1. Каковы основные технологические операции производственного процесса (по производству продукта, предоставлению услуг)?
2. Какие операции будут выполняться самостоятельно, а какие будут переданы на субконтракт?
3. Какое производственное оборудование требуется закупить (арендовать) в первую очередь, а какое понадобится в будущем?
4. Каков необходимый объем первоначальных инвестиций?
5. Каким должен быть план производства, и какой должна быть производственная программа для реализации плана продаж?
6. У кого и на каких условиях будет закупаться сырье? Какова репутация поставщиков?
7. Какова потребность в производственных ресурсах, и какова оценка производственных затрат?
8. Каковы операционные конкурентные преимущества компании?
Система управления качеством продукции. Продукция (услуги) может только тогда быть конкурентоспособной на рынке, если она соответствует требованиям качества. Поэтому здесь необходимо указать, на каких стадиях производственного цикла и каким образом будет осуществляться контроль качества продукции, каковы затраты на его обеспечение. При необходимости указывается и предполагаемый процент брака.
Производственные затраты на трудовые ресурсы
Требуется определить потребности проекта в трудовых ресурсах (основной и вспомогательный производственный, а также инженерно-технический персонал), дать описание требований, предъявляемых к их квалификации, и необходимых условий труда.
Вычисление издержек
Операционные конкурентные преимущества
Цель этого подраздела − выявить и указать конкурентные преимущества, связанные с производственной (операционной) деятельностью предприятия.
|
ТЕМА 8. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ПЛАН
8.1. Организационная структура управления.
8.2. Сведения о ключевых менеджерах и владельцах компании.
8.3. Кадровая политика и развитие персонала.
8.4. Календарный план работ по реализации проекта.
Организационная структура управления
Проектирование организационной структуры управления предполагает планирование рабочих групп (численности, функций, подчиненности) управленческих команд и связей между ними. Для реализации бизнес-плана важно, чтобы оргструктура управления соответствовала принятой стратегии и кадровой политике предприятия. Организационная структура управления служит основанием для разработки штатного расписания.
Сведения о ключевых менеджерах и владельцах компании должны дать представление о деловых качествах тех лиц, которые будут играть ведущие роли в становлении и развитии предприятия и которые в значительной мере определяют его успех или неудачу. К ним относятся:
• ключевые менеджеры, занимающие основные руководящие посты;
• предприниматели (собственники бизнеса), отвечающие за разработку концепции и стратегии компании.
По ключевым менеджерам необходимо представить основные сведения, отражающие уровень их квалификации, опыт и профессиональную подготовку, а также предполагаемый круг обязанностей и полномочий каждого (полное резюме должно быть представлено в приложении к бизнес-плану).
Информация по ключевым менеджерам должна включать:
1) ФИО (полностью), год рождения;
2) занимаемая должность (краткое описание должности);
|
3) основные обязанности и полномочия;
4) уникальные навыки и практический опыт, которые добавляют отличительные компетенции компании;
5) уровень и условия вознаграждения.
Кадровая политика представляет собой систему правил и норм работы с персоналом, обеспечивающую процессы воспроизводства, управления и развития персонала в соответствии с выбранной стратегией организации.
Этот подраздел должен отразить предполагаемую к использованию систему оплаты и стимулирования труда, дать разъяснения относительно предполагаемых к использованию элементов кадровой политики, описать систему найма, отбора и обучения персонала, предполагаемые изменения в структуре кадров по мере развития предприятия.
Инструментарий
Грамотная проработка этого подраздела предполагает проведение анализа и оценки текущей ситуации по персоналу, а также выработку и принятие соответствующих решений по переподготовке и повышению квалификации работников.
Шаг 1. Анализ и оценка текущей ситуации по персоналу, выполнение которых предполагает составление перечня всех выполняемых функций и списка руководителей, ответственных за их выполнение. Анализ матрицы показывает те функции, которые не обеспечены руководителями, ответственными за их выполнение.
Шаг 2. Оценка уровня имеющейся квалификации руководителей (специалистов) с использованием шкалы (например, высокий, средний, низкий) и соответствующих методов (экспертный, проведение аттестации и др.).
Шаг 3. Выработка и принятие соответствующих решений по переподготовке и повышению имеющейся квалификации работников, а также найму недостающих руководителей (специалистов).
|
Календарный план работ должен показывать планируемые сроки осуществления отдельных мероприятий, связанных с реализацией проекта. При его разработке учитываются затраты времени на выполнение отдельных работ (государственная регистрация предприятия, оформление лицензий и разрешений, разработка рабочего проекта, заключение договоров аренды помещений, приобретение и монтаж технологического оборудования, подготовка производства и др.), сроки их выполнения, а также последовательность их проведения.
Финансовый раздел бизнес-плана включает в себя разработку трех основных финансовых документов, создающих основу для финансового анализа, планирования, мониторинга и контроля.
1. План прибылей и убытков (IncomeStatement) − показывает доходы, расходы и финансовые результаты деятельности предприятия за определенный период.
2. План денежных потоков (CashFlow) − показывает потоки денежных средств предприятия от операционной, инвестиционной и финансовой деятельности предприятия за период.
3. Баланс (BalanceSheet) − характеризует финансовое положение предприятия (активы, обязательства и собственный капитал) на определенную дату. Составляется укрупненно в виде прогнозного баланса на первый год.
Помимо указанных выше документов в рассматриваемом разделе бизнес-плана должны быть также представлены результаты:
1) диагностики финансового состояния предприятия (расчет финансовых коэффициентов, анализ тенденций их изменения).
Здесь же отметим, что в финансовом разделе бизнес-плана должны быть описаны все наиболее значимые базовые предположения и допущения, на основе которых строились прогнозы и проводились финансовые расчеты.
Процесс разработки финансовых документов в самом общем виде включает себя выполнение нескольких этапов.
Этап 1. Разработка плана прибылей и убытков. Как правило, начинают с разработки плана прибылей и убытков (плана финансовых результатов), поскольку этот документ не только показывает предполагаемую рентабельность, которая, прежде всего, интересует предпринимателей и менеджеров, но и отражает структуру текущих затрат бизнеса.
Этап 2. Разработка плана движения денежных средств. На основе предыдущего документа составляется предварительный вариант плана движения денежных средств. По результатам анализа предварительного варианта может возникнуть необходимость внести соответствующие коррективы и изменения в ранее составленный план доходов и расходов, после чего потребуется вновь пересчитать данные плана движения денежных средств.
Этап 3. Разработка прогнозного баланса. В последнюю очередь составляется прогнозный баланс, на котором могут отразиться все расхождения между предыдущими финансовыми документами.
Составляя бизнес-план проекта, предприниматель (менеджер) должен конкретно представлять потребность в инвестициях: сколько денег необходимо предприятию и на что они будут истрачены.
Поиск стратегии финансирования заключается в рассмотрении различных вариантов финансирования проекта, выработке определенной последовательности схем финансирования и определении наиболее рациональной структуры капитала исходя из индивидуальных особенностей проекта и влияющих на него факторов.
Выделяют три основных варианта финансирования:
1) финансирование из собственных средств;
2) финансирование из заемных средств;
3) смешанное финансирование.
Простое описание в бизнес-плане возможных рисков без изложения действий по их снижению или предотвращению не только бесполезно, но и вредно, поскольку подрывает доверие к бизнес-плану. И наоборот, выявление и открытое обсуждение риска, а также предполагаемых мер защиты свидетельствует о готовности к рискованным ситуациям и знании путей выхода из них. Поэтому в бизнес-плане необходимо указать факторы риска, угрожающие успешной реализации целей, а также мероприятия по защите от влияния этих факторов. В анализе рисков выделяют качественный и количественный анализ, которые дополняют друг друга.
Качественный анализ риска сводится к тому, чтобы выявить основные факторы риска, определить их потенциальные области и тем самым идентифицировать возможные риски, связанные с проектом.
Все факторы риска принято условно разделять на две группы: объективные и субъективные. К числу объективных относятся факторы, которые непосредственно не зависят от самого предприятия: экономические и политические кризисы, инфляция, конкуренция и др. К субъективным относятся факторы, так или иначе характеризующие непосредственно предприятие: его производственный и кадровый потенциал, техническое оснащение, уровень производительности труда и техники безопасности и др.
Количественный анализ и оценка риска заключается в определении размеров отдельных рисков и риска проекта в целом. Наиболее распространены следующие методы количественного анализа риска: статистический; экспертный; аналитический; метод аналогий.
Статистический метод основан на изучении статистики доходов и потерь, имевших место в данном или аналогичном бизнесе, установлении величины и частоты получения того или иного уровня дохода или потерь, построении кривой риска, расчета дисперсии как меры разброса возможных значений доходности, стандартного отклонения, составлении наиболее вероятного прогноза. Точность расчетов в значительной мере зависит от исходной статистической информации.
Экспертный метод основан на обработке мнений экспертов, оценивающих вероятность проявления и степень последствий исследуемых рисков. Аналитический метод основан на использовании результатов анализа чувствительности, методов математической статистики и имитационного моделирования.
Метод аналогий основывается на использовании базы данных о риске аналогичных проектов.