Лейтес).

К первой относятся дети с ускоренным умственным развитием. Они отличаются от ровесников высоким уровнем развития интеллекта, поразительной умственной активностью, ненасытной познавательной потребностью.

Вторую группу составляют дети с ранней умственной специализацией. Они характеризуются

при обычном общем уровне особой расположенностью к какому-либо одному предмету (к какой-нибудь области науки или техники). По «своему» предмету или группе предметов ребенок может выделяться, значительно может превосходить других детей легкостью, с какой ему дается специфика материала, углубленностью интереса, готовностью усваивать и творчески участвовать в работе.

Третью группу одаренных детей составляют дети с отдельными признаками незаурядных способностей. Они не опережают сверстников в общем развитии интеллекта, не проявляют ярких успехов в каких-либо областях деятельности, но их отличают особые качества отдельных психических процессов(богатое воображение, память).

2. Содержание и организация взаимодействия учреждения дошкольного образования и семьи.

Организация взаимодействия воспитателя и родителя:

1 стадия поиск контактов

2 стадия поиск общей темы для разговора

3 стадия установление общих требований к воспитанию ребенка

4 стадия упрочение сотрудничества в достижении общей цели

5 стадия реализация индивидуального подхода к воспитанию

6 стадия совершенствование педагогическогосотрудничеста

В настоящее время педагоги используют разнообразные формы взаимодействия с родителями, как традиционные, так и нетрадиционные.

Традиционные формы - можно разделить на коллективные, индивидуальные, наглядные.

К коллективным формам относятся

- родительские собрания. Это целесообразная и действенная форма работы воспитателей с коллективом родителей, организованное ознакомление с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи. Собрание должно быть целенаправленным, т.е. иметь определенную цель, отвечать запросам и интересам родителей, иметь четко обозначенный практический характер. Нельзя предавать гласности неудачи, просчеты родителей, нужно соблюдать такт, уважение к ним.

-конференция. Ее задача пропагандировать лучший опыт семейного воспитания. Конференции включают обмен опытом родителей. Родители могут поделиться своим опытом проведения закаливания ребенка, организация семейных праздников, сюрпризов. В ходе конференции используется комплекс методов – наглядные материалы, выступление специалистов. Эта форма предполагает подведение итогов, своеобразный отчет, поэтому конференции проводятся в конце учебного года.

К индивидуальным формам взаимодействия с родителями относятся

-Беседы – наиболее доступная и распространенная форма установления связи педагога с семьей, систематическое общение с отцом и матерью ребенка, другими членами семьи. Цели педагогической беседы – обмен мнениями по тому или иному вопросу и достижение единой точки зрения, оказание родителям своевременной помощи.

-Консультации организуют для того, чтобы ответить на все вопросы родителей. Консультация позволяет обсудить конкретный вопрос. Консультации могут быть индивидуальные и групповые, устные и письменные, плановые и стихийные. Важно соблюдать принцип «обратной связи». Родителям приятно, когда они видят стенд, на котором написано «Консультации по вашей просьбе», «Спрашивали – отвечаем

Наглядные формы играют важную роль во взаимодействии с семьей.

- День открытых дверей проводится с целью приобщения родителей к жизни ДОУ. Родители наблюдают за деятельностью детей, воспитателей.

- Папки – передвижки называются так потому, что даются в семьи на временное пользование. Они содержат конкретный материал о воспитании и образовании детей. Например: «Что делать, если ребенок не хочет убирать игрушки», «Как уложить ребенка спать?».

- Ширмы содержат небольшой по объему текст, дополненный дорисовками, иллюстрациями, фото. Они располагаются на детских шкафчиках в раздевалке или на столе в родительском уголке.

- Фотомонтажи: «Вот какие мы большие», «Про меня» - информационные листы с развернутой информацией о каждом ребенке. Главное требование к оформлению наглядных материалов – текст должен быть доступным для чтения, эстетично оформлен, интересным по содержанию.

Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями направлены на привлечение родителей к ДОУ, установление неформальных контактов. К ним относятся информационно – аналитические, досуговые, познавательные, наглядно – информационные формы.

- Информационно – аналитические формы направлены на выявление интересов, запросов родителей, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми. (опрос, тесты, анкетирование, «почтовый ящик»), куда родители помещают волнующие их вопросы.

-Досуговые формы – совместные досуги, праздники, выставки

- Познавательные формы выполняют доминирующую роль в повышении психолого – педагогической культуры родителей. Основная роль принадлежит собраниям нетрадиционной формы, групповым консультациям, которые можно провести творчески, опираясь на популярные телепередачи: «Педагогическое поле чудес», «Что? Где? Когда?», «Круглый стол», «Педагогические гостиные» и др.

Наглядно – информационные формы - открытые занятия для родителей, просмотр видеороликов, фотографий, выставки детских работ.

Билет 20

1. Понятие внимания. Развитие внимания у ребенка раннего и дошкольного возрастов

Внимание -это направленность и сосредоточ-ть сознания на опред-ых объектах при одновременном отвлечении от других.

Раннее детс-во- РВ связано с освоением ходьбы, предм-ой деятельн. и речи. Перемещение в пространстве расширяет круг В реб-ка, Совершенствование этой функции позволяет:1)направлять В. на большее число признаков в объектах,2)совершать распределение и переключение В. Овладение речью позволяет удерживать В. на словах и фразах.(может выслушать просьбу до конца и выполнить)С разв.речи появл произвольное В.(заинтересованность 8-10мин, трудность при переключении В) Концентрация В- на всё новое и яркое, нет нового-угасает и В.

Д/возр. - реб-к способен концентрироваться, но В не устойчиво, объем-не велик, трудность в переключении и распределении В.

Мл.д/возр. - детей легко переключить В яркой игрушкой, картинкой на 10-15 мин.

Ср.д/возр – В более устойчиво15-20мин..Увеличивается объем В, может играть с 2-3 предметами30мин, сосредотачиваться на картинке с 2-3 изобр. К 5г. появл-ся способность действовать по правилам, начинает активно играть в настольные, подвижные) игры с правилами.

Ст.д/возр -увеличивается объем и устойчивость В(картинку рассм.-10мин, игра-до1часа, занятие-30мин. В.концентрирует не только на объектах, но и на словесных указаниях. Рассеянность В. - в д/возр. это частое явление. Реб-к не умеет следовать указанием, выделять главное, причины этому:*особенности НС,*нарушение режима,*много сидит в ТВ и компе,*обстановка в, семье,*нездоров *плохая орган.детск.деят-ти,*сложность информации для усвоения.

Пути формиров В: *правильный режим,*учёт инд.особен. (правильн. Чередование деятельности, умерен.нагрузка),*использ указат.слов и жестов, *включение в умственн. и двигат.актианость.

Свойства В- *концентрация,*устойчивость,*объем, распред-е, *переключ-е. Виды В:* Внешнее, внутр., произв., послепроизв.,непроизвольн.

2. Понятие общения. Роль общения как деятельности в дошкольном возрасте. Общение ребенка и взрослого.

Общение включает 3 стороны: коммуникативное (обмен информацией), интерактивное (организация взаимодействия между общающимися), перцептивное (процесс восприятия др. др. и установление взаимопонимания)

Ср-ва общения: речь и невербальные средства общения.

Виды общения: 1 вербальное и невербальное.2 устное и письменное,3 непосредсвенное и опосредованное,4 межличностное и массовое,5 частное и официально –деловое,6 искренее и манипулятивное.

Человек – существо активное. свою потребность в активности человек удовлетворяет в совместной деятельности, которая побуждает общаться.Общение – это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребность. Совместной деятельности. С самого рождения человек испытывает потребность в общении, т.к. является существом социальным. Процесс общения можно рассматривать с нескольких сторон: – коммуникативная сторона. Общение рассматривается как обмен информацией. Основным средством общения является речь и невербальные средства (мимика, жесты, пантомимика) придают вербальной коммуникации определенную выразительность. – интерактивная сторона общения. Общение всегда предполагает контакт с собеседником, в процессе которого они взамовлияют друг на друга– перцептивная сторона общения. Прецептивный аспект общения – это восприятие, понимание и оценка человека человеком. Достижение взаимопонимания – это главная цель общения, показатель эффективности взаимоотношений между людьми.Под педагогическим взаимодействием понимается процесс, происходящий между педагогом и воспитанниками в ходе учебно–воспитательной работы и направленный на развитие личности ребенка.Педагогическое взаимодействие реализуется в различных системах отношений: педагог–воспитанник, воспитанник–воспитанник. Педагогическое взаимодействие направлено на реализацию следующих функций: познавательная (передача знаний), организационная (организация деятельности), регулятивная (установление различных форм и средств контроля), экспрессивная (понимание и сопереживание эмоциональному состоянию учащихся) В структуре педагогического взаимодействия в зависимости от формы активности можно выделить 3 компонента: совместную деятельность, педагогическое общение, систему отношений между субъектами педагогического процесса. Педагогическое взаимодействие рассматривается как целостная система, включающая внешние (вербальное поведение педагога, высказывания, оценочные суждения, невербальное поведение: жесты, мимика, пантомимика) и внутренние (педагогическое отношение, включающие эмоциональные переживания) компоненты. В процессе педагогического взаимодействия воспитатель использует прямые и косвенные приемы. Прямые обращены непосредственно к ребенку и касаются его поведения, взаимоотношений (указания, объяснения, показ, одобрение, порицание). Косвенными считаются воздействия через посредников или особые формы организации деятельности (игрушки, игровые ситуации, сказки, музыка, песни, сюрпризные моменты)В зависимости от того, какие формы и методы руководства организации деятельности и воздействия на детей преобладают у педагога, выделяют: Авторитарный стиль –общение построено на подчинении, часто используются запреты, указания, ограничения, отрицательные оценки. Не учитываются интересы детей. Демократический – взаимодействие сотрудничества, основанное на доверии и уважении к интересам детей, учитываются индивидуальные особенности. Чаще используются рекомендации, предложение, советы. Либерально–попустительский – формальное взаимодействие, равнодушное отношение к детям. Отсутствие дифференцированного и индивидуального подхода к детям. Низкая продуктивность педаго-гического общения.Наиболее приемлемым является демократический стиль педагогического взаимодействия. Условия оптимизации педагогического взаимодействия: профессиональное самосовершенствование, повышение уровня педагогического мастерства, стимулирование повышения продуктивности деятельности воспитателя, создание благоприятного психологического климата в дошкольном учрежде-нии.Воспитателю важно уметь наладить педагогическое целесообразное общение с воспитанниками, учитывать их возрастные особенности.. Ребенок очень интересуется тем, что его окружает (природа, люди, жизнь). Он задает много вопросов и пытается найти на них ответы..Поэтому общение должно представлять совместную познавательную деятельность. Воспитатель вместе с детьми открывает мир, удивляется «открытию» (а где же снег?) вводит ребенка в мир неизвестного. Поэтому даже в бытовой деятельности надо рассказывать, зачем одевать шапку, какую кашу едят.С детьми 5–6 лет. Дети этого возраста становятся более самостоятельными, уже владеют навыками общения, у них формируются устойчивые отношения к партнерам по общении., критическое отношение к поведению взрослых, осознанная мотивация и избирательность в выборе манеры общения со взрослыми.Но эти дети еще нуждаются во взаимопонимании и признании взрослых, принимают их тип взаимоотношений. Поэтому:– в общении со старшими дошкольниками нужно больше доверять им, надеяться на их самостоя-тельность и не спешить выполнять за них порученное дело;– вос–ль должна быть требовательна к детям, воспитывать у них ответственность за собственные поступки и за всю группу (не подвести группу)

– общение должно быть равноправным, не использовать сюсюкания, строиться на справедливом от-ношении и оценке поступков детей.– более широко использовать общие указания, поручения и обязанности. Дети должны понимать, что значит привести себя в порядок, подготовиться к занятию, вести себя культурно и т.д.– стиль общения воспитателя должен быть таким, чтобы формировать у детей уверенность в своих силах, чувство долга, ответственности, чувство собственного достоинства и уважения к другим детям.

– взрослый должен быть более требователен к своему поведению и общению с окружающими. Не выяснять отношен



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: