ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВЗРОСЛОГО ЧЕЛОВЕКА




 

В конце 19 века ЮНЕСКО дало определение взрослого человека, по их мнению, взрослым считается такой человек, который признан обществом, к которому он принадлежит. В настоящее время, понятие взрослого человека поменялось и взрослого считается такой человек, который имеет сформированное сознание и самосознание, а также достиг своей зрелости (психологической, физиологической, социальной) имеет опыт в жизни, развивается и выполняет роли, характерные для взрослого человека, принимает на себя обязанности и несет ответственность[25].

Зрелость и взрослость человека – это не одна и та же характеристика личности человека. В отличие, от взрослости, зрелость человека характеризует самый активный период в жизни человека. В этот момент человек достигает своего наивысшего пика развития личности, что подразумевает и развитие интеллекта. Обнаружено, что если человек находится продолжительный период в состоянии зрелости, то он способен достигать наивысшего духовного развития. Окончание периода зрелости не определено, оно условно, так же как и начало, как правило, это между окончанием юности и началом старости [3].

Древние греки называли этот возраст и состояние духа «акме», что означает «вершина», высшая ступень, цветущая пора [3].

По мнению Э.Эриксона взрослость – наиболее полный расцвет сил, в который человек становится самим самой. В этот момент в человеке прослеживается несколько направлений развития: созидание - желание быть неравнодушным к жизни, людям; неуспокоенность - стремление постоянно что-то делать, достигать мастерства; генеративность - желание быть другом, помогать близким, родственникам, детям.

Если человек, его личность становиться спокойной, можно применить понятие «успокоенный», то этот период характеризуется застоем и человек начинает находиться в стадии деградации. Это цепляет за собой еще ряд характеристик личности: инфантильности и самопоглощенность, жалость к себе, своей жизни, удовлетворение прихотям. На данном этапе важно выйти из этой ситуации, пусть даже через внутренний конфликт и преодоление трудностей [1].

Понятие зрелости в гуманистической психологии характеризовало понятие самореализации. Маслоу А. считал, что человек на этом этапе своего развития не ограничивается удовлетворением базовых потребностей, а стремится к высшим, таким как доброта, истина, самоактулизация. Человек стремится развиваться и достигать наиболее высокого уровня развития. [2].

По мнению Н.И. Мицкевич, взрослый человек должен обладать рядом особенностей: увлеченность и вовлеченность в профессиональную деятельность, обладать целостным мировосприятием, воспринимать изменение мира динамично и непротиворечиво [17].

Также, работая над дидактическими системами повышения профессиональной квалификации взрослых, он подошел к следующим особенностям взрослого человека в обучении: внутренняя мотивации, называя ее побуждением, позволяющая самостоятельно ставить задачи, цели, идти к их достижению, организовывать процесс, управлять ими и достигать. Автономность мышления взрослого человека, которая позволяет достигать вовлеченности в процессе обучения, а также учиться и передавать полученные знания и практический опыт другим. Самовыражение, как способ использовать приобретённые знания и постоянное стремление изменять свою профессиональную деятельность, на основе полученных методов и материалов [17].

Взрослость характеризуется тремя стадиями:

1) РАНЯЯ ВЗРОСЛОСТЬ (молодость) – от 20 до 40 лет.

Развитие человека со стороны физиологических и психологических процессов завершается к 25 годам, а интеллект продолжает развиваться. Поэтому этот период характеризуется трансформацией личности параллельно с развитием интеллектуальной составляющей, что характеризует неравномерное развитие процессов психики и познания.

Здесь очень важно сказать, что в этот же период идет развитие когнитивной функции человека, и оно носит индивидуальный характер. Человек может и должен посредством учебы, контролировать свое влияние на развитие интеллекта, а также и на достижение своих профессиональных успехов или результатов в творчестве. В связи с этим, психологи склонные говорить, что успех взрослого человека зависит от правильно выбранной профессии, качества образования, развития интеллекта.

Конечно, основной проблемой, в данный период развития взрослого, является определение идентичности или самоопределение человека. В дальнейшем это влияет на формирование цельности человека в жизни и его реализованности.

Этот период, также характеризуется появлением более глубоких эмоций, связанных с любовью. Человек переживает целую волну разных эмоций, которые перекрывают одна другую и выявлением у себя новых чувств, переживаний, сочувствием, заботой, любовью, ненавистью и т.д., а также резкой сменой радости на слезы. Эмоциональная близость играет центральную роль в этот период [13].

Но в целом к этому возрасту, эмоциональная составляющая психологической функции человека достаточно стабильна и полностью сформирована.

С учетом этого, что человек в данный период уже готов к созданию семьи, рождению детей, он начинает все больше осознавать ответственность, к решению задач и формироваться как личность, в которой роль мотивации к достижению различных целей достаточна велика.

2) СРЕДНЯЯ ВЗРОСЛОСТЬ – от 40 до 60 лет.

В возрасте 40–60 лет человек попадает в обстоятельства, психологически различающихся с прошлым. К данному периоду он приобретает огромный жизненный и высокопрофессиональный опыт; дети взрослеют, и взаимоотношения с ними изменяются, приобретают иной вид; старшее поколение - родители состариваются и нуждаются в поддержке.

В этот период жизни организм человека испытывает ряд закономерных физических перемен, к которым он должен адаптироваться. Данные перемены имеют последующий вид: усугубляется общее состояние, возникают проблемы с глазами, происходит замедление процессов реакции, ослабевает мужская потенция, представительницы слабого пола тоже ощущают на себе старение организма (климакс), многие, из которых, переносят его весьма трудно и на физическом уровне и психологическом [13].

Прослеживается сокращение данных психофизических функций, но данное никак не отображается в функционировании когнитивной области человека. Трудоспособность сохраняется на прежнем уровне, а это в свою очередь продлевает рабочую и жизненную активность. В среднем возрасте не заканчивается формирование возможностей, сопряженных с профессиональной и ежедневной работой.

На данном этапе жизни насыщенность инволюции умственных функций человека находится в зависимости от одаренности и образовательных процессов, которые противостоят старению, затормаживая инволюционный процесс. Основным достижением данного возрастного периода считается приобретение капитала мудрости: индивид может производить оценку действия и информации в наиболее широком контексте, нежели ранее, способен бороться с изменениями и неопределенностью.

Эмоциональное состояние в данный период характеризуется неравномерностью в поведении. Возраст 40-60 лет считается главным этапом бурного роста семейной жизни, продвижения по службе и креативных возможностей. Трудовая деятельность захватывает важную позицию и делается основным источником человеческих эмоций. Успешная профессиональная деятельность тоже оказывает влияние на состояние эмоций.

В среднем возрасте люди больше подвергаются стрессу, нежели в годы юности, зачастую мучаются депрессией, ощущают чувство одиночества. Помимо этого, человека все чаще посещают мысли, что жизнь не бесконечна и смерть – это вопрос времени.

Изменяется мотивационная составляющая, в основном из-за того, что у взрослого возникает стремление совершать действия без промедления и не откладывать результат на потом, т. е. он старается мгновенно удовлетворить собственные потребности. Главными нуждами считаются осуществление собственных креативных возможностей, потребность передавать свой опыт последующему поколению, корректирование работы, внимание к сохранению взаимоотношений с близкими родными и друзьями, организация и обеспечение тихой гарантированной старости. В связи с этим совершается переосмысление и переоценивание существования целиком, корректирование сформировавшейся концепции ценностей в трех направлениях жизни: личной, семейной и профессиональной [13].

3) ПОЗДНЯЯ СТАРОСТЬ – 60 лет и старше.

Многочисленные эксперты именуют промежуток от шестидесяти лет и выше геронтогенезом, либо старение. Исследованиями данного периода жизненного цикла человека занимается наука геронтология. Геронтология – это наука, которая занимается изучением разных аспектов процесса старения, включая психологические, социальные, а также выявляет причины их возникновения и возможности профилактики.

Старость считается окончательным шагом существования человека. Взрослые люди, дожившие да этих лет, делятся на 3 под категории: 1) пожилые; 2) старческий возраст; 3) долгожители [14].

Переход от зрелого возраста к старости является пожилым. Этот переход характеризует процесс старения, который является неотъемлемой частью генетического кода. В старости физические способности ослабевают, снижается жизненный тонус организма, все чаще возникают проблемы с вегетососудистой системой и иммунитетом и как следствие необратимый процесс старения.

Когнитивная система меняется из-за ухудшения большинства органов чувств и их функций. Ухудшается интеллект и его функции. На отрицательную динамику когнитивных процессов влияют, прежде всего, индивидуальные особенности личности, интеллект, образование, профессия и другие факторы [14].

Несмотря на пожилой возраст, мышление человека в этот период развито хорошо. Логические связи являются основой памяти, а она взаимодействует с мышлением.

А вот в нервной системе происходят изменения, эмоции более активно начинают влиять на человека и он становиться подвержен более резким перепадам настроения, от радости к печали и наоборот, снижается желание действовать, противостоять проблемам. Человек становится более эгоистичным [14]. Но здесь есть различие в гендерных особенностях, женский пол более активную позицию начинаю занимать, иногда даже агрессивную, мужской пол более спокойную, тихую, пассивную. Все чаще и чаще человек начинает вспоминать о прошлых событиях в жизни, с большей частотой думают о смерти [14].

Социальная роль человека меняется, как только он уходит на пенсию и следом за этим изменяется его мотивация и ценности. Основная роль здесь отводится передачи опыта и знаний, духовности, поэтому на этом этапе важна потребность в реализации за счет передачи этих знаний. Но уже через 10 лет, в 70, мотивация опять меняется в сторону сохранения здоровья и изменению интересов к рукоделию, коллекционированию, творчеству, искусству.

Защищенность, поддержку и заботу человеку в этом возрасте дают семейные отношения [14].

Подводя итог вышесказанному можно выделить следующие признаки взрослости человека:

· Способность быстро реагировать на изменения окружающей среды, позитивно реагировать, приспосабливаться к обстоятельствам;

· Быть ответственным, преодолевать сложности и трудности;

· Активное развитие, связано с когнитивными функциями, в частности саморазвитие;

· Личностные качества: уверенность, вера, сочувствие, надежность, твердость характера, целеустремленность, целостность мировосприятия;

· Мотивация: цели и задачи, социальные значения.

 

А. Маслоу определил 15 признаков зрелости для личности [18]:

 

1. Мотивация, интерес к новому, неизученному, неизведанному.

2. Принятие себя и других.

3.Соблюдение правил, традиций, принципов. Сознательное восприятие данных норм.

4. Профессиональная направленность людей.

5. Спокойствие по отношению к внешнему миру и изменениями.

6. Автономное мышление.

7. Интерес и склонность к новаторству.

8. Сопереживания и сочувствие.

9. Чувство общности с человечеством в целом.

10. Дружеское окружение.

11. Демократичность во всем.

12. Моральные внутренние нормы.

13. Чувство юмора.

14. Креативное мышление.

15. Критическое отношение.

 

1.2 ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ВЗРОСЛЫХ

Термин (education adult) образование для взрослых содержит в себе постоянную цепочку непрерывных действий в преподавании - как стандартную, так и весь диапазон её разных конфигураций и видов [20]. За счёт этого, люди во взрослом возрасте пополняют свои знания новой информацией, развивают способности, усовершенствуют профессиональные компетенции и могут использовать их в других видах деятельности.

Под понятием профессиональное обучение (training) понимается постоянный процесс, который предпринимается людьми, закончившими основную систему школьного и высшего образования, для постоянного обогащения собственных познаний, способностей, результатов деятельности и формирования взаимоотношений с находящимися вокруг, с целью правильно выполнять поставленные профессиональные задачи [20]. Образовательный процесс не должен останавливаться в течение всего периода жизни человека (lifelong education), это позволяет людям находиться в процессе всех происходящих изменений, как в развитии технологий, так и сфере социума, помогает подготовить себя к изменениям в жизни, реализовать имеющийся потенциал.

Наука на протяжении многих лет изучала отличие в обучении взрослых и детей. В результате чего, в педагогике было выделено отдельное направление, которое стало называться андрагогика [21]. В странах Европы андрагогика оценивается как научный подход к процессу обучения взрослых учащихся. В этом значении андрагогика - это наука, которая оказывает понимание и поддержку образования взрослых в течение всего периода жизни. Дополнительно была выработана и андрагогическая модель организации обучения, в процессе которой учащийся самостоятельно отвечает за выбор направлений обучения, определения набора методов, постановки сроков, и за выполнение результата. Поскольку взрослый человек сам осознает степень важности обучения, то он играет роль «движущей силы» в процессе учения, в свою очередь педагог - «архитектор» больше координирует процесс обучения, создавая новые подходы, методики и виды.

Согласно историческим данным, потребность обучения взрослых, с целью повысить их культурный и образовательный уровень, общество ощутило в XVIII веке. Государство нуждалось в образованных и культурных людях, владеющих элементарными общеобразовательными и начальными профессиональными знаниями, которые позволили бы человечеству адаптироваться к стремительно меняющимся условиям жизни.

Одной из важнейших задач, поставленных перед системой образования России после 1917 г., стала ликвидация неграмотности. В стране остро ощущалась нехватка квалифицированных рабочих кадров, вследствие чего стали массово открываться рабфаки и вечерние школы, и рабочие университеты. Также по ускоренной программе готовили на различных курсах специалистов рабочих специальностей. С конца 60-х годов уже формируются отраслевые и межотраслевые институты повышения квалификации.

Обучение взрослых стало рассматриваться в качестве элемента непрерывного образования со второй половины XX века. Ранее его задачей было компенсировать или ликвидировать недостатки культурной и образовательный сферы, обусловленные устареванием знаний либо недостатками действующей системы обучения, а в дальнейшем - решение проблемы повышения квалификации [21].

Мысли о том, что важно обучаться на протяжении всего жизненного пути, не пришли к обществу внезапно, они формировались на протяжении всего процесса становления различных народов. Пословицы различных народов - яркое тому подтверждение. Практически идентично звучат идеи непрерывного образования в русских («Век живи - век учись»), английских («Знания, которые не пополняются ежедневно, убывают с каждым днем») и китайских («Не бойся, что не знаешь - бойся, что не учишься») пословицах.

О важности учения говорится также во всех мировых религиях. Ярким примером может служить Новый Завет, в котором утверждается необходимость развития системы непрерывного образования и непрекращающегося обучения, так как, согласно древнему учению, в библейские времена праведником мог называться только тот, кто постоянно учится и относится к категории обучаемых [1].

Согласно Г. С. Сухобской, все получаемые взрослым человеком из различных источников новые знания и умения, благополучно освоенные им в конкретных формах образовательной деятельности, при активном привлечении знаний, приобретенных ранее, в целом можно назвать феноменом образованности взрослого человека. Проявляется он в виде концептуальных и функциональных знаний (функциональная грамотность), а также в их единстве (профессиональная культура) [4].

По утверждению В.И. Победа, основная цель системы образования взрослых как социального института в условиях кризисной ситуации - оказание социально-образовательной помощи личности адаптироваться к новым условиям существования, определить его участие в важнейших сферах жизни общества (производстве, социуме и культуре), помочь выработать социальный иммунитет, модели адекватного поведения в экстремальных условиях [4].

В условиях современности наблюдается такая тенденция: взрослое население стремится в полной мере соответствовать требованиям рынка труда, поэтому ощущает необходимость в постоянном повышении собственной квалификации и профессиональной компетентности, совершенствовании функциональной и технологической грамотности. Важнейшая роль также отводится повышению общей культуры человека. В настоящее время система образования взрослых переживает сложные времена, требует реализации нового подхода в обучении. Проблемы, охватывающие всю ее структуру на различных уровнях (федеральном, региональном, на уровне учебного заведения, обучающихся), порождены, согласно наблюдениям С. Г. Вершловского и М.Т. Громковой, рядом противоречий [7].

Г. Вершловский утверждает, что существуют следующие ориентации взрослых в сфере образования:

- если повышающему квалификацию важно получить максимально полезные для ведения профессиональной деятельности знания, тогда он ориентирован на практическую ценность, и в основе его мотивации - принципы внешней целесообразности образования;

- в случае, когда учебная деятельность носит самостоятельный характер, ориентация обучающегося - на ценность самообразования;

- ориентация, как и понимание того, ради чего совершается выбор, из-за недостаточной мотивации и неприятия общего образования как системы, соответствующей ценностям индивидуума, не осознаны [7].

Информационно-просветительская деятельность - важнейший компонент системы образования взрослых с характерной для нее спецификой:

- непрофессиональной направленностью, ориентацией на духовные интересы различных групп населения;

- многомерной дифференциацией целевой аудитории по принципу деления на социально-демографические, профессиональные и другие группы;

- участия членов образовательного процесса на добровольной основе, предусматривающей неформальное общение и проявление самодеятельности участников.

По Л. В. Полагутиной [5], о значимости информационно-просветительской деятельности можно судить по функциям, которые возложены на нее в системе образования взрослых:

· креативная (посредством развития познавательной и социальной активности способствует реализации творческого потенциала личности) - при непосредственном включении в систему информационно-просветительской деятельности участник образовательного процесса выполняет роль, как объекта, так и субъекта;

· компенсаторная - восполняет и дополняет базовое образование;

· интегрирующая - непрерывное приобретение и накопление систематических знаний по различным направлениям.

Информационно-просветительская деятельность является всеохватывающей по направленности и назначению, содержанию и уровням, она универсальна для различных социальных слоев, категорий и групп населения.

При изучении андрагогической модели обучения важным является и понятие «взрослый». Ему соответствует 4 определения: биологическое, юридическое, социальное и психологическое, одно из которых - психологическое - является важнейшим. Человек становится по-настоящему ответственным и самостоятельным только тогда, когда он взрослеет биологически, примеряет на себя роль взрослого и за все свои решения готов нести полную ответственность [6].

Роль психологического фактора в современном мире становится все значимее, поэтому к взрослому, в частности, его психологическим особенностям, умению быть мобильным, активным и способным непрерывно обучаться, предъявляется ряд серьезных требований.

При проведении теоретического анализа исследований, которые проводились в целях изучения психологии обучения взрослых, можно прийти к такому важному выводу: люди способны мыслить, творить и учиться не только на школьной скамье.

В процессе реализации и организации учебно-образовательного процесса взрослых проявляются такие особенности их психологии обучения:

- стремление к самостоятельности;

- серьезность, осознанность и понимание значимости качественного обучения;

- достаточный жизненный и профессиональный опыт.

Особенностью учебной мотивации является желание применить на практике полученные знания, умения и навыки, чтобы стать более квалифицированным, что даст возможность карьерного роста [6].

Для взрослого человека основным видом деятельности является трудовая, поэтому он понимает всю значимость необходимость обучения и знает, как применить полученные результаты образования на практике. В связи с этим специалисты утверждают: основным в процессе организации учебно-образовательного процесса может быть только практико-ориентированный подход.

Если зрелый обучающийся понимает, зачем ему образование, и знает, что он сможет применить полученные знания для получения лучших своих результатов в своей работе, он является не пассивным, а активным участником образовательного процесса, привносит в различные образовательные ситуации свой личный опыт и демонстрирует свои жизненные ценности. Такое активное вовлечение в процесс соответствует его целям и задачам, которые были поставлены перед получением образования.

Так как взрослый человек обременен семейными и социальными обязанностями, учиться без отрыва от производства он не может. Следует также учитывать, что процесс освоения новых знаний и навыков у возрастной категории обучающихся происходит по-разному. Болезненно обостряется чувство собственного достоинства, нередко случаются стрессовые ситуации, поэтому зрелые люди нуждаются в индивидуальном подходе, поощрении. [6].

Специфика обучения взрослых людей, согласно учению О. В. Эрлиха, определяется в следующем:

1. Смещается акцент с передачи знаний на обеспечение условий, которые необходимы для развития умения самостоятельно взаимодействовать с реальностью и окружающей действительностью (нахождение в потоке информации нужных знаний, формирование собственных программ самообразования, установки на профессиональное развитие).

2. Осуществляется постепенный уход от практики преподавания знаний: необходимо «научить учиться» и создать условия для перехода субъекта в «режим саморазвития».

3. Преподавателю нужно моделировать различные учебные ситуации и давать на их решение минимум времени, чтобы сформировать потребность обучающихся в осуществлении познавательной деятельности.

4. Учебный процесс должен носить практико-ориентированный характер.

5. Взрослые участники процесса должны иметь возможность удовлетворять свои потребности в профессиональном и неформальном общении.

Для успешной реализации задач обучения важно выбирать наиболее эффективные методы обучения взрослых участников образовательного процесса. К ним относятся: работа над презентациями, обсуждение семинаров и практических занятий, участие в деловых и ролевых играх, вовлечение в бизнес-тренинги, решение различных кейсов, ведение дискуссий в малых группах, моделирование и выполнение проектов, обучение действием.

Чем отличается бизнес-образование от традиционного академического? Наличием различных упражнений или собственного практического опыта участников образовательного процесса? Разница между ними - в подходах к организации взаимодействия с получающими образование, методах коммуникации, распределении ответственности за результаты процесса обучения, а также более высокой мотивации получать новые знания и практические умения.

Для успешной реализации задач бизнес-обучения необходимо принимать во внимание такие особенности взрослых людей, как необходимость:

- осознания конечной цели процесса собственного обучения;

- ощущения самостоятельности;

- осмысления потребности в обучении, позволяющей решать важные проблемы и достигать конкретные цели и обеспечивать должную мотивацию;

- практической направленности как в отношении к обучению, так и стремлению к применению полученных ЗУНов.

Немаловажная роль в процессе обучения отводится жизненному опыту обучающегося, а также профессиональным, социальным, бытовым и временным факторам.

Американский психолог Карл Роджерс, основываясь на результатах исследования, выделил ряд психологических особенностей взрослых участников образовательного процесса, которые являются предпосылками успешного обучения:

· большой потенциал к обучению заложен в людях от природы;

· обучение будет более эффективным, если оно актуально, и цели заранее предопределены, при этом личности человека или его авторитету ничего не угрожает;

· в процессе получения новых знаний, умений и навыков происходит полное вовлечение личности, в результате чего происходит переосмысление своего «Я» и наблюдаются положительные изменения в самоорганизации;

· большая часть обучения достигается действием, при сохранении открытости опыту;

· творческому развитию личности, повышению независимости и уверенности помогают самокритика и самооценка.

Роджерс говорит о том, что взрослый человек - ответственный участник образовательного процесса, инициатор собственного обучения. С ним солидарны и другие коллеги, и даже языковеды. К примеру, профессор И.И. Ильясов говорит о том, что возвратный глагол «учиться» означает дословно «учить самого себя». Все же, всю полноту ответственности в постановке целей обучения несет преподаватель [8].

Но позволяют ли способности взрослым эффективно обучаться, есть ли у них возможность усваивать новые знания? Хотя с возрастом многие функции организма постепенно ослабевают (снижаются зрение и слух, ухудшаются память и мышление, возникают трудности с восприятием новой информации), но сами способности к обучению у взрослых людей (от 20 до 60 лет) существенно не изменяются. При этом у людей, занятых умственным трудом они сохраняются значительно дольше. Как правило, возрастное снижение обучаемости связано с общим состоянием здоровья и энергетикой человека, уменьшением объективной и субъективной потребности в новых знаниях, снижением возможностей для применения их на практике.[8]

 

 

1.3 МЕХАНИЗМЫМОТИВАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ У ВЗРОСЛЫХ

Мотивация в традиционном понимании – это некий импульс, сильное побуждение, которое стимулирует индивида к совершению того или иного действия. Если потребности являются источниками поведения, то мотивы – их причинами. Именно они становятся силой, благодаря которой совершается любая деятельность.

Выражения мотивации, которая заставляет взрослого человека действовать, - это цели, которые он ставит перед этой деятельностью, а также внимание к ней и определенный комплекс усилий, прикладываемых к достижению цели.

Взаимосвязь между определениями цели деятельности, вовлечением в нее и мотивацией довольно сложна. Для достижения высокого уровня мотивации недостаточно иметь цель и средства для ее достижения; важно также, чтобы индивидуум понимал, что вероятность успеха при этом высока. В этом случае даже недостаток знаний, навыков, опыта может компенсироваться именно высокой мотивацией. Особенно это обстоятельство важно в случаях, когда обучающийся – взрослый человек.

Примечательно, что компенсаторный механизм, описанный выше, не имеет обратного действия. Иными словами, даже при наличии хороших способностей или требуемых знаний учебная деятельность не будет успешной, если уровень мотивации низок. Правда, среди исследователей существует мнение, что для взрослого человека самой эффективной мотивацией является самомотивация.

Еще один важный фактор, который оказывает влияние на мотивацию (когда мы говорим об обучающихся, находящихся во взрослом возрасте), - их интересы. Они в определенной степени формируют любую деятельность и влияют на ее успешность, в том числе учебную. Именно благодаря интересам формируется работоспособность обучающегося и формируются его внутренние установки, влияющие на успешность учения.

Другая отличительная особенность, характеризующая и определяющая формирование мотивации к учебной деятельности у взрослого человека, - его стремление решить конкретные проблемы, важные для него. Иными словами, вряд ли мотивацией в этом случае станет абстрактное получение знаний. Гораздо важнее для обучающегося, чтобы эти знания помогли ему достичь конкретных целей. Среди таких целей, например, повышение собственного культурного уровня, стремление к саморазвитию и самосовершенствованию, получение большего объема информации по интересующей теме или проблеме.

Уровень мотивации определяется также личностными качествами обучающегося. В первую очередь, это его ответственность и целеустремленность. По мнению М. Брина и С. Манна, одно из основных условий для формирования внутренней мотивации – желание учиться. Иными словами, обучающийся стремится к учению потому, что он действительного этого хочет, а не потому, что обязан или кто-то требует от него учения [9,10].

Опираясь на мотивационную ориентацию учащихся, являющихся взрослыми, Н.Ф. Федорова объединяет их в три группы. В первой группе – обучающиеся, которым получаемое образование необходимо для того, чтобы достигнуть конкретных, четко обозначенных целей. Вторая группа – лица, для которых имеют особое значение условия получения знаний, при этом само обучение и сами знания могут не иметь прямого отношения к их деятельности. Третья группа – те, кто учится ради получения знаний, то есть ориентированные на собственно процесс учения.

Еще одна классификация, предложенная для взрослых обучающихся тем же исследователем, базируется на стиле их работы. По мнению Н.Ф. Федоровой, существуют четыре таких группы [24].

К первой группе относятся обучающиеся, которые ценят явную логику, порядок и систематизированность получаемых знаний. Для них очень важна логичность и последовательность получаемой информации, они ценят спокойствие во время самого процесса, логичность и четкость презентаций. Информацию они получают преимущественно из собственного опыта, а для организации учебного процесса таких обучающихся используются тренинги, учебные пособия и книги, экскурсии, моделирование, материалы программирования, рисунки.

Вторая группа – это те обучающиеся, которые придерживаются принципа, называемого абстрактной хаотичностью. Для них наиболее ценной является информация, поступающая к ним в хаотичном виде, но при этом сам процесс обучения они ценят. Полученные знания они организуют сами – так, как это удобно им, в зависимости от целей, которые они поставили перед обучением. Для таких учащихся рекомендуются иные методы. Среди них, например, групповые дискуссии, решение проблемных задач, обсуждения, диспуты, непродолжительные лекции.

Для третьей группы характерен принцип так называемой абстрактной логичности. Как правило, это люди, наделенные абстрактным мышлением и способностью декодировать символы, в виде которых к ним поступает информация. Все получаемые сведения они в своем воображении выстраивают в единую систему, оформленную в виде образов или в графической форме. Такие учащиеся отдают предпочтение изложению материала, которое делается последовательно и носит рациональный характер, поскольку в этом случае они получают возможность извлечь из получаемой информации основные идеи. Основные методы их обучения – слушание материала с его последующей проработкой, проведение аналитических занятий с постановкой проблемы и поисками путей ее решения, самостоятельное чтение.

Наконец, четвертая группа – это учащиеся, которые демонстрируют склонность к конкретизированной хаотичности. Они ценят эксперименты, во многом руководствуются интуицией, быстро улавливают новые идеи. Такие учащиеся, как правило, идут по пути проб и ошибок, причем предпочитают действовать самостоятельно, поэтому не следуют четко инструкциям, а ищут пути решения проблем сами. Для обучающихся из этой группы будут целесообразны такие методы, как ролевые игры, выполнение самостоятельных проектов, постановка проблемных задач, работа в малых группах, моделирование, выполнение заданий для самостоятельного решения.

Таким образом, можно сделать вывод, что обучение взрослых предполагает определенную предварительную подготовку. Она подразумевает изучение и всесторонний анализ мотивов, которые побуждают к учению, а также выяснение других психологических характеристик его личности. К ним относятся потребности, установки, склонности, интересы. Именно совокупность всех этих критериев в конечном итоге влияет на результат, который будет достигнут в процессе учебной деятельности.

С точки зрения изучения способности взрослых к обучению интересно исследование, проведенное коллективом под руководством Б.Г. Ананьева. Его главная цель – анализ особенностей развития взрослых людей в возрасте от 18 до 40 лет и потенциала к обучению, присутствующего в каждой из предложенных возрастных групп. В итоге авторы пришли к выводу о гетерохронности развития. Эта теория означает, что в разном возрасте наблюдается преобладание и доминирование разных психических функций – например, на одном этапе особенно быстро развивается мышление (от 22 до 25 лет), на другом память (от 18 до 21 года).

Чем старше человек, тем ярче выражен процесс интеграции психических функций. Этот процесс дает возможности для определенной компенсации. Так, если одна функция (например, память) развита недостаточно хорошо, это отставание будет компенсировано гипер-развитием другой психической функции (например, мышления). Таким образом, анализ исследований, которые посвящены особенностям учения во взрослом возрасте, позволяют сделать важный вывод: взрослый человек способен к учению и творчеству [10].

С возрастом многие функции организма – как физические, так и психические – ослабевают. В связи с этим возникает закономерный вопрос, способны ли взрослые люди обучаться столь же эффективно, как подростки и молодежь? Доказано, что, несмотря на ухудшение некоторых физических способностей (например, зрения и слуха), способность к восприятию и усвоению новой информации не ослабевает. Примечательно, что дольше они сохраняются у тех людей, которые заняты умственным трудом. Если же отмечается ухудшение способности к обучению с возрастом, то это, как правило, обусловлено снижением жизненного потенциала человека, ухудшением состояния его здоровья. Важную роль играет также отсутствие необходимости в новых знаниях, поскольку возможности для их применения становятся ограниченными [11].

Национальной учебной лабораторией в Бетеле в 1980 году было проведено исследование с целью анализа методов обучения взрослых, сп



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: