Снижение рисков путем страхования




Создание страховых (резервных) фондов включает, в частности, формирование резервных фондов запасов сырья, материалов и готовой продукции, резервного остатка денежных средств на расчетном счете предприятия, резервного фонда для выплаты процентов по облигациям и дивидендов по привилегированным акциям и др. Однако нужно иметь в виду, что создание резервных фондов замедляет оборачиваемость капитала, а следовательно, ведет к снижению эффективности производства.

Основными формами страхования риска является страхование работников от несчастных случаев, имущественное страхование (грузов, транспорта, имущества и т.д.), страхование финансовых рисков, страхование ответственности. Конечно, неплохо бы застраховать все риски, но где найти предприятию свободные финансовые средства.

Для страховании процентного риска, который возникает при выпуске компанией купонных облигаций и связан с возможностью убытков от снижения процентных ставок, используется досрочное погашение облигаций, установление переменного (плавающего) купона и т. п.

Под внешними факторами понимают те условия, которые предприниматель не может изменить, но должен учитывать, поскольку они влияют на состояние его дел.

Внешние факторы, влияющие на уровень предпринимательского риска, подразделяют на:

§ факторы прямого воздействия (непосредственно влияют на результаты предпринимательской деятельности — законодательство, налоговая система, взаимоотношения с партнерами, конкуренция предпринимателей, коррупция и рэкет);

§ факторы косвенного порядка (не могут оказывать прямого воздействия, но способствуют его изменению — политические условия, экономическая обстановка в стране и в отрасли, международные события).

Как уже отмечалось, риск в коммерческой деятельности неизбежен. Следовательно, предприятие должно выработать определенную политику в области риска. Основными направлениями политики риска являются:

§ политика избежания риска;

§ политика принятия риска;

§ политика снижения степени риска.

Политика избежания риска состоит в разработке таких мероприятий, которые позволяют полностью исключить конкретный вид хозяйственного риска. В основном это достигается путем отказа от таких хозяйственных операций, уровень риска которых чрезмерно высок. Эта политика наиболее проста, но не всегда эффективна, так как, избегая рисков, предприятие одновременно теряет возможность получить достаточно высокую прибыль.

Политика принятия риска означает желание и возможность покрытия риска за счет собственных средств. Такая политика уместна при стабильном финансовом состоянии предприятия, желании расширить деятельность, однако может привести к большим неоправданным потерям.

Политика снижения риска предполагает уменьшение вероятности и объема потерь. Существуют методы и приемы, с помощью которых можно снизить риск коммерческой деятельности. Наиболее широко используемыми и эффективными методами предупреждения и снижения риска являются:

§ страхование (внутреннее и внешнее);

§ диверсификация;

§ лимитирование.

Первый метод не снижает сам риск, но позволяет компенсировать его о трицательные последствия. Два других метода уменьшают вероятность и величину возможных потерь.

Внешнее страхование заключается в передаче риска (ответственности за результаты негативных последствий) за определенное вознаграждение другой организации (страховой компании). Это может быть страхование имущества предприятия, грузов при транспортировке, сотрудников от несчастных случаев и др.

Внутреннее страхование осуществляется в пределах самого предприятия и заключается в создании специальных фондов для возмещения убытков. Перечень таких фондов и размеры отчислений в них определяются уставом предприятия. Их источником служит прибыль.

Диверсификация представляет собой процесс распределения средств между различными объектами, непосредственно не связанными между собой.

 

К внутренним факторам относятся: ассортимент и качество реализуемых товаров; персонал предприятия; используемое оборудование; величина расходов предприятия; желаемая норма прибыли и т.п.

Эффективность проекта в целом оценивается с целью определения потенциальности проекта для возможных участников и поисков источников финансирования. Она включает в себя:

1. Коммерческую эффективность проекта;

2. Общественную (социально-экономическую) эффективность.

Показатели коммерческой эффективности проекта учитывают финансовые последствия его осуществления для участника, реализующего бизнес-план.

Эффективность проекта определяется соотношением финансовых затрат и результатов, обеспечивающих требуемую норму доходности.

Методы оценки экономической деятельности делятся на два больших класса: простые методы и методы дисконтирования.

Простые (статистические) методы позволяют достаточно быстро и на основании простых расчетов произвести оценку экономической эффективности. Это очень полезная информация, т.к. если проект не проходит по простым критериям, то можно быть почти уверенным, что он не пройдет и по более сложным.

Показатели общественной эффективности учитывают социально-экономические последствия осуществления проекта для общества в целом, в том числе как непосредственные результаты и затраты проекта, так и «внешние»: затраты и результаты в смежных секторах экономики, экологические, социальные и иные внеэкономические эффекты. «Внешние» эффекты рекомендуется учитывать в количественной форме при наличии соответствующих нормативных и методических материалов.

Оценка бизнес-плана осуществляется по следующим критериям:

   
N Критерии оценки
1. Соответствие избранного безработным гражданином вида экономической деятельности приоритетным направлениям социально-экономического развития территории муниципального образования, определенным муниципальным правовым актом
   
2. Реализация бизнес-плана по месту получения финансовой помощи
   
3. Наличие опыта работы в выбранной сфере, образования и квалификации или документа, подтверждающего прохождение обучения основам предпринимательской деятельности
   
4. Создание рабочих мест в течение первого года реализации бизнес-плана
   
5. Социальная значимость проекта
   
6. Наличие в бизнес-плане описания продукции (услуг), сферы их применения и возможности расширения ассортимента, обоснования конкурентных преимуществ по сравнению с аналогами
   
7. Наличие в бизнес-плане обоснования финансовых затрат
   
8. Наличие в бизнес-плане описания производственных процессов, процессов предоставления услуг, технологической схемы производства (оказания услуг)
   
9. Наличие в бизнес-плане описания распределения денежных средств (указаны статьи расходов финансовой помощи, планируемый объем прибыли в течение первого года реализации бизнес-плана, отражены сведения о системе налогообложения)
   
10. Наличие в бизнес-плане анализа возможных рисков, выбранного безработным гражданином вида экономической деятельности, а также мероприятий по их снижению
   

Значение финансового плана на предприятиях, по мнению Р.Г. Попова, заключается в том, что он:

- содержит ориентиры, в соответствии с которыми предприятие будет действовать;

- дает возможность определить жизнеспособность проекта в условиях конкуренции;

- служит важным инструментом получения финансовой поддержки от внешних инвесторов.

Цель разработки финансового плана - определение возможных объемов финансовых ресурсов, капитала и резервов на основе прогнозирования финансовых показателей предприятия. Важным моментом финансового плана является его стратегия, т.е. определение центров доходов (прибыли) и центров расходов хозяйствующего субъекта.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-09-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: