Объем и структура диссертации.




Материалы диссертации изложены на 155 страницах машинописного текста. Состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы, который включает 214 отечественных и 41 зарубежных источника. Работа иллюстрирована 3 рисунками и 18 таблицами.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во введении диссертантом обосновывается актуальность темы исследования, характеризуется степень ее изученности и разработанности, формулируются цель и задачи, определяется объект и предмет исследования, раскрывается научная новизна и практическая значимость основных результатов работы.

Первая глава «Обзор литературы» посвящена выбору категориального аппарата исследования и определению возможностей социологии медицины в изучении данной проблемы; и состоит из пяти параграфов, в которых представлены вопросы по методологическим подходам в изучении здоровья и переходных состояний от здоровья к болезни в студенческой среде, методологии определения понятия «здоровый образ жизни», формированию здорового образа жизни, детерминантам нарушений состояния здоровья студенческой молодежи и адаптации студентов. Проведенный в главе анализ литературных данных позволил диссертанту выбрать пути решения задач настоящего исследования.

Во второй главе «Материалы и методы» проведена характеристика трех этапов исследования. Обоснована необходимость применения конкретных методик в определении объективной и субъективной оценки здоровья студентов-медиков, которые позволяют выявить распространенность крайних уровней здоровья, выражающихся донозологическими состояниями.

Уровень адаптации и распространенность донозологических состояний выявлены по методике определения биологического возраста (БВ) и анкете самооценки здоровья (177 студентов). Вегетативную регуляцию оценивали, применяя метод кардиоинтервалографии (134 студента); вегетативную реактивность - по тесту Люшера (82 студента). Уровни личностной и ситуативной тревожности определены по шкале Спилбергера-Ханина (2002); по выкопировке данных из амбулаторных карт проведена статистическая обработка данных уровня кортизола крови и показателей иммунного статуса (88 студентов). Индивидуальный образ жизни и условия жизни студентов, их отношение к своему здоровью, влияние социально-экономических факторов, определяющих самоохранительное поведение студентов, оценили с помощью модифицированной диссертантом анкеты Московченко О.Н. (1999) «Образ жизни студентов» и авторской анкеты «Условия жизни студентов», составленной с учетом принятых к анкетированию в социологии требований (Деларю В.В., 2001) (413 студентов).

В третьей главе «Результаты собственных исследований и их обсуждение» диссертантом изложеныосновные положения диссертационной работы и проведен их анализ.

В первом параграфе «Физиологические факторы адаптации» диссертант определял адаптационные возможности организма, основываясь на оценке целого ряда функций организма, которые прямо или косвенно обусловливают эффективное выполнение человеком его профессиональной деятельности в новых условиях жизнедеятельности.

Учитывая календарный возраст (КВ), для каждого студента вычислялся должный биологический возраст (ДБВ), характеризующий усредненный, популяционный стандарт темпа старения. Вычислив значения БВ и ДБВ, определяли степень постарения. Если БВ-ДБВ=0, то степень постарения обследованного такая же, как средняя степень постарения его сверстников, если БВ-ДБВ>0, то степень постарения ускорена, если БВ-ДБВ<0, то степень постарения замедлена. В зависимости от выраженности изменения темпа постарения всех обследуемых студентов распределяли на пять функциональных классов (ФК). Исходя из оценок функционального состояния, лица, отнесенные к четвертому и пятому ФК, входят в группу риска в отношении наличия донозологических состояний и возникновения болезней. Результаты исследования представлены в таблице 1.

Таблица. 1. Показатели биологического возраста студентов-медиков

Показатели 1-2 курс 3-4 курс
I группа II группа III группа I группа II группа III группа
КВ 18,4±0,3 18,2±0,25 18,1±0,23 20,3±0,36** 20,2±0,19** 20,4±0,38**
БВ 28,4±2,84 30,6±1,47 22,5±2,99 29,5±2,3 31,03±1,47 25,5±2,72
ДБВ 28,3±0,23 28,2±0,21 28,03±0,25 30,4±0,4** 29,6±0,18** 29,3±0,47*
БВ-ДБВ >0 >0 <0 <0 >0 <0

Примечание: *р<0,05; **р<0,001; I группа – постоянные жители г. Волгограда; II группа – студенты, приезжие из других регионов; III группа - студенты, приезжие из Волгоградской области.

