Младший школьный (6,7-10, 11лет).




Ведущая деятельность: учебная.

Направление деятельности: познание начала наук.

Развитие сферы: познавательная.

Новообразования: произвольность, самоконтроль, самоанализ, внутренний план действий.

Подростковый (11-14).

Ведущая деятельность: интимно-личностное общение.

Направление деятельности: установление системы общения в различных ситуациях.

Развитие сферы: мотивационно-потребностная.

Новообразования: чувство взрослости, самооценка, подчинение групповым нормам.

Ранняя юность (15-17).

Ведущая деятельность: учебно-профессиональная.

Направление деятельности: познание профессий.

Развитие сферы: познавательная.

Новообразования: познавательный и профессиональный интересы, мировоззрение, построение жизненных планов, самообразование.

2. Социально-психологическая поддержка и оказание помощи детям, находящимся в социально опасном положении

Воспитатели УДО должны изучать семейные и бытовые условия воспитанников, а также «планировать, организовывать и проводить воспитательную и образовательную работу с воспитанниками, находящимися в социально опасном положении. Документы: Программа воспитания и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в СОП действует с 2016- 2020 г., Кодекс о браке и семье РБ (ст.65, 73, 74, 75,90). Понятие «СОП»дается в ст.67. Структура профилактического взаимодействия в интересах СОП ребенка: воспитатель, мед.работник, КДН, СПЦ, психолог, соц.защита, отдел защиты детства. Механизм выявления неблагополучных семей: 1)изучение стиля взаимоотношений родителей с ребенком,2)изучение интереса родителей к жизнедеятельности ребенка в ДУ,3)изучение отношения родителей и других членов семьи к ребенку,4)изучение системы воспитательных воздействий,5) изучение заботы родителей о внешнем виде ребенка. Инструкция о порядке выявления несовершеннолетних, нуждающихся в госуд. Защите – п.15 УДО выявляет несовершеннолетних, находящихся в СОП и нуждающихся в госуд. защите, на основании: акта обследования жилищно-бытовых условий, участие родителей в жизнедеятельности УДО, анализ обращений близких родственников, соседей, других граждан, учет посещения ребенком сада, учет детей, подлежащих обучению общего среднего образования, выявление правонарушений, контроль за семьями, установившими опеку. Алгоритм работы с семьёй, в кот. дети наход-ся в СОП: 1)изучение семьи с т.зр. существующих в ней проблем (наблюдение за ребенком, взаимоотношения в семье),2) знакомство с окружением семьи, оценка условий жизни, 3)изучение причин неблагополучия семьи, её целей и ценностных ориентаций, 4)изучение личностных взаимоотношений в семье, 5)непосредственная работа с членами семьи, кот. нужна помощь, 6) определение результативности работы. Факторы соц. риска в семье: 1. Соц.-экономическое 2. Медико-социальные 3. Социально-демографические 4. Социально-психологические 5. Психолого-педагогические 6. Криминальные. Психолого-педагогическая помощь ребенку, наход. в СОП: 1. работа с несовершеннолетними 2. Работа со значимыми для него взрослыми 3. Консультативная работа с педагогами. Документы в работе с семьями в СОП. На каждую семью заводится папка: акт обследования, постановление об постановке на учет, учетная карточка семьи, карта индивид. профилактической работы и психолого-педагогического сопровождения, планы индивид. работы, дневник наблюдения за ребенком.

Билет 6

1. Периодизация психического развития по С.Л. Выготскому

В основу периодизации Выготский положил несколько признаков развития:

1. Социальная ситуация развития

2. Ведущая деятельность

3. Новообразование возраста

4. Кризис возраста

Он выделил след. Этапы псих. развития ребенка:

1 Кризис новорожденности

2 Младенческий возраст (0 до 1 года)

3Кризис 1 года «я самостоятельный»

4 Раннее детство (1 до 3 лет)

5 Кризис 3 лет

6 Дошкольный возраст

7 Кризис 7 лет

8 Школьный возраст (8-12 лет)

9 Кризис 13 лет

10 Пубертатный возраст (14-18 лет)

11 Кризис 17 лет

Отличительными особенностями Выготского явл.:

- введение критических периодов

- исключение периода юношества

- включение возраста полового созревания стабильным, а не критическим.

2. Понятие воображения. Особенности развития воображения в дошкольном возрасте (ранний возраст не нужен)

В это психич. познав. процесс, кот. характе-ся активным преобразованием имеющихся представлений об окр.действитель-ти, выражающейся в построении новых образов и их сочетаний.

