Общее описание компании
Цель этого подраздела − дать общее описание компании и помочь читателю (потенциальному инвестору, партнеру) получить ясное представление об интересующей его компании как объекте инвестирования или как о возможном партнере по бизнесу.
Отметим, что если бизнес-план составляется для внешнего использования, то в этом подразделе приводится подробный перечень необходимых данных. Если же бизнес-план разрабатывается для внутренних целей, то содержание этого подраздела может быть сведено к минимуму.
Этот подраздел должен сжато и точно представить ясный и содержательный образ вашей компании, дать обзор ее основных характеристик и их соответствие друг другу. Здесь, не вдаваясь в детали, необходимо дать основную и наиболее существенную информацию в соответствии с целями и потребностями бизнес-плана, поскольку большинство характеристик подробно будут представлены в других разделах. Общая структура описания компании представлена в таблице 4.1. Объем этого подраздела не должен превышать 1−2 страниц.
Таблица 4.1 − Структура подраздела «Общее описание компании»
Ключевые вопросы | Комментарии | |
1. Предыстория бизнеса компании | ||
Основные данные о компании | Указывается: • полное наименование компании; • организационно-правовая форма; • форма собственности; • структура собственности; • месторасположение и юридический адрес; • почтовый адрес, электронный адрес, интернет-сайт; • профиль и основные виды деятельности; • характеристика юридических документов, требуемых для рассматриваемых видов деятельности (необходимые лицензии, разрешения, кем и когда выданы, сроки их действия, затраты на их получение) | |
1.2. История создания компании | Указывается: • дата основания; • основные этапы; • имеющиеся достижения за последний период и их значение для бизнеса; • стадия развития бизнеса в настоящий момент | |
1.3. Текущая организация бизнеса | Описывается: • состав членов управленческой команды, их доли участия в капитале; • размер уставного капитала компании | |
1.4. Краткая характеристика инфраструктуры бизнеса | Указываются: • основные здания и помещения; • производственные мощности; • активы компании | |
2. Отличительные компетенции компании | ||
2.1. Основные факторы, которые приведут компанию к успеху | В числе потенциальных отличительных компетенций могут быть: • способы удовлетворения потребностей основных потребителей (ноу-хау); • эффективные системы сбыта продуктов/услуг; • персонал; • географическое месторасположение и др. |
Цели компании
|
Этот подраздел раскрывает как общие цели компании на будущее, так и конкретные цели бизнеса на ближайший год.
В целевом подразделе отражаются только ключевые цели, которые имеют принципиальное значение. Основной набор целей, представляемый в этом подразделе, зачастую имеет чисто финансовый или маркетинговый характер. Если анализ набора целей показывает, что сформулированные цели являются достаточно напряженными и реалистичными, то этот целевой подраздел выступает ориентиром для разработки всех других разделов бизнес-плана. Общий объем этого подраздела не должен превышать 1−2 страниц.
Разработка и представление целевого подраздела важны как для внутреннего, так и для внешнего использования бизнес-плана. Желательно определить сразу несколько взаимосвязанных целей. Такая система целей позволяет создать ясную картину ближайшего будущего, а также развития компании на перспективу.
|
Именно цели бизнеса переводят формулировку миссии в конкретную плоскость, задают направление деятельности компании. Конкретные цели (задачи) определяют промежуточные этапы в достижении общих целей, их распределение во времени. Однако при постановке целей могут возникать определенные противоречия между отдельными целями, когда осуществление одних целей затрудняет или делает невозможным достижение других.
При подготовке целевого подраздела необходимо ответить на ряд вопросов (вопросник 4.1).63
Вопросник 4.1. Цели бизнеса
1. Каковы миссия, видение и общие цели бизнеса?
2. Каким образом они соотносятся между собой?
3. Какие конкретные цели обеспечивают достижение общих целей бизнеса?
4. Как те или иные конкретные цели ориентированы на достижение общих целей?
5. Каким образом конкретные цели соотносятся между собой?
6. Имеются ли противоречия между отдельными конкретными целями?
7. Какова значимость достижения отдельных конкретных целей для достижения общих целей фирмы?
8. Каковы приоритеты отдельных целей по времени и способам их достижения?
ТЕМА 5. АНАЛИЗ РЫНКА
5.1. Общее описание рынка и его целевых сегментов.
5.2. Определение спроса на продукты (услуги).
5.3. Анализ конкурентов.
Цель этого раздела − показать ваше знание рынка и конкурентов, убедить потенциального инвестора (кредитора) в существовании рынка сбыта, оценить рынок и тем самым укрепить доверие к бизнес-плану.
|
Важно показать бизнес как привлекательную возможность для инвестора эффективно использовать свои денежные средства. Чтобы убедить потенциального инвестора (кредитора), нужно показать ему рынок и назвать покупателей. При этом важно показать, что вы хорошо знаете рынок и приложили немалые усилия для сбора соответствующих данных. Раздел должен отчетливо продемонстрировать существующую рыночную потребность в предлагаемом продукте или услуге, а также что вы не только понимаете ее, но и можете ее эффективно удовлетворить с прибылью.
Отечественный и западный опыт свидетельствуют, что плохое знание рынка является одной из главных причин несостоятельности многих предпринимательских проектов. Это особенно заметно в ситуациях с новыми бизнес-идеями, когда предприниматель зачастую должен полагаться на здравый смысл и интуицию.
Раздел «Анализ рынка» относится к числу наиболее сложных и значимых разделов бизнес-плана, поскольку предполагает проведение маркетингового исследования. Принятие решений о том, какая продукция, в каком объеме и по каким ценам будет воспри68
нята рынком и реализована, является основой для формирования в дальнейшем стратегии маркетинга, планирования производства и расчета финансово-экономических показателей финансового раздела бизнес-плана.
ограничены в денежных средствах и не могут позволить себе большие затраты на проведение крупномасштабного маркетингового исследования. В этом случае маркетинговое исследование осуществляется преимущественно с применением кабинетного метода (deskresearch), экспертных методов, широкого использования вторичных источников получения информации, что, вместе с тем, не исключает использования таких методов исследования, как анкетирование и проведение опросов на основе малой выборки (таблица 5.1).
Таблица 5.1 – Возможные источники получения маркетинговых данных, используемые методы сбора данных и способы установления коммуникации
Маркетинговые данные | Источники данных | Методы сбора данных | Способы коммуникации | ||
Внутренняя отчетность: • выручка от продаж; •количество посетителей магазинов; •информация о затратах | • Отчеты маркетинговой деятельности • Отчеты коммерческой деятельности • Отчеты дистрибьюторов • Отчеты о затратах | • Количественные • Качественные • Аналитические | |||
Внешние источники | Первичные источники данных: • анкетирование • интервьюирование | • Наблюдение • Опросы потребителей • Тестирование рынка | • Личное интервью • Интервью по телефону • Анкетирование по почте | ||
Источники стандартизированных маркетинговых данных | • Аудит магазинов • Исследования групп потребителей • Данные оптовой торговли | ||||
Вторичные данные: • Росгосстат; • специализированные издания и деловая пресса; • аналитические обзоры отраслевых институтов, НИИ; • данные информационных агентств (Интерфакс, РБК и др.); • информационные базы данных (платные); • Интернет | Количественные | Интервью с экспертами | |||
Качественные | Групповые дискуссии | ||||
Таблица 5.2 – Ключевые вопросы, на которые необходимо ответить, и ожидаемые результаты
Ключевые вопросы | Комментарии к процедурам | Ожидаемый результат |
1. Кто ваш потребитель (заказчик) продукции/услуг? | Сегментация рынка | Определение целевого рынка и его сегментов |
2. Каковы ваши основные сегменты рынка? Какие потребители (или их группы) являются наиболее привлекательными (в финансовом отношении)? В каких сегментах рынка имеется устойчивый спрос на товар/ услугу? | Выбор целевых сегментов | Определение наиболее привлекательных целевых сегментов |
3. В чем заключаются товарные особенности целевых сегментов и их ассортиментное наполнение? Как компания будет позиционировать свой товар/услугу для этих привлекательных клиентов? | Позиционирование | Выявление того, какие товары будут поставляться и на какие рынки |
4. Каков спрос и оценка потенциала рынка в целом и по сегментам? Каково ценовое состояние рынка? Какую долю рынка компания собирается контролировать? | Анализ и оценка привлекательности рынка | Оценка спроса и потенциала рынка. Оценка доли рынка, которую компания намерена контролировать |
После завершения сегментирования рынка необходимо выбрать целевые сегменты, чтобы сконцентрироваться на обслуживании тех сегментов, которые обещают больше всего прибыли в настоящем и будущем.
В бизнес-плане необходимо определить некоторые первоначальные оценки рынка (в терминах количества клиентов, объемов продаж продуктов/услуг или выручки от реализации). Следует выявить изменения размеров вашего рынка, произошедшие в течение последних пяти лет. В идеале вы должны предсказать показатели темпов роста за последние пять лет.
Анализ данных позволяет ответить на следующие вопросы:
1. Какие потенциальные группы потребителей предлагают наилучшие перспективные возможности для развития бизнеса?
2. В каком направлении необходимо работать, и от каких изделий стоит отказаться?
Анализ фактических объемов продаж и характеристик рыночного спроса на продукцию позволяет разработать варианты прогнозов ожидаемых объемов продаж:
• пессимистический (консервативный);
• наиболее вероятный;
• оптимистический.
Заметим, что в силу специфики товаров стандартных методик сегментирования и оценки потенциала рынка быть не может. Удачно разработанная методика сегментирования рынка позволяет компаниям выявить привлекательные сегменты, первыми вый-ти на перспективный рынок и на некоторое время избавиться от конкурентов. Поэтому компании тщательно оберегают свои методики сегментирования рынка и раскрывают их тогда, когда они уже не представляют для них особой ценности.
Оценка спроса и потенциала рынка. Изучение рыночного спроса опирается на результаты анализа отрасли. Гарантией сбыта продукции компании может быть только спрос на эту продукцию. Теория маркетинга определяет спрос как платежеспособную потребность. Поэтому спрос на продукт или услугу может быть определен количеством реализованной продукции.
Для того чтобы оценить первичный спрос, необходимо предварительно определиться с товарным рынком или его сегментом. Основными количественными характеристиками для изучения спроса являются первичный (общий рыночный) спрос, а также текущий и абсолютный потенциал рынка, которые позволяют оценить рынок в целом.
На уровень первичного спроса влияют не только факторы внешней среды, но и маркетинговые усилия фирм, работающих в сегменте (т. е. маркетинг-микс), с целью поддержания своих торговых марок. В отсутствие маркетинговых усилий существует некоторый минимальный уровень спроса. При достижении определенного уровня интенсивности маркетингового давления первичный спрос стремится к своему верхнему пределу (уровню насыщения) − текущему рыночному потенциалу
Инструментарий
Существует несколько подходов к оценке емкости рынка:
• метод прямого счета − основывается на статистических данных по продажам товара на данном рынке;
• метод косвенных оценок − базируется на использовании оценок рыночного спроса какого-то другого товара, связь которого с искомым может быть надежно доказана;
• метод пробного рынка − опирается на метод пробных продаж, использующий часть определенного рынка в целях экспериментальной проверки реакции потребителей на новый товар;
• смешанные методы − применяют сочетание предыдущих методов и методов, учитывающих специфику потребления, а иногда и производства товаров данной отрасли.
Поскольку каждый товарный рынок является уникальным, универсальных рецептов для определения емкости рынка быть не может.
Способы оценки спроса. Выбор способов оценки спроса на товар зависит, прежде всего, от того, о каком товаре идет речь: о потребительских товарах (длительного или кратковременного пользования), товарах производственного назначения или об услугах.
Оценка совокупного спроса на быстро расходуемые потребительские товары определяется с учетом следующих данных:
• количество потенциальных потребителей;
• доля потребителей, использующих товар (уровень охвата рынка);
• размер или частота покупок в расчете на одного потребителя (уровень проникновения на рынок).
Анализ конкурентов
Цель конкурентного анализа − составить представление о конкурентах, выявить их сильные и слабые стороны, возможности и угрозы внешней среды, а также показать конкурентные преимущества компании. В данном подразделе необходимо представить анализ конкурентов, производящих аналогичную продукцию. Поскольку конкуренты оказывают существенное влияние на состояние и жизнеспособность бизнеса компании, важно проанализировать их сильные и слабые стороны, а также понять их поведение на рынке.
Необходимо собрать информацию, характеризующую продукцию и услуги конкурентов: качество, предоставляемые гарантии и сервисное обслуживание, условия продажи, скидки и др. Важно показать, в чем отличие предлагаемых продуктов/услуг от продукции конкурентов («позиционирование через дифференцирование»).
Понятно, что одновременно наблюдать за всеми потенциальными конкурентами достаточно сложно. Чтобы сделать процесс анализа конкурентов более обозримым, полезно выделять стратегические группы − группы фирм отрасли, являющиеся вашими прямыми конкурентами, которые используют аналогичные стратегии поведения на рынке.
Таблица 5.3 − Описание конкурентов
Ключевые вопросы | Комментарии |
1. Кто ваши конкуренты? | Составить список фирм, являющихся вашими основными ближайшими (территориально) и крупными (по размеру) конкурентами, указав название и местонахождение каждой из них |
2. Каковы их основные продукты (услуги)? | Перечислить виды продукции (услуг), составляющие основу в общем объеме продаж конкурентов, а также указать наиболее удачные из них, по вашему мнению |
3. На каких рынках они работают? | Указать наиболее важные рынки сбыта каждого конкурента и его долю на этих рынках |
4. Каков объем продаж их продукции (за прошедший год)? | Представить данные по объему реализации продукции конкурентов (в натуральном и стоимостном выражении) за последний год. Если привести подобные сведения невозможно, то можно ограничиться грубым сравнением объемов реализации продукции конкурента с продукцией своей фирмы (в терминах: больше, равно, меньше) по данной категории товаров |
5. Каковы наиболее сильные и слабые стороны конкурентов? | Выявить профиль каждого из конкурентов, указав присущие ему достоинства (сильные стороны) и недостатки (слабые стороны). Целью является определение характерных особенностей конкурентов (выход на международный рынок, доступ к дешевым рынкам сырья, транспортных услуг и т. д.), дающих им преимущества в сравнении с вашей фирмой, а также определение их недостатков, которые могут ограничить их успех |
6. Какова доля рынка, контролируемая конкурентом? | Полезно упорядочить конкурентов относительно контролируемой ими доли рынка. Наивысший ранг (1) присваивается конкуренту, контролирующему наибольшую долю рынка. Подобным образом ранжируются все остальные фирмы |
7. Какова сбытовая и ценовая политика конкурентов? | Выявить действующих на вашем рынке конкурентов, демонстрирующих успехи в области эффективного продвижения товаров на рынок. Описать методы, используемые данными фирмами, определяющие эффективность их сбытовой и ценовой политики (используемые каналы сбыта, реклама, цены, скидки и др.) |
8. Как шло развитие конкуренции за последние пять лет? | Указать выявленные изменения в развитии конкуренции (усиление или ослабление) и в основных факторах конкуренции. Отметить появление новых или исчезновение бывших ранее конкурентов в отрасли, изменение вашей доли рынка в сравнении с конкурентами. Какие фирмы испытывают трудности и почему? |
9. Каков прогноз развития конкуренции в будущем и изменения ее основных факторов? | Сделать прогноз развития конкуренции в будущем на основе выявленных изменений |
Итак, результатами анализа конкурентов и конкуренции являются:
• общие соображения относительно конкуренции на рынке;
• перечень основных фирм-конкурентов и их характеристики;
• разъяснение своих конкурентных преимуществ;
ТЕМА 6. ПЛАН МАРКЕТИНГА
6.1. План продаж.
6.2. Стратегия маркетинга.
Цель раздела состоит в том, чтобы разработать план сбыта, показать выбранную стратегию маркетинга, ведущую к достижению поставленных целей, разъяснить, какие средства маркетинга и как будут задействованы.
План маркетинга является одним из важнейших разделов бизнес-плана. Он включает в себя два основных подраздела: 1) план продаж; 2) стратегия маркетинга.
План маркетинга напрямую затрагивает все остальные виды деятельности, поэтому процесс его разработки предполагает активное использование межфункциональных связей между различными руководителями и специалистами компании (производство, исследования и разработки, финансовая служба, управление персоналом).
План маркетинга − важное условие достижения успехов компании на рынке. В зависимости от вида бизнеса и сложности рынка значимость самого плана маркетинга и используемая в нем тактика маркетинга для разных компаний могут существенно различаться. Однако при любом виде бизнеса требуется обеспечивать определенный уровень продаж продукции, необходимый для выживания фирмы. И в этой связи нужна разумная программа маркетинга, которая позволила бы выйти на необходимый объем сбыта и уровень прибыли. Именно поэтому плану маркетинга уделяют особое внимание при рассмотрении бизнес-плана. В целом план маркетинга должен отвечать на следующие вопросы.
Вопросник 6.1. План маркетинга
1. Какие цели ставятся перед маркетингом (объем сбыта, доля рынка)?
2. В чем суть концепции маркетинга?
3. Какие методы маркетинга предполагается использовать?
4. Каковы текущие маркетинговые мероприятия, необходимые для достижения поставленных целей?
5. Как будет организован маркетинг и каковы основные этапы в реализации стратегии маркетинга?
6. Какие для этого имеются ресурсы?
Описывая план маркетинга, необходимо показать, почему клиенты будут покупать продукцию и как компания будет содействовать сбыту продукции, а именно:
• что будет делать компания;
• как компания будет это делать;
• кто в компании будет это делать.
Разработка плана маркетинга опирается на результаты, полученные в ходе анализа рынка и маркетинговых исследований
План продаж
В первую очередь необходимо подготовить прогноз продаж. Он определяет предполагаемый ежегодный и ежемесячный (для первого года) объем продаж в натуральном выражении, а также доход от продаж (выручку от реализации продукции) в стоимостном выражении на планируемый период.
Как правило, используют три основных метода прогнозирования продаж.
1. Статистический прогноз. Он строится путем экстраполяции тенденций предшествующих лет с учетом ожидаемых тенденций и внутреннего анализа фирмы. Прогноз продаж составляется укрупненно, на базе общих показателей. Этот метод приемлем в тех случаях, когда существует некоторая «история» продаж за ряд лет.
2. Метод экспертных оценок. Он опирается на собранные мнения и оценки менеджеров по сбыту относительно объемов продаж каждого товара по каждому из клиентов или секторов рынка. Для прогнозирования количества единичных продаж требуется знать поведение покупателя.
3. Прогнозирование по методу безубыточности. Используется для новых предприятий или новых видов деятельности, когда целью является определение и достижение безубыточного уровня производства и продаж, который необходим для получения дохода, обеспечивающего покрытие затрат.
3. Отметим, что прогнозирование объемов продаж для предприятий малого бизнеса может опираться и на использование метода бенчмаркинга
Таким образом, для составления достоверного прогноза необходимо учитывать:
• характеристики фактической емкости рынка и уровня спроса (в натуральных и стоимостных показателях);
• основные тенденции рынка (рост, насыщение, спад);
• конкуренцию;
• привычки и предпочтения покупателей;
• уровень безубыточности производства и продаж, который показывает объем продаж, необходимый для выживания предприятия;
• объем продаж, который может обеспечить имеющийся персонал, а также возможности по дополнительному привлечению персонала и расширению площадей для обслуживания клиентов;
• стратегию маркетинга.
Стратегия маркетинга
Цель данного подраздела − представить стратегию и план маркетинга, показать маркетинговые действия, которые позволят обеспечить достижение поставленных целей (по объему продаж, прибыли и клиентам).
Не следует недооценивать важность хорошо продуманной стратегии и плана маркетинга, ибо без действенных, эффективных маркетинговых усилий в борьбе за потенциального потребителя компании даже с хорошими продуктами и услугами часто терпят неудачу на рынке.
Стратегия маркетинга должна раскрывать следующее:
1. Главные стратегические установки маркетинга на рынке.
2. Комплекс маркетинга:
♦ товар и товарная политика;
♦ цены и политика ценообразования;
♦ продажи и сбытовая политика;
♦ реклама и продвижение.
ТЕМА 7. ПЛАН ПРОИЗВОДСТВА
Цель данного раздела − представить разработанную стратегию производства продуктов (услуг), показать реальную возможность обеспечить производство необходимого продукта требуемого качества и в нужные сроки. Важные задачи данного раздела − определить производственные затраты, необходимые для изготовления продукции (услуг), а также требуемый объем инвестиций.
Во-первых, они определяются выбранным видом деятельности. Если речь идет о производственной деятельности, то описание производства и используемой технологии в бизнес-плане сами по себе могут быть достаточно сложны, а потому будут требовать особого внимания. В бизнес-плане, связанном с коммерческой деятельностью или сферой услуг, этот раздел, как правило, может и не отличаться особой сложностью и детальностью рассмотрения.
7.1. Описание местоположения.
7.2. Производственный процесс и его обеспечение.
7.3. Инвестиционные затраты.
7.4. Производственные затраты.
7.5. Операционные конкурентные преимущества
Этот подраздел должен показать, насколько удачно выбрано место расположения предприятия, исходя из близости к рынку, поставщикам сырья и материалов, доступности транспортных магистралей и рабочей силы. Поэтому требуется дать описание выбора географического места размещения предприятия.
При этом необходимо дать разъяснения относительно:
• транспортных схем (наличие подъездных путей, близость или удаленность автомобильных, железнодорожных и других транспортных магистралей);
• коммуникационных сетей (линий электропередач, воды, газа, сточных вод и выбросов);
оценки потребностей дополнительного вложения денег в развитие инфраструктуры (теплосети, водопровода, канализации) при реализации проекта и степени удаленности от основных поставщиков сырья и материалов, а также от потребителей.