При определении биологического возраста установлено, что полной адаптации к учебе достигли только те студенты, которые обучаются на 3 курсе и постоянно проживают в г. Волгограде. Для приезжих студентов «ценой» за адаптацию к учебной нагрузке стало ускорение темпов постарения. У студентов 3-4 курса, постоянно проживающих в г. Волгограде в отличие от студентов 1-2 курса темпы постарения замедлены по сравнению со среднепопуляционными показателями. Это объясняется тем, что к третьему курсу основная масса студентов адаптирована к новым условиям и учебным нагрузкам.

Анализ полученных данных показал, что в донозологических состояниях находятся 39% студентов 1 курса и 35% студентов 3 курса, при этом у всех студентов установлена 2-я группа здоровья. Корреляционная связь (-0,797) между массой тела и темпом постарения выявляет, что более низкий темп постарения наблюдаются у студентов с нормальной или недостаточной массой тела. У студентов с ожирением (I, II стадии в 39% случаев) преобладают IV и V ФК, поэтому они угрожаемы по развитию преморбидных состояний.

Адаптация студентов медицинского вуза к учебной нагрузке сопровождается умеренной (средней) тревожностью, однако часть студентов (38,4%) испытывает высокую ситуативную тревожность, при этом высокая личностная тревожность выявлена лишь у 34,3% студентов. Установлено, что среди студентов, постоянно проживающих в г. Волгограде в третьем поколении, преобладают лица с низким и высоким уровнями личностной тревожности, очевидно длительное проживание в условиях экологического напряжения проявляется распространением крайних уровней личностной тревожности (низкий и высокий).

Нормальный режим работы синусового сердечного узла достигается функциональным динамическим взаимодействием симпатического и парасимпатического отделов вегетативной нервной системы, регулируемой гуморальным каналом. Поэтому, показатели, отражающие характер синусового сердечного ритма, могут рассматриваться, как интегральные параметры реактивности, в первую очередь, вегетативного гомеостаза. Обследование студентов проведено в межсессионный период с помощью метода кардиоинтервалографии. Электрокардиограммы записаны во II-м отведении. Основные показатели: Mo (мода), выраженное в мсек.; AMo (амплитуда моды) в %; ИН (индекс напряжения) и напряжение в условных единицах (усл.ед.) представлены в таблице 2.

Таблица 2. Показатели кардиоинтервалографии студентов-медиков

Показатели I группа II группа
Mo (мс) 796,1±12,5 775,84±16,64
AMo (%) 20,94±0,78 23,04±0,97
ИН 58,98±5,23 72,98±10,53*
Напряжение (усл.ед.) 26,93±1,14 31,29±1,84*

Примечание: *р<0,05. I группа – постоянные жители г. Волгограда; II группа – студенты, приезжие из других регионов.

Диссертантом выявлена высокая динамичность показателей ритма сердца у студентов. Установлено, что среди приезжих иногородних студентов на 10,8%, по сравнению с постоянно проживающими в г. Волгограде преобладали симпатикотоники.

Вегетативную реактивность определяли у студентов 3-4 курсов сразу после сдачи экзамена. Согласно методике выбор цветового ряда у обследуемых зависел от набора устойчивых (базисных) личностных характеристик, так и от актуального состояния, обусловленного конкретной ситуацией. Полученные результаты представлены в таблице 3.

Таблица 3. Показатели вегетативной реактивности у студентов-медиков

Вегетативная реактивность I группа II группа
Ваготония (%) 83,3 72,5
Симпатикотония (%) 16,7 27,5

Примечание: I группа – постоянные жители г. Волгограда; II группа – студенты, приезжие из других регионов.

К третьему курсу обучения в медицинском вузе большая часть студентов (77,9%) полностью адаптирована к учебным нагрузкам и окружающей среде за счет активации парасимпатического отдела вегетативной нервной системы, что указывает на использование более экономного для организма пути адаптации. Однако у приезжих студентов, хотя и наблюдается эйтония, но при этом симпатический отдел вегетативной нервной системы находится в довольно активном состоянии, а, следовательно, они приспосабливаются к учебе и новым условиям, оплачивая более высокую «цену» за адаптацию путем напряжения регуляторных процессов. Поэтому риск развития донозологических состояний, срыва адаптации и возникновения стрессового состояния у приезжих студентов выше, чем у постоянных жителей.

Изучение здоровья и адаптационных процессов у студентов-медиков тесно связано с представления об эмоциональном напряжении и стрессе. От стресса страдает иммунная система, так как в стрессовом состоянии люди чаще оказываются жертвами инфекции, поскольку продукция иммунных клеток заметно падает в период физического или психического стресса, кроме того при стрессе у реактивных людей, легко впадающих в гнев, в кровь выбрасывается большое количество стрессовых гормонов. В свою очередь кортизол играет ключевую роль в защитных реакциях организма на стресс и необходим для адаптации организма в меняющихся условиях окружающей среды. Полученные результаты оценки иммунограмм и содержания кортизола в крови представлены в таблице 4.

Таблица 4. Показатели иммунограммы и кортизола в крови

Показатели I группа II группа
Т-лимфоциты, % 69±1,82 74±2,72
Т-лимфоциты (хелперы), % 37,6±0,94 40,39±0,95*
Т-лимфоциты (супрессоры), % 29,86±0,87 29,84±0,92
Иммуноглобулин Е (Ме/л) 86,17±16,04 49,5±8,63
Кортизол (нмоль/л) 566,64±35,6 708,3±40,26**

Примечание: *р=0,05; **р<0,05. I группа – постоянные жители г. Волгограда; II группа – студенты, приезжие из других регионов.

Результаты показателей кортизола и иммунограмм доказывают, что достоверная разница в Т-клеточном звене не исчерпывает резервов иммунной системы, поскольку все показатели иммунограммы в пределах нормы. При сравнении зависимости уровней тревожности от уровня кортизола в крови установлено, что у приезжих студентов уровень кортизола выше нормальных показателей, что наряду с выявленной симпатикотонией указывает на напряжение регуляторных систем, обеспечивающих приспособление к новому образу жизни. В то же время длительное напряжение процессов регуляции опасно тем, что следствием интенсификации жизненных процессов являются ускорение темпа постарения и развитие донозологических состояний.

Второй параграф «Социальные факторы адаптации» посвящен анализу результатов социологического опроса, проведенного среди студентов-медиков. Результаты анкет «Индивидуальный образ жизни студентов и их отношение к своему здоровью» и «Оценка условий жизни студентов» позволили диссертанту эксплицировать портрет студента-медика, обучающегося в Волгоградском государственном медицинском университете.

Современный студент-медик - это молодой человек, который живет сложно, сталкиваясь с множеством нерешенных проблем (41,1% девушек и 39,5% юношей). Студенты меняют место жительства, прежний уклад жизни, общественное окружение, у них разрушаются старые привычки, представления и связи. Происходит переход к самостоятельной взрослой жизни, при этом появляются новые материальные трудности, сомнения в правильности выбора вуза, специальности, возрастает необходимость самообслуживания. При этом студент-медик доволен своей жизнью, и качество жизни расценивает как хорошее, зависящее главным образом от 4-х составляющих: материальной обеспеченности (в 1,3 чаще у девушек, р<0,01), жилищных условий, состояния здоровья и взаимоотношений в семье. Эти преобладающие составляющие не случайны, так как нами было выявлено, что 86,2% респондентов содержат родители, дополнительный заработок имеют 15,3% девушек и 17,8% юношей, и важно отметить, что только 1/3 респондентов получают стипендию, при этом в 2 раза чаще девушки (р<0,001). Приезжий студент-медик организует свой быт самостоятельно в худших жилищных условиях, проживая в общежитии, съемной квартире или комнате, которые является не только временным местом жительства для него, но и местом для самостоятельных занятий. Информацию студент-медик получает с помощью интернета, чтения книг и телевидения. Журналы как источник информации в 2 раза чаще используют девушки.

Некоторые студенты не довольны своей жизнью (2,9%) и оценивают качество жизни как неудовлетворительно (1,9%), очевидно это зависит от «необходимости учиться и совмещать учебу с работой» (25,2%) и от «сложностей в организации предстоящего образования» (17%).

Большинство студентов имеют с родителями доброжелательные отношения. При этом выявлено, что 10% респондентов конфликтуют с родителями, причем в 1,5 раза чаще в этом признаются девушки. Для 1,2% студентов родители утратили авторитет, в то же время за 9% студентов (в 2 раза чаще юноши, р<0,001) родители решают все вопросы.

Студент-медик регулярно недосыпает: продолжительность сна у студентов составляет 5-6 часов (у девушек в 1,3 раза чаще) и менее 5 часов. При этом студент-медик знает, что продолжительность нормального здорового сна составляет 7-8 часов, если же сон ограничивать до 5-6 часов, то это снижает способность к усвоению материала и в конечном итоге может ослабить организм.

При стрессовой ситуации студент-медик в большинстве случаев (71,1% девушек и 68,2% юношей) может расслабиться, не прибегая к алкоголю, курению и лекарственным средствам, при этом не может обойтись без вспомогательных «антистрессорных средств» примерно каждый десятый опрошенный. Среди студентов-медиков распространено табакокурение (18,2%) и употребление алкоголя (21,6%). К сожалению, число курящих девушек и употребляющих алкогольные напитки с каждым годом возрастает. Наше исследование выявило, что среди студенток в 1,4% превалирует редкое употребление алкоголя, а среди юношей – в 2 раза выше частое употребление алкоголя. Огорчает то, что некоторые студенты утверждают, что небольшие дозы спиртных напитков улучшают аппетит, хотя им известно, что вместо пользы частое употребление спиртного развивает привыкание к нему, ведущее к алкоголизму. Настораживает и то, что 0,8% девушек и 1,9% юношей пробовали наркотические средства хотя бы 1 раз в жизни.

Студент-медик имеет идеальную массу тела (73,6%), при этом питается нерегулярно, несбалансированно, калорийной пищей, содержащей мало рыбы, фруктов и овощей, хотя знает, что рациональное питание способствует сохранению здоровья, высокой работоспособности и продлению жизни.

По данным анкет живут половой жизнью 2/3 студентов-медиков, а 1/3 - сохранили невинность. Были беременными 4,3% девушек, и у 0,4% были аборты.

Свое здоровье оценивают как хорошее в 1,5 раза чаще юноши (р<0,001), а девушки в 1,7 раза чаще – как удовлетворительное. При этом небольшой процент девушек (3,1%) оценили свое здоровье как «неудовлетворительно». Интересно отметить, что юноши болеют реже, чем девушки.

Для благополучия студенту-медику необходима поддержка семьи, высокий заработок и уважение окружающих. Важно отметить, что респондентам также важны - здоровье, любовь, друзья, знания и вера в бога.

Для студентов характерна повседневная двигательная активность с преимущественно статической нагрузкой, поэтому для восстановления их работоспособности важную роль играет активный отдых. К сожалению, чаще студенты выбирают пассивный отдых, отдавая предпочтение просмотру телевизора, чтению книг (в 1,4 раза чаще девушки), работе за компьютером (интернет, игры), прослушиванию музыки (0,9% и 2,5%) и походу в театр и кинотеатр (только 3,1% девушек). Хотя студенты медики знают, что длительное и значительное ограничение двигательной активности человека приводит к отрицательным изменениям, в том числе, к ухудшению умственной работоспособности, снижению функций внимания, мышления и памяти. Большинство студентов (75,8% девушек и 80,9% юношей) занимаются физкультурой от 6 до 2 раз в неделю, но в повседневной жизни редко применяют какой-нибудь метод оздоровления (зарядка, прогулки, контрастный душ и т.д.).

Одной из причин, затрудняющих адаптацию студентов к условиям обучения в вузе, является недостаток времени для самостоятельной работы. Общеизвестно, что общая продолжительность рабочего времени студента 9-11 часов в день, а в сессионный период может возрасти до 12 - 15 часов. Нами установлено, что в среднем студент-медик отдыхает 7-8 часов в день, важно отметить, что в это значение включен и сон. При этом возрастает объем информации для изучения. А ведь возможности человеческого восприятия не безграничны. Такие перегрузки становятся иногда причиной стрессов, которые могут приводить к срыву адаптации. Как же сохранить баланс между успешным получением знаний и собственным здоровьем? Ведь студент-медик - это завтрашний врач, будущее страны!