Виды В: 1.пассивное (преднамеренное, непредномеренное), 2.активное (репородуктивное, творческое). Особый вид – мечта.

Способы создания новых образов: 1.Агглютинация(сфинкс), 2.Акцентирование(шарж), 3.Утрирование (сказки – хитрая лиса), 4.Гиперболизация (приувеличение-Гуливер).

В дошк.детс-ве – 2 ст разви-я В. (1. 2-4года – преобла-е непроизволь-го хар-ра возникно-я представ-й. Образы В. у реб-ка форм-ся непроизвольно, опред.ситуаций, в кот. он находится; 2. 4-6года – повление актив-х форм В, оно стано-тся произвольным. Сначала это связ. с инициай взрослого, после реб-к сам нач. исполт-ть произвольное В без участия взрослых. Это приводит к целенаправленным и сюжетным играм).

Сюж-рол.игра (реб-к намеч. план действий, цели достиже-й, замысел не устойчив). Мл.дошколь-ки играют 10-15 мин.(теряется первонач-й замысел), ст.дошко-ки – 40-50 мин. до нескльких дней (замысел устойчив, дети осущес-т до конца).

В – выпол. 2 функции (Урунтаева):

1.Аффективно-защитная - возникает в ситуации противоречия между образом «Я» и реальностью и направленно на защиту образа «Я» (выход из конфл.ситуаций). 2.Познавательно-интеллектуальная (овладение схемами и смыслами предмет-х действий и дейст-й общения, строит целостные образы событий и явлений).

Предметы –опоры для развития В: в мл.детстве – это игрушки (не может ещё представить себе действие с предметом; в ст.дошк. – отходят от этого, связано с переходом во внутренний план)

Билет 7

1. Периодизация развития личности по З.Фрейду

По Фрейду, развитие личности соответствует психосексуальному развитию человека. Движущей силой развития личности является врожденная энергия - либидо. В разные возрастные периоды развития человека она реализуется через эрогенные зоны, характерные для данного возраста. Если либидо не получает своего удовлетво­рения на данном этапе развития или удовлетворяется неадекватным образом, то происходит остановка развития человека на данной стадии и у него фиксируются определенные черты личности. Фрейд выделил 5 стадий личностного развития.

1. Оральная стадия (от рождения до года). Удовлетворение либидо достигается за счет орального контакта во время сосания, покусывания или жевания. Невозможность реализации либидо на этой стадии приводит впоследствии к возникновению таких пороков, как курение, чревоугодие, словесная агрессия. Личность человека характеризуется такой чертой, как зависимость от окружения и пассивность.

2. Анальная стадия (1 2г.) Приучение ребенка к чистоплотности ведет к перемещению удовлетворения либидо в анальную область тела. Нарушения развития на этой стадии могут быть обусловлены неверным поведением родителей. Родители могут придавать слишком большое значение данному процессу, постоянно фиксировать внимание ребенка на необходимости соблюдать чистоту тела, выражать либо бурную радость удачным действиям ребенка, либо отвращение к его экскрементам. Суровость в процессе приучения к чистоплотности рождает у ребенка страх не оправдать ожидания родителей. Непоследовательное поведение родителей также является фактором, нарушающим развитие на данной стадии. Они хаотично приучают ребенка к туалету, то ругают, то хвалят его. Такая неупорядоченность требований и действий рождает трудности в регуляции поведения ребенка, что также нарушает его развитие. Фиксация ребенка на этой стадии приводит к развитию таких черт личности, как пунктуальность (точная своевременность действий), скупость (стремление все сберечь для себя), чрезмерная чистоплотность (стремление убрать все грязное) или упрямство (немотивированное, систематическое сопротивление или отказ делать то, чего ожидают другие люди).

3. Фаллическая стадия (2-5 лет). Ребенок интересуется своими половыми органами и половыми органами других детей. Он начинает постигать половые отличия мальчиков и девочек. На фаллической стадии развивается Эдипов комплекс у мальчиков и комплекс Электры у девочек. Суть комплекса состоит в том, что ребенок испытывает нежные чувства к родителю противоположного пола и агрессию по отношению к родителю своего пола, которого ребенок считает соперником и подсознательно хочет устранить. Конфликт, связанный с Эдиповым комплексом, разрешается путем отказа ребенка от нежных чувств к родителю противоположного пола. Фиксация на этой стадии может лежать в основе некоторых гомосексуальных ориентаций (когда ребенок отождествляет себя с родителем противоположного пола), а также может обусловить в дальнейшем выбор партнера как заместителя родителя (жена-мать, муж-отец).

4. Латентный период (6-11 лет). Характерно явное снижение сексуальной активности и интересов к сексуальным вопросам. Дети дружат с детьми одного пола. Центральными моментами данного этапа становятся обучение и социализация. Ребенок осваивает формы поведения, свойственные каждому полу.

5. Генитальная стадия (начинается при половом созревании). Подростки начинают ориентироваться на половое удовлетворение с партнерами противоположного пола. Человек приближается к зрелости, критериями которой Фрейд считал способность работать и любить. Любить другого человека ради него самого, а не потому, что он соответствует подсознательным установкам, сложившимся в результате фиксаций на предыдущих стадиях.

2. Деятельность детей в раннем и дошкольном возрастах

Кроме ведущих видов деятельности – предметно-манипулятивной (в возрасте от 1 года до 3 лет) и игровой (в возрасте от 3 до 6(7) лет) – дети в раннем и дошкольном возрастах осваивают и другие виды деятельности – бытовую, трудовую, художественную, познавательно-практическую, учебную и др.

Период раннего детства малыша более всего интересуют функции, назначение предметов, в том числе и включенных в бытовые процессы. Ребенок старается узнать, как можно действовать с предметами, для чего они предназначены.В период от года до трех лет у малыша закладываются основы культуры поведения. Он осваивает правила поведения в быту: например, не мешать другим во время еды, есть спокойно, не отвлекаясь; В быту малыш встречается с разнообразными предметами и явлениями, которые наталкивают его на первые открытия, стимулируют познавательные интересы и любознательность. Ребенок видит, что полотенце было сухим, а когда вытерли руки, оно стало мокрым; особенности: - бытовые процессы способствуют расширению сферы самостоятельности ребенка; - у малыша формируются культурно-гигиенические навыки, которые в дальнейшем составят основу сложных форм поведения; - формируется потребность выполнять бытовые процедуры, потребность в чистоте и опрятности; - ребенок начинает осваивать правила поведения в бытовой деятельности; - у малыша складываются личностные качества, связанные с отношением к самому себе (опрятность), квещам (аккуратность), к другим людям (дисциплинированность) и к делу (целеустремленность).В дошкольном возрасте у ребенка расширяется круг культурно-гигиенических навыков, Дети хорошо ведут себя за столом, контролируют свой внешний вид, Познавательно-практическая деятельность в детском саду представлена наблюдениями за объектами живой и неживой природы и детским экспериментированием.Детское экспериментирование дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания; развивает предметно-орудийные действия; стимулирует развитие речи (словарь детей пополняется словами, обозначающими сенсорные признаки свойства, явления или объекта природы – цвет, форма, величина); обогащает память ребенка, активизирует его мыслительные процессы; развивает творческие способности, формирует трудовые навыки, укрепляет здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активностиУчебная деятельность в дошкольном возрасте характеризуется следующими особенностями:1) интерес не к результату учебы (знаниям, умениям и навыкам), а к её процессу, что определяется ведущим видом деятельности данного возраста – игрой.2) мотивами выступают любопытство, любознательность, игровые мотивы.3) способами деятельности являются простейшие общеучебные умения – делать по образцу, работать со всеми в одном темпе, следовать инструкции.Чрезвычайно важным условием готовности ребенка к школе является мотивированность к учебной деятельности. условия 1) учебная деятельность в УДО должна быть организована так, чтобы ребенок имел возможность активно действовать, участвовать в самостоятельном поиске и «открытии» новых знаний; 2) учебная деятельность должна быть разнообразной;3) новый материал должен опираться на то, что было ранее усвоено детьми;4) необходимо, чтобы ребенок понимал необходимость и важность осваиваемых знаний, умений, навыков в собственной жизнедеятельности;5) учебные задания не должны быть слишком легкими или слишком трудными – они должны быть сложными, но посильными;6) необходима положительная оценка успехов детей;7) учебный материал должен быть ярким и вызывать эмоциональный отклик у ребят.Художественная деятельность оказывает значительное влияние на психическое развитие детей дошкольного возраста. Существует большое количество видов художественной деятельности. Для дошкольников характерно участие в изобразительной, музыкальной, конструктивной деятельности, драматизации и т.п.В процессе музыки развиваются музыкальные сенсорные способности. Продуктивные виды деятельности дошкольника включают изобразительную и конструктивную. Изобразительную деятельность составляют рисование, лепка, аппликацияК ним относятся форма, ритм линий и форм на плоскости, объем. Декоративное рисование, аппликация и лепка предполагают использование цветового строя и гармонии, а сюжетное – композиции.

Конструирование развивает умение видеть предмет, Ребенок обследует не только основные свойства предметов (форму,.), но прежде всего их специфические конструктивные качества (устойчивость, равновесие.) виды конструктивной деятельности:1. Конструирование по образцу. Детям предлагают воспроизвести в своих постройках определенный предмет, который выступает в роли образца.2.Конструирование по условиям. Этот тип конструирования имеет свою специфику: ребенок начинает строить конструкцию не на основе образца, а на основе условий, которые выдвинуты задачами игры или воспитателем. Конструирование по условиям требует от ребенка четкой организации деятельности3. Конструирование по замыслу. Этого типа конструирования требует от ребенка игровая деятельность. Особенности конструктивной деятельности:дети осваивают способы обследования предметов и способы создания конструкций;дошкольники познают конструктивные свойства деталей и материалов;расширяется область творческих проявлений.

 

 

Билет 8

1. Периодизация развития личности по Э.Эриксону

Эрик Эриксон - последователь 3. Фрейда. Личность развивается благодаря включению в различные соц. общности (нацию, социальный класс, проф.группу). Ввел понятие «групповая идентичность». Она определяет систему ценностей, идеалы, социальные роли, формы поведения. Идентичность - условие психического здоровья: если она не сложится, человек не находит себя, своего места в обществе, оказывается «потерянным».

Но постепенно у ребенка формируется «эгоидентичность», чувство своего «Я». Развитие личности по Эриксону определяется тем, насколько она успешно решает стоящие задачи. В зависимости от того, справляется или не справляется чел. с задачами конкретного возрастного периода, у него формируются либо положительные (прогрессивные), либо отрицательные (регрессивные) психич. новообразования (качества). Если противоречие разрешается благоприятно для личности, то развитие человека прогрессивно. Если человек «уходит» от противоречий или разрешает их неоптимально для своего «Я», то происходит регресс личности.

Эриксон выделяет 8 стадий развития личности. Они представлены своими полюсами (в скобках).

1. Младенчество (0-1год) (доверие или недоверие). По тому, как за ними ухаживают в младенчестве, дети узнают, заслуживает ли окружающий мир доверия. Если их потребности удовлетворяются, если к ним относятся со вниманием и заботой, у малышей складывается общее впечатление о мире, как о месте безопасном и достойном доверия. Если их мир противоречив, причиняет им боль, вызывает стресс и угрожает их безопасности, то дети научаются ожидать от жизни именно этого и считают, что она непредсказуема и не заслуживает доверия.

2. Раннее детство (1-3 лет) (автономия или стыд и сомнение). Начиная ходить, дети открывают для себя возможности своего тела и способы управления им. Они учатся есть и одеваться, пользоваться туалетом и осваивают новые способы передвижения. Когда ребенку удается сделать что-либо самостоятельно, он обретает чувство самоконтроля и уверенности в себе. Но если ребенок постоянно терпит неудачи, и его за это наказывают или называют неряшливым, грязным, неспособным, плохим, он привыкает испытывать стыд и сомнение в собственных силах.

З. Возраст игры (3-6 лет) (инициатива или чувство вины). Дети переносят свою исследовательскую активность за пределы собственного тела. Они узнают, как устроен мир и как можно на него воздействовать. Если их исследовательская деятельность в целом эффективна, они научаются обращаться с людьми и вещами конструктивным способом и обретают сильное чувство инициативы. Однако если их строго критикуют или наказывают, они привыкают чувствовать себя виноватыми за многие свои поступки.

4. Школьный возраст (6-12) (трудолюбие или чувство неполноценности). Дети развивают многочисленные навыки и умения в школе, дома и среди своих сверстников. Все большее значение приобретает сравнение себя со сверстниками. В этот период особенно сильный вред наносит негативное оценивание себя по сравнению с другими.

5. Подростковый и юношеский возраст (13 – 19) (идентичность или смешение («путаница») ролей). Дети узнают целый ряд разных ролей - ученика, друга, старшего брата или сестры. Важно разобраться в этих различных ролях и интегрировать их в одну целостную идентичность. Подростки ищут базисные ценности и установки, охватывающие все эти роли. Если им не удается интегрировать идентичность или разрешить конфликт между ролями с противоположными системами ценностей, результатом становится то, что Эриксон называет диффузией идентичности.

6. Ранняя зрелость (20 - 25) (близость или изоляция). Центральным противоречием развития является конфликт между близостью и изоляцией. В описании Эриксона, эта близость включает в себя нечто большее, чем сексуальную близость. Это способность отдать часть себя другому человеку любого пола, не боясь потерять собственную идентичность. Успех при установлении такого рода близких отношений зависит от того, как были разрешены пять предыдущих конфликтов.

7. Средняя зрелость(26-64) (генеративность или стагнация). Во взрослости мужчины и женщины могут уделить больше внимания и оказать помощь другим людям. Родители иногда находят себя, помогая своим детям. Некоторые люди направляют свою энергию на разрешение социальных проблем. Но неудача при разрешении предыдущих конфликтов часто приводит к чрезмерной поглощенности собой: излишней озабоченности своим здоровьем, стремлению уберечь свой покой и т.п.

8. Поздняя зрелость (от 65 лет) (целостность эго или отчаяние). На последних этапах жизни люди обычно пересматривают прожитую жизнь и по-новому оценивают ее. Если человек, оглядываясь на свою жизнь, испытывает удовлетворение, то он приходит к выводу, что жил не зря и полностью реализовал то, что было ему отпущено судьбой. Тогда он принимает свою жизнь целиком, такой, какая она есть. Но если жизнь кажется ему напрасной тратой сил и чередой упущенных возможностей, у него возникает чувство отчаяния.

2. Общая характеристика условий психического развития детей в дошкольном возрасте

Дошкольный возраст – это большой отрезок жизни ребенка от 3 до 6-7 лет. Это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками.

Дошкольное детство является важным периодом в психическом и личностном развитии. Чрезвычайно возрастает познавательная активность: развивается восприятие, наглядно-образное мышление, появляются зачатки словесно-логического мышления. Росту познавательных способностей способствует становление смысловой памяти, произвольного внимания. Значительно возрастает роль речи как в познании ребенком окружающего мира, так и в развитии общения разных видах детской деятельности.

В отечественной психологии и педагогике принято выделять младший, средний и старший дошкольный возраст.

Социальная ситуация совместной деятельности ребенка со взрослым распадается. Перед ребенком встает сложный мир взрослых людей. Социальная ситуация развития в дошкольном возрасте носит характер «жизнь ребенка в жизни взрослых», но ребенок не может еще принять участия в той жизни, которые ведут взрослые и тенденция участвовать в жизни взрослых превращается в идеальную форму: в игру.

Игра способствует становлению произвольного поведения ребенка, в ней развивается мотивационно-потребностная сфера. Близко к игре стоят продуктивные виды деятельности. Продуктивная деятельность способствует формированию восприятия и представления ребенка, оказывает большое влияние на развитие его личности – требует умение сосредоточиться на задаче, доводить начатое дело до конца. Для нее необходимо развитие моторики, зрительно-двигательной координации, развитие воображения и мышления.

В дошкольном возрасте происходит значительное расширение рамок общения с взрослым за счет овладения речью. Ребенок общается не только с близкими людьми, педагогами, но и с посторонними.

Регулировать свое поведение дошкольнику помогает образ другого человека, взрослого и других детей. Возникает критическое отношение к оценке взрослого и сверстника. Оценивание сверстника помогает ребенку оценить самого себя. К концу дошкольного возраста складывается самокритичность и правильная дифференцированная самооценка – умение по разному оценивать себя в разных видах деятельности.

Центральными новообразованиями дошкольного детства являются:

1.соподчинение мотивов;

2.самооценка и осознание своего места в системе общественных отношений;

3.новая внутренняя позиция «Я – ученик»

Конец дошкольного детства знаменует собой стремление занять более взрослую позицию и выполнять более высоко оцениваемую обществом и более значимую для него деятельность – учебную.

Билет 9

1. Развитие морального сознания личности по Л.Колбергу

Примером частной периодизации, отражающей отдельные стороны детского развития, являются представления Лоренса Колберга о становлении морального сознания ребенка. Колберг рассматривает развитие морального сознания как последовательный прогрессивный процесс, выделяя в нем 6 стадий развития, объединяющихся в три уровня.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: