Маркетинг - по определению Ф. Котлера, вид человеческой деятельности, направленный на удовлетворение нужд и потребностей покупателей (потребителей) [26].
Маркетолог - это специалист, в основу деятельности которого, входит анализ и изучение рынка, предпочтений потребителей, повышение прибыли компании, а также повышения уровня знания о компании и продуктах компании.
Маркетолог - это такая профессия, которой сложно научить, потому что все знания приходят из практики, укрепляя теорию. Поэтому основная важная черта для маркетолога - это желание постоянно развиваться и получать новую информацию и знания. Внешняя среда, быстро меняющиеся технологии диктуют свои требования к маркетологам. Компетенции сильного маркетолога должны быть следующими:
· Стратегический взгляд. Аналитический подход. Способность не только собирать информацию, но и уметь анализировать большие массивы информации, делать выводы.
· Профессиональные знания в маркетинге. На протяжении всего периода работы маркетологи нарабатывает себе компетенции в определенных областях маркетинга. Но с учетом того, что методы, подходы, приемы постоянно меняются - это требует от маркетолога «упора знаний» в определенной области, т.е. любой стратегически мыслящий маркетолог, умеющий выстраивать стратегию в компаниях, обозначает и себе ключевую компетенцию в маркетинге и стратегию своего маркетингового развития.
· Инициативность и проактивная позиция. Маркетолог - это инициатор перемен в компании и вдохновитель, и создатель чего-то нового и здесь важно не только вдохновлять, но и воплощать эти мечты в действия и конкретные решения.
· Амбициозность в целях и решениях. Высокая направленность целей, желание достигать невозможных задач, стремиться к новому.
· Креативность мышления. Поиск новый идей, решений, технологий.
· Гибкость мышления, применение управления проектами, умение работать в команде, умение принять чужую точку зрения.
Актуальная задача для обучения взрослых маркетологов - это сделать данное обучение эффективным, практичным, для того, чтобы методы и способы могли быть применимы сразу же в работе. Быстрая смена методов, активное развитие технологий, постоянно меняющаяся внешняя среда формирует на рынке непрерывную потребность в новых знаниях и навыках, необходимость постоянного изучения и внедрения новых знаний.
Маркетологи заинтересованы больше в конкретном решении практических проблем, нежели в получении общей теоретической информации. Если они понимают, что цели и содержание дисциплины соответствуют их потребностям, то они полностью принимают ответственность за обучение на себя.
Для того чтобы понимать как построить и эффективно реализовать образовательную программу для маркетологов, нужно правильно понимать особенности взрослого обучающегося и индивидуальность каждого.
Одна из ключевых психологических особенностей взрослых студентов заключается в том, что они целенаправленны. Это обуславливается наличием определенных привычек, а также прошлого опыта и сформированного на его основе мнения о процессе обучения, его цели и результате. Взрослым недостаточно получать знания; им важно связывать новую информацию с уже имеющимся опытом. Кроме того, для них особенно важна компетентность преподавателя, а также собственная активность во время учебного процесса.
При этом обучение взрослых сопровождается рядом проблем, также обусловленных собственным опытом и особенностями профессиональной деятельности. Особенно это касается маркетологов, которые в силу особенностей своей профессии стараются доминировать в учебной группе, соперничают друг с другом, не обладают навыками слушания и правильной формулировкой вопросов.
В связи с этим, одним из важных условий эффективности обучения становится реализация индивидуального подхода. Этот тезис предполагает анализ и понимание особенностей учащихся – как поведенческих, так и мыслительных. Индивидуальный подход – это еще и отсутствие авторитаризма, предоставление определенной свободы, благодаря которой остается пространство для творчества и самостоятельных решений.
Важность персонального подхода обусловлена различиями между людьми и методами, с помощью которых они воспринимают и усваивают информацию. Так, один в процессе учения ориентируется исключительно на факты, а второй руководствуется собственной интуицией. Один лучше воспринимает информацию на слух, а второй запомнит ее, если прочитает. Согласно результатам тестирования, чуть более половины (55%) всех людей – так называемые визуалы. Предпочитают воспринимать информацию на слух (аудиалы) – 35%, а для 10% важны тактильные ощущения (киностетики) [12].
Среди ведущих методов андрагогики – в основном те, которые, так или иначе, связаны с применением полученных знаний на практике и с самостоятельным поиском ответов. Это диспуты и дискуссии, тренинги, кейсы, деловые игры, круглые столы. Иными словами, знания обучающиеся получают в процессе практической деятельности и одновременно закрепляют их опять же на практике. Это очень важно для усвоения материала. Согласно выводам исследований, во время деловой игры усваивается около 90% получаемой информации, в процессе дискуссии – 75%, а во время лекции только 20% [9].
Занятия в формате деловых игр – это еще и значительная помощь преподавателю. Во время таких занятий он выделяет лидеров (в том числе неформальных), выявляет участников, являющихся наиболее конкурентоспособными и интеллектуальными. Игровые занятия позволяют сделать выводы о мотивации слушателей и ее степени, различить опытных профессионалов и новичков, определить тех, кто предпочитает работать в команде или индивидуально.
Таким образом, можно сделать вывод, что организация учебного процесса для взрослых маркетологов должна строиться на пяти принципах. Во-первых, это компетентность преподавателя в маркетинговом процессе и его современных особенностях. Во-вторых, это цели, которые каждый слушатель ставит перед обучением. В-третьих – методы, используемые для трансляции и закрепления информации. Четвертый принцип – это индивидуальный подход к каждому слушателю. Пятый принцип - это совместимость преподавателя и слушателя.
Учитывая вышеизложенный материал относительно психологических особенностей взрослых маркетологов, их мотивационную составляющую, методы обучения, мы пришли к следующей модели обучения маркетологов:
1. Анализ индивидуально-психологических характеристик обучаемого маркетолога – с точки зрения особенности его обучения.
2. Выявление потребности и цели в обучении с точки зрения стратегических целей организации.
3. Анализ индивидуально-психологических особенностей тьютора с целью выявления проблем взаимодействия с маркетологом, который обучается.
Результат: - подбор наиболее эффективных технологий обучения.
2. РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ МАРКЕТОЛОГОВ
2.1 МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ РАЗДЕЛЫПРОГРАММЫИССЛЕДОВАНИЯ
Маркетинг, на сегодняшний день, занимает стратегическое и парадоксальное значение на рынке. Маркетологи сосредоточились на решении тактических вопросов. Отчасти это связано с тем, что технологии и методы и наполненность обучения очень сильно отстают от быстро меняющегося мира, хотя актуальность в стратегическом маркетинге растет с каждым днем.
В связи с вышеперечисленными факторами возрастает роль психологических особенностей человека. Чтобы успешно и эффективно проводить обучение маркетологов, нужно понимать его основные индивидуальные характеристики: способность индивидуально запоминать, понимать материал, успешно применять при решении различных практических задач и быстро использовать различные методы. Т.е. необходимо обращаться к его органам чувств, так как через них идет восприятие информации и её усвоение.
Таким образом, отсюда вытекает проблема – противоречие между высокими требованиями к маркетингу со стороны бизнес-организаций и неспособность маркетологов решать данные задачи. Данное противоречие связано с обучением маркетологов, с учетом психологических особенностей обучения взрослых и запросам постоянно меняющейся внешней среды.
Целью нашего исследования является разработка методики обучения профессиональных маркетологов.
В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:
Теоретические задачи:
· Определить критерии взрослости;
· Определить особенности обучения взрослых: особенности учебной мотивации взрослых, барьеры и возможности к обучению;
· Определить основные методы и способы «по преодолению психологических барьеров к обучению»;
· Провести анализ образовательных технологий для взрослых, андрагогическая модель обучения взрослых, изучить психологические особенности обучения взрослых;
· Провести анализ традиционных и нетрадиционных методов обучения взрослых;
· Провести анализ необходимых компетенций для маркетолога.
Методологические задачи:
· Подобрать методику для тестирования обучаемых маркетологов и тьюторов;
· Разработать понятную для маркетологов и тьюторов интерпретацию, описывающую особенности обучения;
· Разработать программу исследования эффективности методики
Эмпирические задачи:
· Провести исследование, направленное на определение эффективности методики обучения взрослых маркетологов
Объектом исследования - является психологические особенности обучения взрослых профессионалов
Предмет исследования – методика обучения профессиональных маркетологов.