Успешность адаптации студентов к учебной деятельности зависит не только от морфофункционального и психофизиологического развития, эмоциональной и интеллектуальной саморегуляции, но и способности компенсировать некоторые личностные свойства, а также от выполнения гигиенических требований к организации учебного процесса и ведения здорового образа жизни.

Проведенное исследование показало, что только половина студентов-медиков придерживается основ здорового образа жизни. Средний уровень оценки здорового образа жизни (хороший и удовлетворительный) наблюдается в 1,3 раза чаще у девушек. Эти результаты указывает на то, что студенты знакомы с основами здорового образа жизни, но не всегда их придерживаются в своей жизни. Низкий уровень оценки здорового образа жизни наблюдается в 2 раза чаще у юношей. Наличие низкого уровня оценки здорового образа жизни указывает на то, что у части студентов заложены стереотипы поведения нездорового стиля жизни, а, следовательно, и недостаточно серьезного отношения к своему здоровью, к его сохранению и укреплению. А ведь это будущие врачи! Они получают знания о профилактике и лечении заболеваний и должны иметь высокую мотивацию здорового образа жизни, который определяет в перспективе их профессиональную успешность. Но, к сожалению, мы наблюдаем совсем другую картину. Почему же многие студенты-медики не придерживаются основ здорового образа жизни?

По-видимому, это связано с тем, что многие из них вынуждены жить в съемных квартирах или комнатах по несколько человек, в общежитиях (в основном это касается приезжих), многие из них работают, вследствие чего не высыпаются и не отдыхают, неполноценно питаются, при этом испытывают повышенную умственную нагрузку.

Поэтому и необходимо изучать компоненты здорового образа жизни, которые влияют на формирование стиля жизни, а так же обучение студентов-медиков основам здорового образа жизни. Ведущую роль в формировании здорового образа жизни студентов-медиков играют социально-экономические факторы. Диссертант провел ранжирование социально-экономических факторов, влияющих на здоровый образ жизни студентов, по гендерному принципу. Было выявлено, что влияние таких факторов, как неполноценный отдых и сон, нерациональное и несбалансированное питание, плохие взаимоотношения в семье, низкая физическая активность, необходимость учиться и совмещать учёбу с работой и употребление наркотических средств, практически не отличается (такое же или разница в один порядковый номер) в двух гендерных группах. Различия наблюдаются в следующем: недостаток материальных ресурсов – 1-е место у девушек и 4-е место у юношей; злоупотребление алкоголем – 3-е и 5-е; отсутствие или наличие некомфортных жилищных условий – 5-е и 2-е; трудности во взаимоотношениях со сверстниками- 6-е и 8-е; табакокурение – 8-е и 6-е; сложности в организации предстоящего образовании – 10-е и 12-е; и избыточная масса тела – 13-е и 10-е.

Таким образом, выявление основных социально-экономических факторов развития донозологических состояний позволяет проводить первичную профилактику заболеваемости студентов-медиков. Ориентация на здоровый образ жизни и формирование самоохранительного поведения - мощнейший способ предотвращения возникновения донозологических состояний у здоровых успевающих студентов-медиков.

В третьем параграфе «Диспансеризация населения» рассматривается неблагополучная ситуация с профилактической направленностью отечественного здравоохранения, которая к началу XXI века в силу объективных и субъективных причин утратилась. Соотношение финансовых затрат на лечение и профилактику стало составлять 10:1, что негативно отразилось на качестве медицинской помощи работающему населению и привело к свертыванию профилактической деятельности, неполному охвату работников периодическими медицинскими осмотрами. Низкие показатели здоровья россиян и понимание необходимости усиления профилактического направления здравоохранения способствовали началу реализации с января 2006 года национального проекта «Здоровье», который является важным шагом государства в решении вопросов охраны здоровья населения. Итоги осуществления диспансеризации населения, с одной стороны, дали обнадеживающие результаты, однако, с другой стороны, выявило и многие недостатки.

В настоящее время профилактические мероприятия должны быть организованы с учетом возраста пациентов и индивидуальных факторов риска, а так же производственных факторов, определяющих объем необходимых исследований, который имеет свои особенности для каждой возрастной группы населения.

К сожалению мало внимания уделяется таким важным аспектам, как диспансерное наблюдение за здоровьем студентов и своевременное их взятие на диспансерный учет; оказание медицинской помощи студентам в поликлинике и на дому; не изучены вопросы о сроках обращения студентов с начала возникновения заболевания; своевременности назначения и объеме лечения, наличии осложнений при острых заболеваниях. Не проводился анализ временной нетрудоспособности при хронических болезнях у студентов; не представлено данных об эффективности тех или иных программ рекреационно-оздоровительных и реабилитационных мероприятий. Профилактические программы должны носить целевой характер, направленный, прежде всего на профилактику донозологических состояний.

Четвертый параграф «Социальные агенты адаптации студентов медицинского вуза» посвящен социальным агентам адаптации, которые поставляют человеку необходимую информацию о состоянии среды, помогают в освоении новых социальных ролей, в социокультурной интерпретации освоенных социальных ролей, налаживании социальных контактов и др. К первичным социальным агентам относится ближайшее окружение индивида (семья, друзья, школьное окружение); а к вторичным - продолжающие адаптацию и развитие личности, учебные учреждения, политический институт, трудовые организации. Для студентов социальными агентами являются: деканат, преподаватели вуза, профилактическая служба вуза, коллектив студенческой группы и сами студенты.

Студенты медицинского вуза должны не только получать профильное медицинское образование, но и укреплять психофизическое здоровье, прививать навыки культуры здоровой жизнедеятельности, повышать эффективность социального взаимодействие, через которое происходит становление профессионала в области здравоохранения. К сожалению, свобода выбора образа жизни ограничена социальными условиями, региональной экономической ситуацией, культурной средой, финансовыми возможностями, стрессовыми воздействиями.

Основными средствами для достижения сохранения здоровья являются: медицинское образование как основа будущей профессиональной деятельности, скоординированная работа всех структур и подразделений вуза по сохранению и укреплению здоровья учащихся, самостоятельная работа студентов по собственному оздоровлению, специальные знания в области физической культуры.

В заключении подводятся итоги проведенного исследования и формулируются следующие выводы:

1. По медицинским документам при поступлении в вуз 20%-30% абитуриентов считаются здоровыми. Возрастание заболеваемости студентов вызвано увеличением требований к уровню подготовки специалистов-медиков, потоком научной информации, внедрением инновационных образовательных технологий, которые повышают психоэмоциональную напряженность и приводят к истощению адаптационных резервов нервной, эндокринной и иммунной систем, что проявляется крайними формами здоровья – донозологическими состояниями.

2. Адаптация к учебному процессу 2/3 студентов медицинского вуза сопровождается умеренной тревожностью. 1/3 студентов трудно адаптируется к учебному процессу вследствие наличия высокого уровня ситуативной и личностной тревожности. К третьему курсу обучения в медицинском вузе 77,9% успевающих студентов полностью адаптированы к учебным нагрузкам и окружающей среде за счет активации парасимпатического отдела вегетативной нервной системы и использования более экономного для организма пути адаптации.

3. Для приезжих студентов характерно ускорение темпа постарения. У них на фоне симпатикотонии, гиперкортизолемии, высок риск срыва адаптации и развития болезней. Максимальное отклонение биологического возраста и ускорение темпа биологического постарения характерны для приезжих студентов из крупных промышленных центров, и обусловлены полным изменением образа жизни. Ознакомление студента с результатами оценки биологического возраста способствует переориентации студентов на здоровый образ жизни.

4. Динамическое наблюдение за содержанием кортизола и субпопуляциями Т-лимфоцитов, оценка вегетативной регуляции и вегетативной реактивности позволяют выделить среди приезжих студентов дезадаптированных и, находящихся в донозологических состояниях и целенаправленно применять здоровьесберегающие технологии в учебном процессе.

5. Уровень и динамика показателей здоровья студентов зависит от многих факторов, но главными из них являются социально-экономические. Факторы, формирующие субъективную оценку здоровья и определяющие здоровьесберегающее поведение студентов по рангу распределяются в следующей последовательности: недостаток материальных ресурсов; неполноценный отдых и сон; нерациональное и несбалансированное питание; злоупотребление алкоголем; отсутствие или наличие не комфортных жилищных условий; плохие взаимоотношения в семье; трудности во взаимоотношениях со сверстниками; табакокурение; низкая физическая активность; сложности в организации предстоящего образовании; необходимость учиться и совмещать учёбу с работой; избыточная масса тела; употребление наркотических средств.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: