Предлагаемый практический материал рассчитан на три урока, целью которых является научить различать BrE/AmE и сознательно, адекватно ситуации, использовать вречи.
Материал предлагается для проведения уроков в восьмом классе с углубленным изучением английского языка.
В содержание входит лексика по теме “ Arrival,airport,means of communication”, диалоги с использованием данной лексики (в противопоставлении одного варианта другому в одной и той же ситуации) и ряд упражнений на тренировку, закрепление и активизацию лексики в речи.
На первом уроке:
Цель: Обучение пониманию и различению вариантов в контексте (в диалоге).
1. Введение в ситуацию (чтение диалога и ответы на вопросы по диалогу) - занимает 20 минут.
2. Работа над пониманием контекста и закреплением лексики - 15 минут.
3.Обобщение материала и целенаправленная беседа на сознательный подход к изучению BrE и AmE + объяснение домашнего задания - 10-15 минут.
На втором уроке:
Цель: Введение,первичное закрепление, тренировка лексики по теме: “Arrival,airport, means of communication.”
1. Введение, семантизация и первичное закрепление лексики- 15 минут.
2. Работа с диалогами и дальнейшая тренировка лексики - 20-25минут.
3. Объяснение домашнего задания - 3-5 минут.
На третьем уроке:
Цель: Дальнейшая тренировка лексического материала и активизация его в речи.
1. Тренировочные упражнения (письменно и устно) - 20 минут.
2. Работа над различиями в фонетике и орфографии - 10-15 минут.
Здесь предлагается игра в переводчиков.
Поурочное описание методических
приемов, используемых на уроках:
Урок 1. План урока и методические рекомендации:
I.э. Введение в ситуацию, постановка цели. (Виктор говорит с Брайном об AmE и BrE).
|
II.э. 1. Чтение диалога с установкой на понимание, беседа по диалогу (ответы на вопросы) - с какой проблемой столкнулся Виктор и почему.
2. Чтение диалога вслух, по ролям.
3. Работа над лексикой из диалога: прочитать диалог и выписать BrE, AmE и дать их русские эквиваленты. Работа сначала проделывается устно, а затем дается время на выполнение задания самосиоятельно в письменной форме (письменное задание можно дать и на дом - на усмотрение учителя).
4. Работа по вопросам, направленная на осознание некоторых реалий в BrE/AmE: объяснить, почему Виктор перепутал этажи; определить, как пишут дату рождения в Америке (это вытекает из контекста), а как в Вритании (ученики могут догадаться); следует написать дату своего рождения в обоих вариантов.
5. Теперь, когда ученики на практике сравнили варианты английского языка, проследили их функционирование в ситуации, можно их спросить, важно ли знать и понимать BrE и AmE.
Этим вопросом можно подвести итог урока.
III.э. Задание на дом: проинсценировать диалог между Виктором и Брайном (имена можно заменить).
Урок 2. План урока и методические рекомендации:
I.э. Урок можно начать с драматизации диалога, пройденного на прошлом уроке, а затем перейти к основной части урока: Брайн помогает Виктору разобраться в вариантах английского языка.
II.э. 1. Введение и первичное закрепление лексики. Ученики сначала прочитывают варианты и их перевод самостоятельно. Затем дети делятся на американцев, британцев и русских. Сначала рассматривается BrE, его AmE и русский перевод. Затем по схемам AmE-BrE-Req и Req-BrE-AmE или Req-AmE-BrE. Эту работу можно провести в виде игры “Переводчики”. Например, британцы спрашивают американцев: ”What is the American English for “surname”?”; американцы спрашивают русских: “What is the Russian equivalent for “last name“?”; русские спрашивают американцев: “What is the British English for “ лифт”?”
|
2. Работа с диалогами (закрепление лексики в контексте). Ученики читают диалоги про себя и определяют кому, какие реплики принадлежат.
3. Чтение диалогов по ролям с заданием - выбрать AmE,BrE и дать Req.
4. Подчеркнуть AmE и ему соответствующий BrE.
III.э. На этом этапе можно задать инсценировку одного из диалогов и письменное задание №3 на дом.
Урок 3. План урока и методические рекомендации.
I.э. Инсценировка диалога прошлого урока (речевая зарядка).
II.э. 1.Упражнение: определить, кому принадлежит высказывание (британцу или американцу).
Это упражнение можно расширить: определив вариант, ученики должны поставить то же предложение в другой вариант.
2.Ответы на предлагаемые вопросы: как бы ответил американец и как бы ответил британец. Вопросы предполагают использование лексики урока.
Это упражнение можно провести два раза, разделив группу на американцев и британцев, т.е. одна группа отвечает за американцев, другая - за британцев. Потом команды могут поменяться ролями.
3. Упражнение на перевод с русского на английский по схеме: Req-BrE-AmE или Req-AmE-BrE.
Упражнение можно дать письменно на уроке, чтобы каждый написал два варианта, а затем проверить.
III.э. Домашнее задание следует обсудить, т.к. оно имеет творческий характер: из трех предложенных ситуаций нужно выбрать одну и составить диалог, используя пройденную лексику и свой сюжет.
|
Если останется время, можно предложить игру (или предложить придумать игру) для активизации лексики.
Игры: ”Переводчики”;
“Подбери слово”;
“Составь кроссворд”; "Отгадай слово”.
Приложение XVIII
Частотность AmE/BrE в учебных пособиях
По английскому языку.
Верещагина И.Н, Приткина Т.А. “Английский язык” II класс.
esp. BrE - 1
из 226 слов BrE - 1
AmE -1
Верещагина И.Н., Приткина Т.А. “Английский язык” III класс.
esp. AmE - 1
из 808 слов BrE - 10 sp. -2
esp. BrE - 1 ph.-2
AmE - 1
Клементьева Т.Б. “Happy English-1” (5-6 класс)
BrE - 20
из 842 слов BrE tdmk - 1
BrE - 1 sp. -2
esp. BrE -6 ph. -3
BrE infml - 2
AmE - 1
esp. AmE - 1
Клементьева Т.Б. “Happy English - 2” (7-9 классы)
esp. AmE - 18
из 1581 слова AmE - 61
AmE euph - 1 sp.am -12
esp. AmE or law - 1 sp.br - 9
AmE old-fash - 1 ph. - 18
BrE - 37
esp. BrE - 6
BrE infml - 1
Старков А.П. “Английский язык” 9 класс.
AmE - 3
из 1242 слов esp. AmE - 2 sp. - 2
esp. AmE infml - 1 ph. - 1
BrE - 20
esp. BrE - 9
BrE fml or AmE - 1
Старков А.П. “Английский язык” 11 класс.
esp. BrE -1
из 1427 слов BrE - 7
BrE fml or AmE -1
AmE - 1
Аракин В.Д. “Practice cause of the English Language” V year.
esp. BrE - 4
из 482 слов BrE - 10
old-fash,esp.BrE - 1
AmE - 5
esp. AmE - 2
fml,esp.AmE - 1