ПРАВИЛА ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ
САНИТАРИИ ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ И РЕМОНТЕ ГОРОДСКИХ ДОРОГ,
РАБОТЕ НА АСФАЛЬТОБЕТОННЫХ ЗАВОДАХ И ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ
БАЗАХ ДОРОЖНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
(Извлечение)
В данных Правилах вместо "Правил техники безопасности для предприятий автомобильного
транспорта", утвержденных ЦК профсоюза рабочих автомобильного транспорта и шоссейных дорог
14 марта 1972 г., "Инструкции по ограждению мест производства работ в условиях уличного
движения", утвержденной МКХ РСФСР 5 июня 1965 г., "Санитарных норм", утвержденных
Минздравом СССР 13 мая 1966 г., "Санитарных норм и правил по ограничению шума на
территориях и в помещениях производственных предприятий", утвержденных заместителем
Главного санитарного врача СССР 30 апреля 1969 г., "Гигиенических норм допустимых уровней
звукового давления и уровней звука на рабочих местах", утвержденных Минздравом СССР 12 января
1973 г., "Правил безопасности в газовом хозяйстве", утвержденных Госгортехнадзором СССР 28
ноября 1964 г., ГОСТ 7276-69 и ГОСТ 10807-71, СН 38-58 и СН 102-65, СНиП II-А.5-70, II-М.3-68,
III-А.11-70 указаны действующие нормативные документы.
Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – www.alppp.ru. Постоянно действующий третейский суд.
Глава 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА РАБОТ
Строительная площадка
2.1.1. Все виды строительства и реконструкции дорог можно начинать только при наличии
утвержденного проекта организации работ с учетом безопасного выполнения всех видов
строительно-монтажных работ и рабочих чертежей, подписанных заказчиком к производству работ, а
|
работы по капитальному и текущему ремонту можно производить при письменном разрешении
главного инженера предприятия.
2.1.2. Проектная документация по организации и производству строительно-монтажных и
ремонтных работ должна содержать решения по созданию условий для безопасного и безвредного
выполнения работ как на строительной площадке в целом, так и на рабочем месте; санитарно-
гигиеническому обслуживанию рабочих; производству работ в зимних условиях.
2.1.3. Расположение постоянных и временных дорог, сетей энергоснабжения, водоснабжения,
кранов, механизированных установок, складских площадок, санитарно-бытовых помещений и других
устройств должно соответствовать генеральному плану строительства.
2.1.4. Строительная площадка в населенных местах или территория действующих
промышленных предприятий должна быть ограждена, чтобы избежать доступа на нее посторонних
лиц.
Если по какой-либо причине невозможно устройство ограждения, строительная площадка на
действующем промышленном предприятии должна быть обозначена соответствующими знаками и
надписями.
2.1.5. Для предотвращения подмыва и обрушения откосов, котлованов, траншей земляные
сооружения и штабеля сыпучих материалов должны быть защищены от поступления к ним
поверхностных ливневых вод и отработанных вод, поступающих от установок и насосов на
строительстве.
Не допускается также застаивание воды на дорогах, в траншеях, котлованах и других местах
|
строительной площадки. Для отвода паводковых вод в проекте производства работ должны быть
предусмотрены особые мероприятия.
2.1.6. Подъездные пути и дороги к строительной площадке должны быть сооружены до начала
строительных работ и должны обеспечивать свободный доступ транспортных средств и
строительных машин ко всем строящимся объектам.
2.1.7. В местах пересечения автомобильных дорог с рельсовыми путями делают сплошные
настилы (переезды) с контррельсами, уложенными в уровень с головками рельсов.
2.1.8. Оборудование железнодорожных переездов сигнализацией и охраняемыми шлагбаумами
должно осуществляться в соответствии с требованиями действующей "Инструкции по устройству и
обслуживанию переездов" Министерства путей сообщения. Движение через железнодорожные пути
в других местах запрещается.
2.1.9. Проезды, проходы, подкрановые пути, погрузочно-разгрузочные площадки и рабочие
места необходимо регулярно очищать от строительного мусора и не загромождать; в зимнее время -
Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – www.alppp.ru. Постоянно действующий третейский суд.
очищать от снега и льда дороги и посыпать их песком, шлаком или золой, а в летнее время поливать
водой.
2.1.10. Проходы для рабочих, расположенные на уступах, откосах и косогорах с уклоном более
20°, должны быть оборудованы стремянками или лестницами с односторонними перилами.
2.1.11. Колодцы и шурфы следует закрывать крышками, прочными щитами или ограждениями,
|
траншеи и котлованы в местах прохода людей должны быть ограждены.
В темное время суток кроме ограждения должны быть установлены световые сигналы.
2.1.12. Для выполнения работ в колодцах, шурфах и закрытых емкостях необходимо назначать не
менее трех рабочих, двое из которых находятся наверху и следят за безопасностью работающего
внизу.
Рабочий, находящийся внизу, должен иметь шахтерскую лампу и предохранительный пояс,
свободный конец веревки от которого должен находиться наверху у страхующего рабочего.
2.1.13. Работающие в местах, где возможно образование или появление вредного газа, должны
быть снабжены защитными средствами: противогазами, соответствующими химическому составу
имеющегося газа, кислородными изолирующими приборами (КИП) или шланговыми противогазами.
2.1.14. Перед допуском рабочих в места с возможным появлением вредного газа (в том числе
колодцы, траншеи и шурфы) необходимо тщательно проверить в них наличие газа.
Обнаруженный газ должен быть удален и произведена повторная проверка наличия газа. При
неожиданном появлении вредного газа работы должны быть прекращены, а рабочие выведены из
опасной зоны. Наличие газов проверяется с помощью переносных газоанализаторов в
искробезопасном исполнении, индикаторов и шахтерских ламп.
2.1.15. В местах переезда транспорта через канавы или траншеи должны быть устроены
безопасные проходы с ограждениями для пешеходов.
2.1.16. Для автомобилей и других транспортных средств на строительной площадке должны
быть заранее установлены предельно допустимые скорости движения в зависимости от
грузонапряженности и состояния дорог, наличия строящихся объектов вблизи дорожной трассы и
других местных условий, а также в соответствии с требованиями правил движения по улицам
городов, населенных пунктов и дорогам СССР.
Зоны ограниченной скорости движения, места стоянки транспортных средств и разворотов
должны быть отмечены соответствующими дорожными знаками по ГОСТ 10807-78, хорошо
видимыми водителями в дневное и ночное время.
2.1.17. Рабочие места, проезды, проходы и склады на строительной площадке в темное время
суток должны быть освещены в соответствии с "Указаниями по проектированию электрического
освещения строительных площадок" (СН 81-80) Госстроя СССР. Работа в неосвещенных местах
запрещается, а доступ к ним людей должен быть закрыт.
При освещении рабочих мест прожекторами не допускается ослепляющее действие светового
потока на работающих.
2.1.18. Освещенность, создаваемая осветительными установками общего освещения на
строительных площадках, участках работ и рабочих местах, должна быть не менее приведенной в
приложении 9 независимо от применяемых источников света.
Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – www.alppp.ru. Постоянно действующий третейский суд.
2.1.19. Подсобные производственные помещения на строительной площадке должны быть
утеплены и оборудованы необходимыми вентиляционными устройствами.
2.1.20. Трубопроводы прокладываемых для нужд строительства сетей водо- и
воздухоснабжения, электрические кабели и другие коммуникации в местах пересечения их с
городскими дорогами и тротуарами, а также проездами и проходами на строительной площадке
должны быть заглублены и надежно защищены от механического повреждения.
2.1.21. При возникновении на строительной площадке опасных условий работы (оползни грунта
в котлованах, осадка оснований под строительными лесами, обрыв проводов электролиний и т.п.)
люди должны быть немедленно выведены, а опасные места ограждены.
Хранение материалов, изделий и конструкций
2.2.1. Завоз материалов на территорию строящегося объекта допускается только после
устройства предусмотренных проектом производства работ площадок для их хранения.
Неправильное хранение и размещение материалов, изделий, приборов и оборудования
запрещается.
2.2.2. При разгрузке и укладке перед погрузкой в вагоны материалов и оборудования вблизи
железнодорожных путей между грузом и ближайшим к нему рельсом должен быть оставлен проход
шириной не менее 2 м. Выгружать груз на рельсовые пути и междупутье, а также загромождать их
какими-либо предметами запрещается. Выгруженные материалы следует немедленно перемещать на
место их хранения.
2.2.3. Хранение материалов, изделий и конструкций на строительной площадке должно быть на
специально отведенных местах в штабелях или на стеллажах. Для материалов и изделий, требующих
закрытого хранения, следует делать навесы и склады, а для пылевидных материалов - силосы,
бункеры, лари и т.п.
2.2.4. Все длинномерные и катучие материалы, конструкции и оборудование необходимо
хранить в штабелях на горизонтальных спланированных и утрамбованных площадках.
2.2.5. На площадках для хранения должен быть сделан водоотвод, а если они расположены на
косогорах, то устраивают защиту от поверхностных нагорных вод.
В зимнее время до начала складирования материалов площадки должны быть очищены от снега
и льда.
2.2.6. Между смежными штабелями (стеллажами) на складах должны быть сделаны проезды,
обеспечивающие беспрепятственный проезд транспортных средств и грузоподъемных механизмов, и
проходы шириной не менее 1 м.
2.2.7. При складировании материалов, конструкций и оборудования необходимо принять меры,
чтобы не было самопроизвольного их смещения (осыпания, раскатывания, разваливания и
опрокидывания).
Запрещается приваливать (опирать) материалы и изделия к заборам и другим конструкциям, не
рассчитанным на боковые давления.
Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – www.alppp.ru. Постоянно действующий третейский суд.
2.2.8. Штабеля песка, гравия, щебня и других сыпучих материалов должны иметь откосы с
крутизной, соответствующей углу естественного откоса для данного вида материала, или ограждаться
прочными подпорными стенками.
2.2.9. Расстояния от места складирования материалов и оборудования до бровок выемок
(котлованов, траншей) необходимо определять расчетом устойчивости откосов. Во всех случаях это
расстояние не может быть менее 1 м.
2.2.10. Материалы, изделия, приборы и оборудование при хранении на строительной площадке
должны укладываться следующим образом:
кирпич в пакетах на поддонах - не более чем в два яруса, в контейнерах - в один ярус, без
контейнеров - высотой не более 1,7 м;
камни - в штабелях высотой до 1 м с перевязкой швов так, чтобы более крупные камни были
уложены в наружные стенки штабеля, а более мелкие - в середину;
бордюрные и облицовочные камни, тротуарные плиты и крупные штучные камни - в штабеля
высотой до 1 м; камни следует укладывать плашмя с перевязкой швов;
дорожные плиты и плиты перекрытия - в штабеля до 10 - 12 рядов высотой не более 2,5 м с
подкладками под первый ряд и прокладками между рядами; высота прокладок между рядами должна
быть равна высоте монтажной петли + 1 см;
ригели и колонны - в штабеля общей высотой до 2 м с прокладками и подкладками;
фундаментные блоки, блоки стен набережных - в штабеля с прокладками до 4 рядов высотой не
более 2,5 м;
круглый лес - в штабеля высотой не более 1,5 м с прокладками между рядами и установкой
упоров против раскатывания; ширина штабеля менее его высоты не допускается;
пиломатериалы - в штабеля высотой при рядовой укладке не более половины ширины штабеля,
при укладке в клетки - не более ширины штабеля;
мелкосортный металл - в стеллажах высотой не более 1,5 м;
длинномерные и громоздкие материалы и конструкции (трубы средних и больших диаметров,
брусья, балки, стальные конструкции, крупносерийный и листовой металл, крупные блоки стен
набережных и блоки укрепления русла рек и т.п.) - в штабеля высотой не более 1,5 м с прокладками
между рядами;
крупногабаритное и тяжеловесное оборудование - в один ряд;
битум твердый - в плотную тару, исключающую его растекание, с устройством ограждения, а
жидкий и вязкий - в специальные емкости с устройством их ограждения;
трубы диаметром до 300 мм - в штабеля высотой до 3 м на подкладках и прокладках с
концевыми упорами;
трубы диаметром более 300 мм - в штабель высотой до 3 м в седло без прокладок; нижний ряд
труб должен быть уложен на подкладки, укреплен инвентарными металлическими башмаками или
концевыми упорами, надежно закрепленными на подкладках.
2.2.11. Пылевидные материалы хранят в силосах, бункерах, ларях и других закрытых емкостях,
при этом принимают меры против распыления их в процессе погрузки и выгрузки. Загрузочные
Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – www.alppp.ru. Постоянно действующий третейский суд.
отверстия должны быть закрыты защитными решетками, а люки в защитных решетках - закрыты на
замок.
Силосы, бункера и другие емкости, как правило, должны иметь специальные устройства для
механического обрушения сводов (зависаний) материалов. При необходимости спуск рабочих в
бункера и силосы может осуществляться в специальной люльке с помощью лебедки.
Для выполнения работ внутри силосов и бункеров следует назначать не менее трех рабочих,
двое из которых, находясь на перекрытии силоса или бункера, должны следить за безопасностью
работающих в бункере и в случае необходимости оказывать помощь пострадавшим.
Рабочие, находящиеся внутри бункера (силоса), должны быть обеспечены респираторами.
2.2.12. При эксплуатации бункеров и силосов и работе в них следует выполнять требования
действующих "Правил техники безопасности и производственной санитарии на заводах и заводских
полигонах железобетонных изделий", утвержденных Минстройматериалов СССР 6 сентября 1976 г.
2.2.13. Бревна и доски после разборки деревянных конструкций, лесов и подмостей до укладки
их для хранения на склад следует освободить от скоб, выступающих гвоздей и т.п.
2.2.14. При хранении карбида кальция необходимо соблюдать следующие условия:
склады для хранения должны быть сухими, неотапливаемыми, хорошо проветриваемыми, с
легкой кровлей;
пол склада должен быть не менее чем на 0,2 м приподнят над уровнем земли; запрещается
располагать склады в подвалах жилых домов;
карбид кальция должен храниться в металлических закрытых барабанах, но не более чем в два
ряда, с прокладками между ними досок, причем первый ряд должен устанавливаться на деревянные
подкладки;
между каждыми двумя рядами барабанов должен быть оставлен проход шириной не менее 1,5
м;
вскрытие барабанов с карбидом кальция, развеску его, отсев мелочи и пыли и отбор
ферросилиция следует производить в раскупорочных помещениях, имеющих защиту от атмосферных
осадков;
работы по просеиванию, сортировке и загрузке в ковш карбида кальция должны производиться
в респираторах;
на складе не допускается складирование карбидной пыли;
пыль должна систематически собираться и разлагаться в соответствии с требованиями "Правил
техники безопасности и производственной санитарии при производстве ацетилена, кислорода и
газопламенной обработке металлов", утвержденных ЦК профсоюза рабочих машиностроения 2
апреля 1963 г. с изменениями и дополнениями 20 апреля 1966 г.;
вскрытые барабаны с карбидом кальция следует хранить в отдельном помещении или в общем
помещении склада для карбида кальция;
барабаны должны быть защищены непроницаемыми для воды крышками с отогнутыми краями,
плотно охватывающими барабан. Высота борта крышки должна быть не менее 50 мм; в случае
неисправности барабана или отсутствия специальных крышек карбид кальция должен быть
пересыпан в герметически закрываемую тару;
Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – www.alppp.ru. Постоянно действующий третейский суд.
пустую тару из-под карбида кальция необходимо хранить на специальных площадках вне
производственных помещений и рабочих мест.
2.2.15. Хранение баллонов со сжатыми газами, масляных красок, олифы, масел, а также
легковоспламеняющихся и горючих жидкостей и тары из-под них должно быть организовано
раздельно в точном соответствии с требованиями, установленными "Правилами пожарной
безопасности при производстве строительно-монтажных работ" (ГУПО МВД СССР, 4 ноября 1977
г.) и "Правилами пожарной безопасности при производстве сварочных и других огневых работ на
объектах народного хозяйства" (ГУПО МВД СССР, 29 декабря 1972 г.).
2.2.16. Ядовитые вещества должны храниться в отдельных хорошо вентилируемых помещениях.
Хранилища располагают возможно дальше от жилья, столовых, колодцев и от мест производства
работ. В хранилищах должны быть вывешены предупредительные надписи.
Если в одном помещении хранятся различные ядовитые вещества, бирки на них должны быть
окрашены в различные цвета, присвоенные этим веществам.
Аммиачную воду хранят под навесом в герметически закрытой посуде, имеющей
теплоизоляционную оболочку.
Резервуары для хранения жидкого стекла должны быть закрыты надежными крышками, а
подземные хранилища, кроме того, ограждены.
2.2.17. Кислоты необходимо хранить в плотно закрытых стеклянных оплетенных бутылях в
отдельных проветриваемых помещениях. Бутыли с кислотой должны быть установлены на полу в
один ряд, каждую из них снабжают биркой с наименованием кислоты. Порожние бутыли из-под
кислот следует хранить в аналогичных условиях.
Розлив кислоты из бутылей производят с помощью специальных устройств, обеспечивающих
принудительный наклон. Для предотвращения разбрызгивания кислоты при переливании на
горлышко надевают специальные насадки.
2.2.18. Горючие и легковоспламеняющиеся жидкости (керосин, бензин и др.), а также смазочные
материалы надо хранить с соблюдением правил пожарной безопасности в помещениях с
несгораемыми конструкциями или заглубленных в землю.
Запрещается хранить и переносить летучие или легковоспламеняющиеся жидкости в открытой
таре.
2.2.19. Наливать легковоспламеняющиеся жидкости (бензин и др.) разрешается только в
герметически закрывающуюся тару с помощью насосов через медную сетку. Запрещается наливать и
выдавать бензин ведрами, а также с помощью сифона (с отсасыванием ртом).
2.2.20. Этилированный бензин следует получать, перевозить, хранить и выдавать в
соответствии с "Правилами по охране труда на автомобильном транспорте", утвержденными
Минавтотрансом РСФСР 07.05.1979.
2.2.21. На таре, в которой хранится или транспортируется этилированный бензин, должны быть
надписи масляной краской "Этилированный бензин. Ядовит".
Перекачка, прием и отпуск этилированного бензина, а также заправка им машин должны быть
механизированы.
Для этилированного и неэтилированного бензина на складах горючего следует иметь отдельные
емкости и бензовозы.
Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – www.alppp.ru. Постоянно действующий третейский суд.
2.2.22. Запрещается производить ремонт (сварку, клепку, пайку и т.п.) металлической тары из-
под легковоспламеняющихся горючих жидкостей и ядовитых веществ до ее пропаривания или
обезвреживания другим способом.
2.2.23. Обтирочный материал при работе с этилированным бензином и другими ядовитыми
жидкостями после употребления нужно складывать в строго определенные для этого места, а затем
уничтожать.